Общая характеристика теорий происхождения государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика теорий происхождения государства



Сущность государства.

Сущность государства это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) классовый подход- при классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

2) общесоциальный (общечеловеческий) подход-при общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти

3) религиозный подход

4) национальный подход;

5) расовый подход.

 

4 ) Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти.

Государственная власть это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.

Свойства:

♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.

♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Формы:

1 Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).

2 Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления (правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).

5) Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация функций государства.

Признаки

1.Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

2.Единство и Соподчиненность структурных элементов. С оставляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело­го, взаимосвязаны, образуют систему..

3.Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4.Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных ору­дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно­сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа­рат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

5.Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».

Структурные элементы механизма государства:

1.государственный аппарат;

2.государственные учреждения;

3.государственные предприятия.

Признаки

1. одна из разновидностей социальных норм

2. состоит из отдельных норм общего характера

3. система норм

4. охраняется

5. формальная определенность

 

Сущность права

Сущность права – это главное свойство права, которое определяет его содержание и социальное назначение в обществе.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) классовый подход- При классовом подходе право определяется как си­стема юридических норм, выражающих возведенную в за­кон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

2) общесоциальный - при общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль­ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

Принципы права

Принципы права -это основные, руководящие начала права, выражающие наиболее важные черты его содержания.

Общеправовые принципы

· приоритета прав и свобод человека как высших социальных ценностей;

· социальной справедливости;

· законности;

· юридическое равенство граждан перед законом и судом;

· гуманизм;

· демократизм;

· единство прав и обязанностей;

· ответственности за вину:

· сочетание убеждения и принуждения и

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родствен­ных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, равного доступа к судебной защите и т.д.

Отраслевые правовые принципы наиболее общие черты конкретной отрасли права (административно­го, гражданского и др.), действующие в рамках только одной отрасли права. К ним относятся: в гражданском праве — принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголов­ном процессе — презумпция невиновности и т.п.

16) Функции права.

Функции пр ава – это основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и назначение в обществе.

 

1.Внутренние (собственно юридические функции) делятся на

1.1 основные собственно юридические функции

1.1.1 охранительная

1.1.2 регулятивная

1.2неосновные собственно юридические функции

1.2.1 компенсационная

1.2.2 ограничительная

1.2.3 восстановительная

 

2.Внешние (социальные) функции делятся на

2.1основные социальные функции

2.1.1 экономическая

2.1.2 воспитательная

2.1.3 политическая

2.2 неосновные социальные функции

2.2.1 экологическая

2.2.2 социальная

2.2.3 информационная

 

Признаки

1) Правила поведения действующие в обществе между людьми

2) Правила поведения общего характера, то есть относящиеся к неопределенному количеству людей или их объединению

3) Соц. нормы – результат сознательно- волевой деятельности людей

4) Соц. нормы обусловленные социально-экономическим строем общества.

 

Виды

1. По способам установления и охраны

а) Нормы нравственности(морали)

охраняется общественным мнением

б) Обычаи (нравы, привычки, обыкновения, традиции)-нормы сложившиеся стихийно в результате неоднократного повторения. Поддерживается привычкой, воспитанием, инерцией.

в) нормы общественных организаций, корпоративные нормы – правила поведения устанавливающиеся в общественно- негосударственных организациях (партии, церкви). Охраняются этими же организациями.

г) юридические нормы (позитивное право) – это правила исходящие от государства и им охраняемые.

 

2. По сферам общественной жизни

а) экономические нормы

б) политические нормы

в) нормы духоной культуры, в том числе эстетические

г) технические нормы

 

Структура

· правовая идеология (это более глубокое осмысление субъек­тами правовых явлений, характеризующее более рациональный уро­вень правовых оценок);

· правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву на уровне чувств и эмоций, во многом выражающее поверхностные оценки права субъектами);

· Индивидуальные знания о праве - уровень правовых знаний каждой отдельной личности, который влияет на вос­приятие права (например, данное восприятие различно у крестьянина, студента-юриста, врача, ученого-правоведа, не­специалиста, глубоко интересующегося правом).

· Личностные ценности индивида - та система убежде­ний, личный опыт, опираясь на которые, человек оцени­вает правовые явления.

· Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний, чувств принимать решение, которое будет определять правомерность или неправомерность его поведения.

Функциями правосознания являются:

· информационно-познавательная (коммуникативная) - высокий уровень правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению юридических знаний как об­ществом в целом, так и отдельным индивидом;

· оценочная - при развитом правосознании легче и пра­вильнее оцениваются те или иные правовые явления;

· регулятивная - высокий уровень правосознания в об­ществе и отдельной личности способствуют выработке и распространению правомерного поведения;

· прогностическая (правового моделирования) - способность предвидеть возможные сдвиги в системе ценностных ориентации, предсказывать характер поведенческих реакций на те или иные норма­тивно-правовые акты, юридически значимые решения государственных органов.

Признаки

–имеет письменную форму;

– имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов,

– наименование акта, название издавшего его органа, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностного лица и т.д. (реквизиты);

– имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей, которые содержат нормы права;

– действует в течение определенного срока (который указывается в самом акте либо бессрочно до его отмены компетентным органом);

– охватывает своим действием конкретную территорию (всю страну, ее часть, отдельное учреждение и т.д.);

 

 

Элементы

-норма права

-правоотношение

-акты реализации прав и обязанностей

-акты применения права

 

 

Признаки

1.Исходит от государства или санкцианирует им

2.реализация обеспечивается государством

3.имеет общеобязательный характер

4.рассчитано на конкретный случай

5.регулирует определенную разновидность общественных отношений

Виды

1) По отраслям

нормы гражданского, уголовного, семейного права

2) материальное, процессуального права

3) императивные, диспозитивные

4) управомочивающие, обязывающие и запрещающие

5) постоянного и временного

 

Структура норм права

Гипотеза -это часть правовой нормы, указывающая на конкретные жизненные обстоятельства, с наличием или отсутствием которых связывается реализация нормы

Диспозиция - это часть правовой нормы, содержащая предписание, правило поведения, которому должны следовать участники правовых отношений.

Санкция - это часть правовой нормы, указывающая на правовые последствия, возникающие в результате нарушения или соблюдения диспрозии и наступления обстоятельств (условий) указанных в гипотезе.

Публичное и частное права.

К публичному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения человека с властью в интересах государства. Личности «навязывается» строго определенное поведение (основной метод – императивный).

К частному праву относят нормы, институты, отрасли, регулирующие отношения субъектов между собой (основной метод – диспозитивный).

 

Признаки

= Юридическая форма общественного отношения.

= Возникает на основе правовых норм.

= Возникает на основе юридических фактов.

= Участниками правоотношений являются конкретные субъекты права, обладающие субъективными правами и обязанностями.

= Субъективные права и обязанности гарантированы государством.

Структура:

1.Субъект

2.Объект

3. Содержание

Виды

по функциям различают:

♦ регулятивные - правоотношения, в которых устанавли­ваются права и обязанности (гражданские, семейные, трудовые и т.д.);

♦ охранительные - правоотношения, в которых устанав­ливается юридическая ответственность с применением мер государственного принуждения.

по степени определенности субъектов или прав и обязанностей сторон: относительные (правоотношения президентов) и абсолютные(президент и граждане страны).

29) Субъекты правоотношений

Субъект правоотношения это одна из сторон правоотношения (их всегда не менее двух), обладающих субъективным право м и (или) юридической обязанностью.

Это физические и юридические лица

Бывают индивидуальными, коллективными, публично-правовые образования

Объекты правоотношений.

Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности сторон.

Это материальные и нематериальные блага, продукты творчества, поведене участников правоотношений.

Содержание правоотношений.

Содержание- материально дозволенное поведение обязанного лица и юридического лица.

Признаки

  • Поведение человека, выраженное в действии или бездействии
  • Общественная вредность противоправного деяния
  • Противоправность деяния
  • Виновность поведения субъектов права
  • Наказуемость противоправного деяния

Виды:

· По отраслям права

· По степени общественной опасности

· По сфере общественной жизни

· По видам юридической деятельности

· По форме вины

Состав правонарушений

1. Субъект

2. Объект

3. Субъективная сторона

4.Объективная сторона деяние, последствие, причинно-следственная связь мжду деянием и наступившим последствием

Общая характеристика теорий происхождения государства

1. Теократическая - божественного происхождения государства, суть теологической теориив том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога.

2. Договорная - рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора).

3. Насилия - краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Насилие выражалось, как правило, в

присвоении мате­риальных благ и средств производства сильным (воору­женным) меньшинством:

сбор дани дружинниками;

расширение подвластных королю (феодалу) территорий;

огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);

иные формы насилия.

4. Патриархальная - суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.

5. Органическая- суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

- люди образуют государство, как клетки - живой организм

- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, тран­спорт) и финансы - кровеносной системе, которая обес­печивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;

- между государствами, как в живой среде, идет конку­ренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные

6. Психологическая - Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

способность сильных личностей оказать психологиче­ское воздействие на массы и подчинить их своей воле;

желание отдельных членов общества не подчиняться об­ществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совер­шать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.

7. Ирригационная - водная, гидравлическая. Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

8. Экономическая - Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

9. Расовая -Согласно этой теории, в мире су­ществуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "выс­ших" рас

10. Инцестная (половая) теория

Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства.

 

2) Понятие государства и его признаки. Правовое государство.

Государство это политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая законы, взимающая налоги, выражающая волю и интересы господствующего класса, социальных групп или всего народа.

Признаки:

наличие публичной власти- включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

суверенитет- выражается в независимости вла­сти данного государства от всякой иной власти

территория и административно-территориальное деление

правовая система;

гражданство-устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

налоги и сборы- материальная основа деятельности государства и его органов.

правовое государство – это государство, в котором верховенством обладают правовые законы, власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную, гарантируются права и свободы человека и гражданина, обеспечивается взаимная ответственность государства и личности.

Сущность государства.

Сущность государства это главное свойство государства, которое определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

Основные подходы к определению сущности государства:

1) классовый подход- при классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

2) общесоциальный (общечеловеческий) подход-при общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти

3) религиозный подход

4) национальный подход;

5) расовый подход.

 

4 ) Понятие, свойства и формы осуществления государственной власти.

Государственная власть это разновидность социальной власти, носящая публичный, суверенный и универсальный характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах.

Свойства:

♦ Исключительность субъекта управления, которым является государство, его властная сила, которой не обладает никакой другой субъект управления.

♦ Исключительный характер полномочий государства как субъекта управления – государственная власть.

♦ Распространенность на все общество и даже влияние за его пределами в рамках проводимой государством международной политики.

♦ Системный характер государственного управления, без которого его не будет.

Формы:

1 Непосредственная реализация народом государственной власти (референдум, участие граждан в выборах, собрание граждан).

2 Реализация государственной власти через органы государства и местного самоуправления (правоустановительная, правоисполнительная, правоохранительная, договорная).

5) Механизм государства понятие и признаки. Элементы механизма государства.

Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, посредством которых обеспечивается реализация функций государства.

Признаки

1.Чиновничий аппарат – как специфическая часть общества. Он состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества, не совпадает с ним и для которой управление - основное занятие. Они наделены властными полномочиями, обладают специальной подготовкой и подчиняются специальным нормам, установленным государством.

2.Единство и Соподчиненность структурных элементов. С оставляющие его органы, несмотря на различную компетенцию, структуру, являются частями одного цело­го, взаимосвязаны, образуют систему..

3.Особые властные полномочия. Каждый орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, государственный орган действует как орган государственного властвования.

4.Наличие аппарата принуждения. Обязательно наличие организационных и материальных ору­дий принуждения. Аппарат принуждения - "силовые структуры": армия"; органы внутренних дел; Федеральная служба безопасно­сти; разведка, контрразведка; пограничная служба; аппа­рат судебных исполнителей; система исполнения наказа­ний; иные органы, исполняющие функции принуждения.

5.Единство целей и задач для всех составных частей механизма государства. Он создается для осуществления функций государства, и эта связь наиболее ощутимо сказывается в конкретной структуре государственного аппарата. Государственный механизм можно назвать «государственной вла­стью» или «публичной властью».

Структурные элементы механизма государства:

1.государственный аппарат;

2.государственные учреждения;

3.государственные предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.101 с.)