Понятие бытия и его структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бытия и его структура.



Диалектика как философская теория и методология.

Первоначально термин диалектика раскрывался как «искусство вести спор».

В современном мире Диалектика — теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1)Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь)Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

2)закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество —стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число)

Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры.Такие моменты получили название "узлов".

3) Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: смена вкусов в культуре, музыке.

 

6б. 1)Этический рационализм Сократа и философия софистов.

Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — пер.пол IV вв. до н. э. Для софистов характерно:• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций

Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому: любое знание есть добро; любое зло, порок совершается от незнания

Историческое значение деят-ти Сократа в том что 1)он способствовал распрастранению знаний, просвещению граждан; 2)искал ответна извечные вопросы человечества (например о добро и зле); 3)открыл метод "майевтика" (ее суть не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. 4)Сократ ввел диалогический метод нахождению истины – путем ее доказывания в свободном споре.

Этический рационализм исходил из познания высокой миссии разума, знания, интеллекта — мудрый человек никогда не будет делать зла.

 

Понятие культуры. Гуманизм как высшая ценность европейской культуры.

Культура – сов-ть исторически выработанных общезначимых способов и ре-ов деят-ти чел-ка. Культура – сов-ть ценностей.

Понятие ценностей вкл.себя:

1_значимость к.-либо объекта для чел-ка (предметные ценности)

-природное благо

-соц.благо (соц.справед.,высокая правовая культура)

2. субъективные ценности (ценности сознания)

- все общественные установки –все запреты –все цели,проекты.

Человек яв-ся высшей ценностью, которая признав себя таковой только и способна признавать в кач-ве ценности весь окружающий мир. В этом смысл гуманизма.

 

 

Понятие бытия и его структура.

Бытие – это философская категория, которая используется для обозначения всего существующего мира. Бытие есть целостная материальная действительность. Бытие есть все сущее.

Понятия бытия структурирован и представляет собой единство горизонтального среза аспекта бытия или вертикального среза аспекта бытия. Горизонтальный аспект представляет собой иерархию всех существующих уровней к которым относятся:- природу (в шир.смысле, т.е. сопостовляется с понятием вселенная).– биосферу (ограниченная природа); –бытие общ-ва, т.е. сущ-е социзма, чел-го общ-ва); - бытье человека (его переживание и мысли).

Вертикальный срез – это материальное бытие и идеальное. Человек одновременно и объект и субъект. Матер. бытье – это объективная сторона жизни.

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией.

Основными формами бытия являются:

• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия;

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

 

2б. 1)Специфика философских проблем: основной вопрос философии.

Основной вопрос философии – выяснение соот-е м/у мышлением и бытием, что яв-ся первичным: дух или природа. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона (Что первично материя или сознание?) и гносеологическая (познавательная) сторона (Познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?)

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Материализм — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Идеализм — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Основателем объективного идеализма считается Платон.

Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом, рационализмом. Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения. Основоположником рационализма (разум) считается Р. Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

 

 

2. Понятие субстанции (Декарт, Лейбниц, Спиноза).

Субстанция – первооснова всего. Сущ. 3 понятия

1)Спиноза считал, что субстанция самостоятельна и независима от кого-либо, она имеет внутреннюю причину самой себя. Он называет эту субстанцию богом или природой. Они едины.

2)Лейбниц – множественная субстанция. Мир состоит из огромного кол-ва субстанций, имеющих единую природу. Данные субстанции наз-ся монадами. Монада проста и неделима. Деят-ть монад выражается в непрерывной смене внутр.состояний. Они не зависят друг от друга.

3)Декарт- теория дуализма Субстанция всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Исходя из этого, субстанция – это только Бог. При этом Бог, являясь творцом, создал мир, также состоящий из субстанций. Эти субстанции по отношению к др. другу, но зависимые от глав.субстанции-Бога. Все сотворенные суюстанции Декарт делит на: материальные (вещи) хар-ка протяжения делимы до бесконечности; - духовные (идеи)неделимы, обладают св-ом мышления.

 

3б. 1)Структура философского знания и его основные функции.

структуру философского знания составляют 4 основных раздела:

онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.

Онтология – раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового.

Гносеологию интересуют вопросы: «Как приобретаются знания о бытие любого объекта?, «Как оно с ним соотносится».

Аксиология – учение, кот.направлено на выявление всеобщих ценностных оснований бытия чел-ка, его практической деят-ти и поведения. Аксиологию интересует прежде всего человеч-ое отношение к бытию.

Метафизика – учение о первооснове сущего.

Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.

Мыслительно-теоретическая выражается в том, что философия учит обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая — главная цель правильное и достоверное познание окружающей действительности.

Критическая функция – цель подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты.

Аксиологич. ф-я – оценка вещей, явлений, окружающего мира с точки зрения разл.ценностей.

Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения,

Воспитательно-гуманитарная - цель культивировать гуманистические ценности и идеалы, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.011 с.)