Оценка различных видов памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка различных видов памяти



 

Память - одно из основных свойств ЦНС, выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Память складывается из трех взаимосвязанных этапов: запоминания, хранения и воспроизведения информации, Процесс запечатления в ЦНС поступающей информации может быть двух видов: произвольный и непроизвольный. Произвольное запечатление оказывается более эффективным. Стимулы, имеющие большое биологическое и социальное значение, фиксируются значительно эффективнее независимо от их физической силы. Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в ЦНС происходит ее сложная переработка. Различают следующие виды памяти: наследуемую (генетическую) и ненаследуемую (индивидуальную), образную (которая воспроизводит образ объекта), эмоциональную (когда ситуация вызывает эмоции, характерные для происходивших ранее событий), словесно-логическую (свойственную только человеку). По времени сохранения информации различают: непосредственный отпечаток сенсорной информации (сенсорная память), кратковременную и долговременную память.

Рассмотрим некоторые методики оценки основных видов памяти.

 

Кратковременная память

Определение объема кратковременной слуховой памяти у человека

Объем кратковременной памяти составляет 7±2 ед., длительность хранения информации секунды, максимум минуты.

О с н а щ е н и е:. специальные таблицы, секундомер. Исследование проводят на человеке

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.Один из вариантов таблицы приводится ниже

Таблица Набор цифр для исследования кратковременной памяти

 

Количество чисел в ряду
ряда                    
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

Для определения объема кратковременной слуховой памяти необходимо установить то максимальное количество знаков, которое человек может усвоить на слух с одного предъявления и точно воспроизвести. Работу можно проводить одновременно на студентах всей группы. Преподаватель зачитывает 1-й ряд цифр. Студенты прослушивают его, а затем записывают и т.д. После того как продиктованы все ряды цифр, преподаватель вновь начинает диктовать эти же ряды цифр для проверки правильности воспроизведения рядов цифр. Если 1-й, 2-й и 3-й ряды цифр записаны верно и в правильной последовательности, а в 4-м ряду обнаружены ошибки (изменен порядок цифр, величина ряда, неверно записана цифра), то объем памяти будет равен количеству цифр в 3-м ряду, т. е. пяти.

 

Оформление протокола

 

1. Проведите исследование кратковременной памяти.

2. Оцените результат исследования. Сравните свою память со средним значением объема кратковременной слуховой памяти

3. Сделайте заключение по результату исследования Связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сфера деятельность.

 

 

Оперативная память

 

Методика применяется для изучения кратковременной памяти в тех случаях, когда кратковременная память несет основную функциональную нагрузку.

 

О с н а щ е н и е:. специальные таблицы, секундомер. Исследование проводят на человеке

С о д е р ж а н и е р а б о т ы.Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию: "Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом.

Ваша задача – запомнить (не записывать) эти 5 чисел в том порядке, в каком они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка.

Например: 6,2,1,4,2 (запоминается). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 – получается 5 (записывается); 4 и 2 – получается 6 (записывается)".

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к проведению теста. Интервал между зачтением рядов – 15 сек.

 

№ ряда Сумма
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

 

Оформление протокола

 

1. Проведите исследование оперативной памяти.

2. Оцените результат исследования. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их число40). Норма взрослого человекаот 30 и выше.

3. Сделайте заключение по результату исследования Связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сфера деятельность.

 

Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.

 

Тестовое задание Ключ

                       
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 

 

Проба на заучивание

 

О с н а щ е н и е:. специальные таблицы. Исследование проводят на человеке

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Испытуемому предъявляется для заучивания ряд слов (или цифр), не связанных между собой; их количество выходит за пределы того, что можно запомнить с первого раза (10—12 слов или 8-10 цифр).

Примерные наборы слов:

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река;

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша;

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

 

Затем испытуемому предлагается воспроизвести элементы этого ряда. Запомненные слова в специальном приготовленном бланке помечаются цифрами в порядке их воспроизведения. После записи процедура вновь повторяется до тех пор (обычно 7 – 10 раз), пока ряд не начинает воспроизводиться полностью.

 

 

Повторения Порядок воспроизведения слов
  1слово 2слово 3слово 4слово 5слово 6слово 7слово 8слово 9слово 10 слово
первое                    
второе                    
третье                    
четвертое                    
пятое                    
шестое                    
седьмое                    

 

На основании записей строится так называемая кривая памяти, или кривая заучивания, отражающая от опыта к опыту объем запомненного материала.

Анализ. При очаговых поражениях задних отделов мозга, как правило, сохраняют качественные особенности мнестического процесса, которые характерны для здоровых людей. Испытуемые стараются заучивать предложенные слова в известном порядке, каждый раз обращая внимание на те, которые им не удалось запомнить в предшествующий раз. Посторонние слова в воспроизводимом ряду практически не встречаются, однажды сделанная ошибка многократно не повторяется. Но кривая заучивания растет у них медленно, и часто испытуемый не может запомнить более 5 слов. По ходу опыта, после достижения «вершины» у испытуемого может начаться истощение, из-за чего последующие попытки запомнить будут приводить не к увеличению объема воспроизведения, а к его уменьшению.

При лобном синдроме запомненный ряд воспроизводится хаотично, часто встречаются случайные и неповторяющиеся в очередной опыте слова, либо сделанная ошибка повторяется при всех дальнейших воспроизведениях, без попытки ее исправить. Дважды подряд в одном опыте воспроизводится одно и то же слово.

 

Оформление протокола.

 

1. Проведите исследование.

2. Сделайте заключение по результату исследования. Сохранность функции, связь с успешностью (не успешностью) обучения, особенности поведения, связь с профессией, сферой деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.012 с.)