ТОП 10:

Понятие и характеристика заработной платы. Структура заработной платы.



Зарплата– эл-т трудового отн-ия и обяз-ое условие любого ТД, выр-щееся в сов-сти прав и обяз-стей по поводу оплаты труда.

Зарплата – вознаграждение за труд в зав-сти от квалификации раб-ка, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Зарплата включает и выплаты компенсационного и стимулирующего ха-ра. Признаки:

-это вознаграждение за труд

- размер и условия вознаграждения устанавливаются либо соглашением сторон, либо в централизованном порядке

- права и обяз-сти сторон по повод у зарплаты вытекают из ТД.

Зарплату по ТП слудует отличать от вознаграждения по гр.-пр. договорам: - зарплата это оплата за выполняемую раб-ком функцию; - размер определяется в соответствии с личным трудовым вкладом и качеством работы; - устанавливается по заранее определенным нормам и расценкам, но не ниже 1-го МРОТ; - это оплата, носящая гарантированный характер.

Структура: Зарплата делится на 2 части : - основная (тарифная)

- дополнительная (надтарифная).

В состав основной части зарплаты включаются : тарифная ставка (оклад), надбавки, доплаты, районный коэффициент

В состав дополнительной части зарплаты включаются: -премии, предусмотренные системой оплаты труда, - вознаграждение по итогам работы за год, - за выслугу лет, - другие выплаты

Критерии деления зарплаты:

Основная: опр-ся постоянными факторами как сложность труда, условия труда, квалиф-ция раб-ка. Выплачивается из дохода орг-ции, не зависит от эк. рез-тов д-ти. Раб-к не несет риска за рез-ты. Миним.размеры тариф. ставки или должностного оклада устанавливаются в централ. порядке и являются госгарантией

Дополнительная: опр-ся отношением раб-ка к труду, дисциплина, качество, производительность. Выплачивается из прибыли, т.к. связана с результатами совместной трудовой деятельности всех раб-ков. Регулируется на локальном уровне (размеры, состав, виды выплат).

 

Методы регулирования ЗП

- гос-ый (централизованный): федеральный уровень и уровень субъекта РФ

-договорный: соглашения(генеральные, отраслевые, тарифные), коллективно-договорный (локально-правовой), ндивидуально-договорный.

Гос-ый способ: установление на фед/уровне: величины МРОТ. минимальных размеров оплаты при отклонении от нормаольных условий труда, районного регулирования оплаты труда, размеров оплаты труда работников бюджетной сферы на основе диной тарифной сетки и установленнй величины минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы, единого порядка исчисления среднего заработка, мер по защите ЗП- в ограничении перечня оснований и размеров удержаний из ЗП по распоряжению работодателя, а также в установлении сроков выплаты ЗП и очередности, ответственность р-ля за задержку выплаты ЗП

На уровне субъекта РФ: установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленными федеральными законами, приводящих к увеличению бюджетных расходов или снижению бюджетных доходов, к-рые обеспечиваются за счет бюджета соответствующего субъекта + ОГВ субъектов принимают законы и иные НПА, содержащие норму трудового права, по вопросам не отнесенным к полномочиям федеральных ОГВ + по вопросам не урегулированным на фед/уровне. В случае принятия ФЗ или иного НПА РФ по этим вопросам, НПА субъекта приводится в соответствие с ФЗ федерального уровня. В случае, если НПА субъекта противоречит ТК или иным ФЗ, либо снижает уровень прав и гарантии работникам, установленный ТК либо ФЗ применяется ТК или ФЗ. На уровне субъекта РФ вопросы оплаты труда могут регулироваться 2-мя способами:

- принятие органом госвласти соответствующих НПА

- через систему социального партнерства, т.е. в договорном порядке.

Договорный способ: осуществляется посредством согласования взаимных интересов сторон договора или соглашения по вопросам оплаты труда, осуществляется на следующих уровнях: федеральном (генерального соглашения, отраслевых и тарифных соглашений), на уровне субъекта (заключения регионального, отраслевого, тарифного, территориального соглашений), на локальном (КД, индивидуального дог-го регулирования). Роль коллективно-договорного акта дополняют, конкретизируют федеральные нормы + Защитная роль КД и соглашений проявляется в повышении гарантий трудовых прав работников, установлении повышенных трудовых стандартов(доплата за совмещение профессий).

 

Стимулирующие выплаты.

Раб-ль имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа раб-ков. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.

Система премирования организации может сочетать несколько видов премий: Ежемесячные, Ежеквартальные, Годовые.

По каждому виду премий разрабатывается положение о премировании в которых указывается: категория раб-ков, за что дается, условия выплаты.

Если раб-к выполнил условия премирования, но не выплатили, то имеет право обратиться в орган по рассмотрению трудового спора с иском о выплате.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.254.115 (0.009 с.)