Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Экономика информации, неопределенности и риска



 

Асимметричность информации как фактор несовершенства конкуренции. Информационный сектор экономики и информационный рынок. Информация как частное и общественное благо*. Спрос на информацию и ее предложение. Производство и тиражирование информации. Типы производства информации в экономике: потенциальный, латентный, специализированный. Структура информационного рынка*. Определение асимметричности информации. Социально-экономическая характеристика последствий информационной асимметрии: положительные и отрицательные эффекты. Основные источники асимметричности информации. Положительные и отрицательные интерналии. Углубляющаяся спецификация прав собственности и информационная асимметрия*. Информационный рынок в современной экономике России.

Экономические риски и неопределенность. Риски. Трактовка сущности и взаимосвязь неопределенности и риска. Неопределенность: технологическая, внутренней и внешней среды. Отношение к риску и его измерение*. Антипатия к риску, предпочтение риска, нейтральное отношение к риску. Закон убывающей предельной полезности как основа антипатии хозяйственных агентов к риску. Графический анализ антипатии и предпочтения риска. Действие закона убывающей предельной полезности в условиях предпочтения риска. Допустимый, критический и катастрофический риск. Моральный риск. Фьючерсы и опционы. Хеджирование. Рыночные сигналы и риск инвестиционных решений. Цена рисковых активов. Взаимосвязь прибыли и риска*.

Пути минимизации асимметричности информации и риска. Асимметричность информации как объект регулирующего воздействия. Внешние обстоятельства, внутренние инструменты минимизации риска. Роль государства в минимизации информационной асимметрии*. Объединение риска и его формы. Страхование. Страхование и диверсификация как способы снижения риска предпринимательской деятельности. Риски невозможного страхования*. Диверсификация портфеля активов. Экономическая безопасность. Неопределенность и риск в современной отечественной экономике.

 

Тема 12. Внешние эффекты и общественные блага

 

Внешние эффекты (экстерналии). Понятие «внешние эффекты». Положительные и отрицательные внешние эффекты. Разница между частными издержками (выгодами) и общественными, социальными издержками (выгодами). Условия появления внешних эффектов. Трансформация внешних эффектов во внутренние. Корректирующий налог Пигу. Корректирующая субсидия*. Борьба с загрязнением окружающей среды. Государство и экстерналии. Внешние эффекты в экономике России.

Теорема Коуза.Правасобственностии проблема их спецификации. Роль спецификации прав собственности в решении проблемы внешних эффектов. Трансакционные издержки и их особенности. Виды трансакционных издержек*. Трансакционные издержки и перераспределение прав собственности. Формулировка теоремы Коуза. Возможности рынка в преодолении внешних эффектов. Теорема Коуза и государственная политика в области загрязнения окружающей среды*.

Общественные блага.Общественные частные и клубные блага. Свойства общественных благ. Основные виды общественных благ в современной экономической системе. Исключаемые и условные общественные блага*. Рыночный механизм и обеспечение общественными благами. Недопроизводство общественных благ и «проблема безбилетника». Возможности экономических субъектов производить общественные блага. Государство и производство общественных благ. К. Викселль и принцип равной предельной потери при финансировании и производстве общественных благ*. Производство общественных благ в современной российской экономике.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Положение о библиотеке СЗФ Московского гуманитарно-экономического института.

2. Положение об организации самостоятельной работы студентов СЗФ Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлениям бакалавриата.

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СЗФ МГЭИ.

4. Методические указания по написанию рефератов и курсовых работ.

5. Методические указания по прохождению практик.

6. Задания на семинарские занятия.

7. Задания на практические занятия.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Перечень компетенций Этапы формирования компетенций и показатели их оценивания Критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования Шкалы оценивания
Знать Уметь Владеть
ОК-1 - закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; - основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; - методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов; - основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне.   - анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне; - строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; - прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микро- и макроуровне. - современной методикой построения эконометрических моделей; - методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей; - современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне. Введение в микроэкономику Теория поведения потребителя в рыночной экономике Менее 50% правильных ответов – неудовлетворительно. 50% - < 60% правильных ответов – удовлетворительно. 60% - < 70% правильных ответов – хорошо. 70% и более правильных ответов – отлично.
ОК-4 Предприятие в современной экономике  
ПК-4 Поведение производителя в рыночной экономике Издержки производства и прибыль. Равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции Несовершенная конкуренция и рыночная власть Монополистическая конкуренция и олигополия
ПК-14 Ценообразование на рынках факторов производства Рынок рабочей силы и заработная плата Рынки капитала и природных ресурсов. Процент и рента
ПК-15 Экономика информации, неопределенности и риска Внешние эффекты и общественные блага

 

 

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения

образовательной программы

 

Поскольку формирование компетенций происходит за три этапа (уровня), соответственно три уровня должны иметь и тестовые задания, предназначенные для измерения критериев оценки компетенций. Поэтому в первую очередь необходимо четко установить, что означают уровни: Знать, Уметь и Владеть.

Первый уровень – знать

Проверяет степень владения материалом дисциплины на уровне «знать»:

- В заданиях очевиден способ решения, усвоенный при изучении дисциплины.

- Выявляется знаниевый компонент по дисциплине.

- Оценивается по бинарной шкале «правильно-неправильно».

- Второй уровень – знать и уметь

- Степень владения материалом дисциплины на уровне «знать» и «уметь» (взаимосвязано):

- Задания не содержат явные указания на способ выполнения.

- Для решения студент сам выбирает один из изученных способов.

- Оцениваются не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач.

- Результат выполнения оценивается с учетом частично правильно выполненных заданий – сравнивается с хорошим образцом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.106.69 (0.006 с.)