Инфляция:понятия,виды,причины,измерение.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инфляция:понятия,виды,причины,измерение.



Промышленный цикл и его фазы. Факторы, влияющие на цикл. Теории экономических циклов.

Выводы

· Для развития рыночной экономики характерна определенная цикличность, повторяемость. Различают большие или длинные циклы, продолжительностью 50-60 лет ; средние, или промышленные циклы, продолжительностью в 8-10 лет и короткие циклы в 3-4 года. На возникновение циклов влияют как внешние, так и внутренние факторы.

· Промышленный цикл состоит из четырех фаз : кризис, депрессия, оживление и подъем. На каждой стадии возникают предпосылки для перехода к следующей.

· Экономический кризис возникает вследствие нарушения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

· Причиной периодичности кризисов является массовое обновление основного капитала, которое ведет к расширению инвестиционного спроса и постепенному перенакоплению капитала.

· Модель экономического цикла основана на действии принципа мультипликатора - акселератора, который определяет взаимосвязь инвестиций и дохода с одной стороны и роста дохода и новых инвестиций с другой. Воздействуя на этот механизм, государство может регулировать цикл.

· Механизм длинных волн основан на особенностях технического прогресса, неравномерное развитие которого порождает длительные колебания совокупного спроса и предложения.

· Существуют два основных подхода к государственному антициклическому регулированию: кейнсианский и монетаристский. Первый основан на регулировании совокупного спроса, второго - совокупного предложения.

· Особенности экономического кризиса в России определяются тем, что он носит системный, а не циклический характер, поэтому традиционные атикризисные программы для российских условий малопригодны.

 

Инфляция:понятия,виды,причины,измерение.

понятие инфляции:

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX веке сразу же после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее определение - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Ин­фляция (от лат. inflation — вздутие, разбухание) — непрерывное повышение среднего уровня цен в экономике, обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно, т. с. денежная масса, находящаяся в обращении, «раз­бухает». Более строгое определение инфляции, учитывающее причины и некоторые следствия роста среднего уровня цен в эко­номике, звучит так: инфляция — дисбаланс спроса и предложе­ния (форма нарушения общего равновесия в экономике), прояв­ляющийся в росте цен и в обесценивании денег.

сущность и причины инфляции:

Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню ещё и золото, придавая ему по прежнему роль всеобщего эквивалента.

Инфляционные причины роста цен: Несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците госбюджета; диспропорциональность финансирования инвестиций; изменение структуры рынка.

Эта структура всё меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднён. Современный рынок- это в значительной степени олигополистический рынок, на котором действуют численные продавцы, что препятствует проникновению в отрасль новых фирм, а на рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные товары.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

§ монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

§ структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

§ внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

§ неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

§ финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

 

виды инфляции:

Инфляцию можно подразделить на следующие виды:

1 - по характеру инфляционного процесса:

а) открытая - ничем не сдерживаемый, свободный и продолжительный рост цен;

б) скрытая или подавленная - государство устанавливает жесткий контроль над ценами в условиях товарного дефицита;

в) инфляционный шок - одномоментное резкое повышение цен;

2 - по месту распространения:

а) локальная - рост цен происходит в границах одной страны;

б) мировая - охватывает группу стран или глобальную экономику;

3 - по темпам повышения цен:

а) ползучая - цены поднимаются постепенно, но неуклонно, при умеренном темпе - примерно на 10% в год;

б) галопирующая - быстрый рост цен - от 20 до 200% в год;

в) гиперинфляция - катастрофический рост цен - 500 - 1000% и более в год. Гиперинфляция вызывает крах денежной системы. Деньги утрачивают свои функции.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

§ Инфляцию спроса

§ Инфляцию издержек

§ Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

§ Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

§ Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

§ Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

§ Неожидаемая

§ Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Измерение:

Наиболее распространенным методом измерения инфляции является индекс потребительских цен(Consumer Price Index, CPI), который рассчитывается по отношению к базовому периоду.

§ Индекс цен производителей (Producer Price Index, PPI) — отражает себестоимость производства без учёта добавочной цены дистрибуции и налогов с продаж. Значение PPI опережает по времени данные CPI.

§ Индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов.

§ Индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют.

§ Дефлятор ВВП (GDP Deflator) — рассчитывается как изменение в цене на группы одинаковых товаров.

§ Паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют.

§ Индекс Пааше — показывает отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.009 с.)