Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Социология как наука. Предмет и метод социологии.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Социология как наука. Предмет и метод социологии.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Социология

 

Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация – менеджер

Форма обучения - очная

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 


 

Составители:

 

доктор философских наук, доцент Кравченко Владимир Иосифович

кандидат философских наук, доцент Харитонова Мария Евгеньевна,

кандидат философских наук Махова Мария Николаевна

 

Рабочая программа утверждена на заседаниикафедры философии 07.06.2012г., протокол № 10


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология» для специальности Государственное и муниципальное управление Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса.

Цель курса – дать широкую теоретико - методологическую подготовку будущим специалистам и раскрыть принципы анализа общества, его механизмов и процессов, видения проблем общественной жизни во всех её сложных проявлениях.

Задачи курса - изучение социальных механизмов, влияющих на социальные процессы и явления; освоение методов системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем.

Основные задачи курса. Формирование у студентов:

а) знаний важнейших теоретических понятий социологии, основных фундаментальных проблем социологии, связанных с пониманием закономерностей развития и функционирования общества и социальных институтов.

б) уменийоперировать основными социологическими категориями в типовых ситуациях ориентироваться в структуре социологического знания и самостоятельно находить решения социальных проблем и их обосновывать.

в)навыков развития «социологического воображения» как умения выдвигать теоретические модели общественных явлений в научной работе, соотносить их с практикой в будущей профессиональной деятельности, способности самостоятельно пополнять и систематизировать теоретические знания по специальности.

Место курса среди других дисциплин учебного плана.Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Социология» предназначен для студентов факультета экономики, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и изучается в течение третьего семестра (второй курс обучения). Изучение социологии осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как философия, культурология, политология и этнология.

Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции и семинарские занятия. Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов и имеют целью систематизировать знания по социологии, раскрыть наиболее сложные вопросы. По некоторым наиболее объемным и сложным темам учебной программы проводятся семинары, которые предназначены для обучения студентов навыкам самостоятельного анализа и обобщения по темам изучаемой дисциплины. Учебная программа предусматривает самостоятельное изучение отдельных проблем и источников, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.

Формы контроля.Завершается изучение курса проведением зачета, целью которого является проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач.

 

Тематический план изучения дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (форма и часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные работы всего
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Социология как наука. Предмет и метод социологии.  
Тема 2. Классические социологические теории: от дифференцированности к интегративности. Русская социологическая мысль  
Тема 3. Современная социологическая мысль. Основы системного подхода к анализу общества и теории общественного развития. Глобализация и локализация в современном мире  
Тема 4. Социальные общности: типы и виды.  
  Тема 5: Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.  
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений, социальных процессов и социальных образований  
Тема 7. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры.  
Тема 8. Личность и общество  
Тема 9. Социальные изменения: теории общественно-исторического развития и типы развития обществ  
Тема 10: Организация и проведение социологических исследований. Методы социологических исследований  
  Итого  

Содержание программы учебной дисциплины

ГОСТ: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования

Планы практических занятий

Тема 8. Личность и общество

1. Социализация. Основные процессы социализации, ее двусторонний характер.

2. Понятие личность. Социологические теории личности: ролевая теория (Дж. Мид), диспозиционная теория (М. Рокич, В.А. Ядов), психоаналитическая теория.

3. Этапы (стадии) социализации. Ресоциализация.

4. Статусная структура личности. Ролевая структура и ролевой конфликт.

5. Индивид как потребитель в современном обществе. Общество потребления. потребление и участие. Индивидуация. Изучения уровня жизни, потребления, жизненного цикла, жизненной стратегии личности в социологии.

6. Идентичность личности и группы. Конструирование идентичности. Множественная идентичность.

 

Литература

Основная

 

1. Социология [Текст] : учебник для студ. вузов, обуч. по естест.-науч., технич. и соц.-гуманит. спец. / О. В. Бердюгина [и др.] ; отв. ред. В. А. Глазырин ; Урал. гос. юрид. академия. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011

2. Кравченко, Альберт Иванович. Социология [Текст] : учеб. по дисциплине "Социология" для студентов вузов, обучающихся по несоциол. специальностям и направлениям подгот. / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. - СПб. [и др.] : Питер, 2009

3. Добреньков, Владимир Иванович. Методы социологического исследования [Текст] : учебник / В. И. Добреньков. - М. : ИНФРА-М, 2008

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Социология

 

Специальность – 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Квалификация – менеджер

Форма обучения - очная

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

 


 

Составители:

 

доктор философских наук, доцент Кравченко Владимир Иосифович

кандидат философских наук, доцент Харитонова Мария Евгеньевна,

кандидат философских наук Махова Мария Николаевна

 

Рабочая программа утверждена на заседаниикафедры философии 07.06.2012г., протокол № 10


Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Социология» для специальности Государственное и муниципальное управление Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина; в программе учтены структура и содержание основных разделов курса.

Цель курса – дать широкую теоретико - методологическую подготовку будущим специалистам и раскрыть принципы анализа общества, его механизмов и процессов, видения проблем общественной жизни во всех её сложных проявлениях.

Задачи курса - изучение социальных механизмов, влияющих на социальные процессы и явления; освоение методов системного и когнитивного подходов к анализу социальных проблем.

Основные задачи курса. Формирование у студентов:

а) знаний важнейших теоретических понятий социологии, основных фундаментальных проблем социологии, связанных с пониманием закономерностей развития и функционирования общества и социальных институтов.

б) уменийоперировать основными социологическими категориями в типовых ситуациях ориентироваться в структуре социологического знания и самостоятельно находить решения социальных проблем и их обосновывать.

в)навыков развития «социологического воображения» как умения выдвигать теоретические модели общественных явлений в научной работе, соотносить их с практикой в будущей профессиональной деятельности, способности самостоятельно пополнять и систематизировать теоретические знания по специальности.

Место курса среди других дисциплин учебного плана.Составленный в соответствии с данной рабочей программой курс «Социология» предназначен для студентов факультета экономики, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и изучается в течение третьего семестра (второй курс обучения). Изучение социологии осуществляется в тесной связи с такими дисциплинами как философия, культурология, политология и этнология.

Основными видами учебных занятий по данной дисциплине являются лекции и семинарские занятия. Лекции составляют основу теоретической подготовки студентов и имеют целью систематизировать знания по социологии, раскрыть наиболее сложные вопросы. По некоторым наиболее объемным и сложным темам учебной программы проводятся семинары, которые предназначены для обучения студентов навыкам самостоятельного анализа и обобщения по темам изучаемой дисциплины. Учебная программа предусматривает самостоятельное изучение отдельных проблем и источников, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.

Формы контроля.Завершается изучение курса проведением зачета, целью которого является проверка уровня усвоения теоретических знаний и умения применять эти знания для решения практических задач.

 

Тематический план изучения дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (форма и часы) Всего часов
Лекции Практические занятия Лабораторные работы всего
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Социология как наука. Предмет и метод социологии.  
Тема 2. Классические социологические теории: от дифференцированности к интегративности. Русская социологическая мысль  
Тема 3. Современная социологическая мысль. Основы системного подхода к анализу общества и теории общественного развития. Глобализация и локализация в современном мире  
Тема 4. Социальные общности: типы и виды.  
  Тема 5: Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.  
Тема 6. Культура как фактор социальных изменений. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений, социальных процессов и социальных образований  
Тема 7. Взаимодействие экономики,социальных отношений и культуры.  
Тема 8. Личность и общество  
Тема 9. Социальные изменения: теории общественно-исторического развития и типы развития обществ  
Тема 10: Организация и проведение социологических исследований. Методы социологических исследований  
  Итого  

Содержание программы учебной дисциплины

ГОСТ: Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии. Социология как наука. Предмет и метод социологии.

Предпосылки развития социологии. Эволюция представлений о предмете социологии. Понятие «социальное». Социальные общности, взаимодействия и отношения. Социология в поисках своего предмета.

Проблема формирования социологического метода: история и современность. Роль социологии в познании общественной жизни и её место в системе социогуманитарных наук. Социологическая теория как понятие. Теоретический и эмпирический уровни социологического познания. Теоретическая и прикладная социология. Основные отрасли социологии.

Категории социологической науки и проблема их систематизации. Социальные законы и их специфика. Функции социологии. Идеология и проблема объективности социологии как науки. Социология как социальная критика. Место социологии в системе современных общественных институтов.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.011 с.)