Особенности концепции приобщения к мировой культуре, как к части духовной культуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности концепции приобщения к мировой культуре, как к части духовной культуре.



Конструкция, методы программы — это форма
п р о я в л е н и я ее содержания в процессе обуче-
ния. И то и другое должно быть продиктовано искусством как
явлением социальным, его специфической, неповторимой в дру-
гих видах человеческой деятельностью....Есть нечто самое важ-
ное — то, что может помочь преодолеть (недостаточность усло-
вий — атмосфера увлеченно с пи предмете м. Увле-
ченность тем познанием, которое представлено на этих уроках.

Увлеченность н е сама рождается — она создастся,
программируется учителем. И (именно на нее направлено острие
большинства методических путей, выработанных програм-
мой. <...>

Мне бы хотелось, чтобы в процессе научного оснащения про-
грамм искусства была разработана тема «Переживание как
форма обучения, как форош познания». Искусство невозможно
воспринять без переживания.'В (искусстве подлинно восприни-
мается информация только в условиях сопереживания восприни-
мающего передающему, зрителя —художнику. Без пережива-
ния невозможно здесь и ничего создать. <...>

Театр начинается с вешалки.

Урок искусства — тоже театральное действие и должен быть
так и обставлен... Каждый педагог — режиссер, а класс — его
труппа. Для введения в состояние сопереживания (уподобле-
ния) учащиеся, актеры этого маленького театра, должны «вой-
ти в роль». А учитель — режиссер — тонко, незаметно ввести
их в нее, тактично вовлечь в сопереживание... Принципы и мето-
ды преподавания искусства и должны быть почерпнуты из
искусства. Вот основные из тех, что выкристаллизовались в'на-
шей работе 2.

1. -Нашим ведущим принципом является
закон уподобления, раскрывающийся ■© первую очередь
в методах педагогической драматургии, создания
на уроках ситуации уподобления. Каждый учитель
может придумывать множество дидактических игр. И педагоги-
экспериментаторы это ярко продемонстрировали. <...>

2. Принцип освоения и вживания (принцип
Целостности и неспешности эмоционального
0 с в о е н и я). Это, возможно, самый ответственный принцип
программы.
Нарушение его — Нарушение ее сути. Каждый
Учебный год— обязательно целостная программа. Каждая чет-
Верть программы несет свой поворот, свою грань этой пробле мы... Каждая должна стать эмоциональным открытием. Если
проблема возникает «до» —нужно ее спокойно обойти, оставить
для «открытия».

а. Серьезное значение здесь имеет метод поэтац, ных открыта й, т. е. четкого вычленения тем к а ж.
д от о урока и неповторимость их. Это обеспечивает
постепенность, медленность втягивания учеников в осознание
темы, в раскрытие через переживание ее основных граней. Эту
особенность программы необходимо хранить как зеницу ока.

б. Этой же цели служит метод "един с т в а восприя-
тия-.и созидания (практической работы) в каждом уроке
начальной школы и каждом блоке тем. средней школы... Цель —
единство осознания и эмоционального переживания. Единство
всех видов деятельности здесь не цель, а средство.

в. В этом методе особенное внимание нужно обратить н а
обобщающие уроки каждой четверти. Задача этих уро-
ков не просто повторение, а осознание целостности, единства!
изучающейся в четверти темы и перевод ее на н о в ы й о б о 6-1
щ е н ы й у р овень с о з н а н и я.

г. Важную роль играет метод широких а с с о ц и а ц1и й,
возможность и необходимость т в о р ч е с к о й инте р п р е-
тации содержания.

3. П р и н ц и п постоя н с т в а с в я з и с ж и з н ь ю.

а. Метод привлечения на беседах во время урока по боль-
шинству тем личного эмоционального, визуального и бытового
опыта детей
— актуализация и активизация этого опыта для
осознания темы урока, темы четверти.

б. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поис-
ковой деятельности
имеет, пожалуй, самые большие возможно-
сти в установлении связей урока с жизнью. В программе он вы-
ражен в форме домашних заданий...

в. Метод отчетных уроков (года и, по возможности, четверти)
перед родителями, учителями, всеми желающими — это «выход
продукции в жизнь».

г. Метод оформления работами учеников интерьера школы,
класса и даже улицы (витрины) и праздников,

4. Принцип опоры на апогей явления в искус-
стве (для раскрытия и осознания как языковых, так и содер-
жательных его сторон). Это относится к разности понимания
типичного в науке и искусстве. Типичное для науки — наиболее
распространенное
в данном явлении. В искусстве, наоборот, ти-
пичное — это скорее характерное, доведенное до своего апогея,
т. е.
фактически до исключительности. Искусство, обобщая, всег-
да заостряет,

 

5. Принцип единства формы и содержания з
роцессе обучения... Вне соблюдения этого принципа фактиче-
ски происходит деформация понимания искусства — фетиш из и-
уется форма или вульгаризируется содержание... Даже в про-
фессиональном' ученичестве опасен крен в техницизм. Необхо-
имо, чтобы ежегодно будущий мастер через цепь заданий учил-
я не забывать цели — образного отражения выражения мира,
ыражения отношения к изображаемому.

Тем более это единство нужно при воспитании наших буду-
их учителей.

6. Принцип создания п о т р е б н о с т и в и р и-
б р е т е н и и знаний и н а в ы к о в.

а. Метод свободы в системе ограничений. В принципе каж-
дый урок создает свои и довольно четкие ограничения и в со-
держании, и в технике. Ребенок постоянно тренирует себя, пере-
родя от одних ограничений к другим, тренирует, с одной сторо-
ны, в очень широкой палитре возможностей, а с другой —
|приучается четко отвечать на задачу, не,«растекаясь мыслью по
(древу».

б. Метод диалогичности. Учитель и ученик — собеседники.
Совместно выясняют и находят. <...

 

Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как
и
учитель литературы. Мы готовим не мастерового, а личность и
умеющую мыслить и мыслящую. Мысль ученик должен научить-
ся выражать и в практической работе, и в слове... Именно по-
этому нетерпим метод монолота, метод сообщения знаний. По-
нимание искусства тоже требует своих тренировок мысли, про-
верки ее словами... Связь слова и зрения — через мысль... От
узнавания изображенного, от формы — в глубь, к содержанию.

Именно поэтому в обсуждении всех тем должен постепенно
возникать вопрос зачем? Это корневой вопрос программы. Не
только ч т о? или как? изображено, построено, декорировано —
но зачем это делалось, что этим выражалось.

в. Метод сравнений как путь активизации мышления. В за-
нятиях постоянно должен присутствовать веер возможностей
разных решений данной проблемы. Этот метод применим и к
практической работе учеников — тут в качестве пособий, на-
глядных материалов должны демонстрироваться многовариант-
Нь*е возможности решения той
же задачи... В восприятии произ-

едений искусства также имеет смысл показ нескольких воз-
можностей решения темы или сюжета. Один и тот же сюжет
**ожно использовать для выражения разных мыслей. Сравнение

°Аскажет, что сюжет не есть еще содержание, даст возмож-

ность глубже понять мысль автора, зя внешней формой рас.
крыть содержание.

г. Метод коллективных и групповых работ — резерв акти-
визации деятельности и мышления.

Не случайно итоговые (по четверти) коллективные панно
становятся радостью и гордостью классных коллективов, горазд,
нодком творчества. В старших классах для педагогов и ребят
стал привычным метод создания рабочих бригад или «цехов»
оформителей, конструкторов, скульпторов и т. д. — согласно
программам года и четверти. Каждая группа выполняет элемент
общей работы, общего коллективного замысла. В некоторых
городах этими работами заинтересовались театры и градостро-
ители. По. детойим. эскизам были поставлены кукольные пред-
ставления. Проектировщики городских районов получали им-
пульс от наивных детских поисков» [50, с. ПО—124].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.006 с.)