Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования, млн.т



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования, млн.т



 

Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения, как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и более раз. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы. Наименее развитую – Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное сибирское направление «восток – запад» и обратно; оно включает железнодорожные, трубопроводные пути и водные с использование рек Камы и Волги;

2. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север – юг» с выходом на Украину, Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями;

3. Меридиональное Волго-Кавказское магистральное направление «север-юг» по р. Волге, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом. По этим главным магистральным направлениям идут основные грузопотоки страны, и тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными. Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны, в целом и отдельных ее районов транспортная «система нуждается в постоянном совершенствовании, как в области рационализации размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации нацелено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции.

Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства, железной руды – 35-40%; каменного угля – 15-20%; металла – 10-15%; круглого леса – 35-40%, продукция сельского хозяйства – 20-25%. Транспортную отрасль экономисты марксистской школы относим к «четвертой сфере материального производства», так доля транспорта в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны составляет 5-7%, а в производственных фондах около 20%.

На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения России.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастет. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Транспорт является основой формирования внутреннего рынка и таким образом обеспечивает развитие нормальной рыночной экономики. Стимулируя мобильность населения, и выравнивая издержки производства, развитие эффективной транспортной системы катализирует процесс создания новых рабочих мест и, следовательно, выступает ключевым элементом борьбы с бедностью.

Транспортная инфраструктура в условиях экономической глобализации становится важным фактором международной конкурентоспособности Мирового экономического форума, неизменно ставят транспортную инфраструктуру в число важнейших факторов экономического роста.

Разные виды транспорта решают эти проблемы по0разному. Так, трубопроводный транспорт, (особенно нефтепроводы) непосредственно оказывают влияние на экономический рост через экспортную составляющую, однако не решают проблемы повышения качества жизни, борьбы с бедностью и роста конкурентоспособности. Воздушный транспорт и портовое хозяйство занимают промежуточное положение. Дорожная сеть и, прежде всего, автомобильные дороги, одновременно способны выступать фактором повышения качества жизни, борьбы с бедностью, экономического роста и повышения конкурентоспособности.

Три основополагающих и приоритетных принципа транспортной стратегии России.

Первый - это формирование транспортного баланса страны, рациональное использование имеющихся транспортных ресурсов с последующей гармонизацией развития и использования всех видов транспортных услуг.

Второй - выработка качества транспортных услуг, понимая под качеством интегральную характеристику, включающую в себя весь спектр параметров экономических, экологических, информационных и параметров безопасности.

Третий - разработка критериев, обеспечивающих снижение нагрузки на окружающую среду от транспортной деятельности.

Вусловиях экономического роста транспорт рассматривается не только как отрасль, перевозящая грузы и людей, а, в первую очередь как межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Его устойчивое развитие является гарантией единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности, обеспечения целостности и национальной безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.

Уровень развития транспорта в стране в значительной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Непосредственно с транспортом связана работа многих отраслей экономики. Транспорт призван существенно влиять на экономический рост, повышая производительность труда и сокращая время доставки грузов. Не будет преувеличением сказать, что для России сегодня транспорт - это ключ к разумному использованию национальных богатств, к эффективной интеграции с мировой экономической системой.

Роль транспорта в повышении конкурентоспособности российской экономики очевидна. Без устойчивой работы транспортной системы и, в первую очередь, без опережающего развития транспортной инфраструктуры, новых эффективных схем доставки товаров невозможно достичь гарантированной доступности транспортных услуг для всех потребителей и снижения риска хозяйственной деятельности.

Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна, что объясняется большим экспортным потенциалом нефте - и газодобывающей отрасли. Грузооборот трубопроводного транспорта в России превышает аналогичный показатель США более чем в 2 раза.

Несмотря на имеющиеся проблемы в развитии отдельных видов транспорта, выгодное геополитическое положение позволяет Российской Федерации претендовать на одно из ведущих мест в транспортной инфраструктуре мира, играть важную роль в мировой экономической системе и на международной политической арене в качестве транспортного моста между Европой, Азией и Америкой (по направлениям Запад - Восток, Север - Юг).

 

 

Основы транспортного права



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.007 с.)