Потребность в общении. Цели и функции общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потребность в общении. Цели и функции общения



При рассмотрении понятия "потребность в общении" обратимся к определению потребности. Потребность можно определить как состояние нужды в конкретных условиях, предметах, объектах, без которого невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности.

Потребность – особое психическое состояние индивида, ощущаемые или осознаваемые им "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт", отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Человек в силу своей природы постоянно испытывает неудовлетворенность, необходимость в специальных условиях для своего развития. Данные условия способны ему обеспечить только другие люди, социум. Сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека невозможен без общения. Кроме того, "любая человеческая деятельность невозможна вне общения".

Логично заключить, что потребность в общении является исключительно человеческой потребностью, она формируется из стремления людей к сообществу и сотрудничеству (например, в ситуации совместной деятельности).

Сама потребность в общении, точнее, актуализация потребности человека в общении, в эмоциональной эмпатии; стремление к сотрудничеству, общению, дружбе с другими людьми называется аффилиацией (от англ. To affiliate – присоединять). Аффилиация проявляется в стремлении быть в контакте с другими людьми ради самого процесса общения, ради устранения дискомфорта, связанного с одиночеством. Она особенно свойственна людям с высокой тревожностью, беспокойным, впадающим в состояние фрустрации от вынужденного уединения. Такие люди часто идут на поводу у других, им обязательно нужен лидер.

Выделяют следующие виды потребности в общении.

1. Потребность быть индивидуальностью проявляется в установлении таких взаимоотношений, при которых человек, общаясь, мог бы "прочитать" на лице, услышать в речи и увидеть в поведении другого человека признание своей неповторимости, уникальности, необычности.

2. Потребность в престиже удовлетворяется в том случае, когда в результате контактов мы получаем признание наших личностных качеств, восхищение нами, положительные оценки окружающих. Не найдя признания, человек бывает огорчен, разочарован, а иногда даже агрессивен. Неудачи в одном заставляют человека искать признания в другом, и большей частью он находит его во взаимодействии и общении с людьми, склонными оценивать его положительно. Однако если такая потребность в индивиде гипертрофирована, это может привести к потере друзей и полному одиночеству.

3. Потребность в доминировании. Это стремление оказывает активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация в целом под нашим влиянием. Одновременно с этим партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому, наряду с потребностью в доминировании, у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине (доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера, не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором – непродуктивность совместной деятельности.

4. Потребность в покровительстве или заботе о другом человеке проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Потребность в заботе о другом, удовлетворяясь в различных жизненных ситуациях, постепенно формирует альтруизм, человеколюбие.

5. Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь. Эта помощь, будучи принятой, приносит удовлетворение тому, кто ее оказал. Отказ от помощи может быть воспринят негативно, как нежелание войти в контакт, или, более того, – как необоснованная независимость и гордость, как завышенная самооценка.

Удовлетворение любой из представленных и многих других потребностей является сложным процессом, включающим несколько этапов, главными из которых выступают мотивация и реализация деятельности. Как отмечает Куницына со своими коллегами, в этом сложном процессе могут обнаруживаться парадоксальные моменты, когда после долгого ожидания и сильного напряжения человек избегает предмета, который мог бы удовлетворить его потребность.

Пример

После длительной вынужденной разлуки люди сознательно отодвигают, оттягивают момент встречи, а встретившись, ведут себя сдержанно, озадачивая тем самым окружающих.

Следует помнить, что постоянное неудовлетворение важных потребностей (таких как: принятие, уважение, удовлетворяющее общение, искренность и доверие в дружеских контактах) и невозможность найти им замену или когда человек постоянно видит преграды на пути к цели – все это способно привести к глубоким личностным нарушениям.

Возникает стойкое психическое состояние, наполненное тревогой, досадой, расстройством, внутренним дискомфортом, общей напряженностью, называемое фрустрацией (лат. frustratio – тщетное ожидание, обман). Фрустрацию вызывает мобилизирующее психическое состояние, ориентированное на настоящее и прошлое, поэтому возникновение фрустрации сигнализирует о том, что беда уже случилась.

Среди причин, вызывающих фрустрацию, выделяют:

внешние – трудное, нерешенное задание, невыгодные условия, плохие помощники и сотрудники;

внутренние – плохая подготовленность к выполнению задания, безволие и др.

Согласно причинам, типичными реакциями на фрустрацию могут выступать:

– агрессия (направленная на других или на себя);

– рационализация;

– снижение ценности недосягаемого объекта (стремление снять с себя вину за неуспех, представить события в выгодном для себя свете).

Неудачи, особенно длительные или частые, могут вызвать суммацию фрустрации, что приводит к психосоматическим расстройствам (язвы, аллергия, астма, заикание) и к фиксационным реакциям, возникающим под влиянием наказаний.

В качестве психологических последствий фрустрации называют: возбуждение, фантазирование, апатию, деструктивность, отчаяние. Как способ приспособления к фрустрации чаще всего выступает замещающая деятельность.

Пример

Если ребенок в силу собственного уровня интеллектуального развития не может получить признания одноклассников за счет учебной деятельности (особенно в начальной школе), он может реализовывать потребность в признании, например, в спорте или рисовании, музыке и т.д.

Взрослые в качестве выхода из этого состояния используют осознанное отступление (сдерживание) или неосознанное отступление, выражающееся в подавлении нежелательных и неосуществимых надежд, стремлений, которые проявляются в снах человека.

Итак, люди, особенно дети, считают фрустрацию следствием воздействия внешних обстоятельств. Если при этом причины фрустрации устранимы самим человеком, его мотивация усиливается, появляются повышенное эмоциональное возбуждение (возникает некий энергетический резерв) и желание уничтожить преграды. Однако при устойчивых, повторяющихся неудачах и полной потере надежды на успех мотивация падает. В некоторых случаях может появиться новый мотив (при выборе новых целей), однако чаще всего наступает состояние полного отсутствия мотивации и человек ощущает себя крайне незащищенным, становится обидчивым, тем самым обрекает себя на неуспех (выученная беспомощность).

До сих пор остается открытым вопрос о природе происхождения потребности в общении: является ли она врожденной (базовой) или вторичной, т.е. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка.

В онтогенезе потребность в общении строится на основе двух других потребностей:

1) органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного "управления" таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать;

2) потребность в новых впечатлениях (о которой писали Л. И. Божович, М. Ю. Кистяковская и др.). М. И. Лисина отмечала, что стремление ребенка к удовлетворению органических потребностей и получению информации – это еще не общение. Только когда он захочет познать взрослого и самого себя, когда взрослый проявит внимание к ребенку, определит по отношению к нему свою позицию, тогда можно говорить и о потребности в общении (коммуникации).

Однако, потребность в общении, независимо от того, считается ли она врожденной или "культурной", социальной, – обычно предполагает ее первичность, непроизводность, ее несводимость к другим потребностям, особенно на определенном этапе онто- и филогенеза. П ервоначально потребность в общении "животна", не является социальной (пример с младенцами, нуждающимися в уходе окружающих). Становясь человеческой, данная потребность служит соединительным звеном между личностью ребенка и социальными взаимоотношениями его с окружающими. На ранних этапах развития ребенка потребность в общении сводится к использованию общения для удовлетворения некоммуникативных потребностей и мотивов ( социальнопрактических). Возникающие вслед за тем социальные функции определяют и дифференцируют постановку целей общения и его психологическую динамику.

Мы достаточно осветили проблему потребности в общении, рассмотрим теперь вопросы, связанные с его целью и функциями. Постараемся ответить на вопрос: ради чего человек вступает в акт общения? Так, у животных цели общения обычно не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. Человек же преследует весьма разнообразные цели для удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических и других потребностей.

По А. А. Леонтьеву, цель общения определяется ситуацией (проблемной ситуацией), в которой происходит общение индивидов. В связи с этим следует полагать, что цель общения – конкретный результат, на достижение которого в определенной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые человеком в процессе общения. В цели общения включаются: передача и получение знаний, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, убеждение и мотивирование собеседника и многое другое.

В качестве основных целей общения (по Б. Ф. Ломову, это функции общения) принято считать:

1) организацию совместной деятельности;

2) познание людьми друг друга;

3) формирование и развитие межличностных отношений.

Согласно работам исследователей в области социальной психологии, в частности работам Г. М. Андреевой, в жизни человека и общества общение выполняет ряд следующих функций.

1. Инструментальная функция – общение обслуживает какую- либо деятельность.

2. Психологическая функция – общение обусловливает развитие психических процессов, свойств личности, состояний. Вне общения человек развиваться не может.

3. Социально-психологическая функция – общение обеспечивает установление контактов, развитие отношений в различных группах.

4. Социальная функция – общение обеспечивает передачу общественного опыта, организацию общественного взаимодействия.

Рассмотрев многочисленные исследования функций общения в трудах отечественных и зарубежных психологов, В. Н. Панферов пришел к мнению, что все указанные функции трансформируются в одну, главную, функцию общения – регулятивную, которая проявляется во взаимодействии человека с другими людьми. Именно благодаря этой функции общение является основным механизмом социально-психологической регуляции поведения в совместной деятельности людей.

Структура общения – это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения. При этом структурная характеристика общения может быть дана и применительно к основным элементам, и относительно внутренней структуры каждого из них.

Основные компоненты общения:

- субъекты;

- средства;

- потребности, мотивация и цели;

- способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;

- результаты.

Возможен и другой, обобщенный, подход к структуре общения – это различные стороны процесса общения в целом. Выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Правомерно было бы отметить и такие явления, как понимание, сопереживание, эмоциональное отношение партнеров друг к другу.

Субъект и объект общения

Элементарным условием общения является наличие индивидов, которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения. Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса. Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого. Но можно рассматривать понятия “субъект” и “объект” в другой плоскости: в плоскости отношения друг к другу общающихся. В широком смысле слова под субъектом понимают индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов. Тогда общение носит функционально-ролевой характер. Объектом общения может быть человек, природа, животный мир, предметно-вещная среда. Но эти объекты могут выступать и в качестве субъектов, если отношение к ним эмоционально окрашено.

Средства общения

Чтобы общение между индивидами стало возможным, необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь. Особая роль принадлежит речи, которой присущи содержательность и богатство языковых средств, культура и выразительность.

Главным средством общения является язык.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.21.86 (0.019 с.)