![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Движение пространство и время. Детерминизм и индетерминизм
Движение– любые изменения, т.е. всякий процессизменения и перехода из одного состояния в другое. Некорректно (слишком узко) понимать движение как механическое, пространственное перемещение объектов (что характерно для обыденного сознания и философии и науки XVII-XVIII вв.). С позиции диалектического материализма, движение – это способ существования материи (Энгельс): материя не может существовать вне движение; нет движения без материи, как нет и материи без движения. ^ Движение и покой. Так же как и материя, движение материи абсолютно, а покой – относителен. Покой выступает как момент движения, при котором сохраняется качественная определенность движущегося бытия. Любой "покоящийся" материальный объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводится определенный тип движения. ^ Формы движения материи. В XIX в. Ф.Энгельс выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. В основу этой классификации Энгельсом были положены три принципа: 1) требование соотнесения форм движения материи с определенными материальными носителями; 2) генетическая взаимосвязь: "высшие" формы движения материи возникают на основе развития "низших"; 3) принцип антиредукционизма: каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, ее законы нельзя сводить к законам предшествующих форм (так в XVII-XVIII вв. была распространена такая форма редукционизма как механицизм – сведение высших форм движения к низшей – механической). ^ Типы движения. Выделяют два основных типа движения: 1) количественные изменения – движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества; 2) качественные изменения – движение, связанное с изменением качественного состояния предмета (развитие, прогресс, регресс). Пространство и время – это особые формы бытия. Можно выделить различные трактовки пространства и времени: объективный идеализм – пространство и время существуют независимо от сознания человека, но являются порождением духовной субстанции (Бога, Разума и т.п.); субъективный идеализм – пространство и время являются свойствами не материального мира, а сознания человека, априорными (доопытными) формами человеческого созерцания (И. Кант); материализм – существуют две концепции пространства и времени: субстанциальная (метафизический материализм) и реляционная (диалектический материализм). Пространство – это философская категория, обозначающая порядок расположения одновременно существующих материальных объектов. Свойствами пространства являются: протяженность (сосуществование тел), однородность (отсутствие в пространстве каких-либо выделенных точек), изотропность (равноправность всех возможных направлений), трехмерность (фиксируется тремя независимыми величинами – координатами). Время – это философская категория, обозначающая длительность существования и последовательность смены состояний материальных объектов. Свойствами времени являются: длительность (постоянное изменение материальных объектов), одномерность (для фиксации времени достаточно одной величины), необратимость (время течет от прошлого через настоящее к будущему), однородность (равноправие всех моментов времени). Детерминизм и индетерминизмФилософское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель. Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.). В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики. Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы. Динамические и статистические закономерностиЧеловеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте. Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности. Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей. Природа и сущность человека Природа и сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Понятие природы человека - предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека - это уникальное в своей противоречивости единство материального и духовного, природного и социального. Однако с помощью этого понятия мы можем лишь увидеть трагическую противоречивость "человеческого, слишком человеческого" бытия. Доминирующее начало в человеке, перспективы человека остаются для нас скрытыми. Природа человека - это та ситуация, в которой находится каждый человек, это его "стартовые условия". Представители философской антропологии склоняется к признанию телесно-духовной природы человека. Человек не может "выпрыгнуть" за пределы своей телесной организации, "забыть" о ней. В понятии природы человека отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения "сущего". |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.005 с.) |