ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок и его основные характеристики. Структура рынка



Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории.

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок - это:

1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров;

2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений;

3. базовый элемент хозяйственного механизма;

4. регулятор функционирования рыночной экономики.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

Предпосылками возникновения рынка являются:

1. общественное разделение труда;

2. частная собственность на средства и продукты производства.

Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена.

Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию.

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:

1. частная собственность;

2. конкуренция;

3. ограниченная роль государства;

4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;

5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;

6. свободный доступ к рыночной информации;

7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;

8. наличие твердой, авторитетной валюты;

9. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:

  1. рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);
  2. рынок монопольной конкуренции (один продавец);
  3. рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);
  4. рынок олигопсонии (много продавцов и мало покупателей);
  5. рынок двусторонней олигополии (мало продавцов и мало покупателей);
  6. рынок дуополии (два продавца и два покупателя);
  7. рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель);
  8. рынок монополистической конкуренции (много продавцов и много покупателей).

Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются:

1. банковская система;

2. страховая система;

3. информационная система.

Роль рынка неоднозначна и противоречива.

Позитивные стороны:

1. способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества;

2. способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг;

3. способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства;

4. координирует экономическую деятельность без административного принуждения;

5. содействует свободному экономическому выбору;

6. развивает инициативу и предприимчивость;

7. заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления;

8. оздоровляет экономику;

9. повышает эффективность хозяйственной деятельности;

10. является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве.

Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей.

Рынок имеет следующие отрицательные стороны:

1. стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения;

2. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию;

3. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе;

4. рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде;

5. рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров";

6. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных;

7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;

8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана;

9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры;

10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров;

11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции;

12. не гарантирует право на труд;

13. не гарантирует право на доход;

Основные элементы рынка

Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

  1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
  2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
  3. рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
    • коммерческие банки;
    • страховые компании;
    • магазины и все виды других торговых предприятий;
    • ярмарки, аукционы;
    • биржи места, где формируется конкретная цена и другие.

 

Функции рынка

Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.009 с.)