Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность рентабельности. Виды рентабельности и основные направления повышения её уровня на предприятии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Одним из важнейших показателей эффективности работы предприятия является рентабельность. Предприятие, осуществляющее производственно-хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в наибольшей массе прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств. Эффективность характеризуется размером прибыли, получаемой предприятием на I рубль капитала, на 1 рубль оборота (реализованной продукции) и на 1 рубль инвестиций. Эти показатели получили название рентабельности и могут выражаться как в абсолютных, так и в относительных величинах. Расчет показателя рентабельности осуществляется по следующим формулам: Ра=Пр/Аi; Ро=(Пр/Аi)×100. где Ра - рентабельность выраженная в абсолютных значениях; коп./руб.; Ро - рентабельность выраженная в относительных значениях; %; Пр - прибыль предприятия, руб.; Аi - количество средств (i -го вида); i - вид вложенных средств (капитал, текущие затраты и др.) Рентабельность капитала характеризуется величиной прибыли, получаемой предприятием на 1 рубль вложенного капитала (сумма среднегодовой стоимости капитальных фондов и среднего остатка оборотных средств). Расчет рентабельности капитала производится по формулам: Ра=Пр/(КФ+ОС); Ро=(Пр/(КФ+ОС)) ×100 где КФ - среднегодовая стоимость основных капитальных фондов, руб.; ОС - средний остаток оборотных средств, руб. Различают следующие виды рентабельности: 1. Рентабельность производства. Под рентабельностью производства понимается отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости капитальных фондов инормируемых оборотных средств. Расчет производится по формуле Ра=Пр/(КФ+ОСн); Ра=(Пр/(КФ+ОСн)) ×100 где ОСн - средний остаток нормируемых оборотных средств, руб. 2. Рентабельность номинального собственного капитала, который характеризуется размером уставного фонда предприятия (акционерный капитал): Ра=Пр/УФ; Ра=(Пр/УФ) ×100 где УФ - номинальный собственный капитал (уставной фонд), руб. 3. Рентабельность собственного капитала по балансу. Собственный капитал по балансу представляет сумму номинального собственного капитала, резервных фондов и переноса прибылей за вычетом переноса убытков. Рентабельность собственного капитала по балансу определяется по формулам: Ра=Пр/СК; Ра=(Пр/СК) ×100 где СК - собственный капитал по балансу, руб. Пути повышения прибыли и рентабельности Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения. Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Концентрация производства. Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: • увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия); • увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия); • развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты); • развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия. Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем: • увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне; • применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; • одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного; • развития комбинирования взаимосвязанных производств. С экономической точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования. Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию. Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства. Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия. Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться. Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды. На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.006 с.) |