Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.
Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
УДК 301:307:61 (-52.63) (06) С 29 Селезнёв В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.. Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета: Учебно-методическое пособие. – СЗГМУ им. И.И Мечникова, 2012 – 25 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права
Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова 4 мая 2012 года
ВВЕДЕНИЕ Студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, откроют для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе – социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науки, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и отрицается ее право быть наукой. Конечно, опросы – важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов. Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.
Социология – при условии, что ею занимаются надлежащим образом, - обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы. Она не годится для потворства предрассудкам, которые интуитивно защищают люди, не склонные к размышлению. Основные задачи учебного курса по социологии для студентов медицинского института: первая и наиболее важная задача – сделать так, чтобы студенты смогли под новым углом зрения увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должны сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем; вторая задача – культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления; третья – максимально учесть специфику вуза и профиль будущей деятельности, в данном случае речь идет о: а) получении студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики; б) дополнении естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными; в) формировании навыков анализа коммуникативных и статусно-ролевых отношений в малых группах. Приобрести подобные навыки и умения помогает использование в преподавании социологии различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на лекции, семинаре, коллоквиуме, зачете. Какие виды заданий используются при изучении социологии? – практикуется создание наглядных пособий силами студентов, составление и оформление структурно-логических схем, раскрывающих суть основных понятий социологии; – активно используются как в устном, так и в письменном варианте студенческие рефераты, проводится конкурс рефератов, авторы лучших из них поощряются;
– студенты готовят доклады по актуальным проблемам социологии для выступления на ежегодной научно-практической конференции; – для эффективного освоения курса в учебных группах проводятся контрольные работы и тестирование по основным темам, а также итоговый контроль и аттестация в форме зачета. Основой самостоятельной работы студента является изучение книг и статей по основным темам учебной дисциплины. Ориентироваться в потоке литературы по социально-гуманитарным наукам помогают различные пособия. Исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись периодических изданий". Поиск текущих изданий по отдельным аспектам знания облегчают различные отраслевые текущие указатели (например, "Новая литература по философии и социологии"). Следует обратить внимание на то, что сведения о новых значительных изданиях помещаются в журналах: "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Вопросы экономики", "Социс", "Полис" и др. (тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии). Для поиска литературы, безусловно, необходимо пользоваться каталогами и картотеками. Система каталогов отражает все, чем располагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа. Алфавитный каталог, содержащий описание произведений в алфавитном порядке по фамилиям авторов, дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке необходимого издания. Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка проблемы, по которой нужна литература. В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по их содержанию, по конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам. Для поиска журнальных и газетных публикаций используют имеющиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знаний и темам, карточки последних публикаций ставятся на первые места, что позволяет находить наиболее актуальные материалы. При подборе литературы в книжном фонде почти всегда надо быть готовым к тому, что нужные книги придется искать в разных отделах, так как изучение социально-гуманитарных наук требует обращения к материалам самой различной тематики. Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. Если Вы прочтете тысячу слов и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного. Сам процесс составления заметок способствует запоминанию. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.
План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее полностью. Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Служат для сохранения в памяти и как основа дискуссии. Кратким изложением содержания текста является аннотация, которая дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Конспектирование желательно начинать после того, как произведение прочитано и составлен его план. Основная часть конспекта – тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, тематическим или "свободным". Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, сохраняется логика и структура текста. "Свободный" конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема, проблема. Он может быть составлен по нескольким источникам. Для записи подлежащих использованию данных многие исследователи рекомендуют систему карточек. Преимущество ее состоит в том, что научная справка регистрируется в отдельной карточке и без труда может быть найдена. Карточки можно легко разложить в любом порядке на столе, сгруппировать, перегруппировать; главный их недостаток – неудобно носить с собой. При занесении справочного материала внизу карточки приводится название источника, вверху – заголовок. Удобнее использовать карточки одинакового размера: писать следует только на одной стороне. Цитаты следует приводить в кавычках. Хранить карточки целесообразно в конвертах, в различных папках с надписями. Для получения зачета необходимо предоставить реферат. Требования к оформлению: кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1.5, поля – правое 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, выравнивание текста по всей ширине, отступ абзаца – 1.5 см..
Написание реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной теме. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать прочитанное. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие обзор соответствующих литературных и других источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы. В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить 3 типа рефератов: 1) реферат – экстракт (составлен из оригинальных предложений первичного документа); 2) перефразированный реферат (получен с помощью перефразирования первичного текста); 3) интерпретированный реферат (дается интерпретация первоисточника). Рекомендуемый объем реферата – 20 - 22 страниц машинописного текста. Реферат (исследование) должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, главы (при необходимости – и другие разделы), заключение, список использованной литературы. Названия работы, глав и других разделов не должны совпадать. Тему для реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес. Предварительный этап работы – отбор литературы, составление плана, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изучения и систематизации всех литературных источников. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение. Особое внимание следует обратить на оформление – все приводящиеся факты и цитаты должны иметь ссылку на библиографический источник. В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно заключение начинают словами: "Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы…" И далее в выводах излагают свою концепцию понимания проблемы. В конце работы обязательно должен быть указан список использованной литературы. Есть несколько способов группировки литературных источников. Алфавитный способ предусматривает расположение источников в алфавитном порядке фамилий авторов (или заглавий книг и статей). Систематический способ предполагает распределение литературы по рубрикам, соответствующим главам реферата. В ряде случаев (когда этого требует характер темы) может быть использован хронологический принцип расположения книг и статей – по годам их выхода в свет (опубликования).
Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений об источнике, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. Обратите внимание, что рекомендуется использовать, по возможности, литературу не позже, чем 2005 года выпуска. Пример описания книги одного автора Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. – Ереван, 2009. – 195с. Пример описания книги, имеющей трех авторов Измеров Н.В., Кириллов В.Ф., Трахтман Н.Н. Общая и коммунальная гигиена: Учебник. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2011. – 383с. Пример описания отдельного тома многотомного издания Шеллинг Ф. Соч. – В 2т. – М.: Наука, 2012. – 637с. Пример описания составной части книги или сборника Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде // сумерки богов: Пер. с франц. А.А. Яковлева. – Искусство, 2011. – с.222-318. Пример описания статьи из журнала Мау В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России // Вопр. экон. – 2012. – №6. С.25-41. Пример описания статьи из газеты Черкасова Е.Н. Новые русские изучают проблемы бизнеса // Биржа труда. – 2007, 26 мая. – с.3. Пример описания автореферата Поздеева Е.Г. Социологический портрет врача: автореф. дис. … канд. социол. наук. – СПб, 2012, – 16с.
Тематический план чтения лекций и проведения Семинарских занятий
Тема №7 Социология медицины 1. Предмет медицинской социологии 2. Здоровье и социальное поведение. 3. Взаимоотношения в системе "врач – пациент".
Темы докладов 1. Динамика нравственных ценностей современных врачей. 2. Эвтаназия – моральные и социальные проблемы.
Основная литература – Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине: монография / В. В. Деларю; МЗ и соц. развития РФ, Волгоград. гос. мед. ун-т. - Волгоград, 2005. - 88 с. – Казьмина О. О. Социальный аспект биоэтики// Социс. 2011. №5. С. 110-114. – Решётников А.В. Социология медицины. М., 2006. 528с. – Решётников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины (учебное пособие).М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 г. – 64с.
Дополнительная литература – Варламова С.Н., Седова Н.Н. Латентная нетрудоспособность – характер, факторы, масштабы// Социс. 2009. №5. С. 51-58. – Новицкая К.Е. Индивидуальные стратегии участников госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения// Социс. 2009. №5. С. 59-69. – Кислицына О.А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков// Социс. 2009. №8. С. 92-99. – Бурганова Л.А., Савельева Ж.В. Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации// Социс. 2009. №8. С. 100-107. – Плотникова Ю. С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения// Социс. 2009. №9. С. 143-146. – Русинова Н.Л., Панова Л.В., Сафронов В.А. Здоровье и социальный капитал (Опыт исследования в Санкт-Петербурге)// Социс. 2010. №1. С. 87-100. – Кубряк О.В. О методах диагностики при назначении антидепрессантов (мнение врачей) // Социс. 2010. №1. С. 100-108.
Тема №8 Социология политики 1. Понятие и концепции власти. 2. Государство как институт политической системы. 3. Политические партии и партийные системы. 4. Политическая культура человека и общества. 5. Политическая модернизация: мировой опыт и российские проблемы.
Темы докладов 1. Харизма и ее роль в политике. 2. Политический режим в современной России. 3. Политические ориентации российского электората. 4. Российский менталитет и модернизация.
Основная литература – Васильева Л. Теория элит: социология политики. – М.: Социум, 2011. – 220с. – Горелов А.А. Основы социологии и политологии: учебное пособие. 2-е изд., М., 2008. 416с. – стр.129-200 – Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., Проспект. 2012. 544с. – стр.352-433
Дополнительная литература – Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды "извне" и "изнутри"// Социс. 2010. №2. С. 29-38. – Боиков В.Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х годов – начало XXI в. // Социс. 2009. №1. С. 62-67. – Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества// Социс. 2009. №7. С. 26-32. – Ослон А. Политическая социология – часть политики, социология политики – часть социологии // «Политическая наука». 2011. № 3. С. 44-65. – Охотский Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия// Социс. 2009. №9. С. 25-33. – Романович П.Э. Дихтомия отношения интеллигенции к власти// Социс. 2009. №1. С. 68-78. Тема №9 Этносоциология 1. Предмет и задачи этнической социологии. 2. Социально-этническая структура общества: этнические общности и их классификация. 3. Этнос и этническая идентичность. 4. Понятие «конфликта» в этносоциологии.
Темы докладов 1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви-Стросс и др). 2. Этнический состав России: особенности и специфика. 3. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения. 4. Роль и значение толерантности в современном обществе.
Основная литература - Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85-95. - Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. М., 2008. 440с. - Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983. 387с. - Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб, 1995. 220с. - Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 319с. - Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000. 348с. - Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002. 320с. - Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998. 187с. - Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222с. - Этносоциология // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998. 672с.
Дополнительная литература - Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1994. 203с. - Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389с. - Титаренко Л.Г. Национальное и наднациональное в социологии // Социс, 2011, № 1. С. 22-29.
Темы рефератов 1.Предмет социологической науки в классической и модернисткой трактовке. 2.Социология в России: пути научной реформации. 3.Общество как социальная реальность. 4.Социальные институты и их роль в обществе. 5.Нормы культуры и способы их формирования. 6.Особенности функционирования и развития России как социальной системы переходного типа. 7.Становление личности: общественное и индивидуальное. 8.Типология личностей в концепции «пассионарности» Л.Н.Гумилёва. 9.Социальные типы личности в условиях переходного состояния общества. 10.Личность молодого специалиста: условия и пути формирования. 11.Молодёжный экстремизм: социально-психологические аспекты проблемы. 12.Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. 13.Отклоняющаяся личность как социальный тип. 14.Медико-социальные аспекты отклоняющегося (девиантного) поведения личности и пути его преодоления. 15.Моногамная семья: кризис или эволюция? 16.Молодая семья и её проблемы. 17.Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации. 18.Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. 19.Сущность теории социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. 20.Социальная природа неравенства и способы её объяснения. 21.Российская интеллигенция: проблема социального статуса и интересов. 22.Российские предприниматели: проблемы обретения социального статуса. 23.Средний класс России: перспективы формирования. 24.Маргинализация как социальный феномен российского общества. 25.Образ жизни и здоровье. 26.Условия и факторы формирования личности современного врача. 27.Социальные проблемы эвтаназии. 28.Новый тип взаимоотношений в системе «врач - пациент» 29.Исторические и национальные особенности политического лидерства в России. 30.Трансформация правящей элиты в России в условиях социального перелома. 31.Политическая модернизация в современной России. 32.Этнический конфликт: сущность и структура. 33.Национальное сознание и самосознание.
Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.
Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
УДК 301:307:61 (-52.63) (06) С 29 Селезнёв В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.. Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета: Учебно-методическое пособие. – СЗГМУ им. И.И Мечникова, 2012 – 25 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права
Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова 4 мая 2012 года
ВВЕДЕНИЕ Студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, откроют для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе – социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науки, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и отрицается ее право быть наукой. Конечно, опросы – важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов. Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию. Социология – при условии, что ею занимаются надлежащим образом, - обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы. Она не годится для потворства предрассудкам, которые интуитивно защищают люди, не склонные к размышлению. Основные задачи учебного курса по социологии для студентов медицинского института: первая и наиболее важная задача – сделать так, чтобы студенты смогли под новым углом зрения увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должны сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем; вторая задача – культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления; третья – максимально учесть специфику вуза и профиль будущей деятельности, в данном случае речь идет о: а) получении студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики; б) дополнении естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными; в) формировании навыков анализа коммуникативных и статусно-ролевых отношений в малых группах. Приобрести подобные навыки и умения помогает использование в преподавании социологии различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на лекции, семинаре, коллоквиуме, зачете. Какие виды заданий используются при изучении социологии? – практикуется создание наглядных пособий силами студентов, составление и оформление структурно-логических схем, раскрывающих суть основных понятий социологии; – активно используются как в устном, так и в письменном варианте студенческие рефераты, проводится конкурс рефератов, авторы лучших из них поощряются; – студенты готовят доклады по актуальным проблемам социологии для выступления на ежегодной научно-практической конференции; – для эффективного освоения курса в учебных группах проводятся контрольные работы и тестирование по основным темам, а также итоговый контроль и аттестация в форме зачета. Основой самостоятельной работы студента является изучение книг и статей по основным темам учебной дисциплины. Ориентироваться в потоке литературы по социально-гуманитарным наукам помогают различные пособия. Исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись периодических изданий". Поиск текущих изданий по отдельным аспектам знания облегчают различные отраслевые текущие указатели (например, "Новая литература по философии и социологии"). Следует обратить внимание на то, что сведения о новых значительных изданиях помещаются в журналах: "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Вопросы экономики", "Социс", "Полис" и др. (тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии). Для поиска литературы, безусловно, необходимо пользоваться каталогами и картотеками. Система каталогов отражает все, чем располагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа. Алфавитный каталог, содержащий описание произведений в алфавитном порядке по фамилиям авторов, дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке необходимого издания. Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка проблемы, по которой нужна литература. В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по их содержанию, по конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам. Для поиска журнальных и газетных публикаций используют имеющиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знаний и темам, карточки последних публикаций ставятся на первые места, что позволяет находить наиболее актуальные материалы. При подборе литературы в книжном фонде почти всегда надо быть готовым к тому, что нужные книги придется искать в разных отделах, так как изучение социально-гуманитарных наук требует обращения к материалам самой различной тематики. Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. Если Вы прочтете тысячу слов и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного. Сам процесс составления заметок способствует запоминанию. Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект. План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее полностью. Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Служат для сохранения в памяти и как основа дискуссии. Кратким изложением содержания текста является аннотация, которая дает общее представление о книге, брошюре, статье. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения. Наиболее распространенной формой записей является конспект. Конспектирование желательно начинать после того, как произведение прочитано и составлен его план. Основная часть конспекта – тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, тематическим или "свободным". Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, сохраняется логика и структура текста. "Свободный" конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема, проблема. Он может быть составлен по нескольким источникам. Для записи подлежащих использованию данных многие исследователи рекомендуют систему карточек. Преимущество ее состоит в том, что научная справка регистрируется в отдельной карточке и без труда может быть найдена. Карточки можно легко разложить в любом порядке на столе, сгруппировать, перегруппировать; главный их недостаток – неудобно носить с собой. При занесении справочного материала внизу карточки приводится название источника, вверху – заголовок. Удобнее использовать карточки одинакового размера: писать следует только на одной стороне. Цитаты следует приводить в кавычках. Хранить карточки целесообразно в конвертах, в различных папках с надписями. Для получения зачета необходимо предоставить реферат. Требования к оформлению: кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1.5, поля – правое 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, выравнивание текста по всей ширине, отступ абзаца – 1.5 см.. Написание реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной теме. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать прочитанное. Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие обзор соответствующих литературных и других источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы. В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить 3 типа рефератов: 1) реферат – экстракт (составлен из оригинальных предложений первичного документа); 2) перефразированный реферат (получен с помощью перефразирования первичного текста); 3) интерпретированный реферат (дается интерпретация первоисточника). Рекомендуемый объем реферата – 20 - 22 страниц машинописного текста. Реферат (исследование) должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, главы (при необходимости – и другие разделы), заключение, список использованной литературы. Названия работы, глав и других разделов не должны совпадать. Тему для реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес. Предварительный этап работы – отбор литературы, составление плана, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изучения и систематизации всех литературных источников. Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение. Особое внимание следует обратить на оформление – все приводящиеся факты и цитаты должны иметь ссылку на библиографический источник. В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно заключение начинают словами: "Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы…" И далее в выводах излагают свою концепцию понимания проблемы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.14 с.) |