Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Карта личности К.К. ПлатоноваСодержание книги Поиск на нашем сайте
Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности. Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом. Структура личности по К.К. Платонову состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются такие обособленные свойства структурных характеристик личности, дополняемое биографическими данными, а также сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности, особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия. Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты личности лицами, хорошо знающими обследуемого. Схема записи результатов выполнения задания по «Карте личности»
ВЫВОДЫ
1. Общий балл _______________ 2. Слабо выраженная подструктура: «______________________» 3. Слабо выраженные показатели: - - - -
Карта личности
Инструкция по заполнению карты личности 1.1. Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 – редкие, быстро проходящие заболевания; 2 – хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 1 – хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности. 1.2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровьем; 4 – склонен его переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен. 1.3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье. 1.4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не дают полного удовлетворения; 3 – неопределенные и непостоянные; 2 – малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные. 1.5. Физкультурная активность: 5 – активно занимается спортом, имеет разряд; 4 – занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно утренней зарядкой; проявляет интерес к спортивной жизни; 2 – утренней зарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет, 1 – утренней зарядкой не занимается, спортом не интересуется. 2.1. – 2.6. Способности являются общими качествами личности. Их оценивают по успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или побочной) и по выраженности у субъекта к ней интереса. Причем, для оценки способностей особо важно учитывать призвание у субъекта данной способности окружающими. 2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 – призванный талант к данному виду деятельности; 4 – отчетливо выраженные способности; заметно выделяющие личность среди окружающих; 3 – выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющих освоение и осуществление данной деятельности; 1 – выражении неспособность к ней. При этом необходимо предостеречь от подмены способностей опытом работы в данной области, который оценивается в подструктуре опыта (5), и помнить, что психомоторные способности оценивают по достижениям в спорте, ручном мастерстве, вождении автомобиля, мотоцикла я т. д. 2.6. Нравственно-правовые способности: 5 –высокий уровень нравственного и правового сознания, коллективизма, чуткость уважение как постоянная основа отношения к людям и активного противодействия нарушениям нравственно-правовых норм; 4 – высокий уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от нравственных и правовых норм под влиянием внешних обстоятельств; 2 – частые отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них, основывающиеся на соответствующем мировоззрения. 3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он как бы каркас личности. Черты личности, по-разному группируясь, друг с другом, взаимообусловлены отношениями личности к многочисленным явлениям действительности. Подчеркнем, что черты характера всегда нравственно окрашены. Выделяют следующие главные, т.е. характерологические отношения личности; к обществу, к труду, к людям, самому себе и к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу. 5 – названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко; 3 – оно и противоположное ему свойство выражено неярко я в проявлениях уравновешивают друг друга, хотя оба проявляются нечасто; 2 – заметно более выражаю я чаще приходилось преодолевать препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия на пути к ней, он ею доволен; 3 и 2 – оцениваются по степени устойчивости профессионального интереса и его удовлетворенности, 1 – выбор профессии был случайным, субъект хотел бы поменять профессию. 4.7. Атеистически или религиозная направленность: 5 – воинствующий атеист, 4 – последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно религиозный, 5 – активный борец за религию. 5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность (5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (52.-5.6). 5.1. Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая. 3 – посредственная, 2– плохая, 1 – очень плохая. 5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 –общепризнанная очень высокая культура, которая может служить образцом для других, причем выполнение соответствующих умений, стало потребностью; 4 – высокий уровень умений, выделяющий личность среди окружающих; 3 – средний уровень культуры, не выделяющий личность среди окружающих; 2 – пониженный уровень умений, выделяющий личность с отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области. При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая трудовые, двигательные и спортивные навыки. Во всех случаях нельзя смешивать культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к данной деятельности в соответствующей направленностью, который в карте посвящены специальные пункты (2 и 4). 6.1. – 6.9. Когда говорят об особенностях психических процессов, то подчеркивают динамические моменты психики, относительно кратковременно длящиеся. В психических процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления. 6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное. Что чаще возникает у субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот, собранность, сознание своей силы, чувство азарта. 6.1. Эмоциональную возбудимое» оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна высоки степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости, а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаше возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает, баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 – если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него накапливается постепенно. 6.2. Эмоционально-моторная устойчивость: 5 – нарушения психомоторики (напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях • в сложной обстановке; 3 – быстро проходящая напряженность наблюдается при каждой деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 – выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами. 6.3. Стеничностъ эмоций: 5 – обычно несколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 – свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают угнетенное настроение в астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность, 1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием. 6.4. Внимательность: 5 – субъекту легко одновременно делать два дела и более (например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все, что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному, помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то севом, слабо помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается при объяснении, рассеян, в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться. 6.5. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 – легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете, (причем помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не способен. 6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 – быстро и хорошо понимает ставящиеся перед ним вопросы, находчив, быстро ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 – удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1– выражена в минимальной степени. 6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной и т.п. деятельности; 4 – если воображение раз-вито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 - воображение проявляется эпизодически; 2 – очень редко; 1 – отсутствует. 6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для поникания воли являются самообладание и целеустремленность. 6.8. Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается казаться вполне спокойным, однако, переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 – известны случаи потеря самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции. 6.9. Целеустремленность, настойчивость я решительность оценивают потому, способен ли человек длительно я стойко держаться принятого решения, насколько настойчив, упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цедя; что более свойственно; колебание при принятия решений или решительность. При выборе баллов (от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлении личности. 7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент) изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и маскируясь последними. 7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов, может быть определен по следующим особенностям трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе, насколько влияют на его работоспособность шум и другие, сильные и непривычные раздражители, сохраняет ли он самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без и, не снижая результатов и т. п. 7.2. Степень проявления уравновешенности (оценивается баллами 5 и 4) или неуравновешенности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим признакам: работает ли субъект в ровном темпе или склонен работать порывами, настроение его ровное, спокойное или часто меняется, как он ведет себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается, при утомлении легче засыпает и крепче спит или, напротив, утомление вызывает бессонницу прерывистый сон и т.п. 7.3.Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям: легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает положительные привычки и избавляется от вредных, быстро ли принимает решения, быстро ли засыпает и просыпается и т.п. При оценке: указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований говорить о преобладании силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности. Обработка результатов: 1. Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет "хороших" и "плохих" темпераментов, баллы по этой.структуре не суммируют. При диагностике типа темперамента поможет приведенная схема и некоторые пояснения.
Тема 10. Самооценка и групповая оценка личности Этапы выполнения работы: 1. Изучите рекомендованную литературу. Ознакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы. Используйте необходимый материал в своей работе. Раскройте следующие вопросы в теоретической части вашей контрольной работы: - дайте характеристику личности и её основных структурных компонентов. - дайте определение понятию «Я-концепция» и охарактеризуйте её основные компоненты. - типы самооценок. Влияние самооценки на поведение человека. 2. Определите группу испытуемых (не менее 5 человек). охарактеризуйте её (возраст, пол, род занятий и др.). 3. Изучите методику предстоящего исследования. Подготовьте необходимые материалы (бланки самооценки и групповой оценки, протокол анализа самооценки и групповой самооценки. 4. Проведите исследование. Обработайте полученные данные и проанализируйте результаты. Сделайте выводы и дайте практические рекомендации. Литература [19], [25], [33], [34], [36], [37], [43], [47].
Методика «Самооценка и групповая оценка личности» позволяет соотнести самооценку личности с её групповой оценкой. Оценка человеком самого себя (самооценка СО) является субъективной и, как правило, недостаточно достоверной. Методика групповой оценки личности (ГОЛ) обеспечивает оценку человека со стороны коллектива, в который он включен: Увеличение числа людей, оценивающих данного человека, делает оценку более объективной. Считается, что 15-20 человек достаточно для получения достоверных результатов. Процедура исследования заключается вколичественной оценке личностных свойств члена группы им самим и остальными. Примерный перечень индивидуальных личностных качеств, которые оцениваются, дан ниже. Чем более разносторонней шляется деятельностью группы (учебная, трудовая, спортивная и т.п.), тем богаче и разностороннее раскрывается личность каждого ее члена и тем объективнее и полнее будут характеристики личности в ГОЛ. И, напротив, если деятельность группы я общение се членов узко и специфично, то, возрастает вероятность ошибочных выводов се участников друг о друге. С учетом названных выше условий ГОЛ дает более объективные данные о человеке, чем его самооценка (СО). Сравнение ГОЛ и СО позволяет изучить адекватность самооценки членов группы и понять причины "психологического дискомфорта" некоторых ее членов. ГОЛ может быть полезна при изучении межличностных отношений в группе, при управлении развитием и формированием личности члена группы. Процедура эксперимента 1. Групповая оценка личности проводится с использованием специальных протоколов (бланков ГОЛ) с закодированными номерами фамилий членов группы. Список фамилий и кодовые номера записываются экспериментатором. В течение эксперимента испытуемый использует 2 бланка ГОЛ: один для оценки и один для последующего анализа результатов. 2. На первом бланке ГОЛ испытуемый должен ответить, как он оценивает выраженность соответствующих качеств у каждого члена группы и у себя, выставив в соответствующей клеточке бланка оценку. Оценки выставляются по следующей шкале: 5 – качество выражено очень сильно; 4 – качество выражено заметно, несколько выше среднего; 3 – качество выражено средне, обычно для данной группы или для данной категории лиц; 2 – качество выражено слабо; 1 – качество практически отсутствует, не проявляется или проявляется очень редко. Оценку следует проводить построчно, т.е. сначала оценивать всех членов группы и себя по одному качеству, затем по следующему и т.п. Для проведения самооценки испытуемый обводит кружком кодовый номер своей фамилии на бланке ГОЛ и оценивает себя по тому же принципу, что и остальных членов группы. Следует при завершении заполнения бланков ГОЛ повторно напомнить участникам эксперимента, чтобы они не забыли отметить свой код на бланке. Заполненные бланки ГОЛ сдаются экспериментатору, разрезаются ножницами и каждому возвращаются их оценки и самооценки, соответствующие кодовому номеру его фамилии. Полоски с оценками наклеиваются на второй бланк ГОЛ и служат первичным материалом для обработки и анализа. Результаты дальнейшей обработки фиксируются в графах протокола.
Обработка данных 1. По каждой личностной характеристике подсчитывается количество оценок того или иного уровня (например: четверок – 9, троек – 2 и т.д.). Полученные данные заносятся в соответствующие графы протокола. 2. По каждой характеристике рассчитывается средняя оценка. Разумеется, что самооценка не входит в среднюю оценку, полученную таким образом. 3. В графу СО заносятся данные самооценки. 4. В последнюю графу заносится разность (СО – ГОЛ). 5. Оценивается приблизительная разность оценок по данным граф1-5. 6. Строится профиль ГОЛ и СО в одной системе координат.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.210.173 (0.012 с.) |