Доктрина информационной безопасности (понятие, система, способы обеспечения в условиях развития информатизации). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доктрина информационной безопасности (понятие, система, способы обеспечения в условиях развития информатизации).



13. Информационные технологии и средства, их обеспечение как объекта информационных отношений.

14. Право на поиск, получение и использование информации.

15. Право граждан на доступ к информации (правовое регулирование, гарантии, проблемы).

16. Виды юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.

Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, расположенных в различных

разделах и главах. Они приведены в Приложении 2 учебного пособия.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274). Таким образом, преступления в области компьютерной информации, выделенные в отдельную главу Уголовного кодекса РФ, являются частью информационных преступлений, объединенных единым инструментом обработки информации - компьютером.

Видом юридической ответственности за нарушения информационного законодательства является и административная ответственность. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Дисциплинарную ответственность за проступки в информационной сфере несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии с трудовым законодательством за правонарушения в информационной сфере предусмотрена и материальная ответственность - это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного информационным правонарушением.

Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм информационного права причиняется вред предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица.

17. Правовой статус журналиста. Правовые гарантии ограничения прав на свободу массовой информации.

Институтом массовой информации регулируются информационные отношения, связанные с производством и распространением массовой информации.

Необходимо напомнить, что основным принципом информационных отношений в современном обществе является свобода поиска, получения и распространения информации и идей любыми средствами и независимо от государственных границ. Этот принцип закреплен в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., в ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод <*>, в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах <**> от 16 декабря 1966 г., а также в иных нормативно-правовых документах, в том числе конституциях многих стран. В нашей стране правовую основу этого института составляют следующие нормы Конституции Российской Федерации: ч. 4 ст. 29, ч. 5 ст. 29, ч. 2 ст. 29.

Ограничения прав на свободу массовой информации и деятельность средств массовой информации сформулированы в ст. 4 Закона РФ "О средствах массовой информации".

Согласно упомянутому Закону не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Государственная тайна, как определено в ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" <*>, это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. К сведениям, составляющим иную специально охраняемую тайну, относится конфиденциальная информация. Напомним, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Журналист имеет право:

искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения установленных законом требований (см. ч. 1 ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации»);

производить записи, в том числе с использованием средств аудио– и видеотехники, кино– и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

проверять достоверность сообщаемой ему информации;

излагать личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Закона;

распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

18. Особенности информационных отношений персональных (конфиденциальных) данных. Тайна частной жизни.

Правовому регулированию информационных отношений в области персональных данных уделяется важное значение в мировой практике. Более чем в 20 странах мира существуют законы, регулирующие отношения в области персональных данных. В ст. 11 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" отмечается следующее.

1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

4. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании законодательства о персональных данных.

Порядок доступа граждан и организаций к информации о персональных данных регламентируется ст. 14 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации". Основные нормы Конституции РФ, направленные на защиту частной жизни, включены в ст. 23 и 24.

Так в ст. 23 отмечено следующее.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

В ст. 24 регулируются следующие права граждан.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Понятие "частная жизнь" связано со сферой личной жизни человека. Поведение людей в этой сфере определяется как личными психологическими особенностями, так и существующими в обществе нравственными нормами. Отношения строятся на чувствах симпатии, дружбы, любви, уважения, ненависти, презрения и нормами права не регулируются. Понятие "частная жизнь" включает такую область жизнедеятельности человека, которая относится только к нему. Частная жизнь, если она не носит противоправный характер, не подлежит контролю ни со стороны общества, ни со стороны государства.

 

 

Права человека и гражданина, закрепленные в ст. 24 Конституции, относятся к числу тех, которые не подлежат ограничению даже в условиях чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации или в отдельных местностях.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну гарантируется многочисленными нормами права. Среди них необходимо отметить следующие нормы.

Статья 25 Конституции РФ гарантирует, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 139 Семейного кодекса Российской Федерации гарантирует тайну усыновления.

1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом.

19. Правовая система и Интернет. СМИ и Интернет. Правовые проблемы виртуальной среды Интернет и СМИ.

Как мы уже говорили, российское законодательство не дает определения понятия "Интернет". Закон РФ "О средствах массовой информации" разделяет понятия СМИ и Интернета. Это явно следует из ст. 2, где "под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации". Косвенным подтверждением разделения понятий служит ст. 4 этого же Закона, в которой указывается, что запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений.

В ст. 24 Закона РФ "О средствах массовой информации", носящей название "Иные средства массовой информации", отмечается: "Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное". К сожалению, понятие "телекоммуникационная сеть" в упомянутом Законе не раскрывается.

В виртуальной среде, как и в реальной, действуют различные субъекты. Они вступают при этом в определенные отношения друг с другом, при которых наступают, в том числе, и юридические последствия. Возникает проблема правового регулирования общественных отношений в виртуальной среде или, как некоторые говорят, право виртуальной среды.

Сравнительный анализ информационных отношений, проявляющихся в реальной информационной среде и в виртуальной информационной среде, показывает, что они имеют определенные отличия. Это связано с тем, что в виртуальной среде меняются физические свойства информации и, как следствие, появляются новые юридические особенности и свойства информации как объекта правоотношений.

 

Особенность регулирования информационных отношений в Интернет определяется именно особенностью физического представления информации в этой сети, в первую очередь представления ее в электронном виде.

20. Особенности информационных отношений в области государственной тайны.

Правовой базис института государственной тайны составляет информационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (здесьи далее выделено нами. - В.К.).

Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект информационных правоотношений на два не пересекающихся множества - открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения -государственную тайну.

Правовую основу этого института составляют также законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.

Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой

 

Законодательство определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»).

В области государственной тайны применяются следующие понятия:

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов зашиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную гай ну;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реатизованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

21. Понятие и струкгура интеллектуальной собственности в системе информационного права.

Однако существуют такие виды информации, которые являются объектами интеллектуальной собственности. При правовом регулировании отношений, возникающих в процессе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю подобной документированной информации, важное место отводится институту интеллектуальной собственности.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. При этом интеллектуальная собственность охраняется законом. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.

Рассмотрим некоторые определения понятия интеллектуальной собственности.

Согласно Конвенции <*>, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, понятие интеллектуальной собственности включает права, относящиеся: к литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях. В качестве руководящего принципа Всемирной декларации по интеллектуальной собственности отмечается "огромный вклад, внесенный авторами в историю человечества как в прошлом, так и в наши дни, а также достижения тех, кто распространяет информацию о преимуществах этих творений и изобретений, получили признание, высокую оценку и поддержку".

Необходимость защиты прав интеллектуальной собственности находит отражение в Хартии глобального информационного общества <*>. Защита прав интеллектуальной собственности предусматривается также Конвенцией о биологическом разнообразии <**> (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.), в которой важное место отводится обмену информацией из всех общедоступных источников, связанной с сохранением и устойчивым использованием биологического разнообразия. Указанный обмен информацией включает обмен результатами технических, научных и социально-экономических исследований.

 

22. Правовые основы архивного и библиотечного дела (особенности правоотношений, проблемы).

Общественные отношения, возникающие при формировании архивов, распространении и потреблении архивной информации регулируются институтом архивного дела. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" <*> под архивным делом понимается деятельность по организации хранения, учета и использования архивных документов. Правовую основу этого института составляют следующие информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации: ч. 4 ст. 29, ст. 44, ст. 33, ч. 2 ст. 24. Указанные нормы нашли развитие в нормативных актах института архивного дела. К таким актам относятся Основы законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах", а также соответствующие законы республик в составе РФ

Основные объекты информационных правоотношений института архивного дела перечислены в ст. 1 Основ законодательства РФ "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах". Такими объектами являются:

1) Архивный фонд Российской Федерации - совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации;

2) архивный документ - документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника;

3) архивный фонд - совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой;

4) архив - совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей;

5) тайный архив - архив, о котором не заявлено публично. е РФ, иные правовые акты РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

В основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

Государство выступает гарантом прав, предусмотренных Федеральным законом «О библиотечном деле», и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Государство поддерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведения соответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики.

Правительство РФ разрабатывает федеральные программы развития библиотечного дела. Федеральные органы исполнительной власти организуют координацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечному обслуживанию, в том числе в целях информатизации общества.

Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров, беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей).

 

23. Государственные органы и органы местного самоуправления как субъекты информационного права.

Органы государственной власти и местного самоуправления:

 

- формируют электронные банки правовой информации, обеспечивают их полноту, актуальность, защиту от искажений и несанкционированного доступа;

 

- обеспечивают доступ граждан к информационным системам на основании правил, установленных настоящим законом и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

 

- соблюдают правила об отнесении определенных видов информации к категориям ограниченного доступа;

 

- составляют и обеспечивают гласность перечней обязательно предоставляемой информации гражданам; номенклатуру видов услуг бесплатных и прейскурантов платных услуг, осуществляемых их информационными системами;

 

- устанавливают и обеспечивают соблюдение порядка выдачи справок и копий, принимаемых ими решений по вопросам, касающимся отдельных граждан;

 

- несут ответственность за достоверность предоставленной информации.

 

Все условия доступа к информации включаются в “Правила предоставления информации”, которые утверждаются руководителем органа государственной власти, местного самоуправления, или руководителем организации и являются доступными для пользователей.

24. Особенности правового регулирования информационных отношений институтами авторского права, патентного права и ноу-хау.

 

Основными источниками института авторского права выступают закон РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах» [1], Законы РФ от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» [2], «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [3].

12.2.1. Правовое регулирование информационных отношений при производстве и распространении произведений науки, литературы и искусства

 

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» регулирует ин формационные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием (распространением) таких информационных объектом как произведения науки, литературы и искусства (авторское право фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

 

Основными субъектами информационных правоотношений являются автор произведения (производитель или создатель информации по информационному праву) и пользователь исключительными правами или неисключительными правами (обладатель информации по терминологии информационного права). К сожалению, институт авторской права оставляет за пределами своего внимания потребителя информации или конечного получателя информации, содержащейся в произведениях.

 

К объектам информационных правоотношений в системе авторского права (объект авторского права) относятся произведения науки литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, от способа его выражения. Напомним, что с точки зрения информационного права это — информационные объекты.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1.

В соответствии со ст. 3 Патентного закона права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняются законом и подтверждаются соответственно патентом на изобретение, патентом на полезную модель и патентом на промышленный образец. Патент удостоверяет приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Патент на изобретение действует до истечения 20 лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Патент на полезную модель действует до истечения пяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Патент на промышленный образец действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на изобретение или полезную модель, определяется их формулой. Для толкования формулы изобретения и формулы полезной модели могут использоваться описание и чертежи. Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на промышленный образец, определяется совокупностью его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца.

Указанные положения распространяются в том числе на секретные изобретения (изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну). Правовая охрана не предоставляется полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну.

Условия патентоспособности изобретения приведены в ст. 4 Патентного закона, где указывается, что в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Закона о ноу-хау пока нет. В проекте закона «О коммерческой тайне» дается определение основных понятий: ноу-хау

охраняемые в режиме коммерческой тайны результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть переданы другому лицу и использованы им на законном основании, в том числе неопубликованные научно-технические результаты, технические решения, методы, способы использования технологических процессов и устройств, которые не обеспечены патентной защитой в соответствии с законодательством или по усмотрению лица, обладающего такой информацией на законном основании; Имущественные права на ноу-хау, созданное в порядке выполнения служебного задания, принадлежат работодателю, если в договоре между ним и работником (автором ноу-хау) не предусмотрено иное.

 

При использовании ноу-хау в собственном производстве работодателя или при продаже лицензии на использование ноу-хау (автору ноу-хау) выплачивается вознаграждение.

25. Государство и СМИ. Создание и ликвидация СМИ. Ответственность о нарушении законодательства о СМИ. Реклама.

Одно из направлений законодательного регулирования СМИ – это государственный контроль за их деятельностью. Здесь можно выделить три варианта: прямое государственное управление, косвенное управление и контроль через специальные государственные органы*.

Косвенное государственное управление осуществляется обычно через публичные корпорации, имеющие соответствующий контракт с государством или получившие от него лицензию.

Прямое государственное управление имеет место в случаях, когда СМИ представляют собой объект государственной собственности, не имеют прав юридического лица и финансируются из государственного бюджета.

Государственный контроль за деятельностью СМИ через специально учреждаемые органы распространяется в основном на частные аудиовизуальные средства. Контроль за печатью осуществляется, как правило, общими административными и судебными органами.

Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

 

Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

 

Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения преимущественно:

 

1) на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подается учредителем в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации;

 

2) на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подается учредителем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации / Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и правами журналиста:

 

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

 

2) если они получены от информационных агентств;

 

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

 

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

 

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

 

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

Рекламные объявления - разновидность сообщений массовой информации, всем им свойственна многофункциональность. Не составляет исключения и реклама информационная, ценностно-ориентирующая, социально организаторская, коммуникативная, тонизирующая функции выступают в разных сочетаниях и соотношениях.

 

Реклама вообще, тем более реклама, распространяемая по каналам массовой информации, поставлена, что называется, на поток. Потребитель оказывается в поле влияния множества рекламных сообщений. Заботясь об эффективности любого рекламного произведения, нельзя упускать из виду её рекламные поля, потоки в целом. Как рынок складывается из множества производителей и потребителей товаров и услуг, их посредников, так и его современная спутница - реклама - предстаёт перед аудиторией и перед исследователем во множестве текстов, сюжетов, радиоклипов, буклетов, проспектов и т.д. Именно в этом множестве она информирует, убеждает, побуждает, развлекает.

26. Правовое регулирование информационных отношений в области производства и распространения произведений науки, литературы и искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.097 с.)