Период восстановления основного афатического расстройства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период восстановления основного афатического расстройства



Общие замечания

Когда закончен первоначальный период восстановления речи, т. е. когда больной из неговорящего превратился в плохо говорящего человека, на поверхность, если можно так выразиться, начинают всплывать основные расстройства, препятствующие полному восстановлению речи.

Логопед должен очень внимательно изучать все индивидуальные затруднения в речи, которые испытывает больной. Так, один и тот же больной может слышать, что говорит неправильно, но быть не в состоянии исправить свое произношение и «не слышать» в произношении другого сложных по фонематическому составу слов. Есть больные, которые могут выполнить задание логопеда (двигательное), только если они правильно повторят это задание (осмысление через произношение). Есть такие, которые не понимают отдельных слов, они понимают речь только в контексте, другие же понимают из речевого потока только какие-то отдельные, единичные слова. Есть больные, лучше анализирующие слово при чужом произношении, другие анализируют его только в том случае, если произнесут сами. Одни больные лучше различают в слове гласные, нежели согласные, другие - наоборот. В общем, индивидуальные различия расстройств чрезвычайно многообразны.

Здесь, пожалуй, наступает наиболее ответственный момент в работе логопеда - момент правильного выделения основного дефекта, отдифференцирования его от вторичных расстройств, определяемых основным. Так, в одних случаях нарушения фонематического анализа могут определять как расстройства речи, так и расстройства письма и чтения; у других больных в основе тех же расстройств лежат зрительно-пространственные нарушения.

Выделить основной дефект не всегда бывает легко. Очень нередко вторичные расстройства вуалируют основное и логопед вынужден как бы послойно снимать их, одно за другим, лишь очень постепенно доходя до основного.

Работать в этих случаях приходится крайне осторожно, чтобы каким-нибудь неправильно выбранным приемом не повести больного по неправильному пути. Насколько такая опасность реальна, видно из следующего примера.

Нам пришлось работать с больной (давность афазии три с половиной года), речь которой восстанавливали, не используя в работе слуховой анализ, т. е. опираясь в процессах восстановления только на зрительный и зрительно-двигательный анализ и синтез. В результате через три с половиной года больная не могла повторять воспринимаемые на слух слова, и у нее полностью отсутствовал анализ этих слов. Если, делая попытку к повторению, она «застревала» в середине слова, добиться полного повторения слова можно было только показав артикуляцию следующего звука, либо показав его письменное обозначение. Звуков речи больная не слышала, как не слышала и того, что сама говорила. Так, вместо «разварная» говорила «разваратная», вместо «академик» - «акаминик», не слыша ошибки. Однако слово сразу начинало произноситься правильно, как только больная получала возможность прочесть его. В дальнейшем ошибок в произношении слова больше не было, однако больная долго жаловалась, что оно звучит как «чужое». Больная без особого труда читала книги, и в то же время она совсем не могла писать ни под диктовку, ни спонтанно.

За месяц работы у больной удалось восстановить навык повторения услышанных слов и коротких фраз и подойти к фонематическому анализу слова. Работа была прервана в связи с отъездом больной, поэтому так и не удалось восстановить у нее фонематический анализ слов и письмо.

Именно здесь, в этом периоде работы, раскрывается все многообразие афатических расстройств и вся вариабильность их комбинаций, часто не укладывающаяся в схемы, описанные в литературе. Схематичная классификация афазий по существу наглядна для логопеда только тогда, когда сняты все вторичные расстройства, а невосстановленным остается один, основной, дефект и непосредственно определяемые им побочные расстройства.

Именно потому, что возможна различная комбинация самых разнообразных расстройств у каждого отдельного больного, мы не будем, как это обычно принято, излагать методику логопедической работы при разновидностях моторной или сенсорной афазии. Мы изложим те приемы работы, которые используются нами в различных комбинациях и последовательности для восстановления тех или иных расстройств, встречающихся в различных вариантах у больных с разными формами афазии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.004 с.)