Помощь адвоката-защитника в снятии отрицательных состояний у подзащитного



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помощь адвоката-защитника в снятии отрицательных состояний у подзащитного



Итак, подзащитный находится в трудной ситуации. Есть ли из нее выход? Если есть, то каков? Каким образом можно оказать помощь подзащитному?

Здесь необходимо отметить, что процесс общения между защитником и подзащитным не всегда складывается гладко и проходит через ряд трудностей, которые преодолимы при соблюдении некоторых условий.

Одним из основных препятствий для достижения взаимного согласия между защитником и подзащитным и выработки ими правильной позиции является барьер в общении. Следует иметь в виду, что процесс общения зачастую складывается непросто и в обычной ситуации, в том случае, когда стороны между собой не конфликтуют. Если же речь идет о следственной ситуации, то здесь проблема барьера в общении ощущается особенно остро. Барьер может возникнуть с момента первой встречи, в результате во взаимоотношениях защитника и подзащитного будет ощущаться психологическая напряженность, скованность.

Для преодоления барьера в общении защитника и подзащитного можно предложить следующие рекомендации.

  • При общении защитнику необходимо учитывать внутреннее состояние подзащитного. Кроме того, ему следует помнить о том, что он сам постоянно изучается подзащитным, чутко улавливающим малейшие изменения в психологическом состоянии защитника.
  • Защитник должен помнить, что вся поступающая от него информация первоначально оценивается подзащитным, который находится в подавленном состоянии, вызванном стрессовой и фрустрирующей ситуацией, крайне негативно, скептически.
  • Защитнику следует быть предельно откровенным не только с подзащитным, но и с самим собой. Всякое недоверие, фальшь, допущенные с обеих сторон, сводят на нет все усилия и приводят, как правило, к отрицательному результату.
  • Если уж адвокат осуществляет защиту, то необходимо ее проводить в полном смысле этого слова (разумеется, в рамках УПК и дозволенными методами), проявляя максимальную терпимость, корректность, тактичность и выдержанность в общении с подзащитным.
  • Подзащитному необходимо разъяснить, что защитник только тогда сможет защитить его, когда между ними не будет и тени взаимного подозрения и недоверия, для чего адвокат должен установить с подзащитным психологический контакт.

Для защитника условия формирования психологического контакта с подзащитным характеризуются эмоциональной насыщенностью, динамичностью, высоким уровнем неопределенности и принудительным характером общения.

"Поэтому такие элементы, как "эмоциональное доверие", "согласованность действий" и "готовность к общению" присутствуют в содержании психологического контакта лишь тогда, когда цели подзащитного и защитника совпадают. Их можно считать промежуточным результатом деятельности защитника по формированию контакта. Психологический контакт, включающий в себя названные элементы, можно считать идеальной формой отношений защитника и подзащитного. Защитник должен стремиться к созданию именно такой формы психологического контакта".

Однако в реальности установление защитником психологического контакта с подзащитным не такое простое дело. Оно требует от адвоката терпения, настойчивости, психологического мастерства.

Практика показывает, что во взаимоотношениях с другими люди нередко руководствуются лишь симпатиями и антипатиями, которые первоначально могут возникнуть на основе реальных фактов, но впоследствии будут определять все дальнейшие отношения.

В момент встречи отношение подзащитного к защитнику определяется больше чувствами, чем разумом. Поэтому для первой встречи необходимо подготовить первую фразу, первые действия, которые могут, вызвать положительные эмоции подзащитного. В связи с этим можно проявить доброжелательность, поинтересоваться состоянием здоровья подзащитного.

Первое впечатление о защитнике часто имеет решающее значение. Например, если подзащитный оценил защитника негативно ("Он мне сразу не понравился..."), то эта оценка будет определять его последующее общение с защитником.

Первая встреча еще не омрачена обидами и неприязнью, поэтому и защитник, и подзащитный надеются на положительный результат общения: защитник рассчитывает получить от подзащитного правдивые показания о расследуемом преступлении, а подзащитный делает ставку на то, что "выберется" из этого дела с минимальными потерями.

Первое впечатление - это сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят те или иные особенности облика и поведения человека. Практика показывает, что подзащитный нередко хочет понравиться защитнику, для чего демонстрирует свои положительные качества, рассказывает о своих достоинствах. Если возникает такое направление в беседе, то его целесообразно поддержать. Интерес к собственной личности, к своим достоинствам универсален, поэтому беседа на данную тему практически всегда вызывает положительную реакцию подзащитного и является платформой для формирования контактных отношений.

Психологический контакт между защитником и подзащитным - это полифункциональное межличностное согласованное деловое взаимодействие, основанное на доверии и обеспечивающее получение обоими информации по делу с соблюдением процессуальных норм и законных средств защиты. Установление контакта не всегда является выполнением заранее разработанных психологических рекомендаций, выработанных эмпирическим путем адвокатской практикой, а представляет собой результат анализа личности подзащитного адвокатом и выбора таких психологических проб, которые представляются наиболее эффективными в данном конкретном случае.

Итак, отношения между защитником и подзащитным только тогда могут привести к полному контакту, если они будут основываться на доверии. Достижению этой цели во многом способствуют нормы уголовно-процессуального закона. Так, ст. 72 У ПК охраняет профессиональную тайну адвоката-защитника. Она гласит, что защитник не может допрашиваться в качестве свидетеля по тем обстоятельствам дела, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей. Это положение закона создает полную возможность хранить адвокатскую тайну, обеспечивает правильные взаимоотношения между защитником и подзащитным, создает психологические гарантии доверия. Это чрезвычайно важно, ибо без полного доверия подзащитного к адвокату не может быть подлинной защиты. Созданию атмосферы доверия также в значительной степени способствует норма, закрепленная в ч. 1 ст. 202 УПК, предусматривающая право защитника иметь свидание с подзащитным наедине. Это создает для обоих участников реальную гарантию доверительного общения, возможность познать друг друга, откровенно и спокойно побеседовать по существу интересующего их дела, тщательно проанализировать имеющиеся доказательства, разработать соответствующую тактику защиты.

Выше отмечалось, что одной из целей установления психологического контакта защитника с подзащитным, находящимся в трудной ситуации (испытывающим стресс и фрустрацию), является оказание ему адвокатом психологической помощи.

В какой конкретно помощи защитника нуждается подзащитный? Последнему необходимо преодолеть состояние страха, растерянности, агрессивности, в целом - состояние психической дезорганизованности. Для преодоления упомянутых отрицательных состояний защитнику необходимо:

  • вернуть подзащитного в уравновешенное состояние и попытаться внушить ему мысль о том, что невозможно достичь какого-либо оптимального результата без душевного равновесия;
  • преодолеть агрессивность и стереотипность (слепое повторение фиксированных реакций) в поведении подзащитного;
  • добиться психологической совместимости с подзащитным, подразумевающей обоюдное желание выхода из трудной ситуации;
  • подавить личные обиды, антипатии, возникшие в ходе общения;
  • устранить какую-либо наигранность и натянутость в процессе общения с подзащитным;
  • избегать "показной жалости" к подзащитному;
  • подготовить подзащитного к проведению следственных действий.

Следует помнить, что защитник должен быть при этом искренним с подзащитным. Умелое определение способа выхода из трудной для подзащитного ситуации, проявление тактичности, чуткости, человечности - первоочередные меры по оказанию помощи подзащитному.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.01 с.)