Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации



Упражнение 18

Графический диктант. Для графического диктанта пред­лагаются следующие задания.

Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на де­реве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и др.

Упражнение 19

Диктанты со сменой ролей «учитель — ученик».

Это модификация графического диктанта. Ребенок дик­тует, правильно употребляя пространственно-временные термины, взрослый рисует.

Упражнение 20

Взрослый дает ребенку задания.

Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; вначале покачай мишку, потом покорми зайца, в конце обуй куклу и др.

Упражнение 21

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сдела­ешь потом?

Упражнение 22

Ребенок должен последовательно описать три действия взрослого, правильно употребив временные термины.

 

Упражнение 23

Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам «Времена года», «Части суток». В заключение взрос­лый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 24

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера — сегодня — завтра».

Упражнение 25

Упражнение заключается в упорядочении процессов во времени без наглядной опоры. Взрослый задает вопросы, ребенок отвечает. Приведем пример.

Взрослый. Мальчик позанимался, мальчик застелил постель, мальчик поужинал.

Ребенок. Сначала мальчик застелил постель, потом мальчик позанимался, в конце мальчик поужинал.

Можно предложить такие темы.

Взрослый, пожилой, маленький; цветы, бутоны, семена; по­явились лужи, пошел дождь, потемнело; нужно подождать пять минут, нужно налить в чайник кипяток, нужно заварить чай.

Упражнение 26

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание.

1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать вто­рое слово, первое, третье.

2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической

И ритмической организации

Движений

Упражнение 27

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослым.

1. Артикуляционные упражнения:

— открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

— язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

— втянуть щеки, пощелкать языком, подуть;

— два раза пощелкать языком, один раз подуть;

— беззвучно артикулировать гласные [и]—[у]—[а];

— беззвучно артикулировать согласные [п]—[н]—[м].

2. Упражнения для рук:

— большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

— класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

— показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика»;

— из и.п. «кулак на столе» поочередно показывать боль­шой палец, мизинец, указательный палец.

3. Упражнения для тела:

— наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

— помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыг­нуть на месте;

— топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опус­тить.

Упражнение 28

Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым — от­стукивание, отхлопывание, притопывание:

— сопряженно, затем отраженно;

— одной, двумя руками, ногами. Чередуя право — лево, руки — ноги;

— по визуально-акустическому образцу, затем только по акустическому;

— с передачей ритма без учета громкости, затем с учетом ее, с чередованием громкости в одном ритмическом ри­сунке.

медленное отстукивание образца, данного в быстром темпе. Затем точное его повторение

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обес­печивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестанов­ку слогов. На этапе овладения артикуляционной гимнас­тикой следует приучать детей к ряду ручных поз, соответ­ствующих гласным звукам (рис. 2—7).

Так, традиционное упражнение «Окошко» (звук [а]) со­провождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Ручная поза звука [а] Рис. 3. Ручная поза звука [у]

«Окошко» «Трубочка»

Поза «Трубочка» (напоминает артикуляцию звука [у]) — пальцы сближены «в щепотку», но не сомкнуты, и вытяну­ты к ребенку (см. рис. 3).

Поза «Хоботок» (губы как при звуке [о]) — аналогично, но пальцы расположены шире (см. рис. 4).

Поза «Заборчик» (звук [и]) — ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциа­ция с зубами) (см. рис. 5).

 

 

«Хоботок» «Заборчик»

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для [ы] — аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (см. рис. 6).

Поза для [э] — округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (см. рис. 7).

Двойные звуки букв «е», «ё», «ю», «я», также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

«е» = [j] + [э] — сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис. 8) + поза звука [э] (см. рис. 7);

Рис. 6. Ручная поза звука [ы] Рис. 7. Ручная поза звука [э]

 

 

 

 

 

Рис. 8. Ручная поза звука [j]

«ё» = [j] (см. рис. 8)+ поза звука [о] (см. рис. 4);

«ю» = [j] (см. рис. 8) + поза звука [у] (см. рис. 3);

«я» = [j] (см. рис. 8) + поза звука[а] (см. рис 2).

При выполнении поз предплечье располагается верти­кально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляци­онной гимнастики показывает объем позы («окошко»), под­черкивает контрастность («заборчик — трубочка», «тру­бочка — хоботок»).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Упражнения

Упражнение 1

Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

— в сопровождении ручных символов;

— без них;

— без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

А — И А — И — О у _ а — И — О

А —У У — А — И э — У — А — И

И — О И — О — Ы А — И — О — Ы

Ы — А Э — У — А И — Э — У - А

У — Э А — Ы — О У — А — Ы — О

А — О И — Ы — Э О — И — Ы — Э

О — У О — У — А Э — О — У — А.

Упражнение 2

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произ­ношения.

Ребенок произносит ряд гласных:

— на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

— громко (тише, совсем тихо);

— чередуя громкость в пределах одного ряда;

— со сменой высоты голоса (от лица разных членов се­мьи, разных животных);

— быстро (либо медленно).

Упразкнение 3

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

— сосчитать количество звуков, произнесенных учите­лем;

— показать то же количество пальцев (выложить фиш­ки);

— отстучать звуки молча;

— встать, когда прозвучит ряд из трех (или другого за­данного количества) звуков;

— назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

— придумать столько звуков, сколько звездочек нарисова­но;

— угадать, символ какого гласного показывает рукой учи­тель или другой ребенок (то же — с двумя, тремя глас­ными);

— загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

— повторить звуки в обратном порядке.

РАБОТА НАД СЛОГАМИ

Всякий согласный звук изображают мануально кулаком, приближенным к плечу, например, звук [п] (рис. 9).

Рис. 9. Ручная поза звука [п]

При переходе к гласному звуку кулак продвигается впе­ред и превращается в символ гласного. В случае обрат­ных слогов выполняется движение извне (гласный звук) к плечу (согласный звук). Закрытые слоги — это движение от плеча вперед (к позе гласного) и в исходное положение.

Упражнения

Упражнение 1

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов, вначале в сопровождении ручных символов, за­тем без них, в конце без зрительной опоры. Берутся слоги:

— с общим согласным:

МА — МО — МУ — МЫ — МЭ;

— с общим гласным:

БУ — КУ — ВУ — НУ - ДУ;

 

— обратные:

АН — ЫН — ОН — ЭН — УН

ОФ — ОП — ОХ — ОТ — ОМ;

— закрытые слоги, их ряды и пары:
МАКМОКМУКМЫКМЭК

КАП — ПАП ПЫХ — ТЫХ

ТУК — МУК БОК — ВОК;

— прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими со­
гласными:

БА — БЯ

АП — АПЬ

ВУ — ВЮ

УФ — УФЬ

МО - МЁ

ЕН — ЕНЬ;

Упражнение 2

Дополнительные задания. Для закрепления работы над слогами ребенку предлагается:

— сосчитать количество слогов;

— выложить кружки, палочки по количеству слогов: «Послу­шай, сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!» (выложить четыре кружка); «Сколько гвоздиков прибили? Тук, тук, тук!» (выложить три палочки);

— сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов: «Топ, топ, топ!» (три шага); «Прыг, прыг, прыг, прыг!» (че­тыре прыжка);

— определить одинаковый звук в ряду;

— придумать слоги с одинаковым гласным (согласным);

— угадать слоги с указанным согласным, изображенные ручными символами;

— придумать и изобразить («загадать») слоги с данным согласным;

— повторить ряд слогов в обратном порядке;

— повторить только первый и последний слог ряда;

— произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо, чередуя громкость), разными по высоте, быстро (мед­ленно);

— выделить ударный слог (отраженно, затем по назы­ванию позиции);

— назвать первый (второй, третий) звук слога;

— составить слог из заданных звуков (например, [к], [п], [а],чтобы в середине был гласный);

— сравнить два слога:

МА — AM, УТ — КУТ, КОП — ПОК, ВЫН — ПЫН.

РАБОТА НАД СЛОГАМИ СО СТЕЧЕНИЯМИ СОГЛАСНЫХ

Данный вид слогов требует отдельной отработки. Упражнения

Упражнение 1

Упражнение проводится в сопровождении ручных символов затем без них, в конце без зрительной опоры. Предлагаются слоги:

— открытые и закрытые:

КНА - АКН ГНА — АГН ДМО — ОДМ ТМО — ОТМ ПТУ — УПТ БМУ — УБМ

СКЭ — ЭСК СТЫ — ЫСТ

— с оппозиционными согласными:
ФТА — ФТЯ ФТА — ВДА

ТКО - ТКЁ ТКО — ДГО

КМУ - КМЮ КМУ — ГМУ

СПЫ - СПИ СПЫ — ЗБЫ

ПТЭ — ПТЕ ПТЭ - БДЭ;

— цепочки слогов:

МНА - MHO — МНУ - МНЫ — МНЭ

ГВА — ГВО — ГВУ — ГВЫ — ГВЭ ХВА — ХВИ — ХВЫ — ХВЕ

ГМЕ - ГМЫ — ГМИ - ГМУ;

— слоги со сменой позиции согласного:
МНА — НМА

СКО - КСО

ХТУ — ТХУ ЗБЫ — БЗЫ ПНЭ — НПЭ.

Упражнение 2

Дополнительные задания.

Для закрепления работы над слогами со стечениями соглас­ных ребенку предлагается:

— проанализировать слог (назвать первый, третий, второй звуки);

— составить слог из данных звуков, чтобы вначале шли согласные (либо гласный);

— придумать слог из двух согласных и одного гласного;

— сравнить слоги: НА —КНА,

АС — АКС, ИНТ — ЫНТ, УБР — УПР.

РАБОТА НАД СЛОВАМИ

I ЭТАП



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.253.192 (0.01 с.)