Консультация по теме «Одаренные дети» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультация по теме «Одаренные дети»



Консультация по теме «Одаренные дети»

 

План темы:

Понятие «Одаренность».

Отношение к одаренности на Западе и в России.

Признаки одаренности.

Диагностика одаренности.

Условия развития одаренности.

Проблемы одаренных детей.

Литература

§ Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.

§ Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинта1998.

§ Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

§ Одаренные дети: пер. с англ. / ред. Г.В.Бурменская, В.М.Слуцкий. – М., 1991.

§ Одаренный ребенок /под ред. О.М.Дьяченко. – М., 1997.

§ Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытания? – М., 1990.

§ Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М., 1996.

 

 

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека, но в разной степени: кого-то - больше, кого-то – меньше. Одаренным принять называть того, чей дар явно превосходит средние возможности, способности большинства.

Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет результат развития и темп развития способностей человека. Среда и воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.

Существуют разные подходы к определению сущности одаренности.

Так, исследователи Бине, Термен, Симон, считают, что

Одаренность – это высокий уровень развития способностей.

А, способности – это психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого.

Способности делятся на общие /в основном, интеллектуальные, влияющие на многие виды деятельности/ и специальные, необходимые для конкретных видов деятельности /например, музыкальные, изобразительные, математические, литературные и т.д./

Способности могут проявляться только в условиях активной деятельности человека.

Уровень развития способностей у разных людей различен

 
 

 

 


Талант – это совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством, общественной значимостью.

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием неизведанных путей творчества. /древние греки считали, что гениальность – это «озарение свыше»/

Исследователи Гилфорд, Э.Де Боно, А.Матюшкин разработали концепцию творческой одаренности. Они рассматривают одаренность как творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности.

Эти исследователи считают, что творческий потенциал изначально заложен в человеке от рождения, а по мере роста и взросления он развивается. Этот потенциал различен у разных детей. Развитие его идет неравномерно, поэтому способности могут проявиться в разное время жизни человека. (Вундеркиндный и невундеркиндный путь развития. /Н.Лейтес/).

Отношение к проблеме одаренности детей на Западе и в России различное. В 46 странах мира имеются Центры изучения одаренности, разработаны программы развития одаренных детей. В США существует банк данных об одаренных детях, которые считаются «национальным достоянием страны». Существуют специальные психологические службы, в обязанность которых входит выявление одаренных детей в дошкольных учреждениях и в школах.

В России активное изучение проблемы одаренности предпринималось еще в 1905-1912 гг. особенно активно эту проблему изучали ученые Москвы, Петербурга и Киева. Психологом Г.Россолимо были разработаны схемы наблюдений за ребенком и первые отечественные тесты определения одаренности. В 30-е годы В.Экземплярский активно изучал одаренность с использованием разных диагностических методик. Он предлагал разработать специальные программы и создать специальные школы для обучения одаренных детей. Исследования Е.Гурьянова, А.Смирнова, М.Соколова и других ученых-педологов доказали, что на развитие одаренности большое влияние оказывает социальная среда. Исследования педологов, выявивших устойчивую закономерность того, что дети интеллигенции /бывших дворян и буржуазии/ имеют более высокий уровень общих и специальных способностей, чем дети рабочих и крестьян, не могло в период воинствующего социализма соответствовать политике тоталитарного советского государства. В результате чего, постановлением 1936 года «О педологических извращениях в системе наркомпроссов», наука педология была запрещена, а вместе с ней были закрыты и запрещены всякие исследования в области детской одаренности.

Долгое время широкомасштабных исследований одаренности /особенно интеллектуальной/ в России не проводилось, в результате чего Россия отстала от западных исследователей почти на пол века. Первые исследования в советский период возобновились лишь в конце 50-х, начале 60-х годов. В.Крутецкий, Б.Теплов, А.Леонтьев, А.Матюшкин, С.Рубинштейн исследовали развитие специальных способностей человека. Н.Лейтес выявил закономерности развития одаренности. В 90-е годы ХХв. Богоявленская и О.Дьяченко апробировали оригинальные методики диагностирования творческой одаренности детей. В Москве в настоящее время активно функционирует Детский центр Л.А.Венгера, изучающий проблему детской одаренности и разработавший специальную образовательную программу «Одаренный ребенок». Создана специальная исследовательская лаборатория «Психология одаренности». В последние десятилетия активно издается разнообразная литература по проблеме развития детской одаренности.

Признаки одаренности

Большинство исследователей выделяют три взаимосвязанные группы общей одаренности детей:

  1. Опережающее развитие познания:
    • широкий спектр интересов;
    • большая любознательность;
    • отличная память; раннее развитие речи;
    • склонность к абстрактному мышлению, к экспериментированию;
    • способность длительно концентрировать внимание;
    • настойчивость;
    • раннее развитие чувства юмора;
    • раннее освоение навыков чтения.
  2. Особенности психического развития:
    • опережающее сверстников нравственное развитие;
    • обостренное чувство справедливости;
    • высокая требовательность к себе и окружающим;
    • высокая чувствительность к невербальным сигналам;
    • живое воображение, часто провоцирующее проявление лжи-фантазии;
    • неуравновешенность, порывистость, нетерпеливость;
    • возможны трудности в общении со сверстниками и возрастное проявление эгоцентризма.
  3. Особенности физического развития:
    • высокий энергетический уровень /организм быстро восстанавливает свою работоспособность, поэтому ребенку требуется незначительное время для сна и отдыха/;
    • раньше сверстников одаренный ребенок овладевает навыками ходьбы, езды на велосипеде.
    • Но, навыки самообслуживания развиты плохо из-за несовершенства развития мелкой моторики руки, что свойственно возрастным особенностям дошкольников.
    • Зрение нестабильно, т.к. из-за большого исследовательского интереса ребенок может длительное время напрягать его, сосредотачиваясь на решении интересующей его проблемы.

Таким образом, одаренность ребенка развивается неравномерно – развитие интеллекта опережает физическое развитие ребенка. Большинство авторов, изучающих одаренность, отмечают преимущество одаренных детей по всем параметрам: интеллект, творчество, учебные успехи, социальное общение, освоение нравственных и эстетических эталонов.

Таким образом, одаренные дети все делают намного раньше, намного лучше, намного быстрее и немного не так, как большинство других детей.

 

Диагностика одаренности

Методики диагностики детской одаренности для психологов традиционно разрабатывались и продолжают разрабатываться довольно интенсивно. Наибольшей популярностью при диагностике детской одаренности у российских психологов пользуются: «прогрессивные матрицы Дж.Равена», «тест Д.Векслера», невербальный и вербальный варианты теста П.Торенса, многочисленные методики, направленные на определение эффективности познавательных процессов, и многие другие. Большая часть данных методик трудно применима из-за своей неэкономичности. Их использование требует большой подготовки и затрат времени. Исключение составляют методики Дж.Равена (конвергентное мышление) и П.Торренса (дивергентное мышление). Они отвечают основным требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам (валидность, надежность, и т.д.), не требовали больших временных затрат при обследовании детей и обработке результатов.

Методики диагностики для педагогов и родителей. Методики этой группы качественно отличаются от методик для психологов. Но они разрабатываются мало. В основном используются тест-анкеты, нормативные шкалы, доступные тесты (Словесные ассоциации, конструирование математических задач, завершение сказок/3 разные концовки/, и т.д.)однако, большинство педагогов довольно точно идентифицируют основные параметры одаренности.

 


 

Все ли дети талантливы?

Консультация по теме «Одаренные дети»

 

План темы:

Понятие «Одаренность».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.1 с.)