Творческий путь Лермонтова. Драматургия Лермонтова. Драма «Маскарад»: тематика, художественные особенности, система персонажей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческий путь Лермонтова. Драматургия Лермонтова. Драма «Маскарад»: тематика, художественные особенности, система персонажей.



Драма <Маскарад> сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной
высокой патетики и бунтарского духа, гротескного изображения дворянского
общества. Сюжетная основа - конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин <странный человек>, богато одаренная натура, умный, с могучей волей. Но среда и эпоха обрекают его на пустое и ничтожное существование. В его образе - черты дворянской интеллигенции: разочарование, пессимизм,
бездеятельность, рефлексия. Арбенин - попытка Лермонтова дать в
реально-бытовой обстановке тот характер, кот. аллегорически воплощен в
Демоне. Подобно Демону герой в любви ищет возрождения, возвращения к
положительным ценностям жизни. Но светское общество, слухи, интриги,
вызывает в нем необоснованную ревность. Он отравляет Нину, сам сходит с ума.
Арбенин так и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма,
ни безверия в положительные начала жизни.
В драме резко критически даны зарисовки ряда характеров, типичных для
высшего дворянского общества: Звездич, Шприх.
Некоторые черты Арбенина сближают его с Чацким: антагонизм с дворянским
обществом, отношение к чинам, критическое отношение к житейской морали.


10. Творческий путь Лермонтова. Прозаические опыты: от «светской» повести («Княгиня Лиговская») к философскому и прозаическому роману «Герой нашего времени»: тематика, проблематика, художественные особенности. Развитие реализма в творчестве Лермонтова. Белинский о романе. Тип «лишнего» человека.

Княгиня Лиговская» не была Лермонтовым закончена и при жизни его никогда не печаталась (повесть эта была впервые опубликована П. А. Висковатовым в «Русском вестнике», 1882, № 1, стр. 120—181); однако «Княгиня Лиговская» — одна из первых попыток Лермонтова создать значительное реалистическое произведение в прозе — является очень важным этапом в развитии его творчества, в становлении его реализма.

На следующем этапе своего творческого развития Лермонтов создал такое исключительное по силе и значению произведение, как «Герой нашего времени». Роман этот является ответом Лермонтова на созревшую общественно-литературную потребность времени. Он создал прозаическое произведение, изображающее жизнь и быт современного русского общества.

О необходимости создания такого произведения писал еще в 20-х годах Пушкин; его призыв подхватили и развили Надеждин и особенно Белинский, требуя от литературы «народности», т. е. глубокого и правдивого изображения жизни. Борьба между романтизмом и реализмом, столь остро развернувшаяся в 30-х годах, была, в сущности, борьбой за и против показа современной общественной действительности в русской литературе.

Тридцатые годы характеризуются не только борьбой романтизма и реализма, но, в то же время, и критическим характером русского реализма. Именно теперь появляются повести Гоголя и Пушкина. Повести эти были тогда единичными явлениями, совершенно не понятыми многими современниками. В массовой литературе господствовала еще романтическая повесть и, главным образом, новая разновидность ее, возникшая в самом начале 30-х годов, — светская повесть. Светские повести играли большую роль, и некоторые крупные критики (Шевырев и др.) считали их даже «столбовой дорогой русской прозы».

В 30-х годах вокруг светских повестей разгорелась большая идейная борьба, поднятая Белинским на высокий принципиальный уровень. За светскую повесть высказались сторонники реакционного романтизма, против — передовая русская критика в лице Надеждина и Белинского, боровшегося за реализм.

«Княгиня Лиговская» интересна не только как первая попытка Лермонтова создать прозаическое произведение, рисующее жизнь и быт современного общества, но и как произведение, в котором резче видны связь и отталкивание автора от современной ему литературы.

Написанная в разгар идейной борьбы за и против светской повести в литературе, «Княгиня Лиговская» носит следы этой борьбы и показывает, что Лермонтов был вместе с Белинским и Надеждиным против Шевырева и других реакционных критиков. Таким образом, «Княгиня Лиговская» помогает установить отношения Лермонтова к основным идейным направлениям русской критики и литературы.

В своей незаконченной повести молодой Лермонтов не только полностью преодолевает и отрицает светскую повесть, — правда, он сохранил и развил то, что было в ней ценного: интерес к психологии героя и стремление к обогащению языка, — но уже твердо становится на путь великих русских реалистов — Пушкина и Гоголя. В «Княгине Лиговской» Лермонтов делает весьма интересную и чуть ли не единственную в русской литературе попытку синтезировать художественную манеру этих двух писателей.

Лермонтов внимательно прислушивался к спорам на страницах русских журналов, следя не только за иностранной, но, прежде всего, за всей русской литературой. Идя вслед за Пушкиным и рядом с Гоголем, он впитывал, как всякий гений, все многообразие литературной жизни и литературных форм, отбирая живое, отметая отжившее и создавая новое. Творчество Лермонтова нельзя объяснить одним лишь влиянием Гоголя и Пушкина, каким бы значительным это влияние ни было. Несколько ранее Лермонтова Пушкин своею повестью «Пиковая дама» с блеском и совершенством большого мастера творчески отвергнул светскую повесть, но Лермонтов отнюдь не был эпигоном Пушкина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.005 с.)