Государственно-территориальное устройство России. Статус федерация. Субъекты федерации и особенности их правового положения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-территориальное устройство России. Статус федерация. Субъекты федерации и особенности их правового положения.



1.Российская Федерация состоит из 21республики, 9 краев, 46 областей, 2 городов федерального значения, автономной области, 4 автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.

Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

2.Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.

3.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Правовое положение субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим все субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Что касается автономий, то они обладают дополнительным правом, в отличие от других субъектов федерации. В соответствии с п. 3 статьи 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Этот закон самостоятельно разрабатывается ими и представляется на рассмотрение в Федеральное Собрание соответствующими законодательным и исполнительным органами. В ходе законо­творческого процесса проект, надо полагать, может быть и отозван автономиями.

Так, статус республики определяется не только Конституцией Российской Федерации, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — с той лишь разницей, что наряду с Конституцией Российской Федерации он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом. При этом следует отметить, что уставы и конституции субъектов имеют одно и то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой нормативно-правовой акт регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить свой статус. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и про­живающего на ней населения, в том числе особен­ности его национального состава.Конституция РФ в п. 5 статьи 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Преобразование конституционно-право­вого статуса субъекта, например области в республику, или объединение субъектов может привести и к их переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно только в рамках п. 1 статьи 5 Конституции РФ. По смыслу п. 5 статьи 66 Конституции РФ изменение статуса субъекта федерации допустимо: в пределах Российской Федерации, форм и принципов ее устройства, которые закреплены в п.1 статьи 5 Конституции РФ по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта, пожелавшего изменить статус в соответствии с федеральным конститу­ционным законом. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осу­ществляться на основе федерального конститу­ционного закона, его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.006 с.)