Реформация в беларуси. деятельность симона будного и василя цяпинского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформация в беларуси. деятельность симона будного и василя цяпинского



На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.

Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.

Симон Будный - деятель реформации на территории Беларуси. Гуманист. Белорусский просветитель. Организатор типографии в Несвиже. он был хорошо знаком с белорусскими реалиями и стал одним из первых, кто пропагандировал белорусский язык в период полонизации.
Окончил Ягеллонский университет в Кракове, учился в Италии, Швейцарии, был одним из наиболее образованных людей своего времени. Начал деятельность в 1558 в качестве кальвинистского проповедника. Организовал в Несвиже типографию, где в 1562 издал на белорусском языке «Катехизис» и др. книги, в которых выступал с резкой критикой религиозных догматов.
(В 1562 г. кальвинисты Симон Будный, Матей Кавечинский и Лаврентий Крышковский составили и издали евангелический Катихисісъ. Этот евангелический катехизис стал первой книгой, напечатанной по-белорусски на территории современной Республики Беларусь).
В 70-х гг. выступил с проповедью взглядов антитринитариев, критиковавших официальное богословие с рационалистических позиций. Подобно Ф. Скорине, Будный являлся поборником единства культуры славянских народов; был лично знаком с русским первопечатником И. Федоровым и П. Мстиславцем, а возможно, и с Феодосием Косым и его учениками. В 1583 г. Будный издает книгу «О светской власти».
На Луцловицком соборе (синоде) 1582, на котором преобладали умеренные антитринитарии (социниане), Будный за свои радикальные религиозно-философские воззрения был лишён сана и осужден как еретик; его сочинения сжигались на кострах, а сам он подвергался жестоким гонениям и преследованиям.

"Акты XVI века свидетельствуют, что продолжатель дела Ф. Скорины белорусский гуманист и просветитель Василь Тяпинский (Амельянович) появился на свет в семье боярина Полоцкого повета в 1530-х. Известно, что он участвовал в Инфлянтской войне, служил у подканцлера Астафея Валовича, который поддерживал реформационное движение и книгоиздательскую деятельность в Великом Княжестве Литовском.

По своим взглядам Тяпинский был близок к Сымону Будному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах, отстаивал права христианского государства вести справедливые войны против вражеских нашествий и тирании.

Главным делом жизни Василя Тяпинского стало просвещение народа. Ради этого он взялся за перевод на белорусский язык Евангелия и на собственные деньги основал в своем имении Тяпино (теперь Чашникский район) типографию. Эта трудная и кропотливая работа требовала больших средств, которых просветитель не имел. По его признанию, он смог перевести и напечатать только тексты Евангелий от Матфея и Марка и частично от Луки. Просветитель намеривался издать и Катехизис, однако этот план остался нереализованным.

Выдающимся памятником нашей литературы является предисловие к Евангелию, которое дошло до нас. Просветитель взволнованно пишет о необходимости культурного подъема и сплоченности белорусов - перед угрозой полонизации. Он отстаивает право на образование на родном языке, а тем, кто отрекся от "науки в слове своем", дает совет вспомнить братьев Кирилла и Мефодия, ставших гордостью славянской культуры. Он также призывает светских и духовных властителей сохранять традиции и обычаи предков.

Предисловие дышит патриотизмом автора, который отдает Отчизне свои силы и "убогую маетность", чтобы не дать ей погибнуть в темноте и невежестве. Большинство белорусов исповедывало в то время православие. Василь Тяпинский был протестантом, но как подлинный гуманист поднялся до понимания того, что религиозные взгляды - это частное дело каждого человека, но забывать о национальных интересах он никогда не имеет права".

20. люблинская уния и образование речи посполитой

В 1558 г. Иван Грозный начал войну с Ливонией. Великий магистр Ордена Г. Кеттлер обратился к Великому князю Литовскому и королю Польскому Сигизмунду II Августу (1548 - 1572 гг.) с просьбой о помощи. В результате Орден был поделен на две части: Курляндское герцогство и литовско-польскую провинцию Инфлянты. Курляндский герцог признал себя вассалом Великого князя Литовского. В связи с этим царь начал войну против Великого княжества Литовского. В 1563 г. взял Полоцк и стал именоваться «Великим князем Полоцким». Он занял северо-восточную Беларусь, ему открылся путь на столицу княжества. Государство оказалось на грани политического краха и военной катастрофы, под угрозу было поставлено само его существование.

В январе 1569 г. в Люблине открылся общий сейм. Продолжался он шесть драматических месяцев. Каждая сторона ставила свои условия, которые не принимались другой. Увидев угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых условиях, послы Великого княжества Литовского покинули город. Тогда польская сторона продемонстрировала силу. Сигизмунд Август II издал указ о присоединении к Польскому королевству Подляшья, Волыни, Подолии и Киевщины, в результате чего почти половина территории Великого княжества Литовского отошла к Польше. Оказать сопротивление Польше княжество не могло. В этих условиях была сделана попытка начать переговоры с Иваном IV о мире, но она была безрезультатной. В этих условиях делегация Великого княжества Литовского вынуждена была вернуться в Люблин и 1 июля 1569 г. подписать акт унии в той форме, которую предлагала Польша.

В соответствии с этим актом Польское Королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Единого государя предполагалось избирать на общем сейме, провозглашая его Королем Польским, Великим князем Литовским, Русским, Прусским, Мазовецким, Жемойтским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским. Отдельное избрание Великого князя Литовского прекращалось. Права поляков в княжестве и жителей княжества в Польше уравнивались. Для обсуждения общегосударственных дел предусматривались общие сеймы. Люблинская уния сильно ограничивала суверенитет княжества, но его государственности окончательно не ликвидировала. Оно сохранило свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с Погоней. Обе части Речи Посполитой имели самостоятельные названия и до конца XVII в. - государственные языки. В княжестве таковым был белорусский.

В результате Люблинской унии Польша получила большие возможности для проведения великодержавной политики в отношении населения Великого княжества. Политика Речи Посполитой по насаждению на белорусских землях католицизма и проведению полонизации дополнили дифференциацию белорусского общества этнорелигиозной дезинтеграцией. Полонизаторские процессы привели к отрыву от белорусской этнической общности ее интеллигенции, высших слоев, чем затруднили процесс формирования и развития единого народа. Противодействовать этим явлениям было трудно. Сенат Речи Посполитой состоял преимущественно из польских представителей. В сейме, где из ста восьмидесяти послов только сорок шесть приходилось на Великое княжество, из них на белорусские поветы - тридцать четыре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 734; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.004 с.)