Землинская Е. Теория и методика воспитания младших школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Землинская Е. Теория и методика воспитания младших школьников.



Обсуждение с учащимися моральной дилеммы. Дилемма (от греч. δι, δις – дважды – λήμμα, взятое, от λαμβαίνω – беру), дословный перевод "дважды взятое", "с двух сторон взятое" – род силлогизма, представляющего на выбор два предположения, при этом оба возможных предположения удобные. Учитель предлагает учащимся заранее приготовленные моральные дилеммы, личностно значимые для них. Затем организует диагностическую беседу, в ходе которой появляется возможность узнать о нравственных предпочтениях и аргументациях детей.

Примеры

Мальчик случайно оказывается свидетелем того, как его друг взял чужую вещь, которую хозяин начинает искать. Как поступить невольному свидетелю кражи?

Мальчику подарили на день рождения мобильный телефон. Он очень рад и хочет похвалиться перед другом, но знает, что тот не может даже и мечтать о такой вещи. Как лучше поступить?

Мама просит дочку побыть с младшим братиком, так как ей нужно пойти за покупками. Девочку же ждут подруги, чтобы обсудить какие-то важные проблемы. Какой выбор она сделает?

Группа одноклассников на перемене громко и весело обсуждает свои дела. Все смеются, вспоминая какое-то происшествие, и не замечают, что в стороне стоит новичок, которому не с кем поговорить. Как поступить?

 

Доктор Марвин Маршалл Как воспитывать в детях ответственность, а также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний. – М.: Эксмо, 2014. – 352с.

Три основных метода:

 

1. Позитивность. «Я прожил долгую жизнь и размышлял о многих возможных неприятностях, большинство которых так и не случились» Наши мысли обуславливают наши чувства, наши поступки и нашу способность влиять на других. Общение в позитивном ключе пробуждает энтузиазм, талантливость, чувство гордости, собственной значимости и ответственности – ни одно из которых не рождается в негативных условиях.

Детям намного легче воспринимать информацию о том, как и что они должны делать, нежели о том, где они допустили ошибки («Пожалуйста, не кидай мяч в дверь гаража; лучше в стенку»).

Необходимо опираться на взаимосвязи, а не на последствия. Когда начинаем говорить о «последствиях», в это слово вкладываем определенную угрозу или напоминание о наказании. Подумайте, что вам приятней услышать: Если ты не закончишь работу, ты никуда не пойдешь (негативно установленное последствие) или Безусловно, ты можешь пойти, как только закончишь работу (позитивно установленная взаимосвязь).

 

2. Выбор. «Возможность выбора заканчивается вместе с жизнью» Предложить ребенку выбор – один из самых простых методов моментального снижения стресса. Сила выбора велика и универсальна: она работает с людьми разного возраста, поскольку люди никогда не оспаривают принятые ими самими решения. В рамках любых взаимоотношений – независимо от возраста – нехватка собственной власти и силы приводит к тому, что завоевание этой власти становится основной задачей в жизни человека.

Выбор, контроль и ответственность всегда идут рука об руку. Дети должны понять, что они всегда имеют свободу выбора собственных решений и что за эти решения они несут полную ответственность.

Предоставляя детям возможность делать выбор уже сегодня, мы помогаем им вырасти успешными взрослыми людьми, живущими в 21 веке. В 19 и 20 веках промышленность возглавляла и кормила экономику. Послушание, четкое выполнение правил и четкая иерархия управления царили в мире, отчасти из-за того, что большая часть информации была доступна ограниченному кругу лиц, стоящих у руля. Времена изменились. 21-м веком правит прогресс создания и распространения информации. На место подчинения приходит инициатива. В современном мире каждый должен оттачивать навыки принятия решений, мы больше не можем лишь следовать чьим-то указаниям. И подобные навыки не возникают сами по себе – над ними надо работать.

Наиболее правильное количество предлагаемых выборов – три. Некоторые дети считают выбор из двух возможных вариантов слишком ограниченным и жестким. Предложение трех вариантов тут же устраняет все домыслы о навязывании решения и позволяет легче определиться.

 

3. Размышление. «Непреложная истина заключается в том, что мы не можем изменять других людей, мы способны изменить лишь самих себя» Размышление – мысли о собственных действиях и выборах, порождающие желание сделать что-то иначе. Суть размышления – самооценка. Размышление влечет за собой изменение самого себя, а это наиболее верный путь к улучшению и развитию. Именно так взрослые учатся и растут. Изменение – в противовес контролю – всегда результат внутреннего решения. Примеры вопросов:

- Ты принимаешь ответственное решение? Можешь объяснить?

- Ты доволен результатами? Если нет, что можно сделать для их улучшения?

- Можешь представить, как ты уже делаешь (то-то и то-то)?

- Какая часть дня тебе понравилась сегодня больше всего?

- Объясни мне, что ты имеешь в виду, когда говоришь…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.112.1 (0.006 с.)