ТЕМА 20. Правовое государство и гражданское общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 20. Правовое государство и гражданское общество



Идеи правового государства и гражданского общества в истории политико-пра-вовой мысли. Концепции правового государства в современной науке. Признаки и принципы правового государства. Гарантированность прав и свобод личности. Человек, его права и свободы как высшая ценность в обществе. Взаимная ответственность государства и личности. Понятие и элементы гражданского общества. Условия формирования гражданского общества и правового государства. Взаимодействие правового государства и гражданского общества.

Образовательные технологии

Формами организации учебного процесса являются: одновременная работа со всеми студентами; групповая работа (с частью студентов); индивидуальная работа (с отдельным студентом). В учебном процессе используются разнообразные методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные и практические методы передачи информации); стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (проблемно-теоретические вопросы, дискуссии, «круглые столы», разбор практических казусов и др.); контроля и самоконтроля (индивидуального и общего, устного и письменного опроса, экзамена). Более чем в 20% аудиторных занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий: лекции в форме презентации с использованием мультимедийного оборудования; анализ юридических ситуаций, деловые игры, тестирование. Методическое обеспечение интерактивных форм проведения занятий находится в составе УМК дисциплины на кафедре.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов реализуется в разных видах. Она включает подготовку студентов к семинарским (практическим) занятиям. Для этого студент изучает лекции преподавателя, нормативную, основную, дополнительную литературу, журнальные и газетные публикации, интернет-ресурсы, рекомендованные в разделе8 «Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины», глоссарий. Самостоятельная работа предусматривает также решение во внеучебное время тестовых заданий, приведённых в разделе 7 «Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины».К самостоятельной работе студента относится подготовка к экзамену. Вопросы к экзамену приведены также в разделе 7. Обязательным является подготовка студентом заочного обучения контрольной работы.

 

Самостоятельная работа студентов

Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научно-теоретической литературой, нормативными правовыми актами и иными материалами, необходимыми для углубленного изу­чения дисциплины «Право», а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной (внеаудитор­ной) работы студентов, изучающих Право, являются: во-первых, продолжение изучения теории государства и права в домаш­них условиях по программе, предложенной преподавателем; во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе.

Изучение и изложение информации, полученной в результате анализа научно-теоретической литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как навыков устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

В связи с резким возрастанием объема учебного и научного мате­риала по курсу «Право» при практически неизменном ко­личестве аудиторных часов, предназначенных на его изучение, само­стоятельная (внеаудиторная) работа студентов приобретает в рамках учебного процесса особое дидактическое значение.

Правильная организация самостоятельной (внеаудиторной) рабо­ты студентов дает преподавателю возможность обеспечить углублен­ное изучение тех вопросов программы по дисциплине «Право», на которые не отведены аудиторные часы занятий.

 

Задания для контрольных работ (для студентов заочной формы обучения)

 

Вариант 1.

1. В чем выражается публичность государственной власти?

2. Относится ли к территории Российской Федерации Охотское море?

Вариант 2.

1. Дайте характеристику нетипичным формам правления.

2. Приведите (письменно процитируйте) положения Конституции РФ, подтверждающие следующие элементы в ее государственной форме: президентская республика; ассиметричная национально-территориальная федерация; демократический режим.

Вариант 3.

1. От чего зависит возникновение самостоятельной функции государства?

2. Приведите (письменно процитируйте) положения Конституции РФ, закрепляю-щие правовые основы каждой из внутренних функций государства.

Вариант 4.

1. Чем обусловлена двухпалатная структура Федерального Собрания РФ?

2. Начертите схему «Государственный аппарат в субъекте Российской Федерации (на примере Тюменской области).

Вариант 5.

1. Что означает и в чем проявляется нормативность права?

2. В подтверждение свойства системности права приведите в пример правовые нормы, находящиеся в системной связи друг с другом.

Вариант 6.

1. Возможно ли положительное отклонение от социальной нормы?

2. Приведите по три жизненных примера, иллюстрирующих взаимодействие и противоречие норм права и норм морали.

Вариант 7.

1. Чем перерождение правового сознания отличается от иных видов его деформации?

2. Определите вид правового сознания, носителем которого является доктор философских наук, профессор, работающий в образовательном учреждении высшего профессионального образования и проводящий научные исследования.

Вариант 8.

1. Содержатся ли юридические нормы в руководящих разъяснениях высших судов Российской Федерации?

2. Какое основание утраты юридической силы нормативного правового акта закреплено в федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»?

Вариант 9.

1. Что представляют собой комплексные правовые институты?

2. Найдите и охарактеризуйте в системе публичного права России отрасль, включающую в себя несколько подотраслей.

Вариант 10.

1. Являются ли субъективное право и юридическая обязанность правовыми средствами?

2. Найдите в правовой системе России юридические предписания, сконструированные с использованием рекомендования как способа правового регулирования.

Вариант 11.

1. Почему Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы?

2. Приведите (письменно процитируйте) не менее трех примеров использования законодателем преюдиции как технико-юридического приема.

Вариант 12.

1. Какой элемент не содержит структура регулятивной нормы права и почему?

2. Приведите (письменно процитируйте) примеры охранительных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ и поощрительных норм, содержащихся в Уголовном кодексе РФ.

Вариант 13.

1. Что означает взаимно корреспондирующий характер прав и обязанностей в правоотношении?

2. Сколько юридических фактов предусмотрено гипотезой ст. 163 УК РФ (Вымогательство)?

Вариант 14.

1. Какой формой реализации норм права будет являться правомерное применение сотрудником полиции огнестрельного оружия?

2. Приведите пример акта применения права с выделением в нем вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Вариант 15.

1. Аргументировано определите субъекта аутентичного толкования федерального закона.

2. Приведите примеры юридических норм, нуждающихся в ограничительном толковании.

Вариант 16.

1. Что правонарушение отличается от объективно-противоправного деяния?

2. Определите форму вины кормящей матери, отказавшейся кормить грудного ребенка, которой умер от голода.

Вариант 17.

1. Чем юридическая ответственность отличается от иных мер государственного принуждения?

2. Приведите (письменно процитируйте) примеры не менее трех отраслевых видов юридической ответственности, в отношении которой законодатель установил обстоятельства, освобождающие от нее.

Вариант 18.

1. По каким показателям определяется уровень законности в государстве?

2. Приведите примеры (с цитированием соответствующих статей) не менее пяти отраслей права, в которых принцип законности нашел отражение в кодифицированных нормативных правовых актах?

Вариант 19.

1. Что такое рецепция римского права?

2. К каким правовым семьям относятся правовые системы государств: Новая Зеландия, Чили, Либерия, Мальдивы, Камбоджа?

Вариант 20.

1. Какой из признаков (принципов) правового государства минимально реализован в политико-правовой практике России?

2. Приведите аргументированный пример сформировавшегося правового государства с краткой характеристикой соответствующих признаков.

 

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формами текущего контроля успеваемости являются: опрос, контрольная работа, тестирование, доклады. Тематика докладов содержится в составе учебно-методического комплекса дисциплины на кафедре.

Методические рекомендации по подготовке



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.02 с.)