Тема 1. Предмет и метод философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и метод философии



ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Предмет и метод философии

1. Чем же отличаются «знание» и «мудрость»?

2. В чем, по вашему, заключен смысл философии?

3. Какие разделы включает в себя философское знание?

4. Почему мы считаем, что онтология – основа философии?

5. В чем заключаются «основной вопрос философии», как его ставили до ХХ века?

6. В чем разница между философами-идеалистами и философами-материалистами?

7. Что такое агностицизм и почему он возможен в философии?

8. Можно ли философию заменить мировоззрением, в каких случаях?

9. Какие исторически сложившиеся типы мировоззрений вам известны?

10. Что такое метод познания?

11. К каким методам познания прибегает философия, а вслед за ней и наука?

 

Тема 2. Философия Древнего Мира

1. Что такое Атман и Брахман в Ведах?

2. По какому основанию в философии Древней Индии выделяют неортодоксальные и ортодоксальные школы?

3. Какие субстанции предлагаются в джайнизме?

4. Как понимается «срединный путь» в буддизме?

5. В чем заключаются «четыре благородных истины» Будды?

6. Какой источник познания локаятики считали единственно истинным?

7. В каких философских школах говорится об атомах?

8. Какие возможности освобождения от страданий предлагались в различных школах в философии Древней Индии?

9. Определите понятия Инь, Ян, дао в религиозно-мифологических и натурфилософских представлениях Древнего Китая.

10. Как характеризуется дао в даосизме?

11. В чем заключается концепция «недеяния» в даосизме?

12. В чем отличие взглядов Конфуция и Лао-Цзы по вопросам политической жизни, управления государством?

13. Какой смысл вкладывает Конфуций в этические понятия золотой середины и человеколюбия?

14. Что вы знаете о педагогической системе Конфуция?

15. Как рассматривали легисты соотношение наград и наказаний?

16. В чем заключаются особенности античного философствования?

17. Каков главный философский вопрос, поставленный мыслителями милетской школы?

18. Что означает движение в философии Гераклита Эфесского?

19. На что обращают внимание представители элейской школы, вводя понятие бытия? Что пытается показать в своих апориях Зенон?

20. Почему родоначальником материалистической философии считают Демокрита? Какое понимание бытия ему свойственно?

21. Почему философию Сократа мы называем нравственной философией? Каковы особенности метода Сократа?

22. Что принципиально новое утверждает Платон в своем учении об идеях? Какой тип государственного устройства он читает идеальным и почему?

23. Что служит основанием утверждения Аристотеля, что он учился у Платона, но не стал его учеником? Почему Аристотель вводит понятие форма?

24. Какие философские школы появляются в эпоху эллинизма и каков философский смысл учений их типичных представителей?

25. Что отличает неоплатонизм от платонизма?

 

Тема 3. Западноевропейская философская традиция: исторические

Тема 4. Русская философия.

1. Назовите особенные черты, характерные для русской философии в целом. Почему русская философия выделяется среди мировой мысли?

2. Что в истории русской мысли можно считать собственно философией, а что пред-философией?

3. Что можно считать источниками возникновения и развития русской философской мысли в эпоху средневековья?

4. Какие особенности русского православия определили специфику русской философии?

5. Произведения каких средневековых русских мыслителей содержали философские выводы и построения? Что философского было в них?

6. Что принес XVIII век в русскую философию? Какое мировоззрение формируется в это время в России под воздействием философии европейского просвещения?

7. Что можно сказать о М.В. Ломоносове как философе?

8. С какими идеями вошел в историю русской мысли А.Н. Радищев?

9. В чем заключается особенность философского мировидения Г.С. Сковороды?

10. Почему начало русской самобытной философии мы связываем со спором славянофилов и западников? Кто они такие?

11. Каких взглядов придерживались А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский? Чем обусловлено развитие материалистических воззрений в русской философииXIX века?

12. Кто такие «почвенники», «неославянофилы»? Каких взглядов придерживалось консервативное крыло русской мысли в XIX век?

13. Что означает понятие «всеединство» в философии В.С. Соловьева?

14. Какое значение придавал В.С. Соловьев учению о Софии? Каков главный смысл софиологии?

15. Какие изменения претерпевает концепция всеединства в работах последователей В.С. Соловьева?

16. Чем можно объяснить феномен русского религиозно-философского ренессанса? Кто из русских философов является яркими представителями ренессанса? В чем особенность их философских построений?

17. Что такое «русская идея»? Какое выражение она находит в философском наследии философов Серебряного века?

18. С какими философскими представлениями связывают появление такого направления как русский космизм? Что отличает и что объединяет все формы русского космизма?

19. Как вы думаете, актуальны ли сегодня методы и проблематика русской религиозной философии или он остается лишь историческим этапом в развитии русской философской мысли?

 

Тема 5. Бытие и материя

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»?

2. Назовите формы существования бытия. Объясните логику их иерархии.

3. Каково содержание понятия «субъективный дух»?

4. В чем отличие философского и естественнонаучного понимания материи?

5. Как сопряжены понятия «движение» и «развитие»?

6. Какими объективными свойствами характеризуется движение?

7. Как понимать системное исследование материальных объектов?

8. Каковы структурные уровни материи?

 

Тема 6. Сознание

1. В чем специфика понимания сознания в античной философской мысли?

2. Как изменилось отношение к сознанию в эпоху средневековья?

3. Какие новые направления в понимании сознания появились в Новое время?

4. В чем выражается активно–отражательная природа сознания?

5. Что такое информация?

6. Объясните понятия «наследственность», «генотип», «фенотип».

7. Как вы понимаете самосознание?

8. Как связаны язык и сознание?

9. Как соотносятся понятия «сознание», «мышление», «разум», «душа», «дух»?

 

Тема 8. Познание

1. Какие направления и подходы к проблеме познаваемости мира сложились в истории философии?

2. Что такое «гносеология» и «эпистемология»?

3. Каким образом объект природы становится объектом познания? Каковы условия такого преобразования?

4. Объясните, в чем смысл понятий «субъективизация объекта» и «объективизация субъекта»?

5. Какую роль в познании играют процессы распредмечивания и опредмечивания?

6. В чем сущностное отличие форм чувственного познания от форм рационального (абстрактного) познания? Что является основой и причиной развития абстрактного уровня в эволюции сознания человека?

7. Как вы понимаете выражение «истина – это процесс»?

8. В чем заключается специфика научного познания?

9. Какие методы научного познания вам известны?

10. Какая из форм научного знания признается самой совершенной и почему?

 

Тема 12. Философия культуры

1. Как появляется в философии понятие «культура» и что оно первоначально означало? Как изменяется значение этого понятия?

2. Что указывает на социальный характер феномена культуры?

3. Каковы функции культуры в обществе?

4. Можно ли выявить закономерности в развитии культуры? Если да, то в чем они выражаются?

5. Какую структурную организацию имеет культура?

6. На чем основана типология культуры? Какие типы культуры мы можем выделить?

7. Почему в философии столь неоднозначно отношение к массовой культуре? В чем главный принцип элитарной культуры?

8. Как называется и с чем связывается появление «третьей» культуры?

9. Почему физическая культура не рассматривается как часть материальной культуры?

 

 

.. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Философия как форма знания. Предмет и функции философии.

2. Связь философии с научным, ненаучным и инонаучным знанием. Философия и естествознание.

3. Проблема основного вопроса философии.

4. Философия как мировоззрение. Типы мировоззрения.

5. Философия Древней Индии: джайнизм и буддизм, учение материалистов.

6. Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

7. Ранняя греческая философия. Милетские натурфилософы и пифагорейство.

8. Первые философские школы в Древней Греции: Гераклит и школа атомистов.

9. Античная философия классического периода: моральная философия Сократа.

10. Платон: учение об идеях, познании, душе и государстве.

11. Ари­стотель, его труды и учение. Логика, метафизика, учение о душе и обществе.

12. Формирование средневековой филосо­фии. Теоцентризм. Учение Аврелия Августина.

13. Схоластическая философия: спор о природе общих понятий (универсалий). Реализм и номинализм.

14. Философия Фомы Аквинского.

15. Философия и новое естествознание эпохи Возрождения (Д. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей); гуманизм и антропоцентризм (Мирандола, Н. Кузанский,Э. Роттердамский).

16. Эм­пиризм в философии Нового времени. Фрэнсис Бэкон.

17. Рационализм в философии Нового времени: Р. Декарт и Б. Спиноза.

18. Сенсуализм и критика теории врожденных идей Дж. Локка. Монадология Г. Лейбница.

19. Ключевые идеи философии Просвещения.

20. Философия И. Канта.

21. Объективный идеализм Г. Гегеля.

22. Формирование и основные проблемы философии марксизма.

23. Философия иррационального. А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше.

24. Философия XIX-ХХ века. Позитивизм.

25. Проблема человека в философской мысли ХХ века. Философская атропология. Экзистенциализм.

26. Философская мысль средневековой Руси.

27. Русская философия ХVIII века: М. Ломоносов, А. Радищев.

28. Становление русской национальной философии: западники и славянофилы.

29. Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский).

30. Учение о бытии. Формы бытия.

31. Научно-философские учения о материи. Материя и движение. Формы движения материи.

32. Пространство и время как формы бытия материи.

33. Закономерный процесс развития материи: от Большого Взрыва до наших дней.

34. Проблема сознания в философии.

35. Отражательно-активная и информационная природа сознания.

36. Общественная природа сознания. Сознание и мозг. Сознание и язык.

37. Проблема развития в философии: диалектика и метафизика.

38. Основные принципы диалектики (историзма, причинности, системности).

39. Основные законы и категории диалектики.

40. Проблема познания в философии. Объект и субъект познания. Един­ство познания и практики.

41. Формирование познавательного образа. Природа и сущность идеального.

42. Чувственное и рациональное в познании.

43. Особенности научного познания, его структура, формы, методы, их эволюция.

44. Истина и ее критерии.

45. Природа как необходимое условие существования человека и общества. Естественная и искусственная среда. Проблема взаимоотношения человека и природы на современном этапе.

46. Человек как предмет философии. Концепции антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке.

47. Личность и общество. Свобода личности и ее ответст­венность. Условия и механизмы формирования личности.

48. Понятие общества. Основные компоненты общественной жизни. Социальная структура.

49. Материально-экономическая сфера общества. Наука и человек в системе производительных сил общества.

50. Душа и духовность человека. Соотношение индивидуального и общественного сознания.

51. Нравственная сторона духовной жизни человека и общества.

52. Эстетическая сторона духовной жизни человека и общества. Искусство.

53. Религиозное сознание и его основные корни.

54. Смысл истории и подходы к его интерпретации. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса.

55. Основные детерминанты исторического процесса (естественные, материально-производственные, технико-технологические, духовные).

56. Философское понятие культуры, ее социальные функ­ции. Структура культуры.

57. Проблема взаимоотношения материального и духовного. Культура и цивилизация.

58. Информационно-технологическое общество как новый тип цивилизации.

РАСЧЕТ ОБЩЕГО РЕЙТИНГА

Факультет/Институт ___________ Направление подготовки____________________

Группа__________________

               
ФИО СРОКИ 1 семестр 2 семестр Экзамен (20) Сумма (100)
Ауд-ая работа (20) К.р. № 1 (10) Тв.р. № 1 (10) Ауд-ая работа (20) К.р. № 2 (10) Тв.р. № 2 (10)
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                                 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1. Предмет и метод философии

1. Чем же отличаются «знание» и «мудрость»?

2. В чем, по вашему, заключен смысл философии?

3. Какие разделы включает в себя философское знание?

4. Почему мы считаем, что онтология – основа философии?

5. В чем заключаются «основной вопрос философии», как его ставили до ХХ века?

6. В чем разница между философами-идеалистами и философами-материалистами?

7. Что такое агностицизм и почему он возможен в философии?

8. Можно ли философию заменить мировоззрением, в каких случаях?

9. Какие исторически сложившиеся типы мировоззрений вам известны?

10. Что такое метод познания?

11. К каким методам познания прибегает философия, а вслед за ней и наука?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.049 с.)