Вопрос № 1. Предмет и метод ЭТ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 1. Предмет и метод ЭТ.



Вопрос № 1. Предмет и метод ЭТ.

Эк-а - это любая деятел-сть людей, связанная с обеспечением матер-ых усл-ий их жизни.

Предм-ом ЭТ -яв-ся экон-ие отнош-я между людьми, закономерности их разв-я, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора способов оптимального использ-ия огранич-енных ресурсов с целью макс-го удовлетворения растущих потребн-ей индивидов и общ-а.

Понятие «метод» -это путь позн-я сис-мы эконом-их отнош-ий в их взаимод-ии с разви-ем производ-ых сил, путь мысленного воспроизв-ия. Исследуя хозяйств-ые процессы, экон-ая т-я применяет ряд общенаучных методов познания. Важней-ми яв-ся след-ие 9 методов:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исслед-ие отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исслед-ие от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, кот-е взаимодейст-ют и оказ-ют влияние на эффективность всей сис-ы в целом.

4. Метод матем-ого моделирования -предполагает построение графич-их, формализован ых моделей, кот-е в упрощенном виде характ-ют отдельные эк-ие яв-я или проц-сы.

5. М-д научной абстракции -позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами эк-и и концентрировать вним-е на рассмотрении неск-их субъектов.

6. Наблюдение и сбор фактов - наблюдение (т.е. преднамеренное, целенапр-ое восприятие эк-их яв-ий, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действител-ти. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы произв-ва, торговли и прибылей предпр-ия.

7. Эксперимент предпол-ет провед-е искусств-го науч-го опыта, когда изуч-ый объект ста-вится в спец-но созданные и контролир-ые усл-я. Н-р, чтобы проверить эффект-ость новой сис-ы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках гр-пы работн-ов.

8. Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

9. Графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую) – имеет весьма широкое применение в экономических науках. Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей.

Вопрос № 9. Рыночный спрос и его факторы. Рыночное предложение и его факторы. Рыночное равновесие и равновесная цена.

Рыночный спрос.

Спрос — это платежеспособная потребность в каком-либо товаре или услуге.

Величина спроса — это количество товаров и услуг, которое покупатели готовы приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Виды спроса:

§ Индивидуальный спрос

§ Рыночный спрос

§ Спрос на факторы производства (Спрос производства)

§ Потребительский спрос

Изменение спроса может происходить под влиянием разнообразных неценовых факторов, основными из которых являются:
1) изменение вкусов и предпочтений потребителей (кот-ое происходит под вли-ем рекламы, моды, сезонности и др. факторов). В данном случае изменяется оценка степени полезности товара в глазах потенц-ого потреб-ля и (или) измен-ся его представление о том, какое кол-во данного товара яв-ся для него благом.
2) измен-ие реальных доходов населения. При этом напрвл-ие сдвига графика зависит от того, яв-ся ли данный товар «нормальным» (высокока-ч-ым) либо «худшим» (низкок-ым). Если «норм-ый», то с ростом дохода потребит-ей спрос на него увелич-ся и график спроса сдвигается вправо. Соответственно в случае «худшего» товара при росте доходов потреб-ей спрос на него сокращ-ся, так как потреби-тель уже может позволить себе более качеств-ые, а значит, и дорогие тов-ы, в резуль-те чего график спроса на такой товар сдвигается влево.
3) измен-е числа потреб-ей тов-ра. В данном случае на ситуацию могут влиять демографич-ие, миграционые фак-ры, а также выход на новые сегменты рынка, кот-ые ранее в силу опред-ых причин были недоступны. Т.е. при прочих равных усл-ях рост числа потребит-ей приводит к сдвигу графика спроса вправо.
4) изм-ие ожиданий потреб-ей. Данная группа факт-ов может оказать существ-ое влияние на рыночную ситуацию, что особенно ярко проявляется на фондовых и валютных рынках, где изменение ожиданий потенциальных покупателей способно ощутимо повлиять на рыночную конъюнктуру;
5) изменение цен на сопряженные товары. При этом сопряженные товары делятся на субституты (взаимозаменяемые) и комплементарные (взаимодо-полняемые). В микроэк-ке полными субститутами счит-ся такие товары, кот-ые имеют одно и то же функцион-ое назнач-ие и при этом обеспеч-ют потребителю одинаковую полезность в расчете на единицу затрат. Комплементарными же товарами явл-ся такие, кот-ые при использ-ии их по отдельности либо вообще не способны обеспечить извлечение полезности, либо простая алгебраич-ая сумма их индивид-ых полезностей существенно меньше той полезности, кот-ую обеспеч-ает потреб-лю их совместное использ-ие (наблюд-ся эффект синергии). Измен-ие цены товара-субститута и измен-ие спроса на данный товар происход-ят в одном направ-ии, а комплементарного товара – в противопол-ых напр-ях.

Вопрос № 11. Выбор потребителя. Бюджетное ограничение потребителя.

Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.

Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.

Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производстве-нных возможностей. По аналогии её можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то кол-ва другого блага, т. к. его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определённого кол-ва другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя..

В основе потребительского выбора покупателя лежат его предпочтения. При этом предполагается, что этот выбор представляет собой лучшую комбинацию благ (или потреб-ий набор) из всех возможных комбинаций. Лучшую в том смысле, что этот потребител-ий набор приносит покупателю наибольшую полезность.

Правило максимизации полезности: Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей благ к их ценам является одинаковым для всех благ. MU:P=MU:P

Потреб-ль максими-ет полез-ть набора благ при данном бюдж-ом огранич-ии, если отнош-ие предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ. MU:MU=P:P

Вопрос № 14. Виды прибыли.

Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль.

Под эк-ой прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.

В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

В настоящее время в бух-ом учете выд-ют 5 видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятел-ти, чистая прибыль (нераспределённая пр-ль (убыток) отчётного периода).

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.Валовую прибыль рассчитывают по формуле

где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.

Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

где Ру – расходы на управление;Рк– коммерческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).

К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).

 

Взаимосвязь показателей прибыли

 

Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):

где Н – сумма налогов.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (рис. 20):

где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы,возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйств-ой деятел-ти (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Вопрос № 1. Предмет и метод ЭТ.

Эк-а - это любая деятел-сть людей, связанная с обеспечением матер-ых усл-ий их жизни.

Предм-ом ЭТ -яв-ся экон-ие отнош-я между людьми, закономерности их разв-я, поведение хозяйствующих субъектов в процессе выбора способов оптимального использ-ия огранич-енных ресурсов с целью макс-го удовлетворения растущих потребн-ей индивидов и общ-а.

Понятие «метод» -это путь позн-я сис-мы эконом-их отнош-ий в их взаимод-ии с разви-ем производ-ых сил, путь мысленного воспроизв-ия. Исследуя хозяйств-ые процессы, экон-ая т-я применяет ряд общенаучных методов познания. Важней-ми яв-ся след-ие 9 методов:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исслед-ие отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исслед-ие от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, кот-е взаимодейст-ют и оказ-ют влияние на эффективность всей сис-ы в целом.

4. Метод матем-ого моделирования -предполагает построение графич-их, формализован ых моделей, кот-е в упрощенном виде характ-ют отдельные эк-ие яв-я или проц-сы.

5. М-д научной абстракции -позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами эк-и и концентрировать вним-е на рассмотрении неск-их субъектов.

6. Наблюдение и сбор фактов - наблюдение (т.е. преднамеренное, целенапр-ое восприятие эк-их яв-ий, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действител-ти. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объемы произв-ва, торговли и прибылей предпр-ия.

7. Эксперимент предпол-ет провед-е искусств-го науч-го опыта, когда изуч-ый объект ста-вится в спец-но созданные и контролир-ые усл-я. Н-р, чтобы проверить эффект-ость новой сис-ы оплаты труда, проводят ее пробные испытания в рамках гр-пы работн-ов.

8. Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах - это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) - подход логический.

9. Графический метод (от греч. grapho - пишу, черчу, рисую) – имеет весьма широкое применение в экономических науках. Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга, отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.026 с.)