Инструкция по работе с учебно – методическим пособием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструкция по работе с учебно – методическим пособием



ИСТОРИЯ

 

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей

высшего профессионального образования

 

 

Краснодар

 

УДК

 

Составители: д-р ист. наук, проф. Н.А. Чугунцова; канд. ист. наук, доц. И.И. Буряк, канд. ист. наук, канд. ист. наук, доц. И.В. Скворцова, ст.преп. А.С. Бочкарева

 

 

Отечественная история. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2013. – 34 с.

 

 

В учебно-методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы практических занятий, вопросы к экзамену, рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.

 

 

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета.

 

 

Рецензенты: д-р ист. наук, проф. И.Я. Куценко;

д-р ист. наук, проф. С.Н. Якаев

 

 

© КубГТУ, 2013

 


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………..................... 4

1 Нормативные ссылки………………………………………………….. 4

2 Инструкция по работе с учебно – методическим пособием………….4

3 Программа дисциплины………………………………………………. 5

4 Контрольные работы……………………………………………………13

5 Планы контрольных работ и основные понятия к темам ……………14

6 Темы практических занятий.…………………………………………...24

7 Содержание и оформление контрольных работ ………………..……27

8 Вопросы для подготовки к экзамену ………..……………………….. 28

9 Список рекомендуемой литературы…………… ……………………..30

 


Введение

 

Российское общество, стремящееся обрести достойную национальную судьбу, сегодня, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знакомых с мировой и российской историей не понаслышке, и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторические уроки.

Историческое образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно–технической интеллигенции – настоятельная потребность. Политическое и социально–экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение российского патриотизма, использование позитивного исторического опыта – все эти процессы в значительной степени определяют российскую действительность и имеют глубокие исторические корни.

Именно этими соображениями руководствуется кафедра истории и социальных коммуникаций, определяя приоритетные направления своей учебной, воспитательной и научной деятельности.

Методические указания призваны помочь студентам выработать умение мыслить логично, творчески и самостоятельно.

 

 

1 Нормативные ссылки

 

При написании контрольной работы используются требования ГОСТ 7.1 – 2003. Составление библиографического описания. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

 

 

Инструкция по работе с учебно – методическим пособием

 

В разделе «Программа дисциплины» приведены темы и указывается, что необходимо знать в пределах каждой темы.

В конце тем приводятся вопросы для самопроверки и литература из списка рекомендуемой литературы с указанием страниц, где излагается материал темы.

Вариант контрольного задания выбирается по последней цифре в шифре зачётной книжки (см. тематику контрольных работ в разделе 4). Т.о., студент имеет возможность выбрать одну из двух тем, номер которой совпадает с его последней цифрой в зачетке. Если последняя цифра зачетной книжки 0, то студент может выбрать любую из тем контрольных работ оканчивающихся на эту цифру 0 (10 или 20 или 30).

 

Пример

Последняя цифра шифра 2. Всего вариантов контрольных заданий – 30. Ваш вариант: 2 или 12 или 22.

В разделе «Темы практических занятий» приводятся наименования практических занятий, которые будут проводиться в период экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки.

 

3 Программа дисциплины

 

Тема 1. Введение в курс истории.

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки. История России — неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы для самопроверки:

1. Что изучает история?

2. Назовите основные задачи курса истории.

3. В чём смысл и предназначение исторических исследований?

4. Что такое исторический источник? Виды исторических ис­точников?

5. Как взаимодействует история с другими науками?

Литература:

Аникеев А.А. О некоторых вопросах современной методологии исто­рии //Новая и новейшая история.- 1997.- №2.

Егоров В. История в нашей жизни. – М, 1991.

Куркин И. «Знать историю» а паче своего Отечества //Родина. - 1999. - №3.

Панков В. Что такое история //Родина. - 1996. - №1.

Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1991.

Тема 2. Этногенез славянских племен (VI-IX вв.). Становление государственности в русских землях 9-12 вв.

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники, Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточно - славянской государственности в XI-XII вв.

Вопросы для самопроверки:

1. Кто был соседями племенных союзов восточных славян?

2. Какие задачи выполняли славянские города? Каковы были условия их возникновения?

3. Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования?

4. Как происходил процесс формирования древнерусского государ­ства?

5. Какие элементы составляли быт и хозяйственный уклад восточных славян в период образования государства?

6. Каковы причины принятия христианства у восточных славян?

7. Каковы особенности развития феодальных отношений в Киевской Руси и Западной Европе?

Литература:

Аннинский Л. Незваные и званные (Русь и Орда) //Родина.- 1997.-№3-4.

Кириллов В. В. История Отечества с древнейших времен до наших дней. / Г.М.Кулагина - М., 2000.

Шмурло Я. Ф. История России 862-1917 гг.- М., 1997.

Ключевский В. Курс русской истории. - М., 1968.

Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. - М., 1995.

Плетнёв С. Беспокойное соседство //Родина. – 1996. - № 12.

Скрыпников P.T. Войны Древней Руси //Вопросы истории. – 1995. - №11-12. Скрыпников Р.Т. Древняя Русь. Летописные мифы и действитель­ность //Вопросы истории.- 1997- №8.

Соловьев С.М. Об истории Древней России. - М., 1993.

Тема 3. Русское государство в ХШ-XV вв.: от Руси Киевской к Руси Московской. Централизованное Российское государство во в XVI-XVIIвв.

Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организаций общества. Внутренняя политика Ивана IV.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём причины дробления и упадка Киевской Руси?

2. Назовите общие и отличительные черты развития русских земель в XIII-XV.

3. Какие экономические и политические последствия имело монголо-татарское иго?

4. Почему именно Северо-Восточная Русь (Москва) стала центром формирования Российского государства?

5. Назовите факторы, которые способствовали созданию единого рос­сийского государства.

6. Назовите причины перехода от политики реформ конца 1540-1550-х гг. к опричному террору.

7. В чём суть Смутного времени?

Литература:

Артемьев А.Р. Ледовое побоище и битвы XIV- начала XV вв. на Се­веро-Западе Руси //Вопросы истории. - 1999.-№2. - С. 48-152.

Буганов В. Россия в XVII столетии.- М., 1989.

Гумилёв Л.Н. От Руси до России.- М., 1998.

Гутнев Д. Смерть царевича Дмитрия //Родина. -1993.- №5-6.

Монгольское нашествие. Лес и степь. //Родина. - 1997. - №3-4.

Морозова Л.Е. Борис Фёдорович Годунов //Вопросы истории. - 1998. - №1.

Нучкин В.А. Русь под игом: как это было. - М., 1991.

Полина Г.В. Царь Алексей Михайлович: личность, мыслитель, госу­дарственный деятель.- М., 1995.

Филюшин А. Термины «царь» и «царство» на Руси //Вопросы исто­рии. - 1997. - №8.

Тема 4. Россия в XVIII веке: эпоха укрепления абсолютной монархии, модернизации и просвещения.

Реформы Петра Великого. Внутренняя политика Екатерины II. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём смысл и содержание социально-экономических и политиче­ских преобразований Петра I?

2. Можно ли рассматривать преобразования Петра I только как по­ложительные?

3. Почему время правления Екатерины П называют «золотым веком дворянства»?

4. В чём причины многочисленных дворцовых переворотов в сере­дине XVIII?

5. Какие изменения происходят в социальном статусе и положении крестьянства в XVIII веке?

6. В чём особенности развития русского дворянства в XVIII веке?

Литература:

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

Галаганов М. Семья Нарышкиных и политическая борьба в России в последней четверти XVII в. //Вопросы истории. -1999. - №6.

Искандеров А.А. Российская империя, реформы и революция //Вопросы истории. -1999. - №З. - С. 82-115.

Каменский А. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе //Вестник высшей школы. - 1990. - Т.2.

Рокосуев Е.Ю. Казачество: права и обязанности сословия //Вопросы истории. - 1998. - №5.

Тема 5. Российское государство и общество в ХIХ в. Реформы и контрреформы в России во второй половине ХIХ в.

Крепостное право в России. Мануфактурно - промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём особенности исторического процесса в России XIX в.?

2. В чём состоят причины и сущность движения декабристов?

3. Почему проект реформы, разработанный М.М. Сперанским, не был реализован?

4. Почему основными формами общественного движения 1830-1850-х гг. XIX в. стали студенческие кружки, дискуссии в аристократических салонах и литературное творчество?

5. В чём причины реформ 60-70-х годов XIX в.?

6. Каковы особенности революционного движения 2-ой половины XIX в.?

7. В чём выразился реакционный характер политики Александра Ш?

8. Какую роль в пореформенном развитии сыграло крупномасштабное строительство железных дорог?

9. К каким диспропорциям и социально-экономическим последствиям привело ускоренное и стимулированное правительством развитие капитализма в России?

Литература:

Бучин А. Классово-экономическая характеристика массовых демо­кратических движений XIX-XX вв. //Вопросы истории. – 1997. - №3.

Данилов Д. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора» //Вопросы истории. - 1998. - № 11-12.

Долбилов М. Александр II и отмена крепостного права //Вопросы ис­тории. - 1998. - № 10.

Корнилов А. Курс русской истории XIX в. - М., 1993.

Леонтович В. История либерализма в России (1762-1914). - М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 г. в России: Почему не реализовалась ре­форматорская альтернатива.- М., 1991.

Ревякин А. Социализм и либерализм в середине XIX в. //Новая и но­вейшая история. – 1997. - №4.

Олейников Д. Кто такие западники и славянофилы? //Родина. -1992.-№5.

Россия и мир: Учебная книга по истории в 2-х частях. Часть 1 / Под ред. А. А. Данилова. - М., 1994.

Хевролина В. Внешнеполитический взгляды славянофилов конца XIX в. //Новая и новейшая история. - 1998. - №7.

Тема 6. Проблемы исторического выбора России в начале XXвека.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём особенности развития социально-экономической политиче­ской ситуации в России в начале XX в.?

2. В чём выразилось нарастание революционной ситуации в России в начале XX в.?

3. Назовите основные политические партии, сформированные в Рос­сии в начале XX века и содержание их программ?

4. Почему потерпела поражение революция 1905-1907 гг. и каковы её последствия?

5. В чём смысл реформ, проводимых последовательно С.Ю. Витте и П.А. Столыпиным?

6. Каким было социально-политическое развитие России в начале XX в.

7. Можно ли считать Россию после революции 1905-1907 гг. консти­туционной монархией?

8. Каковы причины начала первой мировой войны. Можно ли счи­тать войну со стороны России освободительной, справедливой?

9. Общее и особенное программ политических партий России?

Литература:

Бердяев Н. А. Истоки русского коммунизма. - М., 1991.

Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. – 1999. - №2-3.

История России. XX век /Отв.ред. В Л. Дмитриенко. - М., 1996.

Кирьянов Ю.И. Рабочие в России на рубеже XIX-XX вв. //Отечественная история. – 1997. - № 4. - C. 40-53.

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России //Вопросы истории. - 1994. - №8.

Первая революция: Справочник о революции 1905-1907 гг. - М., 1985.

Смирнов B.C. Экономика предреволюционной России в цифрах и фактах //Отечественная история. - 1999. - №2.

Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия. - М., 1991.

Тема 7. Россия в 1917 г.: развитие политических процессов от Февраля к Октябрю. Советское государство в 1917 – 1920–е гг.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е гг. Внешняя политика.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём причины Февральской революции1917 г.? Почему была установлено двоевластие?

2. Каковы основные черты общенационального кризиса?

3. В чём причины победы большевиков в 1917 г.?

4. Какие позиции занимали основные политические силы в граждан­ской войне?

5. Была ли возможность создания демократического правительства в России после Октябрьской революции?

6. В чём выражалась аграрная революция в России в 1917-1920 гг.?

5. Какие социально-экономические и политические последствия гра­жданской войны в России?

Литература:

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т.1.- М., 1994.

Бушцев В. Октябрь //Свободная мысль. – 1997. - № 10.

Верт Н. История советского государства. - М., 1997.

Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной Думы //Вопросы истории. - 1998. - №2.

Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 году //Отечественная история. - 1997. - № 1. - С.60-76.

Гросул В.Я. Истоки трёх русских революций //Отечественная история. -1997. - №6. - С. 34-54.

Дроков С. Некоторые проблемы истории гражданской войны в Сиби­ри // Вопросы истории. - 1999. - № 6.

Карр Э. История Советской России. Кн.1: Том 1 и 2. 1917-1923. - М., 1990.

Коган Л. «Военный коммунизм»: утопия и реальность //Вопросы истории.-1998. - №2.

Куренышев А.А. Крестьянство России в период войны и революции (1917-1920 гг.) //Вопросы истории. – 1999. - №5.

Милюков П. Катастрофа самодержавия //Свободная мысль. – 1997. - №2.

Плимак Е. Две революции, две точки зрения //Свободная мысль.–1997.-№6-9.

Телицын В. «Военный коммунизм»: новый взгляд на старые пробле­мы //История Отечества. -1998.-№4.

Эктон Э. Новый взгляд на русскую революцию //Отечественная исто­рия. 1997.- № 5. - С. 68-79.

Тема 8. Общественно- политическая жизнь Советского государства в 1920-1930 –е гг. XX в.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Образование СССР. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Внешняя политика СССР накануне Великой Отечественной войны.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём причины хозяйственной разрухи в начале 1920-х годов?

2. Каковы итоги коллективизации сельского хозяйства?

3. В чём причины репрессий конца 1920-1930-х гг.?

4. Какую роль сыграла индустриализация в укреплении СССР?

5. Охарактеризуйте международное положение СССР накануне Второй мировой войны.

6. В силу каких причин СССР заключил договор с Германией о ненападении?

7. Каковы последствия советско-германского пакта о ненападении?

Литература дополнительная:

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т. 1. - М., 1998.

Верт Н. История советского государства. - М., 1998.

Гордон Л., Клопов Э. Форсировать рывок //Страницы истории со­ветского общества. - М., 1989.

Зеленин Р. Революция сверху: завершение и трагические последствия //Вопросы истории. - 1994. - № 10.

Карр Э. История Советского государства. Том 1, 2. - М., 1990.

Косачев В.Г. Накануне коллективизации. Поездка В.И. Сталина в Си­бирь //Вопросы истории. - 1998. - №5.

Лельчук В. Особая комиссия пролетарского государства //Родина.- 1993. -№2.

Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти.- М., 1984.

Ленин В.И. Последние письма и статьи. - М., 1989.

Павлова И.В. Механизм политической власти в СССР в 20-30-е годы //Вопросы истории. -1998.-№1-12.

Тема 9. СССР в годы Великой Отечественной войны.

СССР в начальный период войны. Основные этапы Великой Отечественной войны. Советский тыл в 1941–1945 гг.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём причины возникновений Второй мировой войны?

2. С какой целью была создана антигитлеровская коалиция? Кто в нее входил?

3. В чём причины неудач Красной Армии в первый период войны?

4. Каковы причины и последствия коренного перелома в годы Вели­кой Отечественной войны?

5. Каков вклад СССР в разгром нацистской Германии?

Литература:

Верт Н. История советского государства. - М., 1998.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х т. - М., 1990.

«Зимняя война». 1939-1940. Неизвестные страницы //Родина. - 1995. - №12.

Мир после войны: итоги, последствия, уроки //Родина. -1998.- № 1, 2, 7.

Молодняков В.Э. Начало Второй мировой войны: Некоторые геопо­литические аспекты //Отечественная история. - 1997. - №5. - С. 128-137.

Соколов Б.Ю. Цена Великой Отечественной: Неизвестное об извест­ном. - М., 1991.

Фолькман Х.Э. Советский Союз в экономических расчетах «третьего рейха». 1933-1941 годы //Отечественная история. - 1998. - №3.

Тема 10. Противоречия и трудности развития СССР в 1945-1991 гг. Послевоенный мир. Противостояние двух мировых систем.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. СССР в 1960-1980-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения.

Вопросы для самопроверки:

1. В каком состоянии была мировая экономика после окончания вто­рой мировой войны? Сопоставьте основные экономические пока­затели стран-победительниц: СССР, США, Англия.

2. В чём суть реформаторской деятельности Н.С Хрущева?

3. Как происходило в СССР освоение целинных и залежных земель?

4. Что такое механизм торможения. Как он формировался?

5. В чём причины незавершенности реформ 1960-х годов?

6. Что такое «развитой социализм»?

7. В чём причины кризиса в стране в 1980-е годы?

8. Была ли необходимость перестройки в СССР?

9. В чём особенности перехода нашей страны на путь рыночных от­ношений?

Литература:

Альтернативы: модели развития для России //Свободная мысль.- 1997. - №6.

Бовин А. Кризис мирового социализма. - М., 1991.

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т.2. - М., 1998.

Верт Н. История советского государства. - М., 1998.

Горбачев М.С Перестройка и новое мышление для всей страны и для всего мира.- М., 1987.

Зиядуллаев Н. Сценарий будущего СНГ //Свободная мысль.- 1997. - №12.

История современной России (1985-1994) /Под ред. В. Журавлёва. - М., 1995.

«Круглый стол» о причинах «холодной войны» //Родина. - 1998. - №8.

Мунчаев М. М., Устинов В. М., Чернобаев А. А. Политическая история рос­сийского государства. – М., 1998.

Опенкин Л.А. Оттепель: Как это было? (1953-1955). - М., 1991.

Погружение в трясину. (Антология застоя). - М., 1991.

Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. - М., 1989.

Тема 11. Российская Федерация на современном этапе.

Становление новой российской государственности (1993-2004). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Вопросы для самопроверки:

1. Какие проблемы стояли перед российским обществом в начале 1990-х годов?

2. Какая политическая ситуация сложилась в стране после краха КПСС?

3. В чем суть конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом в сентябре 1993 г. и чем он закончился?

4. С чем связана "министерская чехарда", осуществляемая Б. Ельциным? Почему Б. Ельцин ушел в отставку раньше срока?

5. Какие изменения произошли в политической жизни страны при президенте В. B. Путине?

6. Почему приватизация государственных предприятий не способствует экономическому подъему?

7. Как изменялась внешняя политика России после распада СССР?

8. Как строятся сегодня отношения России с США и ЕЭС?

Литература:

Гушер А. Чечня - узел трудных проблем. //Азия и Африка сегодня. – 2000.- №11. - С. 2-8.

Долягин М. Программа выживания как стратегия развития //Свободная мысль. – 2000. - №10.

Пиминов Ю. Альтернативы: модель развития для России //Свободная мысль.- 1997. - №6.

«Формирование новой российской идеологии» //Свободная мысль - 2000. -№3 - С. 28-41.

Шведовский Ф. Кто установит мир на Кавказе? //Азия и Африка сегодня. - 1999. - 3. - С. 2-7.

Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? - М., 1991.

Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. - М., 1999.

Контрольная работа

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы студент самостоятельно изучил, усвоил и правильно понял учебный материал. Контрольная работа – одна из основных форм самостоятельной работы студентов–заочников в ходе усвоения и изложения изучаемого учебного материала.

Выполняя контрольную работу, студент должен научиться пользоваться рекомендуемыми справочными материалами, с тем, чтобы уметь в дальнейшем правильно выбрать материал при курсовом и дипломном проектировании.

 

Тематика контрольных работ

 

1. История в системе гуманитарного образования. Цель, задачи, предмет и методы изучения истории.

2. становление древнерусского государства. Киевская Русь (9–12 вв.).

3. Русь в период феодальной раздробленности.

4. Русское государство в 13–15 вв.: от Руси Киевской к Руси Московской.

5. Реформы и реакция в эпоху Ивана Грозного.

6. Политическое, социально–экономическое и культурное развитие России в 17 в.

7. Модернизации России в эпоху Петра Великого: предпосылки, замысел, итоги.

8. Реформы и преобразования в России в период царствования Екатерины Великой.

9. Попытки самодержавия осуществить реформы в России в первой половине 19 в.

10. Буржуазные реформы 60–70–х гг. и их значение в истории России.

11. Контрреформы в эпоху Александра III.

12. Реформы С.Ю. Витте: предпосылки, замысел, итоги.

13. Общественно–политические движения и общественная мысль в России в 19 в.

14. Политические партии в России в начале 19 в.: предпосылки, образования, программы, итоги деятельности.

15. Буржуазно–демократическая революция 1905–1907 гг.: причины, характер, итоги.

16. Опыт российского парламентаризма: деятельность I-IV Государственных Дум России (1906–1917 гг.).

17. Столыпинская реформа как попытка политического и социально–экономического преобразования России в начале XX в.: предпосылки, реализация, итоги.

18. Первая мировая война (1914–1918): причины, характер, итоги.

19. Россия перед выбором в 1917 г.: от революции буржуазной к революции социалистической.

20. Октябрьская революция 1917г.: причины, характер, итоги. Первые попытки социалистических преобразований в России.

21. Гражданская война и интервенция (1918–1920): причины, характер, основные этапы, итоги.

22. НЭП: замысел, сущность, последствия.

23. Индустриализация и коллективизация в СССР – курс на форсирование социалистического строительства.

24. Внешняя политика советского государства в 1920–1930–е гг.

25. Вторая мировая война (1939–1945): причины, характер, итоги.

26. Советское общество и государство в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Решающий вклад СССР в разгром фашизма.

27. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева: замысел, осуществление, итоги.

28. Политическое и социально–экономическое развитие СССР в эпоху Л.И. Брежнева (1965–1982).

29. М.С. Горбачев и перестройка в СССР (1985–1991): причины, замыслы и их осуществление.

30. Россия на рубеже XX-XXI вв.: курс на продолжение реформ.

 

5 Планы контрольных работ и основные понятия к темам

 

 

Тема 1 ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ

План

1. История как основа гуманитарного образования.

2. Источники и методы исторического познания.

Основные понятия: историография, историческое познание, истори­ческое развитие, история, источник, источниковедение, методология, ми­ровоззрение, общество, принцип историзма, принцип объективности, принципы и методы исторического исследования, системный и сравни­тельный анализ, формация, цивилизационный и формационный подходы, цивилизация.

Тема 2 СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

КИЕВСКАЯ РУСЬ (IX–XII вв.)

План

1. Этногенез восточных славян.

2. Возникновение и развитие государства Киевская Русь.

3. Влияние христианства на формирование древнерусской государственности.

Основные понятия: авары, бояре, варвары, вече, воевода, гунны, дань, дружина, каганат, католицизм, князь, надел, оброк, половцы, православие, сарматы скифы, смерд, удел, хазары, холоп, христианство, язычество.

Тема 3 РУСЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

План

1. Феодальная раздробленность Руси: причины, последствия.

2. Монголо–татарское нашествие и его влияние на политическое и социально–экономическое развитие русского государства.

Основные понятия: баскак, волость, вотчина дань, дворяне, кормление, местничество, наместник, поместье, темник, тягло, удел, ярлык.

 

 

Тема 4 РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХШ-XV ВВ.: ОТ РУСИ КИЕВСКОЙ К РУСИ МОСКОВСКОЙ

План

1. Возвышение Москвы в борьбе освобождение от иноземных захватчиков иа объединение русских земель.

2. Становление российского государства в 15 в.: предпосылки, реализация, итоги.

 

Основные понятия: барщина, волоститель, ка­бальные холопы, Новго­родская республика, слобода, тягловые крестьяне, челобитная, ясак.

 

 

Тема 5. РЕФОРМЫ И РЕАКЦИЯ В ЭПОХУ ИВАНА ГРОЗНОГО

План

1. Основные реформы Ивана IV и их последствия.

2. «Смутное время» – кризис Московского царства.

Основные понятия: барщина, волость, государь, губные уч­реждения, дьяки, Избранная рада, казачество, опричнина, приказ, «смутное время», Стоглавый собор, стрелец, Судебник, урочные лета, царь, черносошные крестьяне.

Тема 6 ПОЛИТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XVII ВЕКЕ

План

1. Воссоединение Украины с Россией: предпосылки, итоги.

2. «Бунташный» век России: социальные противоречия в обществе.

3. Реформация русской православной церкви.

 

Основные понятия: «бунташный» век, гетманство, Губная реформа, Запорожская Сечь, Земский собор, крестьяне, мануфактура, «медный бунт», митрополит, модернизация, Переяславская Рада, подъячие, раскольники, Реформация, секуляризация церкви, семибоярщина, «служилые люди», Соборное уложение, Соловецкое восстание, «соляной бунт», староверы, старообрядцы, столбовое дворянство, Униатская церковь, Юрьев день.

 

 

Тема 7 МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЯ В ЭПОХУ ПЕТРА ВЕЛИКОГО: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЗАМЫСЕЛ, ИТОГИ

План

1. Петр Великий и его реформы: за­мысел, осуществление, итоги.

2.Внешняя политика России в XVIII веке.

Россия в эпоху дворцовых переворотов 1725-1762.

3. Россия во второй половине века. Правления Екатерины II и Пав­ла I.

4.Социальные выступления в 18 веке.

 

Основные понятия: ассамблеи, ге­нерал-прокурор, губернатор, губернии, департамент, завод, импе­ратор, индустриализация, коллегия, магистрат, мануфактура, меркан­тилизм, модернизация, наёмные рабочие, подушный налог, предпринимательство, Принцип престоло­наследия, промышленность, рекрутский набор, Священный Синод, Север­ная война, Сенат, сословия, «табель о рангах», уезды.

Тема 8 РЕФОРМЫ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

План

1. Просвещенный абсолютизм в России в XVIII в. как содержание основных реформ Екатерины Великой.

2. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева и ее последствия.

 

Основные понятия: абсолютная монархия, воевода, гвардия, гетманство, городничий, Жалованные грамоты, именитые горожане, манифест, «Наказ», «общественное пре­зрение», посадские, приписные крестьяне, «пугачёвщина», просвещенный абсолютизм, разделы Польши, сословный суд,, Уложенная комиссия, урбанизация, эпоха Просвещения.

 

 

Тема 9 РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

План

1.Реформы самодержавия в первой половине XIX в. и их последствия. 2.Внутреняя и внешняя политика государства при Николае I. Кавказская война (1817–1864).

3. Политическое движение декабристов: программы, выступление, итоги.

Занятие 2.

1. Внутренняя политика России второй четверти XIX в.

2. Общественное движение второй четверти XIX в.

3.Внешняя политика 1825-1856гг.

 

Основные понятия: аракчеевщина, бюрократизация, военные поселения, Государственный Совет, декабристы, деспотизм, западники и сла­вянофилы, земство, имам, ислам, интенсивное хозяйство, колонизация, конституция, мюридизм, «официальная народность», податные сословия, разночинцы, революцио­неры-демократы, Союз Благоденствия, Союз Спасения, экстен­сивное хозяйство, Южное общество.

 

 

Тема 10 БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60–70–х гг. ХIХ в.

План

1. Отмена крепостного права в России: замысел, осуществление, итоги.

2. Основные буржуазные реформы самодержавия и их влияние на социально–политическую структуру российского общества.

 

Основные понятия: анархизм, воинская повинность, временообязанные, выкупные платежи, земство, имущественный ценз, консерватизм, курия, либерализм, марксизм, мировой суд, монополии, народничество (заговорщическое, бунтарское, пропагандистское), синдикаты, суд присяжных, тер­роризм, тресты, цензура.

 

 

Тема 11 КОНТРРЕФОРМЫ В РОССИИ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА III

План

1. Усиление самодержавного режима на основе реформ Александра III.

2. Особенности развития капитализма в России.

Основные понятия: гимна­зия, демократы, забастовка, «зубатовщина», инвестиции, империализм, картели, конвертируемость, контрреформы, монополия государства, националисты, «Народная воля», отработки, «отрезки», «Тройственный Союз», финансовая олигархия, «Чёрный передел», политическая партия, Портсмунский мир 1905 г., черносотенцы, энесы, эсеры (ПСР).

 

 

Тема 12 РЕФОРМЫ С.Ю. ВИТТЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ, ЗАМЫСЛЫ, ИТОГИ

План

1. С.Ю. Витте: личность и государственный деятель.

2. Основные предпосылки, замыслы и итоги реформ С.Ю. Витте.

 

Основные понятия: гимна­зия, демократы, забастовка, «зубатовщина», инвестиции, империализм, картели, конвертируемость, контрреформы, монополия государства, националисты, «Народная воля», отработки, «отрезки», «Тройственный Союз», финансовая олигархия, «Чёрный передел», политическая партия, Портсмунский мир 1905 г., черносотенцы, энесы, эсеры (ПСР).

 

 

Тема 13 ОБЩЕСТВЕННО–ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План

1. История создания политических партий.

2. Содержание программ основных партий России.

 

Основные понятия: анархизм, большевики, буржуазия, Демократическая республика, диктатура, диктатура пролетариата, империализм, классовая борьба, классы, коммунизм, конституция, консти­туционная монархия, левые эсеры, меньшевики, монархизм, монархия, народный социализм, национализация, парламент, правые эсеры, Советы, социализм, «Союз 17 Октября», террор, трудовики, черносотенцы, экспроприация, энесы, эсеры.

 

 

Тема 15 БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

РОССИИ (1906–1917)

План

1. Манифест 17 октября 1905 г.: содержание, значение.

2. Деятельность I и II Государственных Дум. Третьеиюньский переворот: суть, итоги.

3. Деятельность III и IV Государственных Дум.

 

Основные понятия: большевики, буржуазия, Государственная Дума, Государственный Совет, консти­туционные демократы (кадеты), крестьянская война, курия, Манифест 17 октября 1905 г., монархисты, меньшевики, националисты, парламентаризм, Портсмутский мир 1905 г., представительство, пролетариат, рабочий класс, РСДРП, Советы, «Союз 17 Октября» (октябристы), стачка, «третьеиюньская монархия», трудовики, черносотенцы, экспроприация, энесы, эсеры.

 

 

Тема 17 СТОЛЫПИНСКАЯ РЕФОРМА КААК ПОПЫТКА

ПРИЧИНЫ, ХАРАКТЕР, ИТОГИ

План

1. Причины и начало Первой мировой войны.

2. Россия в мировой войне.

3. Итоги и последствия мировой войны.

 

Основные понятия: аннексия, Антанта, Брестский мир, Версальский договор,империализм, интервенция, контрибуция, Тройственный союз.

 

 

Тема 19 РОССИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ В 1917 г.: ОТ РЕВОЛЮЦИИ БУРЖУАЗНОЙ К РЕВОЛЮЦИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

План

1. Причины и характер Февральской революции 1917 г.

2. Политическая борьба за различные пути развития России в период от февраля до октября 1917 г.

3. Общенациональный кризис осенью 1917 г. Приход большевиков к власти.

 

Основные понятия: анархизм, большевизм, Директория, двоевластие, консти­туционные демо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.97.61 (0.344 с.)