Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII векеСтр 1 из 6Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Курс “Отечественная история” студентами Владимирского государственного университета изучается в первый год обучения. Он предусматривает проведение цикла лекционных, семинарских занятий, написание студентами рефератов и контрольных работ. Предмет изучения курса — история России с VII века по настоящее время, рассматриваемая в едином контексте развития мировой цивилизации и системы международных отношений. Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам целостное представление об истории Отечества, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития российского общества. Настоящее учебно-методическое пособие вобрало в себя тематику лекционных и семинарских занятий, примерный перечень тем рефератов, методические рекомендации. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Лекционные занятия проводятся по 18 темам. Тема 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие древнерусского государства в IX‑ начале XII века Предмет и задачи курса. Источники изучения отечественной истории и культуры. Вопросы периодизации. История России как часть всемирной истории. Восточные славяне в VII‑VIII вв. Проблема возникновения древнерусского государства. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей по расширению и укреплению молодого государства. Введение христианства на Руси при Владимире Святом и последствия христианизации. Развитие феодальных отношений. Ярослав Мудрый и основные идеи “Русской Правды”. Княжение Владимира Мономаха. Образование древнерусской народности. Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке Истоки феодальной раздробленности. Особенности формирования и развития новых политических, экономических и культурных центров. Галицко-Волынская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли. Культура Киевской Руси домонгольского периода. Монголо-татарские завоевания. Битва на Калке. Нашествие хана Батыя на Русь и его итоги. Борьба Руси против шведской и немецкой агрессии. Александр Невский — полководец и политик. Русь под властью Золотой Орды. Тема 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках
Предпосылки централизации власти на Руси. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении русских земель. Куликовская битва. Утверждение главенства Москвы. Свержение монголо-татарского ига. Формирование системы управления независимого централизованного государства. Судебник Ивана III. Россия в начале XVI в. Московское царство в годы правления Ивана IV. Избранная Рада и реформы 1550-х гг. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика Ивана Грозного и ее последствия. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Тема 4. Российское государство в XVII веке Истоки Смутного времени. Политический и социально-экономический кризис. Проблема престолонаследия и самозванства в России. Восстание Болотникова. Польско-шведская интервенция. Роль народных ополчений и православной церкви в изгнании интервентов. Земский Собор 1613 г. Преодоление последствий Смуты и укрепление самодержавия при Михаиле и Алексее Романовых. Соборное Уложение 1649 г. Территориальный рост России. Развитие экономики. Церковная реформа и церковный раскол. Народные движения в XVII в. Царевна Софья. Культура России в XVII в. Темя 5. Образование Российской империи Предпосылки и причины преобразований Петра I. Военные реформы. Преобразования в системе государственного управления. Социально-экономическая политика Петра I. Преобразования в области культуры. Проблема цены петровских реформ. Восстание К. Булавина. Внешняя политика Петра I. Борьба с Турцией и Персией. Северная война. Рождение империи. Общие итоги и последствия петровских преобразований. Тема 4. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках 1. Роль Москвы в образовании единого государства. 2. Свержение монголо-татарского ига и укрепление независимой России при Иване III. 3. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV (Грозного). Вопрос 1 Выявите основные предпосылки объединения русских земель, роль географических, экономических и политических факторов в возвышении Москвы. Уделите внимание противоборству Москвы и Твери, политике Ивана Калиты, княжению Дмитрия Донского и роли Куликовской битвы в укреплении авторитета Московского княжества. Дайте оценку феодальной войны второй четверти XV в.
Вопрос 2 Рассмотрите политические и экономические предпосылки свержения золотоордынского ига и события 1480 г.: дробление Золотой Орды, усиление Московского княжества и присоединение Новгорода, противостояние на р. Уфе. Остановитесь на вопросе завершения объединения русских земель в начале XVI в. Охарактеризуйте внутреннюю политику Ивана III, процесс формирования органов государственного управления, основные положения Судебника 1497 г. Вопрос 3 Раскройте основные черты развития России в первой трети XVI в. и проблему политической борьбы в начале правления Ивана IV. Обратите внимание на материал о Земском Соборе 1549 г. и реформах 1550-х гг., о причинах перехода к политике опричнины, ее реалиях и последствиях. Осветите внешнюю политику Ивана IV на восточном и западном направлениях. Оцените итоги политического, экономического и культурного развития России к концу XVI в. Литература ü Алышиц Д. Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. — Л.: Наука, 1988. — 244 с. ü Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. “История". — М.: Высш. шк., 1990. — 432 с. ü Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного: Очерки соц. — эком, и полит, истории России середины XVI в. — М.: 1960, — 511 с. ü История Владимирского края с древнейших времен до конца XVIII в.: Учеб. пособие для шк. Владим. обл. // Ю.Э. Жданов, В. М. Маслов, Н.В. Киприянова и др.; под ред. Д.И. Копылова, Владимир, 1998. — 200 с. ü Кобрин В.Б. Иван Грозный. — М.: Моск. Рабочий, 1989. — 175 с. ü Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. — М.: Прогресс, культура: Газ. “Труд”, 1993. — 487 с. ü Панченко А.М. Русская история и культура. СПб.: Юна, 1999. — 520 с. ü Сахаров А.М. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI вв. — М.: “Высшая школа". — 1969. — 244 с. ü Скрынников Р.Г. Далекий век: Иван Грозный. Борис Годунов. Сиб. одиссея Ермака: Ист. повествования. — Л: Лениздат, 1989. — 636 с. ü Никольский Н. М. История русской церкви. // Предисл. А.А. Круглова Мн.: Беларусь, 1990. — 541 с. Тема 17. Россия в 1990-х гг. План 1. Развитие политической системы Российской Федерации в 1991-2000 гг. 2. Реалии социально-экономического развития российского общества. 3. Российская Федерация на мировой арене. Вопрос 1 Рассмотрите политический кризис августа 1991 г., распад СССР и формирование правительства радикалов-реформаторов, проблему “двоевластия” 1993 г., октябрьские 1993 г. события и их последствия. Охарактеризуйте новую Конституцию и государственную систему, силовые методы управления и чеченскую войну, борьбу Президента с Государственной Думой и президентские выборы 1996 г., “правительственную чехарду” 1998‑99 гг. Отставка Б. Ельцина. Вопрос 2 Осветите курс правительства Е. Гайдара, нарастание негативных явлений в экономической и социальной сферах, корректировки курса реформ при правительствах В. Черномырдина и В. Кириенко, их последствия. Остановитесь на массовых протестах трудящихся в 1997-98 гг., и современных социально-экономических проблемах. Расскажите об основных тенденциях и явлениях в духовной, культурной жизни россиян в 90-х гг.
Вопрос 3 Выявите основные тенденции и явления во взаимоотношениях России со странами “ближнего зарубежья” и Восточной Европы. Раскройте проблему создания “общеевропейского дома”, продвижения НАТО на восток, взаимоотношений с США. Уделите внимание позиции России в отношении стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Латинской Америки. Литература ü Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеее Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших, времен до наших дней. Изд. 2-е. — СПб.: Лань, 1998, 445 с. ü История России. В 2-х т., т. 2. // Под ред.: С.В. Леонова. — М.: ВЛАДОС, 1995, — 451 с. ü История России в вопросах и ответах. // Сост.; С.А. Кислицын. — Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. — 605 с. ü Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. — М.: Инфра — М., НОРМА, 1997. — 591 с. ü Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я.: Основы курса истории России. — М: Простор, 1997. — 651 с. ü Российское государство и общество. XX век. [Сб.]. //Ред. кол.: С.А. Байбаков и др. — М.: изд. МГУ, 1999. — 559 с. Тема 18. Современная Россия План 1. Россия в начале 2000-х гг.: социально-экономическое развитие страны. 2. Внешняя политика России. 3. Общественное и культурное развитие России. Семинар проводится на материалах периодической печати и материалах международных, региональных и др. конференций за последнее десятилетие. ВВЕДЕНИЕ Курс “Отечественная история” студентами Владимирского государственного университета изучается в первый год обучения. Он предусматривает проведение цикла лекционных, семинарских занятий, написание студентами рефератов и контрольных работ. Предмет изучения курса — история России с VII века по настоящее время, рассматриваемая в едином контексте развития мировой цивилизации и системы международных отношений. Цель курса заключается в том, чтобы дать студентам целостное представление об истории Отечества, основных этапах его развития, ведущих тенденциях и проблемах общественно-политической жизни и социально-экономического развития российского общества. Настоящее учебно-методическое пособие вобрало в себя тематику лекционных и семинарских занятий, примерный перечень тем рефератов, методические рекомендации. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Лекционные занятия проводятся по 18 темам. Тема 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие древнерусского государства в IX‑ начале XII века
Предмет и задачи курса. Источники изучения отечественной истории и культуры. Вопросы периодизации. История России как часть всемирной истории. Восточные славяне в VII‑VIII вв. Проблема возникновения древнерусского государства. Норманнская теория. Деятельность первых киевских князей по расширению и укреплению молодого государства. Введение христианства на Руси при Владимире Святом и последствия христианизации. Развитие феодальных отношений. Ярослав Мудрый и основные идеи “Русской Правды”. Княжение Владимира Мономаха. Образование древнерусской народности. Тема 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке Истоки феодальной раздробленности. Особенности формирования и развития новых политических, экономических и культурных центров. Галицко-Волынская, Новгородская и Владимиро-Суздальская земли. Культура Киевской Руси домонгольского периода. Монголо-татарские завоевания. Битва на Калке. Нашествие хана Батыя на Русь и его итоги. Борьба Руси против шведской и немецкой агрессии. Александр Невский — полководец и политик. Русь под властью Золотой Орды. Тема 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках Предпосылки централизации власти на Руси. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении русских земель. Куликовская битва. Утверждение главенства Москвы. Свержение монголо-татарского ига. Формирование системы управления независимого централизованного государства. Судебник Ивана III. Россия в начале XVI в. Московское царство в годы правления Ивана IV. Избранная Рада и реформы 1550-х гг. Опричнина и ее последствия. Внешняя политика Ивана Грозного и ее последствия. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.019 с.) |