Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке



ВВЕДЕНИЕ

Курс “Отечественная история” студентами Владимирского государственного университета изучается в первый год обучения. Он предусматривает проведение цикла лекционных, семинарских занятий, написание студентами рефератов и контрольных работ.

Предмет изучения курса — история России с VII века по настоящее время, рассматриваемая в едином контексте развития мировой цивилизации и системы международных отношений.

Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам целостное представление об истории Отечества, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития российского общества.

Настоящее учебно-методическое пособие вобрало в себя тематику лекционных и семинарских занятий, примерный перечень тем рефератов, методические рекомендации.

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лекционные занятия проводятся по 18 темам.

Тема 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие древнерусского государства в IX‑ начале XII века

Предмет и задачи курса. Источники изучения отечественной истории и культуры. Вопросы периодизации. История России как часть всемирной истории.

Восточные славяне в VII‑VIII вв. Проблема возникновения древнерусского государства. Норманнская теория.

Деятельность первых киевских князей по расширению и укреплению моло­дого государства. Введение христианства на Руси при Владимире Святом и последствия христианизации. Развитие феодальных отношений. Ярослав Мудрый и основные идеи “Русской Правды”. Княжение Владимира Мономаха. Образование древнерусской народности.

Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке

Истоки феодальной раздробленности. Особенности формирования и развития новых политических, экономических и культурных центров. Галицко-Волынская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли. Культура Киевской Руси домонгольского периода.

Монголо-татарские завоевания. Битва на Калке. Нашествие хана Батыя на Русь и его итоги. Борьба Руси против шведской и немецкой агрессии. Александр Невский — полководец и политик. Русь под властью Золотой Орды.

Тема 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках

Предпосылки централизации власти на Руси. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении русских земель. Куликовская битва. Утверждение главенства Москвы. Свержение монголо-татарского ига.

Формирование системы управления независимого централизованного государства. Судебник Ивана III. Россия в начале XVI в.

Московское царство в годы правления Ивана IV. Избранная Рада и реформы 1550-х гг. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика Ивана Грозного и ее последствия.

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.

Тема 4. Российское государство в XVII веке

Истоки Смутного времени. Политический и социально-экономический кризис. Проблема престолонаследия и самозванства в России. Восстание Болотникова.

Польско-шведская интервенция. Роль народных ополчений и православной церкви в изгнании интервентов. Земский Собор 1613 г.

Преодоление последствий Смуты и укрепление самодержавия при Михаиле и Алексее Романовых. Соборное Уложение 1649 г. Территориальный рост России. Развитие экономики. Церковная реформа и церковный раскол. Народные движения в XVII в. Царевна Софья. Культура России в XVII в.

Темя 5. Образование Российской империи

Предпосылки и причины преобразований Петра I. Военные реформы. Преобразования в системе государственного управления. Социально-экономическая политика Петра I. Преобразования в области культуры. Проблема цены петровс­ких реформ. Восстание К. Булавина.

Внешняя политика Петра I. Борьба с Турцией и Персией. Северная война. Рождение империи.

Общие итоги и последствия петровских преобразований.

Тема 4. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках

1. Роль Москвы в образовании единого государства.

2. Свержение монголо-татарского ига и укрепление независимой России при Иване III.

3. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV (Грозного).

Вопрос 1

Выявите основные предпосылки объединения русских земель, роль географических, экономических и политических факторов в возвышении Москвы. Уделите внимание противоборству Москвы и Твери, политике Ивана Калиты, княжению Дмитрия Донского и роли Куликовской битвы в укреплении авторитета Московского княжества. Дайте оценку феодальной войны второй четверти XV в.

Вопрос 2

Рассмотрите политические и экономические предпосылки свержения золотоордынского ига и события 1480 г.: дробление Золотой Орды, усиление Московского княжества и присоединение Новгорода, противостояние на р. Уфе.

Остановитесь на вопросе завершения объединения русских земель в начале XVI в.

Охарактеризуйте внутреннюю политику Ивана III, процесс формирования органов государственного управления, основные положения Судебника 1497 г.

Вопрос 3

Раскройте основные черты развития России в первой трети XVI в. и проблему политической борьбы в начале правления Ивана IV. Обратите внимание на материал о Земском Соборе 1549 г. и реформах 1550-х гг., о причинах перехода к политике опричнины, ее реалиях и последствиях.

Осветите внешнюю политику Ивана IV на восточном и западном направлениях. Оцените итоги политического, экономического и культурного развития России к концу XVI в.

Литература

ü Алышиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988. — 244 с.

ü Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. “История". — М.: Высш. шк., 1990. — 432 с.

ü Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. — эком, и полит, истории России середины XVI в. — М.: 1960, — 511 с.

ü История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. пособие для шк. Владим. обл. // Ю.Э. Жданов, В. М. Маслов, Н.В. Киприянова и др.; под ред. Д.И. Копылова, Владимир, 1998. — 200 с.

ü Кобрин В.Б. Иван Грозный. — М.: Моск. Рабочий, 1989. — 175 с.

ü Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. — М.: Прогресс, культура: Газ. “Труд”, 1993. — 487 с.

ü Панченко А.М. Русская история и культура. СПб. : Юна, 1999. — 520 с.

ü Сахаров А.М. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI вв. — М.: “Высшая школа". — 1969. — 244 с.

ü Скрынников Р.Г. Далекий век: Иван Грозный. Борис Годунов. Сиб. одиссея Ермака: Ист. повествования. — Л: Лениздат, 1989. — 636 с.

ü Никольский Н. М. История русской церкви. // Предисл. А.А. Круглова Мн.: Беларусь, 1990. — 541 с.

Тема 17. Россия в 1990-х гг.

План

1. Развитие политической системы Российской Федерации в 1991-2000 гг.

2. Реалии социально-экономического развития российского общества.

3. Российская Федерация на мировой арене.

Вопрос 1

Рассмотрите политический кризис августа 1991 г., распад СССР и формирование правительства радикалов-реформаторов, проблему “двоевластия” 1993 г., октябрьские 1993 г. события и их последствия. Охарактеризуйте новую Конституцию и государственную систему, силовые методы управления и чеченскую войну, борьбу Президента с Государственной Думой и президентские выборы 1996 г., “правительственную чехарду” 1998‑99 гг. Отставка Б. Ельцина.

Вопрос 2

Осветите курс правительства Е. Гайдара, нарастание негативных явлений в экономической и социальной сферах, корректировки курса реформ при правительствах В. Черномырдина и В. Кириенко, их последствия. Остановитесь на массовых протестах трудящихся в 1997-98 гг., и современных социально-экономических проблемах.

Расскажите об основных тенденциях и явлениях в духовной, культурной жизни россиян в 90-х гг.

Вопрос 3

Выявите основные тенденции и явления во взаимоотношениях России со странами “ближнего зарубежья” и Восточной Европы. Раскройте проблему создания “общеевропейского дома”, продвижения НАТО на восток, взаимоотношений с США. Уделите внимание позиции России в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки.

Литература

ü Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеее Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших, времен до наших дней. Изд. 2-е. — СПб.: Лань, 1998, 445 с.

ü История России. В 2-х т., т. 2. // Под ред.: С.В. Леонова. — М.: ВЛАДОС, 1995, — 451 с.

ü История России в вопросах и ответах. // Сост.; С.А. Кислицын. — Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. — 605 с.

ü Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. — М.: Инфра — М., НОРМА, 1997. — 591 с.

ü Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я.: Основы курса истории России. — М: Простор, 1997. — 651 с.

ü Российское государство и общество. XX век. [Сб.]. //Ред. кол. : С.А. Байбаков и др. — М.: изд. МГУ, 1999. — 559 с.

Тема 18. Современная Россия

План

1. Россия в начале 2000-х гг.: социально-экономическое развитие страны.

2. Внешняя политика России.

3. Общественное и культурное развитие России.

Семинар проводится на материалах периодической печати и материалах международных, региональных и др. конференций за последнее десятилетие.

ВВЕДЕНИЕ

Курс “Отечественная история” студентами Владимирского государственного университета изучается в первый год обучения. Он предусматривает проведение цикла лекционных, семинарских занятий, написание студентами рефератов и контрольных работ.

Предмет изучения курса — история России с VII века по настоящее время, рассматриваемая в едином контексте развития мировой цивилизации и системы международных отношений.

Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам целостное представление об истории Отечества, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития российского общества.

Настоящее учебно-методическое пособие вобрало в себя тематику лекционных и семинарских занятий, примерный перечень тем рефератов, методические рекомендации.

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Лекционные занятия проводятся по 18 темам.

Тема 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие древнерусского государства в IX‑ начале XII века

Предмет и задачи курса. Источники изучения отечественной истории и культуры. Вопросы периодизации. История России как часть всемирной истории.

Восточные славяне в VII‑VIII вв. Проблема возникновения древнерусского государства. Норманнская теория.

Деятельность первых киевских князей по расширению и укреплению моло­дого государства. Введение христианства на Руси при Владимире Святом и последствия христианизации. Развитие феодальных отношений. Ярослав Мудрый и основные идеи “Русской Правды”. Княжение Владимира Мономаха. Образование древнерусской народности.

Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке

Истоки феодальной раздробленности. Особенности формирования и развития новых политических, экономических и культурных центров. Галицко-Волынская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли. Культура Киевской Руси домонгольского периода.

Монголо-татарские завоевания. Битва на Калке. Нашествие хана Батыя на Русь и его итоги. Борьба Руси против шведской и немецкой агрессии. Александр Невский — полководец и политик. Русь под властью Золотой Орды.

Тема 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках

Предпосылки централизации власти на Руси. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении русских земель. Куликовская битва. Утверждение главенства Москвы. Свержение монголо-татарского ига.

Формирование системы управления независимого централизованного государства. Судебник Ивана III. Россия в начале XVI в.

Московское царство в годы правления Ивана IV. Избранная Рада и реформы 1550-х гг. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика Ивана Грозного и ее последствия.

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.28.52 (0.007 с.)