Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.



Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.

 

 

Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов

медико-профилактического факультета

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург


 

УДК 301:307:61 (-52.63) (06)

С 29

Селезнёв В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.. Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета: Учебно-методическое пособие. – СЗГМУ им. И.И Мечникова, 2012 – 25 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права

 

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

 

 

Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова 4 мая 2012 года

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, откроют для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе – социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науки, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действитель­ности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и отрицается ее право быть наукой. Конечно, опросы – важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Социология – при условии, что ею занимаются надлежащим образом, - обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы. Она не годится для потворства предрассудкам, которые интуитивно защищают люди, не склонные к размышлению.

Основные задачи учебного курса по социологии для студентов медицинского института:

первая и наиболее важная задача – сделать так, чтобы студенты смогли под новым углом зрения увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должны сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем;

вторая задача – культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

третья – максимально учесть специфику вуза и профиль будущей деятельности, в данном случае речь идет о: а) получении студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики; б) дополнении естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными;

в) формировании навыков анализа коммуникативных и статусно-ролевых отношений в малых группах.

Приобрести подобные навыки и умения помогает использование в преподавании социологии различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на лекции, семинаре, коллоквиуме, зачете.

Какие виды заданий используются при изучении социологии?
В курсе представлены таблицы и схемы, что значительно облегчает восприятие и запоминание материала;

– практикуется создание наглядных пособий силами студентов, составление и оформление структурно-логических схем, раскрывающих суть основных понятий социологии;

– активно используются как в устном, так и в письменном варианте студенческие рефераты, проводится конкурс рефератов, авторы лучших из них поощряются;

– студенты готовят доклады по актуальным проблемам социологии для выступления на ежегодной научно-практической конференции;

– для эффективного освоения курса в учебных группах проводятся контрольные работы и тестирование по основным темам, а также итоговый контроль и аттестация в форме зачета.

Основой самостоятельной работы студента является изучение книг и статей по основным темам учебной дисциплины. Ориентироваться в потоке литературы по социально-гуманитарным наукам помогают различные пособия. Исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись периодических изданий". Поиск текущих изданий по отдельным аспектам знания облегчают различные отраслевые текущие указатели (например, "Новая литература по философии и социологии").

Следует обратить внимание на то, что сведения о новых значительных изданиях помещаются в журналах: "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Вопросы экономики", "Социс", "Полис" и др. (тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии).

Для поиска литературы, безусловно, необходимо пользоваться каталогами и картотеками. Система каталогов отражает все, чем располагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа.

Алфавитный каталог, содержащий описание произведений в алфавитном порядке по фамилиям авторов, дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке необходимого издания.

Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка проблемы, по которой нужна литература.

В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по их содержанию, по конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам.

Для поиска журнальных и газетных публикаций используют имеющиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знаний и темам, карточки последних публикаций ставятся на первые места, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.

При подборе литературы в книжном фонде почти всегда надо быть готовым к тому, что нужные книги придется искать в разных отделах, так как изучение социально-гуманитарных наук требует обращения к материалам самой различной тематики.

Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. Если Вы прочтете тысячу слов и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного. Сам процесс составления заметок способствует запоминанию.

Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее полностью.

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Служат для сохранения в памяти и как основа дискуссии.

Кратким изложением содержания текста является аннотация, которая дает общее представление о книге, брошюре, статье.

Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Конспектирование желательно начинать после того, как произведение прочитано и составлен его план. Основная часть конспекта – тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, тематическим или "свободным". Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, сохраняется логика и структура текста. "Свободный" конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема, проблема. Он может быть составлен по нескольким источникам.

Для записи подлежащих использованию данных многие исследователи рекомендуют систему карточек. Преимущество ее состоит в том, что научная справка регистрируется в отдельной карточке и без труда может быть найдена. Карточки можно легко разложить в любом порядке на столе, сгруппировать, перегруппировать; главный их недостаток – неудобно носить с собой.

При занесении справочного материала внизу карточки приводится название источника, вверху – заголовок. Удобнее использовать карточки одинакового размера: писать следует только на одной стороне. Цитаты следует приводить в кавычках. Хранить карточки целесообразно в конвертах, в различных папках с надписями.

Для получения зачета необходимо предоставить реферат. Требования к оформлению: кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1.5, поля – правое 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, выравнивание текста по всей ширине, отступ абзаца – 1.5 см..

Написание реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной теме. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать прочитанное.

Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие обзор соответствующих литературных и других источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить 3 типа рефератов: 1) реферат – экстракт (составлен из оригинальных предложений первичного документа); 2) перефразированный реферат (получен с помощью перефразирования первичного текста); 3) интерпретированный реферат (дается интерпретация первоисточника).

Рекомендуемый объем реферата – 20 - 22 страниц машинописного текста. Реферат (исследование) должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, главы (при необходимости – и другие разделы), заключение, список использованной литературы. Названия работы, глав и других разделов не должны совпадать. Тему для реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Предварительный этап работы – отбор литературы, составление плана, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изучения и систематизации всех литературных источников.

Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение.

Особое внимание следует обратить на оформление – все приводящиеся факты и цитаты должны иметь ссылку на библиографический источник.

В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно заключение начинают словами: "Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы…" И далее в выводах излагают свою концепцию понимания проблемы.

В конце работы обязательно должен быть указан список использованной литературы. Есть несколько способов группировки литературных источников. Алфавитный способ предусматривает расположение источников в алфавитном порядке фамилий авторов (или заглавий книг и статей). Систематический способ предполагает распределение литературы по рубрикам, соответствующим главам реферата. В ряде случаев (когда этого требует характер темы) может быть использован хронологический принцип расположения книг и статей – по годам их выхода в свет (опубликования).

Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений об источнике, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. Обратите внимание, что рекомендуется использовать, по возможности, литературу не позже, чем 2005 года выпуска.

Пример описания книги одного автора

Свасьян К.А. Феноменологическое познание: пропедевтика и критика. – Ереван, 2009. – 195с.

Пример описания книги, имеющей трех авторов

Измеров Н.В., Кириллов В.Ф., Трахтман Н.Н. Общая и коммунальная гигиена: Учебник. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2011. – 383с.

Пример описания отдельного тома многотомного издания

Шеллинг Ф. Соч. – В 2т. – М.: Наука, 2012. – 637с.

Пример описания составной части книги или сборника

Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде // сумерки богов: Пер. с франц. А.А. Яковлева. – Искусство, 2011. – с.222-318.

Пример описания статьи из журнала

Мау В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России // Вопр. экон. – 2012. – №6. С.25-41.

Пример описания статьи из газеты

Черкасова Е.Н. Новые русские изучают проблемы бизнеса // Биржа труда. – 2007, 26 мая. – с.3.

Пример описания автореферата

Поздеева Е.Г. Социологический портрет врача: автореф. дис. … канд. социол. наук. – СПб, 2012, – 16с.

 

 

Тематический план чтения лекций и проведения

Семинарских занятий

ТЕМА Лекции (количество часов) Семинары (количество часов)
  Социология как наука    
  Общество как социальная система      
  Социальная структура и стратификация общества    
  Семья как малая группа и социальный институт    
  Личность и общество      
  Девиантное поведение и социальный контроль    
  Социология медицины      
  Социология политики      
  Этносоциология    
  Методология и методика социологического исследования    
  Всего часов    

Тема №7 Социология медицины

1. Предмет медицинской социологии

2. Здоровье и социальное поведение.

3. Взаимоотношения в системе "врач – пациент".

 

Темы докладов

1. Динамика нравственных ценностей современных врачей.

2. Эвтаназия – моральные и социальные проблемы.

 

Основная литература

– Деларю В.В. Конкретные социологические исследования в медицине: монография / В. В. Деларю; МЗ и соц. развития РФ, Волгоград. гос. мед. ун-т. - Волгоград, 2005. - 88 с.

– Казьмина О. О. Социальный аспект биоэтики// Социс. 2011. №5. С. 110-114.

– Решётников А.В. Социология медицины. М., 2006. 528с.

– Решётников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины (учебное пособие).М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 г. – 64с.

 

Дополнительная литература

– Варламова С.Н., Седова Н.Н. Латентная нетрудоспособность – характер, факторы, масштабы// Социс. 2009. №5. С. 51-58.

– Новицкая К.Е. Индивидуальные стратегии участников госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения// Социс. 2009. №5. С. 59-69.

– Кислицына О.А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков// Социс. 2009. №8. С. 92-99.

– Бурганова Л.А., Савельева Ж.В. Медикализация и эстетизация здоровья в рекламной коммуникации// Социс. 2009. №8. С. 100-107.

– Плотникова Ю. С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения// Социс. 2009. №9. С. 143-146.

– Русинова Н.Л., Панова Л.В., Сафронов В.А. Здоровье и социальный капитал (Опыт исследования в Санкт-Петербурге)// Социс. 2010. №1. С. 87-100.

– Кубряк О.В. О методах диагностики при назначении антидепрессантов (мнение врачей) // Социс. 2010. №1. С. 100-108.

 

 

Тема №8 Социология политики

1. Понятие и концепции власти.

2. Государство как институт политической системы.

3. Политические партии и партийные системы.

4. Политическая культура человека и общества.

5. Политическая модернизация: мировой опыт и российские проблемы.

 

Темы докладов

1. Харизма и ее роль в политике.

2. Политический режим в современной России.

3. Политические ориентации российского электората.

4. Российский менталитет и модернизация.

 

 

Основная литература

– Васильева Л. Теория элит: социология политики. – М.: Социум, 2011. – 220с.

– Горелов А.А. Основы социологии и политологии: учебное пособие. 2-е изд., М., 2008. 416с. – стр.129-200

– Кравченко А.И. Социология: учебник. – М., Проспект. 2012. 544с. – стр.352-433

 

Дополнительная литература

– Анурин В.Ф., Садулина А.М. Бюрократия: взгляды "извне" и "изнутри"// Социс. 2010. №2. С. 29-38.

– Боиков В.Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х годов – начало XXI в. // Социс. 2009. №1. С. 62-67.

– Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества// Социс. 2009. №7. С. 26-32.

Ослон А. Политическая социологиячасть политики, социология политикичасть социологии // «Политическая наука». 2011. № 3. С. 44-65.

– Охотский Е. В. Коррупция: сущность, меры противодействия// Социс. 2009. №9. С. 25-33.

– Романович П.Э. Дихтомия отношения интеллигенции к власти// Социс. 2009. №1. С. 68-78.

Тема №9 Этносоциология

1. Предмет и задачи этнической социологии.

2. Социально-этническая структура общества: этнические общности и их классификация.

3. Этнос и этническая идентичность.

4. Понятие «конфликта» в этносоциологии.

 

Темы докладов

1. Природа этнического: основные подходы к исследованию (Ю.В Бромлей, Л.Н. Гумилев, К.Леви-Стросс и др).

2. Этнический состав России: особенности и специфика.

3. Межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения.

4. Роль и значение толерантности в современном обществе.

 

 

Основная литература

- Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология перед вызовами времени // Социологические исследования. 2008. № 7. С. 85-95.

- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Послесл. Н. Я. Бромлей. Изд. 2-е доп. М., 2008. 440с.

- Гумилев Л.Н. Очерки теории этноса. М., 1983. 387с.

- Доронченков А.И. Межнациональные отношения и национальная политика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной практики. СПб, 1995. 220с.

- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1995. 319с.

- Ильин В.И. Теория социального неравенства (структуралистско-конструктивистская парадигма). М., 2000. 348с.

- Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002. 320с.

- Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М.,1998. 187с.

- Социология межэтнической толерантности/ Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. 222с.

- Этносоциология // Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г. В. Осипова, 1998. 672с.

 

Дополнительная литература

- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб, 1994. 203с.

- Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 389с.

- Титаренко Л.Г. Национальное и наднациональное в социологии // Социс, 2011, № 1. С. 22-29.

 

Темы рефератов

1.Предмет социологической науки в классической и модернисткой трактовке.

2.Социология в России: пути научной реформации.

3.Общество как социальная реальность.

4.Социальные институты и их роль в обществе.

5.Нормы культуры и способы их формирования.

6.Особенности функционирования и развития России как социальной системы переходного типа.

7.Становление личности: общественное и индивидуальное.

8.Типология личностей в концепции «пассионарности» Л.Н.Гумилёва.

9.Социальные типы личности в условиях переходного состояния общества.

10.Личность молодого специалиста: условия и пути формирования.

11.Молодёжный экстремизм: социально-психологические аспекты проблемы.

12.Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков.

13.Отклоняющаяся личность как социальный тип.

14.Медико-социальные аспекты отклоняющегося (девиантного) поведения личности и пути его преодоления.

15.Моногамная семья: кризис или эволюция?

16.Молодая семья и её проблемы.

17.Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации.

18.Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.

19.Сущность теории социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина.

20.Социальная природа неравенства и способы её объяснения.

21.Российская интеллигенция: проблема социального статуса и интересов.

22.Российские предприниматели: проблемы обретения социального статуса.

23.Средний класс России: перспективы формирования.

24.Маргинализация как социальный феномен российского общества.

25.Образ жизни и здоровье.

26.Условия и факторы формирования личности современного врача.

27.Социальные проблемы эвтаназии.

28.Новый тип взаимоотношений в системе «врач - пациент»
 
?

29.Исторические и национальные особенности политического лидерства в России.

30.Трансформация правящей элиты в России в условиях социального перелома.

31.Политическая модернизация в современной России.

32.Этнический конфликт: сущность и структура.

33.Национальное сознание и самосознание.

 

Селезнев В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.

 

 

Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов

медико-профилактического факультета

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург


 

УДК 301:307:61 (-52.63) (06)

С 29

Селезнёв В.Д., Васильев В.И., Хомутова Н.Н.. Методические указания к семинарским занятиям по социологии для студентов медико-профилактического факультета: Учебно-методическое пособие. – СЗГМУ им. И.И Мечникова, 2012 – 25 с.

 

 

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук, экономики и права

 

Рецензент: Лучкевич В.С. – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

 

 

Рекомендовано к печати Методическим советом СЗГМУ им. И. И. Мечникова 4 мая 2012 года

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Студенты, впервые изучающие комплекс общественных наук, откроют для себя одну из самых молодых и содержательных наук об обществе – социологию. При этом они должны освободиться от тех представлений об этой науки, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действитель­ности.

Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением опросов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процентах высказавших свое мнение относительно того или иного события, признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворенности либо неудовлетворенности условиями существования. При сведении социологии к проведению опросов сознательно упрощается ее глубокое содержание и отрицается ее право быть наукой. Конечно, опросы – важный инструмент исследования в социологии, однако основной задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмысление проблем, связанных с функционированием и развитием как общества в целом, так и отдельных социальных групп и институтов.

Преподавание и обучение основам социологических знаний призвано сформировать у учащихся социологическое видение мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании. Системное социологическое мышление поможет подрастающему поколению правильно подготовиться к взрослой жизни, занять в обществе активную социальную позицию.

Социология – при условии, что ею занимаются надлежащим образом, - обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы. Она не годится для потворства предрассудкам, которые интуитивно защищают люди, не склонные к размышлению.

Основные задачи учебного курса по социологии для студентов медицинского института:

первая и наиболее важная задача – сделать так, чтобы студенты смогли под новым углом зрения увидеть знакомые всем и обыденные отношения между людьми и их объединениями. При этом должны сложиться социологическое видение окружающей действительности, возникнуть интерес к изучению социальных проблем;

вторая задача – культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам без груза прошлых заблуждений, возникающих при обыденном взгляде на общественные явления;

третья – максимально учесть специфику вуза и профиль будущей деятельности, в данном случае речь идет о: а) получении студентами представлений о социологических аспектах медицинской проблематики; б) дополнении естественно-научных знаний о человеке социально-гуманитарными;

в) формировании навыков анализа коммуникативных и статусно-ролевых отношений в малых группах.

Приобрести подобные навыки и умения помогает использование в преподавании социологии различных заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы или в учебное время: на лекции, семинаре, коллоквиуме, зачете.

Какие виды заданий используются при изучении социологии?
В курсе представлены таблицы и схемы, что значительно облегчает восприятие и запоминание материала;

– практикуется создание наглядных пособий силами студентов, составление и оформление структурно-логических схем, раскрывающих суть основных понятий социологии;

– активно используются как в устном, так и в письменном варианте студенческие рефераты, проводится конкурс рефератов, авторы лучших из них поощряются;

– студенты готовят доклады по актуальным проблемам социологии для выступления на ежегодной научно-практической конференции;

– для эффективного освоения курса в учебных группах проводятся контрольные работы и тестирование по основным темам, а также итоговый контроль и аттестация в форме зачета.

Основой самостоятельной работы студента является изучение книг и статей по основным темам учебной дисциплины. Ориентироваться в потоке литературы по социально-гуманитарным наукам помогают различные пособия. Исчерпывающие сведения о текущей отечественной печатной продукции содержат издания: "Книжная летопись", "Летопись журнальных статей", "Летопись периодических изданий". Поиск текущих изданий по отдельным аспектам знания облегчают различные отраслевые текущие указатели (например, "Новая литература по философии и социологии").

Следует обратить внимание на то, что сведения о новых значительных изданиях помещаются в журналах: "Вопросы философии", "Вопросы истории", "Вопросы экономики", "Социс", "Полис" и др. (тематические обзоры литературы, списки книг по разным проблемам, подробные и краткие рецензии).

Для поиска литературы, безусловно, необходимо пользоваться каталогами и картотеками. Система каталогов отражает все, чем располагает библиотека, поэтому следует ознакомиться с их содержанием, прежде чем обращаться к книжным полкам открытого доступа.

Алфавитный каталог, содержащий описание произведений в алфавитном порядке по фамилиям авторов, дает возможность подобрать произведения определенного автора, установить наличие в библиотеке необходимого издания.

Систематический каталог, в котором описания книг располагаются по отраслям знания и темам в логической последовательности, помогает в подборе литературы по теме. Наиболее сложный этап поиска здесь – формулировка проблемы, по которой нужна литература.

В крупных научных библиотеках ведутся также предметные каталоги, где описания книг расположены по их содержанию, по конкретным предметам, объектам изучения, но не в логической последовательности, как в систематическом каталоге, а в алфавитном порядке предметных рубрик. Этот каталог удобен для подбора литературы по отдельным вопросам.

Для поиска журнальных и газетных публикаций используют имеющиеся в библиотеке систематические картотеки статей. Материалы в картотеке располагаются по отраслям знаний и темам, карточки последних публикаций ставятся на первые места, что позволяет находить наиболее актуальные материалы.

При подборе литературы в книжном фонде почти всегда надо быть готовым к тому, что нужные книги придется искать в разных отделах, так как изучение социально-гуманитарных наук требует обращения к материалам самой различной тематики.

Более глубокому усвоению изучаемого материала способствует ведение записи прочитанного. Если Вы прочтете тысячу слов и затем напишите пятьдесят слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать больше, чем если прочитали бы десять тысяч слов и не записали бы ни одного. Сам процесс составления заметок способствует запоминанию.

Существует несколько форм ведения записей – план (простой и развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

План является наиболее краткой формой записи прочитанного, представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Планом, особенно развернутым, удобно пользоваться при подготовке текста собственного выступления или статьи на какую-либо тему. Каждый пункт плана раскрывает одну из сторон избранной темы, а все пункты в совокупности охватывают ее полностью.

Более сложной и совершенной формой записей являются тезисы – сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания. Тезисы составляются после предварительного знакомства с текстом, при повторном прочтении. Служат для сохранения в памяти и как основа дискуссии.

Кратким изложением содержания текста является аннотация, которая дает общее представление о книге, брошюре, статье.

Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Наиболее распространенной формой записей является конспект. Конспектирование желательно начинать после того, как произведение прочитано и составлен его план. Основная часть конспекта – тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, тематическим или "свободным". Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат, сохраняется логика и структура текста. "Свободный" конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке (например, мысли, разбросанные по всей книге, сводятся воедино). В тематическом конспекте за основу берется тема, проблема. Он может быть составлен по нескольким источникам.

Для записи подлежащих использованию данных многие исследователи рекомендуют систему карточек. Преимущество ее состоит в том, что научная справка регистрируется в отдельной карточке и без труда может быть найдена. Карточки можно легко разложить в любом порядке на столе, сгруппировать, перегруппировать; главный их недостаток – неудобно носить с собой.

При занесении справочного материала внизу карточки приводится название источника, вверху – заголовок. Удобнее использовать карточки одинакового размера: писать следует только на одной стороне. Цитаты следует приводить в кавычках. Хранить карточки целесообразно в конвертах, в различных папках с надписями.

Для получения зачета необходимо предоставить реферат. Требования к оформлению: кегль 14, шрифт Times New Roman, интервал 1.5, поля – правое 10 мм, левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, выравнивание текста по всей ширине, отступ абзаца – 1.5 см..

Написание реферата требует всестороннего знакомства с литературой по избранной теме. Реферат, понимаемый как изложение в письменной форме содержания книги, статьи, научной работы, создает возможность использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умение анализировать прочитанное.

Рефератом называют также доклады или письменные исследования на определенную тему, включающие обзор соответствующих литературных и других источников. В отличие от конспекта реферат требует несравненно большей творческой активности, самостоятельности в обобщении изученной литературы.

В зависимости от способа реферативного изложения можно выделить 3 типа рефератов: 1) реферат – экстракт (составлен из оригинальных предложений первичного документа); 2) перефразированный реферат (получен с помощью перефразирования первичного текста); 3) интерпретированный реферат (дается интерпретация первоисточника).

Рекомендуемый объем реферата – 20 - 22 страниц машинописного текста. Реферат (исследование) должен содержать: титульный лист, оглавление, введение, главы (при необходимости – и другие разделы), заключение, список использованной литературы. Названия работы, глав и других разделов не должны совпадать. Тему для реферата предпочтительнее выбирать знакомую по ранее прочитанной литературе и представляющую интерес.

Предварительный этап работы – отбор литературы, составление плана, который согласуется с преподавателем. Завершающий этап – написание реферата на основе изучения и систематизации всех литературных источников.

Последовательность работы над рефератом такова: чтение исходного текста – его анализ – выбор информативных фрагментов, их обобщение – создание нового текста (реферата). На последнем этапе проводится синтез выделенной информации и завершается оформление текста реферата. Изложение должно быть цельным, логичным. По каждому пункту плана целесообразно сделать заключение.

Особое внимание следует обратить на оформление – все приводящиеся факты и цитаты должны иметь ссылку на библиографический источник.

В заключении реферата необходимо сделать собственные выводы. Обычно заключение начинают словами: "Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы…" И далее в выводах излагают свою концепцию понимания проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.14 с.)