Распределение фонда времени по семестрам, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение фонда времени по семестрам,



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «История политических и правовых учений» является сформировать у магистрантов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера.

 

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- дать представление студентам об опыте многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, политических деятелей в разрешении проблемных вопросов, связанных с исследованием происхождения, природы и сущности государства и права, законности и справедливости права, принципов взаимоотношений личности и государства;

- ознакомить студентов с основными этапами развития политико-правовой мысли с учетом проблемно-теоретического характера учебного курса, начиная с политико-правовых учений Древнего Востока до государственно-правовых концепций XX в.;

- сформировать у студентов представление о соотношении теоретических положений политико-правовой науки и реально существующих юридических институтов;

- показать специфику истории политических и правовых учений как общепрофессиональной юридической дисциплины, которая рассматривает государственно-правовые проблемы только с позиций теоретических концепций, разработанных конкретными авторами или входящих в состав каких-либо методологических школ, сыгравших заметную роль в развитии политико-правовой мысли.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП НАПРАВЛЕНИЯ

Дисциплина «История политических и правовых учений» представляет собой дисциплину базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (М2.1) направления «Юриспруденция»..

Курс «История политических и правовых учений» базируется на общетеоретических представлениях и знаниях отраслевых юридических дисциплин, полученных магистрантами по программе бакалавриата.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9: способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ПК-1: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

ПК-4: способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

ПК-5: способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

ПК-6: способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

ПК-7: обладание навыками подготовки юридических документов;

ПК-9: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

ПК-11: способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-14: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

ПК-15: способность толковать различные правовые акты.

 

3.2. В результате изучения дисциплины обучающийся студент должен:

Знать:

 

- проблемы понимания государства в современной юридической науке (ОК-9);

- понятие и структуру формы государства (ОК-9);

- понятие, признаки и принципы правового государства (ОК-9);

- основные подходы к типологии государства (ОК-9);

- типы современного правопонимания (ОК-9);

- систему социального регулирования (ОК-9);

- основные подходы к типологии правовых систем (ОК-9);

- понятие, признаки, структуру системы источников права (ОК-9);

- теоретическую и отраслевую структуру правового отношения (ОК-9);

- теоретические и отраслевые проблемы правонарушений по законодательству РФ (ПК-6);

- причины и условия правонарушений (ПК-11);

- понятие, признаки, виды, принципы и процедуры возложения юридической ответственности (ОК-9);

- понятие и виды прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты (ПК-9);

- содержание стадий правотворческой деятельности (ПК-1);

- перечень и содержание правоприменительных юридических действий (ПК-4);

- правила применения нормативных правовых актов и реализации норм материального и процессуального права (ПК-5);

- правила подготовки юридических документов (ПК-7);

- принципы проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов (ПК-14);

- понятие, стадии, способы толкования права (ПК-15).

Уметь:

 

- определять проблемы понимания основных характеристик государства (ОК-9);

- определять проблемные вопросы формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима (ОК-9);

- определять понятие, признаки и принципы правового государства (ОК-9);

- выявлять общее и особенное в организации публичной власти и политических режимах современных государств (ОК-9).

- определять признаки государства в соответствие с различными типами правопонимания (ОК-9);

- определять социальные регуляторы, регламентирующие конкретное общественное отношение (ОК-9);

- выявлять общее и особенное в правовых системах современных государств (ОК-9);

- определять проблемы понятия, признаков, структуры системы источников права (ОК-9);

- структурировать конкретное правоотношение (ОК-9);

- определять состав правонарушения в различных отраслях права (ПК-6);

- выявлять проблемы причин и условий правонарушений (ПК-11);

- определять проблемы юридической ответственности (ОК-9);

- определять размер причиненного ущерба и способы правовосстановления (ПК-9);

- разрабатывать проект нормативного правового акта, нормативного договора (ПК-1);

- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствие с законом (ПК-4);

- определять подлежащие применению нормативные правовые акты, нормы материального и процессуального права (ПК-5);

- оформлять юридические документы (ПК-7);

- определять подлежащие экспертной оценке структурные элементы нормативного правового акта, нормативного договора (ПК-14);

- применять способы толкования права (ПК-15).

 

Владеть навыками:

 

- навыками понимания государства как социального явления (ОК-9);

- навыками практического анализа основных характеристик и структурных элементов формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима (ОК-9);

- навыками моделирования правового государства (ОК-9);

- навыками распределения современных государств по типам на основании цивилизационного критерия (ОК-9).

- навыками анализа категории «право» в соответствие с различными типами правопонимания (ОК-9);

- навыками анализа содержания основных социальных регуляторов (ОК-9);

- навыками анализа национальной правовой системы (ОК-9);

- навыками системного и функционального анализа основных структурных элементов (ОК-9);

- системы источников права: нормативного правового акта, нормативного договора (ОК-9);

- судебного прецедента, правового обычая (ОК-9);

- навыками моделирования правовых отношений в различных отраслях права (ОК-9);

- навыками квалификации правонарушения (ПК-6);

- навыками разрешения теоретических и практических проблем при устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений (ПК-11);

- навыками решения проблем юридической ответственности (ОК-9);

- навыками юридической деятельности в сфере правовосстановления (ПК-9);

- навыками правотворческой техники (ПК-1);

- навыками принятия правоприменительных решений (ПК-4);

- преодоления юридических коллизий в процессе реализации и применения права (ПК-5);

- навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- экспертной оценки проектов нормативных правовых актов и нормативных договоров (ПК-14);

- решения проблем в сфере толкования права (ПК-15).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

4.1. Структура преподавания дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины «История политических и правовых учений» составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

 

Лабораторный практикум

 

Лабораторный практикум по дисциплине « История политических и правовых учений» в соответствии с учебным планом не предусмотрен.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

По дисциплине «История политических и правовых учений» удельный вес активных и интерактивных форм проведения занятий составляет %.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Вопросы для самопроверки (по темам)

Тема 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

 

1. Охарактеризуйте социальный строй и политическая мифология индоариев.

2. Опишите взгляды Конфуция на государство и законы.

3. Каковы политические представления китайцев в древнейший период (культ священного царя, понятие небесного Мандата).

4. Дайте характеристику даосизму.

 

Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции (VI-II вв. до н.э.) и Древнем Риме.

 

1.Опишите политические и правовые идеи софистов.

2. Охарактеризуйте учение Аристотеля о политике, государстве и праве.

3. Что говорил Полибий о круговороте государственных форм в рамках замкнутого цикла?

4. Какой теории происхождения государства придерживался Цицерон?

Тема 3. Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма (V-XIV вв.).

1. Охарактеризуйте эпоху христианства и феодализма.

2. В чем заключается учение Фомы Аквинского о государстве и праве?

3. В чем специфика учения Марсилия Падуанского о государстве и праве?

4.Каковы основные направления юридической науки в средние века?

Тема 4. Политические и правовые теории Европы и США в ХХ в.

1. Охарактеризуйте нормативистскую теорию Г. Кельзена.

2. В чем специфические особенности социологической юриспруденции?

3. В чем заключается социологическая теория права Р. Паунда.

4. Охарактеризуйте неотомизм как разновидность теории естественного прав.

 

 

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.

2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.

3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины.

4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы.

5. Этико-правовая доктрина конфуцианства.

6. Учение Демокрита о государстве и праве.

7. Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве.

8. Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI–IV вв. до н. э.

9. Учение Сократа о государстве, праве, законности.

10. Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.

11. Учение Платона о праве.

12. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Теория справедливости.

13. Развитие учений о праве и государстве в период эллинизма (вторая половина IV–II в. до н. э.). Стоики и эпикурейцы.

14. Римские юристы о сущности и системе права.

15. Учение Полибия о круговороте политических форм.

16. Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли.

17. Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости.

18. Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы.

19. Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.

20. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

21. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве.

22. Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV–XVI вв. Теория «Москва – третий Рим».

23. Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова.

24. Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям.

25. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета. Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).

26. Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца».

27. Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция.

28. Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии.

29. Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти.

30. Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о государственном суверенитете и формах правления.

31. Политико-правовая теория индепендентов.

32. Политико-правовая идеология левеллеров.

33. Политико-правовые идеи диггеров.

34. Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей.

35. Политико-правовое учение Ф. Прокоповича.

36. Учение В. Н. Татищева о государстве и праве.

37. Политико-правовые идеи М. В. Ломоносова.

38. Общая характеристика политико-правовых идей французского Просвещения.

39. Политико-правовые взгляды Вольтера.

40. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.

41. Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете.

42. Политическая программа преобразований и проект идеального государства Гракха Бабёфа.

43. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон).

44. Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII–XVIII вв. (С. Пуффендорф, X. Томазий).

45. X. Вольф: теория «полицейского государства».

46. Учение И. Канта о праве и государстве.

47. Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве.

48. Сравнительный анализ взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.

49. Политические идеи и программы декабристов.

50. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

51. Историческая школа права.

52. Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по выбору студента).

53. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина.

54. Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.

55. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина.

56. Социологическая теория государства: Л. Гумплович.

57. Учение Г. Спенсера о государстве и праве.

58. Политико-правовая концепция Ф. Ницше.

59. Учение марксизма о государстве и праве.

60. Нормативистская теория Г. Кельзена.

61. Школа свободного права Е. Эрлиха.

62. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

63. Политико-правовое содержание теории национал-социализма.

64. Возрожденное естественное право XX века.

Темы рефератов:

Тема 1 Предмет и метод истории политических и правовых учений. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.

2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.

3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины.

4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы.

5. Этико-правовая доктрина конфуцианства.

 

Тема 2. Политические и правовые учения в Древней Греции (VI-II вв. до н.э.) и Древнем Риме.

65. Учение Демокрита о государстве и праве.

66. Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве.

67. Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI–IV вв. до н. э.

68. Учение Сократа о государстве, праве, законности.

69. Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.

 

 

Тема 3. Политические и правовые учения в Западной Европе в период возникновения и развития феодализма (V-XIV вв.).

 

1. Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы.

2. Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.

3. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

4. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве.

 

Тема 4. Политические и правовые теории Европы и США в ХХ в

 

1. Политико-правовые взгляды В.И. Ленина.

2. Солидаризм Дюги.

3. Г. Кельзен и его учение о праве и государстве.

4. Эрлих Е. и основы социологии права.

5. Фашизм и неофашизм.

 

 

6.2. Организация самостоятельной работы студента

№ темы дисциплины Виды работ Контроль выполнения самостоятельной работы студента Оценка результата выполнения самостоятельной работы
Освоение теоретического материала
1.1.-2.9. Изучение тем по указанной литературе устный, письменный, тестовый Оценка в журнале преподавателя.
Закрепление знаний теоретического материала
1.1., 2.1., 2.3. Подготовка реферата, Проверка реферата, Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения
1.1.-2.9. подготовка презентации, выполнение практического задания, выполнение самостоятельной работы Устное выступление, проверка выполнения практического задания, проверка отчета о выполнении самостоятельной работы Оценка в журнале преподавателя
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
1.3., 2.5., 2.6., 2.9. анализ конкретной ситуации в рамках контекстного обучения и деловой игры. оценка уровня анализа конкретной ситуации в рамках контекстного обучения и деловой игры. Оценка в журнале преподавателя

 


6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

 

 

Перечень вопросов для подготовки к экзамену:

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курса.

2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней Индии.

3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктрины.

4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н. э. Лао-цзы.

5. Этико-правовая доктрина конфуцианства.

6. Учение Демокрита о государстве и праве.

7. Правовая культура древнегреческого полиса и ее влияние на развитие теоретических представлений античности о праве и государстве.

8. Правовая концепция софистов и ее роль в развитии древнегреческой теории права и государства VI–IV вв. до н. э.

9. Учение Сократа о государстве, праве, законности.

10. Платон о формах правления и об идеальном полисном строе.

11. Учение Платона о праве.

12. Учение Аристотеля о политике, государстве и праве. Теория справедливости.

13. Развитие учений о праве и государстве в период эллинизма (вторая половина IV–II в. до н. э.). Стоики и эпикурейцы.

14. Римские юристы о сущности и системе права.

15. Учение Полибия о круговороте политических форм.

16. Основные черты древнегреческой политико-правовой мысли.

17. Учение Цицерона о праве и государстве. Естественный закон как форма справедливости.

18. Правовые и политические идеи раннего христианства. Особенности теологического правосознания средневековой Европы.

19. Правовая концепция Августина. Учение о двух градах.

20. Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

21. Учение Марсилия Падуанского о государстве и праве.

22. Проблема самодержавия в российской политико-правовой мысли XV–XVI вв. Теория «Москва – третий Рим».

23. Политические взгляды и проект государственных реформ И. Пересветова.

24. Политическая доктрина Н. Макиавелли. Знаменитые советы Н. Макиавелли политикам и правителям.

25. Учение Ж. Бодена о государстве и праве. Теория государственного суверенитета. Политико-правовое учение социалиста-утописта Т. Мора («Утопия»).

26. Учение Т. Кампанеллы об идеальном государстве в «Городе солнца».

27. Возникновение рационалистической концепции естественного права. Политико-правовая теория Г. Гроция.

28. Политико-правовое учение Б. Спинозы: обоснование демократии.

29. Правовые учения периода Реформации: проблема юридической сущности светской власти.

30. Школа естественного права в Англии: учение Т. Гоббса о государственном суверенитете и формах правления.

31. Политико-правовая теория индепендентов.

32. Политико-правовая идеология левеллеров.

33. Политико-правовые идеи диггеров.

34. Учение Дж. Локка о естественном праве и правовом государстве. Теория разделения властей.

35. Политико-правовое учение Ф. Прокоповича.

36. Учение В. Н. Татищева о государстве и праве.

37. Политико-правовые идеи М. В. Ломоносова.

38. Общая характеристика политико-правовых идей французского Просвещения.

39. Политико-правовые взгляды Вольтера.

40. Учение Ш. Монтескье о праве и государстве.

41. Учение Руссо о государстве, праве и народном суверенитете.

42. Политическая программа преобразований и проект идеального государства Гракха Бабёфа.

43. Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон).

44. Особенности немецкого Просвещения. Школа естественного права в Германии XVII–XVIII вв. (С. Пуффендорф, X. Томазий).

45. X. Вольф: теория «полицейского государства».

46. Учение И. Канта о праве и государстве.

47. Учение Г. В. Ф. Гегеля о государстве и праве.

48. Сравнительный анализ взглядов И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.

49. Политические идеи и программы декабристов.

50. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).

51. Историческая школа права.

52. Развитие западноевропейского либерализма первой половины XIX в. Сравнительная характеристика ведущих концепций (по выбору студента).

53. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б. Н. Чичерина.

54. Учение Р. Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.

55. Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж. Остина.

56. Социологическая теория государства: Л. Гумплович.

57. Учение Г. Спенсера о государстве и праве.

58. Политико-правовая концепция Ф. Ницше.

59. Учение марксизма о государстве и праве.

60. Нормативистская теория Г. Кельзена.

61. Школа свободного права Е. Эрлиха.

62. Психологическая теория права Л. Петражицкого.

63. Политико-правовое содержание теории национал-социализма.

64. Возрожденное естественное право XX века.

 

6.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента.

Обязательная часть системы балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студента формируется исходя из 100 максимально возможных баллов и включает 3 составляющие.

Первая составляющая − оценка преподавателем аудиторной работы студента ‑ формируется из суммы баллов за формальные и творческие итоги учебной деятельности студента (Максимально 30 баллов).

 

Вид аудиторной работы студента Единица измерения Максимальное количество единиц Диапазон оценки (баллы) Суммарный диапазон оценки (баллы)
Посещение лекций час   0/0,2 0-6,6
Посещение семинарских занятий час   0/0,2 0-6,6
Устная презентация (устный ответ) Занятие, предусматривающее данную форму контроля   0-1 0-13
Выполнение практического задания на семинарских занятиях Занятие, предусматривающее данную форму контроля   0-1,9 0-3,8
ИТОГО 0-30

 

Вторая составляющая – оценка внеаудиторной учебной работы, предусмотренной учебным планом (Максимально 20 баллов).

 

Вид внеаудиторного занятия Единица измерения Максимальное количество единиц Диапазон оценки (баллы) Суммарный диапазон оценки (баллы)
Выполнение самостоятельной работы по заданию преподавателя Занятие, предусматривающее данную форму контроля   0-5 0-5
Подготовка реферата Занятие, предусматривающее данную форму контроля   0-5 0-15
ИТОГО 0-20

 

Третья составляющая – оценка устного экзаменационного ответа (максимально 50 баллов).

 

Квалификационные критерии оценки Баллы
Ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры 41-50
Ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено 26-40
Ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях или их отсутствие. 11-25
В ответе имеются существенные ошибки в основных аспектах темы 0-10

 

Факультативная часть балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студента формируется на основе оценки качества инициативной работы студента. Максимальное количество баллов по факультативной части балльно-рейтинговой системы оценки не ограничено.

 

Вид инициативной работы студента Единица измерения Диапазон баллов
Подготовка научной статьи на студенческую научно-теоретическую конференцию статья 0-15
Выступление на студенческой научно-теоретической конференции выступление 0-15
Подготовка презентации в Microsoft Power Point по теме или вопросам, согласованным с преподавателем презентация 0-5
Подготовка реферативного обзора новейшей (за последний год) библиографии по теме или вопросам, согласованным с преподавателем 10 единиц библиографического списка 0-5
Представление пакета статистических данных, информационных таблиц, графиков по темам или вопросам, согласованным с преподавателем Пакет/ таблица/ график 0-5
Разработка Web-страницы по одной из тем или вопросов, согласованных с преподавателем Web-страница 0-10
Создание графических иллюстраций (рисунков, картин, компьютерной графики) по темам или вопросам, согласованным с преподавателем Пакет графических иллюстраций 0-10
Подборка серии портретов ученых в области теории государства и права с их краткими биографиями Подборка (не менее 10) 0-10
Разработка Web-страницы, посвященной теоретико-правовой проблеме или жизни и творчеству видного ученого в области теории государства и права Web-страница 0-20
Представление видеопрезентации темы или вопроса, согласованного с преподавателем Видеопрезентация 0-20
Представление материала по теории государства и права в литературной или иной творческой форме (стихотворение, поэма, песня, рассказ, басня, загадка, сказка, анекдот и т.п.) Материал по теории государства и права в литературной или иной творческой форме 0-20
Проведение микросоциологического исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д.) по проблематике теории государства и права, по темам и вопросам, согласованным с преподавателем Обзор результатов исследования 0-20

 

Оценка по итоговому освоению учебной дисциплины складывается из суммы оценок обязательной и факультативной частей рейтинга. В случае превышения студентом общей суммы в 100 баллов, итоговая оценка принимается равной 100 баллам.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

а) основная литература:

1. История политических и правовых учений / под ред. Л.С. Нерсесянца. – М.: Норма, 2004.

2. История политических и правовых учений: учебник / под ред. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2007.

3. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: учебник / В.Г. Графский. – М.: Проспект, 2007.

 

б) дополнительная литература:

1. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: курс лекций / И.Ю. Козлихин. – М., 2002.

2. Кудинов, О.А. История политических и правовых учений: уч. пособие / О.А. Кудинов. – М.: Дашков и К, 2006.

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

В процессе изучения дисциплины «История политических и правовых учений» используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы, видео- и аудиоматериалы, учебные пособия.

Для проведения устных презентаций на практических занятиях используется мультимедийный комплекс.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «История политических и правовых учений» производится в тематической последовательности. Каждому практическому занятию и самостоятельному изучению материала предшествует лекция по данной теме.

По мере изучения дисциплины «История политических и правовых учений» следует постоянно накапливать в электронном виде материал, необходимый и достаточный для оформления презентаций, различных самостоятельных заданий. Категорически не рекомендуется использование открытой энциклопедии «Википедии», студенческих рефератов и курсовых работ, размещенных на сайтах, не позволяющих идентифицировать научный характер творчества автора исследования.

В качестве оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается использовать следующие формы: реферат, устная презентация, тестовые задания, отчёт о выполнении самостоятельной работы, выполнение практических заданий.

 

9.1. Методические рекомендации для преподавателей

Лекции должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития юридической науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции следует излагать в традиционном или в проблемном стиле: ставить вопросы и предлагать подходы к их решению. Необходимо стимулировать активную познавательную деятельность и интерес к дисциплине, формировать творческое мышление. Прибегать к противопоставлениям и сравнениям, делать обобщения. Активировать внимание обучаемых путем постановки проблемных вопросов. Стимулировать их мыслительную деятельность, раскрывая взаимосвязи между различными явлениями, указывая на теоретические противоречия. Вопросы, предлагаемые аудитории для размышления должны побуждать обучаемых использовать имеющиеся знания основных концепций в юриспруденции. В конце лекции необходимо делать выводы и ставить задачи на самостоятельную работу.

Семинарыследует проводить в формах развёрнутой беседы, дискуссии, пресс-конференции, отчётов о проделанной работе. Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара). Во время семинарского занятия необходимо поощрять самостоятельность суждений, учить делать выводы для практической деятельности. Следует обратить внимание на развитие у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы: поиска, подбора и реферирования литературы, сопоставления различных подходов, критического анализа теорий. Важно, чтобы студенты соотносили предшествующий личный опыт с новыми теоретическими знаниями, умели вырабатывать рекомендации по оптимизации общения. Отдельной задачей семинара является формирование коммуникативной компетентности: умения публично выступать, владеть приемами активизации внимания аудитории, грамотно и убедительно излагать свою точку зрения. Важной целью обсуждения ряда вопросов является формирование личной позиции студентов по современным проблемам общественной жизни, развитие толерантности.

Самостоятельная работаобучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и экзамену по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

9.2. Методические рекомендации для студентов

Успешное овладение содержанием дисциплины «История политических и правовых учений» предполагает интенсивную работу на аудиторных занятиях и систематическую самостоятельную работу. При работе на лекции, при работе с учебным материалом студенту необходимо постоянно мысленно соотносить научные знания со своими наблюдениями и мыслями. С учётом весьма большого объема изучаемого материала студенту рекомендуется работать систематически, в соответствии с учебным планом и указаниями преподавателей.

Подготовка к семинару включает кроме отработки конспекта лекции, поиск литературы (по рекомендованным спискам и самостоятельно), подготовку заготовок для выступлений по вопросам, выносимым для обсуждения. Такие заготовки могут включать цитаты, факты, сопоставление различных позиций, собственные мысли и примеры из юридической практики. Студент имеет возможность подготовить устную презентацию, реферат по интересующей его в рамках темы проблематике. Семинарское занятие представляет собой дискуссию, что подразумевает, прежде всего, обсуждение. Следовательно, студент должен не только внимательно слушать выступающих, но и стараться высказать свое мнение, уточнить, задать вопрос.

При подготовке к экзамену студенту необходимо повторять пройденный материал в соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на экзамен и содержащихся в данной программе, используя конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ

10.1. Тестовые материалы по темам предшествующих дисциплин

Предшествующие для дисциплины «История политических и правовых учений» - теория государства и права.

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Целью освоения дисциплины «История политических и правовых учений» является сформировать у магистрантов системное представление о развитии мировой политико-правовой мысли как целостном процессе концептуального осмысления теоретических проблем государственно-правового характера.

 

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

 

- дать представление студентам об опыте многих поколений известных мыслителей, юристов, философов, полити



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.271 с.)