Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок и его основные характеристики. Структура рынка
Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Рынок - это: 1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; 2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; 3. базовый элемент хозяйственного механизма; 4. регулятор функционирования рыночной экономики. Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Предпосылками возникновения рынка являются: 1. общественное разделение труда; 2. частная собственность на средства и продукты производства.
Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: 1. частная собственность; 2. конкуренция; 3. ограниченная роль государства; 4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; 5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование; 6. свободный доступ к рыночной информации; 7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании; 8. наличие твердой, авторитетной валюты; 9. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений; 10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: 1. банковская система; 2. страховая система; 3. информационная система. Роль рынка неоднозначна и противоречива. Позитивные стороны: 1. способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества; 2. способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг; 3. способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства; 4. координирует экономическую деятельность без административного принуждения; 5. содействует свободному экономическому выбору; 6. развивает инициативу и предприимчивость; 7. заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления;
8. оздоровляет экономику; 9. повышает эффективность хозяйственной деятельности; 10. является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве. Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательные стороны: 1. стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения; 2. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию; 3. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе; 4. рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде; 5. рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров"; 6. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных; 7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; 8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана; 9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры; 10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров; 11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции; 12. не гарантирует право на труд; 13. не гарантирует право на доход; Основные элементы рынка Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:
Функции рынка Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.007 с.) |