Понятие и принципы паллиативной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы паллиативной помощи



Паллиативное лечение начинается тогда, когда все другие виды лечения более не являются эффективными, когда человек говорит, что готов умереть, когда начинают отказывать жизненно важные органы. Целью такого лечения является создание для пациента и его семьи возможностей лучшего качества жизни. Паллиативное лечение необходимо тогда, когда болезнь пациента уже не поддается лечению. Оно должно быть направлено не только на удовлетворение физических потребностей пациента (хотя это одно из основных направлений подобного лечения), но и на не менее важных психологических, социальных и духовных потребностей.

В паллиативном лечении первостепенной целью является не продлить жизнь, а сделать оставшуюся как можно более комфортной и значимой. В связи с этим хотелось бы привести слова американской медсестры Вирджинии Хендерсон, написавшей в 50-е годы книгу об основополагающих принципах ухода за такими пациентами.

В этой книге Вирджиния Хендерсон утверждает: «…Особенность служебной обязанности сестры состоит в том, чтобы помочь индивиду, будь то здоровому или больному, в осуществлении мероприятий, содействующих сохранению здоровья или же выздоровлению (или умиротворенному уходу из жизни), а именно таких, которые индивид осуществлял бы сам, обладай он необходимыми для этого силой, волей или знаниями. Эту обязанность следует выполнять таким образом, чтобы индивид смог как можно быстрее восстановить свою независимость».

Далее В. Хендерсон утверждает, что в основе работы медсестры лежит концепция человека, согласно которой:

«…тело и душа человека взаимозависимы и неотделимы друг от друга. Психический недуг оказывает влияние на тело, а недуг телесный на душу. Невозможно выхаживать тело, не выхаживая одновременно и душу;

…человек стремиться к независимости, как можно дольше он стремиться обойтись без посторонней помощи и как можно скорее вернуть себе эту способность;

…человек имеет ряд основных потребностей, которые требуют удовлетворения. Эти потребности одинаковы для всех людей, хотя их проявление имеет различный характер».

Итак, целью паллиативного лечения является поддержание максимально возможного уровня здоровья на определенном этапе жизни, связанного с потерей.

Паллиативное лечение будет эффективным:

- если удастся создавать и поддерживать для пациента комфортные и безопасные условия

- если пациент максимально будет чувствовать свою независимость

- если пациент не испытывает боли

- если психологические, социальные и духовные проблемы решаются таким образом, чтобы пациент смог смириться со своей смертью настолько, насколько это возможно

- если, несмотря на предстоящую потерю жизни, предоставленная пациенту система поддержки помогает ему жить настолько активно и творчески, как только это для него возможно до самой смерти

- если усилия помочь пациенту в его горе и в его преодолении не напрасны

- если удастся помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.

 

 

РОЛЬ СЕСТРИНСКОГО ПЕРСОНАЛА В ПАЛЛИАТИВНОМ

ЛЕЧЕНИИ

 

 

Роль сестринского персонала в осуществлении паллиативного лечения незаменима.

Сестра должна быть способна справиться с ухудшением состояния здоровья пациента и его смертью, т.е. она, как и другие члены бригады, осуществляющей паллиативное лечение (врачи, социальные работники, близкие родственники и друзья, служители религии и др.), должна суметь эмоционально подготовить пациента принять неизбежное наступление смертельного исхода. Сестра должна всякий раз создавать пациенту возможность обратиться к кому-либо за поддержкой, поощрять его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Для сестры очень важно уметь отвлечь внимание пациента от болезни и подготовить к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно легче и необременительно как для самого пациента, так и для окружающих его близких и друзей.

Самое главное, что хотелось бы слышать пациенту во время надвигающегося неизбежного конца: «Чтобы ни случилось, мы не оставим вас». Причем следует помнить, что общение с ним не должно быть только словесным. Очень важно прикосновение (держание за руку, за плечо), умение найти контакт с пациентом для хорошего общения. Для того, чтобы обеспечить больному поддержку, следует дать ему возможность высказать свои чувства, даже если это будет чувство гнева, горя. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Такт, выдержка, внимание, чуткость, сопереживание, милосердие помогут сестре расположить к себе внимание и пациента, и его близких.

Общаясь с пациентом, следует продумать свою манеру поведения, место беседы, даже позу. Если пациент лежит, следует поставить стул у постели и сесть так, чтобы глаза сестры и пациента были на одном уровне. Это позволяет ему надеяться, что сестра не торопится и располагает достаточным временем для того, чтобы выслушать пациента и побеседовать с ним. Следует всегда учитывать, что даже если ваш пациент неизлечимо болен, он сам иногда не чувствует страха и отчаяния, пока не увидит страх и отчаяние по своему поводу в глазах других. О своем диагнозе пациент может догадаться по вашим глазам, мимике, жестам, т.е. по языку тела. Не следует притворяться, бодриться, лгать, избегать прямого и честного разговора. Пациент всегда почувствует фальшивый оптимизм и перестанет говорить с сестрой о своих страхах, замкнется в себе. Недостаток честности медицинского персонала, в том числе и сестер, в том случае, когда пациент хочет знать, что его ждет, унижает пациента, вынуждает, в свою очередь, тоже играть роль, притворяться.

К сожалению, в подавляющем большинстве наших лечебных учреждений не принято сообщать правду о диагнозе и прогнозе обреченным пациентам. Действует принцип: «Ложь во спасение». Якобы, эта ложь помогает сохранить надежду. Однако ложный оптимизм и является разрушителем надежды. Причем действуют по этому принципу и врачи, и сестры. Скорее всего это связано с неумением сообщать плохие новости. При этом совершенно не учитывается, что ориентация только на положительное в жизни подводит человека, расслабляет и обманывает, делает его неустойчивым в горе. Он не справляется с выпавшим на его долю несчастьем.

Что можно сказать умирающему? Кто имеет право сказать умирающему правду? И, наконец, как сообщить плохие новости? Эти этические вопросы решены в таких лечебных учреждениях, как хоспис. В нашей стране право сообщить пациенту и его родственникам диагноз принадлежит врачу. Сестра же, проводя с пациентом и его близкими больше времени, чем врач, должна уметь обсуждать с пациентом (при его желании) и его родственниками вопросы, возникающие в связи с полученной от врача информацией. При этом следует иметь в виду, что плохие новости, сообщенные врачом, значительно изменят взгляд пациента на собственное будущее.

Общаясь с пациентом, отвечая на его вопросы относительно будущего, сестре следует учитывать и физическое состояние пациента, и особенности его личности, и его эмоциональный настрой, и его мировоззрение, и, наконец, его желание знать или не знать, что его ждет в будущем и как «это» будет. Общение с пациентом должно строиться одновременно на двух принципах: с одной стороны, никогда не обманывать; с другой - избегать бездушной откровенности. Нужно помнить, что сочетание правдивой информации с постоянной поддержкой и подбадриванием почти всегда ведет к зарождению надежды. Но в то же время если пациент не желает воспринимать свою болезнь как неизлечимую, если он не желает говорить о смерти, то было бы ошибочно говорить с ним об этом. Также есть пациенты, осознающие приближение смерти и спрашивающие у сестры: «Как это будет?» или «Когда это будет?» пациент имеет право на получение этой информации, так как каждый человек вправе распорядиться своими последними днями по-своему.

Если вы кого-то посещаете, пусть ему будет совершенно ясно, что все время, каким вы располагаете, - пусть 5 минут, принадлежит ему безраздельно, что в эти 5 минут ваши мысли не будут заняты ничем другим, что нет на свете человека, более значительного для вас, чем он.

И, кроме того, умейте молчать. Пусть болтовня отступит, даст место глубокому, собранному, полному подлинной человеческой заботливости молчанию. Молчанию научиться нелегко. Сядьте, возьмите больного за руки и скажите спокойно: «Я рад побыть с тобой…» и замолчите, будьте с ним. Ему не нужны незначительные слова и поверхностные эмоции. Пусть ваше посещение будет ему в радость. И вы обнаружите, что в какой-то момент люди становятся способными говорить серьезно и глубоко о том немногом, о чем стоит сказать. Вам откроется нечто еще более поразительное: что вы и сами способны говорить именно так (Сурожский А., 1995).

Вот как описывает митрополит Антоний Сурожский в книге «Жизнь. Болезнь. Смерть.» чувства, которые ему пришлось пережить, сообщив матери, что операцию по поводу рака ей сделали неудачно: «Помню я пришел к ней и сказал, что доктор звонил и сообщил, что операция не удалась. Мы помолчали, а потом мать сказала: «Значит я умру». И я ответил: «Да». И затем мы остались вместе в полном молчании, общались без слов. Мне кажется, мы ничего не обдумывали. Мы стояли перед лицом чего-то, что вошло в жизнь и все в ней перевернуло… И это было нечто окончательное, что нам предстояло встретить, еще не зная, чем оно скажется. Мы остались вместе и молчали так долго, как того требовали наши чувства. А затем жизнь пошла дальше».

Следует помнить, что страх смерти связан иногда со страхом самого процесса умирания, который в случаях хронического неизлечимого заболевания сопровождается, как правило, появлением или нарастанием беспомощности в связи с возможной потерей физических способностей или нормальных функций организма, ощущением зависимости от окружающих и связанного с этим чувством унижения. Для того чтобы убедить пациента и его родственников в том, что их близкого человека не бросят, а будут заботиться о нем до последних минут, возможно потребуется немало времени.

Важно внушить пациенту что никто не собирается ни ускорять смерть, ни искусственно продлевать ему жизнь. Некоторые считают, что им нужно бороться за жизнь до конца и не задают никаких вопросов относительно приближающейся смерти. Пациент может следить за самыми незначительными изменениями и истолковывать их, как признаки улучшения или ухудшения своего состояния. В любом случае, зная, что он обречен, следует бороться за качество жизни, а не за ее продолжительность. При этом следует соглашаться с такими решениями пациента, как отказ от еды и от посетителей, или, наоборот, желание их видеть, желание сидеть или лежать в постели. Если пациент отказывается от сестринского ухода, связанного с помощью в передвижении, переворачивании в постели, в той степени, в какой это возможно, следует выполнять его просьбы. Для него будет облегчением, если он осознает, что лучше прекратить эту бессмысленную борьбу за жизнь и предаться естественной смерти. При этом следует продолжать основной сестринский уход, направленный на выполнение гигиенических процедур, обеспечивающих чистоту и профилактику пролежней. Применять и такие расслабляющие процедуры, как глубокое дыхание, растирание и массаж спины, конечностей и др.

ПРИНЦИПЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАЦИЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ХОСПИСА

 

"Умение хорошо жить и хорошо

умереть - это одна и та же наука"

Эпикур

В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию - международный свод прав пациента, среди которых провозгла­шено право человека на смерть с достоинством. Но еще раньше в большинст­ве цивилизованных стран появились специальные медицинские учреждения, а затем и общественное движение помощи умирающим людям. В нашей стране слово "хоспис" пока еще мало знакомо.

Хосписы - не просто специализированные больницы для умирающих. Они во многом являются отрицанием "просто больницы". Отличие хосписа от "просто больницы" не только в техническом оснащении, но и иной филосо­фии врачевания, согласно которой пациенту хосписа создают необходимое в его состоянии "жизненное пространство". Исходная идея философии хосписов очень проста: умирающий нуждается в особой помощи, ему можно и должно помочь пройти через эту границу.

В хосписе личность (желания пациента, его эмоциональные реакции) выдвинута на первый план.

Хоспис - это такие условия жизни пациента, такой его образ жизни, ко­гда актуальным является именно настоящее, а не будущее. В них принято ис­полнять последнее желание своих пациентов.

Специалисты в хосписах подчеркивают, что весь период терминального состояния у их пациентов проходит на фоне мыслей о смерти, и именно это придает особую трагическую окраску тяжелейшим физическим и психиче­ским страданиям умирающих. Такова психологическая реальность, с которой имеет дело врач, когда решает дилемму - говорить или не говорить правду пациенту. Для многих ложь, недомолвки врачей и медперсонала в таких си­туациях становятся дополнительным источником страданий, усугубляющим состояние безысходности, покинутости.

В хосписах никому не навязывают правду о неизбежности скорой смер­ти, но в то же время откровенно обсуждают эту тему с теми, кто готов, кто этого хочет. Выбор дается пациенту. Опыт хосписов прежде всего отрицает "святую ложь" как косный обычай, игнорирующий индивидуальный, лично­стный подход.

Практика хосписов вообще внесла серьезные коррективы в ценностные. ориентиры профессиональной медицинской этики. Безнравственность, бе­зысходность, негуманность лишения всех обреченных пациентов информа­ции о том, что их ожидает, сначала было этически осмысленно в хосписах, а затем право пациента на информацию стало универсальной ценностью со­временной профессиональной этики врачей.

Снятие боли - вопрос первостепенной важности. Хроническая боль из­меняет мироощущения, мировосприятие человека. Она способна "отравить" отношение пациента со всеми окружающими его людьми. Боль способна вы­теснить нравственные потребности, нравственную мотивацию поведения.

Но именно опыт хосписов лучше всего показал, что боль, как правило, может быть взята под контроль у самых тяжелых пациентов.

Становление медико-социальных принципов деятельности хосписов (1958-1965 годы) - это, прежде всего, создание методики комплексного под­хода к лечению и предупреждению боли, то есть, применение с этой целью, кроме различных обезболивающих средств, так же психотропных препаратов, противораковой химиотерапии и так далее.

Поставить болевой синдром под контроль - первая, но не единственная функция хосписов, в которых медицинский персонал стремится учитывать и другие специфические потребности умирающего человека, неустанное на­блюдение за пациентами, грамотная оценка разнообразных симптомов (одышка, отсутствие аппетита, пролежни) - все это обязательные атрибуты профессионализма врачей, медсестер, медицинских психологов в хосписах. Умение обеспечить физический комфорт обреченному пациенту, когда мно­гие его функции страдают, в немалой степени зависит от технической осна­щенности хосписов современными функциональными кроватями, противопролежневыми матрацами, ваннами, меняющими с помощью системы управ­ления угол наклона и так далее.

Забота о физическом комфорте пациента в хосписе органично сочетается с заботой о его психологическом комфорте. Пациент должен почувствовать уже с первой встречи с медицинским персоналом, что здесь, в хосписе, он бу­дет в безопасности, что он попал в такое место, где считают своей первой обязанностью - заботу о нем и его близких.

Врачи и медицинские сестры хосписа являются специалистами паллиа­тивной помощи, представляют совершенно новую медицинскую специаль­ность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Цель паллиа­тивной помощи - реализация права человека на достойную смерть. Специали­сты, паллиативной помощи исповедуют следующее эстетическое кредо: если невозможно прервать, или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем ее продолжительность.

ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за па­циентами, чьи болезни не поддаются излечению. Первостепенную важность имеет контроль за болью и другими симптомами, а также помощь при психо­логических, социальных и духовных проблемах. Это достижение наилучшего ухода, а также жизни для пациента и его семьи.

Если нельзя исцелить пациента, то надо попытаться облегчить судьбу неисцеленного. Он продолжает жить и нуждается в достойном уходе из жизни.

Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и ме­дицинской сестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстремальных ситуациях, когда врача может не быть рядом.

В России свод прав пациента впервые сформулирован только в 1993 го­ду, однако право на достойную смерть там даже не упомянуто. И, тем не ме­нее, первый хоспис в нашей стране появился уже в 1990 году в Санкт-Петербурге.

Имеются подобные учреждения и в Москве и во многих других городах России.

Основные принципы хосписного движения следующие:

- за смерть нельзя платить,

- хоспис - дом жизни, а не смерти,

- смерть, как и рождение - естественный процесс, его нельзя ни торо­пить, ни тормозить,

- хоспис - система комплексной медицинской, психологической и со­циальной помощи пациенту,

- хоспис - не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые.

К желаниям пациента нужно относиться внимательно, помня об обычае, сложившемся у людей, исполнять «последнее желание» умирающего, каким бы оно ни было. Его исполнение является обязательным в таких лечебных учреждениях, как хоспис, представляющих собой особые медико-социальные службы, оказывающие квалифицированную помощь безнадежно больным и умирающим. Причем исполняются такие желания, которые, скорее всего, не могли бы быть выполнены, если бы пациент находился в обычной больнице, например, держать около себя свою любимую кошку или собаку, т.е. только в хосписе личность пациента (его желания, эмоциональные реакции) поставлены на первый план. Именно такое отношение позволило обреченной, умирающей от рака в 25-летнем возрасте Джейн Зорза сказать: «Этот хоспис – лучшее место в мире».

В России хосписов пока очень мало, в то время как хосписному движению в мире уже более четверти века. И, как подчеркивает создатель первого современного хосписа (в 1967г. в Англии) С.Сондерс: «…сестринский уход остается краеугольным камнем в обслуживании приюта для умирающих». Новая философия, новое мировоззрение, выполнение объема медико-технической помощи умирающим, страдающим, как правило, от сильных болей, нарастающего ухудшения функции жизненно важных органов, позволяют сотрудникам хосписов обеспечить приемлемое качество жизни, а стало быть, и смерть с достоинством.

Латинское изречение гласит, что самое определенное в жизни - смерть, а самое неопределенное - ее час. Поэтому, с одной стороны, человек должен быть готовым к смерти всегда, но с другой – смерть воспринимается им как нечто, что может случиться с кем угодно, но только не с ним. В хосписе пациенты живут сегодняшним днем и сосредоточены на событиях конкретного дня. Хоспис- это не Дом Смерти, это Дом Жизни. Дом, где снимают боль.

Смерть - это, как правило, пугающее, страшное событие. Множество причин препятствуют тому, чтобы встретить смерть спокойно. Но в то же время в развитых странах накоплен большой фактический материал о смерти и умирании. Созданы организации, объединяющие усилия медицинских работников, священников, философов, писателей, для оказания помощи безнадежным пациентам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.23.133 (0.049 с.)