![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок и его основные характеристики. Структура рынка
Рыночная экономика – сложная социально-экономическая система, состоящая из множества структурно организованных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом. Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов отдельных товаров и услуг. Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный "поток" купли-продажи. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Рынок - это: 1. совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; 2. один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; 3. базовый элемент хозяйственного механизма; 4. регулятор функционирования рыночной экономики. Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Предпосылками возникновения рынка являются: 1. общественное разделение труда; 2. частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: 1. частная собственность; 2. конкуренция; 3. ограниченная роль государства; 4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; 5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование; 6. свободный доступ к рыночной информации; 7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании; 8. наличие твердой, авторитетной валюты; 9. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений; 10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения. С позиций ценообразования и характера конкуренции различаются следующие модели рынка:
Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: 1. банковская система; 2. страховая система; 3. информационная система. Роль рынка неоднозначна и противоречива. Позитивные стороны: 1. способствует эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества; 2. способен достаточно быстро устранять дефицит товаров и услуг; 3. способствует разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии производства; 4. координирует экономическую деятельность без административного принуждения; 5. содействует свободному экономическому выбору; 6. развивает инициативу и предприимчивость; 7. заставляет потребителя выбирать самую рациональную с точки зрения общества (при данном уровне доходов) структуру потребления; 8. оздоровляет экономику; 9. повышает эффективность хозяйственной деятельности; 10. является стихийным регулятором воспроизводственного процесса, формируя пропорции в народном хозяйстве. Вместе с тем рынок - не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Рынок имеет следующие отрицательные стороны: 1. стимулирует чрезмерность в личном потреблении населения; 2. рынок не способен ликвидировать безработицу и инфляцию; 3. рынок не может обеспечить социальную защиту в обществе; 4. рынок не способен обеспечить оптимальные структурные сдвиги в производстве в долговременном периоде; 5. рынок не способен быть эффективным в процессе производства "общественных товаров"; 6. рынок не обладает механизмом, который предотвращал бы зарождение социальной несправедливости, расслоение общества на богатых и бедных; 7. не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; 8. не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана; 9. не способен формировать оптимальные макроэкономические параметры; 10. не содержит действенной мотивации в реализации крупных научно-технических программ, фундаментальных исследований, в подготовки научных кадров; 11. вызывает огромные затраты на рекламу, что ведёт к удорожанию продукции; 12. не гарантирует право на труд; 13. не гарантирует право на доход; Основные элементы рынка Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:
Функции рынка Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.205.144 (0.009 с.) |