ТОП 10:

Тема 4. Природа человека и смысл его существования.



Проблема сознания

Занятие 1

1. Проблема сознания. Роль труда, языка и мышления в формировании и развитии сознания. Уровни сознания.

2. Проблема бессознательного. Сознательное и бессознательное.

3. Проблема идеального.

Занятие 2

1. Историко–философские основания социально–философской антропологии.

2. Духовность как основа человека, сфера его сущности, форма человеческого самосознания, самоидентификации.

3. Проблема смысла жизни. Смерть и бессмертие человека.

4. Социальный кругооборот качества (для спец. 340100).

Особое внимание следует уделить сложностям второго вопроса первого занятия. Можно поставить вопрос о причинах существования философско-психологических концепций, оспаривающих реальность бессознательного. Важно также вскрыть значение психоанализа для понимания особенностей современной культуры, технологии манипулирования массовым сознанием, для раскрытия факторов психической готовности к совершению того или иного умственного или физического действия.

Литература

1. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994 (Программа. Обновление гуманитарного образования в России).

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1993.

4. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

5. Феномен человека. Антология. – М., 1993.

6. Это человек. Антология. – М., 1995.

7. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек. Энциклопедический словарь. – М., 1999.

 

Тема 5. Познание, его возможности и границы

Занятие 1

1. Соотношение чувственного и рационального в познании.

2. Объективное и субъективное в познавательном образе.

3. Социокультурная детерминация познавательных процессов.

Занятие 2

1. Истина как гносеологическая проблема.

2. Проблема соотношения абсолютного и относительного в истине. Знание и вера.

3. Идеалы и критерии научности, их использование при оценке достоверности вненаучного и паранаучного знания, политических документов.

При подготовке к данной теме необходимо принять во внимание то, что основной темой теории познания является не столько логика построения самого знания, сколько, условно говоря, «строение» самого познающего субъекта. Теория познания за долгий путь своего развития выяснила, что логика теории зависит от специфики познающего субъекта, от комплекса его ценностных ориентаций (где действует социокультурная детерминация), совокупности присущих ему познавательных способностей и способа их взаимодействия. Процесс и результат познания, а также его условия проистекают из исторического опыта, включающего как теоретико-познавательную, так и предметно-практическую деятельности. Что касается проблемы истины, то необходимо, в первую очередь, уяснить принципиальные различия между классической и неклассическими концепциями истины. Неклассические концепции акцентируют внимание на отсутствии строгих критериев истины, на ее «множественности». Обсуждение вопросов второго занятия данной темы должно быть связано с учетом достоинств и опасностей, исходящих от обоих направлений в современную эпоху, а также с рассмотрением критериев истинности социально-политических программ партий в современной России, выявлением возможностей избирателей использовать эти критерии на выборах.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994.

3. Теория познания: В 4 т. – М., 1991-1995.

4. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. – М., 1994.

5. Разум и экзистенция. – Спб., 1999.

6. Заблуждающийся разум? Анализ вненаучных форм знания. – М., 1990.

7. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

8. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы. – М., 1991.

9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. –М., 2000.

10. Торчилин В.П. Там, где кончается наука. – М., 1991.

11. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М., 2001.

 

Тема 6. Общественная жизнь людей.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.228.109 (0.005 с.)