Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период возрождения государственности Беларуси и советский период (1918 - 1991 г.г.)

Поиск

Белорусская Народная Республика, возникшая на развалах Российской империи в 1918 г. и просуществовавшая менее года, не успела сформировать собственного трудового законодательства. Но важным достижением Правительства БНР является провозглашение создания Белорусской Народной Республики, независимости Беларуси, а в области трудового права - установление восьмичасового рабочего дня.

Окончательное формирование и развитие самостоятельной отрасли белорусского трудового права связано с учреждением на рубеже 1918-1919 г.г. и существованием советской Беларуси (ССРБ, ЛитБел, БССР).

КЗоТ РСФСР 1918 г. даже до создания СССР применялся на территории Беларуси, входящей в то время в состав РСФСР на правах автономной области, поэтому кратко охарактеризуем этот первый в мире кодифицированный закон о труде. Как писал об этом кодексе К.М. Варшавский, «основою трудового отношения становится вместо договора, трудовая повинность: распределение рабочей силы производится по предписанию подлежащего государственного органа, обязательного как для нанимающегося, так и для нанимателя; их соглашение принципиально бессильно что-либо изменить»[44]. Государственная власть, назначающая на работу, «может и снять с работы, перевести трудящегося в другое место, в другой город, на другой род работы: он лишь послушное орудие в ее руках...»[45]. Данный кодекс помимо закрепления норм о трудовой повинности регулировал порядок предоставления труда, предварительное испытание, переводы и увольнения трудящихся, включал разделы, посвященные вознаграждению за труд, рабочему времени и охране труда[46].

 

Окончание гражданской войны и смена политики военного коммунизма новой экономической политикой совпали с образованием СССР и принятием нового КЗоТ РСФСР 1922 г., действие которого по ст.V постановления ВЦИК о введении его в действие[47] было официально распространено на территорию Беларуси (а точнее – на восточную ее часть, т.к. западная Беларусь по Рижскому мирному договору 1921 г. до 1939 г. являлась частью Польши). Использование трудовой повинности в ст.11 КЗоТ 1922 г. ограничивалось исключительными случаями и могло вводиться специальными постановлениями СНК. А на определенные категории граждан трудовая повинность вообще перестала распространяться (несовершеннолетние, инвалиды и т.д.). В новом трудовом кодексе содержалось много диспозитивных норм, проводились принципы свободы труда и свободы трудового договора, in favorem.

Историко-сравнительный анализ КЗоТ 1922 г. с КЗоТ 1918 г. говорит о более удачной его структуре и значительном прогрессе в плане полноты (комплексности) правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Так, нормы о трудовом договоре были сгруппированы законодателем в разделе V КЗоТ 1922 г. вместо трех разделов в КЗоТ 1918 г. В КЗоТ 1922 г. были урегулированы коллективные трудовые отношения, а также отношения по разрешению трудовых споров. В кодекс были включены разделы, посвященные гарантиям и компенсациям, времени отдыха, ученическому договору, которые отсутствовали в КЗоТ 1918 г.

 

Начало следующего этапа советского периода развития белорусского трудового законодательства некоторые авторы связывают с 1929 годом[48], когда Постановлением ЦИК и СНК БССР от 27.07.1929 г. КЗоТ 1922 г. был изложен в новой редакции[49]. Поскольку этой реформой в КЗоТ 1922 г. были внесены существенные изменения и именовался законодательный акт уже Кодексом о труде БССР, а не Кодексом законов о труде РСФСР, то с определенной условностью можно считать Кодекс о труде БССР 1929 года первым собственным трудовым кодексом Беларуси.

Хотя в Кодексе о труде БССР 1929 года несколько изменилась нумерация статей и наименование сторон трудового договора (вместо нанимающегося - рабочие и служащие; термин «наниматель» в отдельных статьях заменен словом «администрация»), глобальных (концептуальных) изменений в регулировании трудовых и связанных с ними отношений данной реформой произведено не было.

 

1930-1960-е годы в СССР характеризовались усилением государственного вмешательства в регулирование трудовых отношений, локальное регулирование уступало место централизованному, возродился институт трудовой повинности. Так, отказ специалистов, в частности инженерного состава, от переброски на периферию, производимой в ведомственном порядке, мог влечь применение дисциплинарного и общественного воздействия; отказ же от выполнения распоряжения НКТ о направлении на периферию влек привлечение к уголовной ответственности по ст.112, ч.2 УК[50].

В 1930-х годах усилилось вмешательство государства не только в регулирование собственно трудовых отношений (наемного труда), но и в область труда иных категорий населения, в частности колхозников. Это связано с ускоренным проведением коллективизации на рубеже 1920-1930-х годов[51]. Но крестьяне шли неохотно в колхозы, а впоследствии начался их отток (выход) из колхозов. В связи с этим правительство предприняло шаги по внеэкономическому ограничению свободы колхозников покидать артели. Так, по Инструкции СНК СССР 1933 г. паспортизация на колхозников не распространялась. Это влекло существенное ограничение права членов колхоза на труд. Колхозник не мог по своей инициативе не только перевестись на другое предприятие, но и уволиться по собственному желанию и устроиться на новую работу, поскольку прием на работу без паспорта был запрещен. Как верно отмечает О.М. Вербицкая, сложилась «система внеэкономического прикрепления крестьян к колхозам»[52]. Эта система, напоминающая во многих чертах крепостное право, просуществовала до конца 1950-х годов, когда началась постепенная паспортизация сельского населения.

С началом Второй мировой войны в СССР были приняты некоторые чрезвычайные законы, которые существенно ограничивали конституционные права граждан. Так, были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР «О переводе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» от 26.06.1940 г., «О запрещении самовольного ухода с работы трактористов и комбайнеров, работающих в машинно-тракторных станциях» от 17.07.1940 г., «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных работников с одного предприятия и учреждения в другие» от 19.10.1940 г. и ряд других актов «запретивших под угрозой судебной ответственности самовольный уход с работы, допускавших перевод в обязательном порядке квалифицированных работников с одних предприятий в другие, из одной местности в другую и т.д.»[53]. Другими словами были запрещены переводы и увольнения по инициативе работника[54]. За самовольный уход с работы предусматривалась мера наказания в виде лишения свободы на срок от 2 до 4 месяцев.

Именно к периоду 1930-1940 годов относится появление еще одного проявление принудительного труда и трудовой повинности - временных переводов как разновидностей дисциплинарных взысканий. Как отмечают А.К. Безина и В.И. Никитинский, в 1930-х годах судебная практика стала признавать непредусмотренные законом переводы-взыскания законными, «мотивируя это тем, что перевод является более мягкой мерой взыскания чем увольнение»[55]. Позднее это положение было закреплено и в нормативном акте - в Типовых правилах внутреннего трудового распорядка, утвержденных СНК СССР 18.01.1941 г.[56], а со временем и в КоТ.

Как отмечает Е.М. Акопова, после ХХ съезда КПСС «были восстановлены многие правовые гарантии для рабочих и служащих»[57]. Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене судебной ответственности рабочих и служащих за самовольный уход с предприятий и из учреждений и за прогул без уважительной причины» от 25.04.1956 г.[58] были отменены ограничения в праве работников оставить работу по собственному желанию, обязательные переводы на другую постоянную работу, а также судебная ответственность за прогул. Чрезвычайные законы 1940 года признаны утратившими силу, а осужденные по ним лица были освобождены от отбывания наказания, возбужденные уголовные дела прекращены, а судимость снята.

Но хотя сверхжесткие законоположения сталинского периода и были к концу 1950-х годов отменены, тем не менее, многие проявления принудительного труда продолжали существовать - принудительное распределение выпускников ВУЗов, временные переводы как дисциплинарные взыскания и ряд других. Правовой основой регулирования трудовых отношений в Республике Беларусь до 1970-х годов оставался существенно «подкорректированный» ведомственными актами и внесенными в него изменениями КоТ БССР 1929 года.

 

1970 - 1991 годы. Начало данного этапа развития советского (а вместе с ним российского и белорусского) законодательства о труде связано с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде[59] в 1970 г., вступивших в силу 1 января 1971 г.

Вслед за Основами последовало принятие Верховным Советом БССР 23.06.1972 г. Кодекса законов о труде Белорусской ССР[60], который вступил в силу 1 октября 1972 г. Основы и КЗоТ БССР 1972 г. несомненно внесли определенные новеллы в регулирование трудовых и связанных с ними отношений. Кодификация затронула практически все институты трудового права, анализ которых выходит за рамки настоящей работы. Подчеркнем лишь детальную регламентацию в КЗоТ 1972 г. отношений, входящих в правовые институты «трудовой договор», «охрана труда», а также особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних).

КЗоТ 1972 г., как и ранее действовавшие на Беларуси законы о труде (КЗоТ РСФСР 1918 г., 1922 г., КоТ БССР 1929 г.), распространял свое действие только на отношения найма, т.е. отношения, основанные на трудовом договоре. Соответственно КЗоТом не регулировались отношения между колхозниками и колхозами. Эти отношения входили в предмет колхозного или кооперативного права и должны были регулироваться Примерным уставом колхоза, иным специальным законодательством, уставом колхоза (ст.3 КЗоТ 1972 г.). Только позднее в ст.2 КЗоТ была помещена норма о регулировании трудовых и связанных с ними отношений, основанных на членстве, законодательством о труде. Но одновременно в КЗоТе была предоставлена широкая сфера локального нормотворчества в колхозах. На иное, нередко более жесткое чем в КЗоТ, регулирование трудовой деятельности колхозников ориентировала и ст.25 Закона СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988 г.[61] Только с принятием ТК Беларуси 1999 г. на отношения, основанные на членстве, в том числе в колхозах, было полностью распространено законодательство о труде. По смыслу ч.2 ст.4 ТК Беларуси в учредительных документах и иных локальных нормативных актах данных организаций могут устанавливаться иные правила, если они улучшают положение членов (участников) по сравнению с законодательством о труде.

В 1988 году были внесены существенные изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, а также во все КЗоТ союзных республик, в т.ч. и в КЗоТ БССР. В частности, данной реформой были разграничены три самостоятельные категории: перевод, перемещение и изменение существенных условий труда, что позволило Р.З. Лившицу высказать идею о появлении нового подынститута трудового права – «изменение трудового договора». Измененим были подвернуты и многие другие нормы КЗоТ.

Вскоре после данной законодательной реформы последовал распад СССР, провозглашение независимости Беларуси, новый период развития всей правовой системы, а вместе с ней и трудового законодательства.

 

6. Период независимости Беларуси (с 1991 года)

Данный исторический этап развития белорусского законодательства следует отсчитывать с момента принятия Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете БССР»[62]. Через год данной декларации был придан статус конституционного закона, а 15 марта 1994 г. принята Конституция Республики Беларусь.

Несмотря на приобретенную независимость, следующая значительная реформа трудового законодательства, была осуществлена в Беларуси сразу после аналогичной реформы в России. Так, законом от 15.12.1992 г.[63] были внесены существенные изменения в КЗоТ 1972 г., которым кодекс по существу излагался в новой редакции. Данной реформой были затронуты почти все статьи КЗоТ. Из наиболее значимых изменений можно обозначить следующие:

- уточнены задачи трудового законодательства, среди которых появилась задача развития социального партнерства между работниками и нанимателями;

- сфера действия трудового законодательства распространена с определенными особенностями на трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве в кооперативах, предприятиях и товариществах негосударственных форм собственности;

- профсоюзы лишены государственных функций (таких как принятие норм трудового права, разрешение коллективных трудовых споров);

- расширение индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений, предусмотрены возможность заключения контрактов с отдельными категориями работниками;

- правилом стала полная, а не ограниченная материальная ответственность работников за вред, причиненный нанимателям и другие новеллы[64].

 

Одна их последних вех в развитии белорусского трудового законодательства связана с подготовкой и принятием ныне действующего Трудового кодекса Республики Беларусь 1999 г. Укажем лишь основные моменты, свидетельствующие об учете в ТК Беларуси советских и зарубежных исторических традиций.

Во-первых, сам факт принятия Трудового кодекса взамен прежнего (КЗоТ) свидетельствует об учете советских традиций законотворческого процесса, тогда как в некоторых постсоветских странах (например, в Латвии и Украине) избран путь принятия законов по отдельным институтам трудового права без кодификации законодательства о труде.

Во-вторых, сохранены с некоторыми корректировками многие правовые институты и традиционные подходы к регулированию тех или иных групп правоотношений по трудовому праву (перечневый способ определения оснований увольнения по инициативе нанимателя, свобода увольнения по желанию работника по трудовому договору на неопределенный срок, конкретный перечень дисциплинарный взысканий, отсутствие перечня составов дисциплинарных проступков и т.п.).

В третьих, учтен исторический опыт развития зарубежного трудового права в части закрепления лишь минимальных трудовых гарантий, которые могут расширяться в коллективно-договорном, индивидуально-договорном и локальном порядке; недействительности трудового договора; большей гибкости в регулировании трудовых отношений (например, с руководителями организаций, в организациях с иностранными инвестициями), возмещения морального вреда и по другим позициям. Более детальная характеристика новелл ТК Беларуси 1999 года выходит за рамки настоящей работы.

4 мая 2007 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», который вероятно в скором времени пройдет и второе чтение в Парламенте, поступит не подпись Президенту и станет законом. Данные глобальные изменения в ТК Беларуси сравнимы с реформой КЗоТ 1972 г. в 1992 году, а также с новеллами ТК России 2001 г., внесенными Федеральным законом от 30.06.2006 г. №90-ФЗ. Анализ этих ближайших изменений в ТК Беларуси отчасти проводился в ряде журнальных публикаций[65].

В заключение рассмотрения истории развития трудового законодательства Беларуси можно сделать следующие выводы:

· Правовое регулирование трудовых отношений на территории Беларуси насчитывает столетия (со времен древних белорусских княжеств).

· Огромный импульс развитию трудо-правового регулирования в Беларуси придал переход от правовых обычаев к писанному праву (грамотам, привилеям), а также приобретение белорусскими городами магдебургского права.

· Особую историко-правовую ценность имеют три систематизации законодательства, проведенные в Великом княжестве Литовском в XVI веке, в результате которых были приняты своды законов - Статуты 1529, 1566 и 1588 годов. Причем Статут ВкЛ 1588 года продолжал действовать и применяться на протяжении примерно двух с половиной веков на территории современной Беларуси, Украины, Литвы и западной части России.

· Окончательное формирование и развитие самостоятельной отрасли белорусского трудового права связано с учреждением на рубеже 1918-1919 г.г. и существованием советской Беларуси, в которой первоначально применялись КЗоТ РСФСР 1918 г. и 1922 г., а затем были приняты собственные кодексы: КоТ 1929 г. и КЗоТ 1972 г.

· Приобретение независимости после распада СССР, развитие рыночных отношений и ряд иных факторов обусловили процесс очередной кодификации законодательства о труде, завершившийся принятием ТК Беларуси 1999 года.

· Многие ранее действовавшие на территории Беларуси нормы права (как дореволюционного, так и советского периодов) могут быть учтены и даже восстановлены в процессе дальнейшего реформирования законодательства о труде.

В завершение отметим, что обращение к истории трудового права не только обогатит трудовое законодательство Беларуси и России, но и позволит учесть недостатки, ошибки в правовом регулировании трудовых отношений, избежав их в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.184 (0.011 с.)