Показатели уровня экономического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели уровня экономического развития



Разнообразие исторических и географических условий существования и развития различных стран, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми они располагают, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются, прежде всего, следующие:

• общий объем реального ВВП;

• ВВП/ВНП на душу населения;

• отраслевая структура экономики;

• производство основных видов продукции на душу населения;

• уровень и качество жизни населения;

• показатели экономической эффективности.

Если объем реального ВВП характеризует главным образом экономический потенциал страны, то производство ВВП/ВНП на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития.

2.Ссудный капитал. Формы кредита.

Ссудный капитал — совокупность денежных капиталов, предоставляемых во временное пользование на условиях возвратности и за определённую плату в виде процента. Формой движения ссудного капитала является кредит[1][2].

Источниками формирования ссудного капитала являются[3]:

· внеоборотная часть промышленного и торгового капитала

· свободные денежные средства населения и хозяйствующих субъектов

· денежные накопления государства

Ссудный капитал как экономическая категория начал формироваться в условиях капитализма. По капиталистическим представлениям высвобожденный капитал должен обращаться и приносить прибыль своему собственнику. Обмен между собственниками капитала (кредиторами) и его потребителями (заёмщиками) происходит на рынке ссудного капитала. На данном рынке встречаются собственники свободного капитала и бизнесмены, желающие пустить полученный капитал в оборот для получения прибыли[4][2].

Движение ссудного капитала совершается по следующей формуле:

Д — Д'

Сначала при предоставлении ссуды деньги от кредитора переходят к заёмщику, затем при погашении ссуды они переходят от заёмщика к кредитору с уплатой ссудного процента. Источником прибыли и процента как её части является прибавочная стоимость[4].

Важнейшие особенности ссудного капитала и ссудного процента

1. Ссудный капитал-это капитал-собственность в противоположность капиталу-функции. Ссудный капитал не вкладывается его собственником в какое-либо предприятие, но передается во временное пользование промышленному или торговому капиталисту. При этом собственность на капитал отделяется от его функционирования: функционирующий капитал проделывает свой кругооборот в предприятии заемщика, а как капитал-собственность та же сумма стоимости принадлежит ссудному капиталисту.

2. Ссудный капитал – это капитал как товар. В буржуазном обществе сам капитал внешне выступает в качестве своеобразного товара, который ссудные капиталисты «продают» промышленным и торговым капиталистам. Использование отданного в ссуду денежного капитала выражается в том, что предприниматель-заемщик покупает на него средства производства и рабочую силу и в результате эксплуатации наемных рабочих присваивает прибавочную стоимость в форме прибыли. Таким образом, потребительная стоимость капитала как товара отличается от потребительной стоимости обычных товаров и заключается в его способности приносить прибыль на основе эксплуатации наемного труда.

Но только в условиях капиталистического способа производства деньги превращаются в капитал, так как становятся орудием эксплуатации наемных рабочих, выжимания прибавочной стоимости. Это придает деньгам как капиталу добавочную потребительскую стоимость – способность приносить прибыль, не свойственную им в простом товарном хозяйстве.

3. Ссудный капитал имеет особую форму движения. В отличие от кругооборота промышленного капитала Д-Т … П … Т'-Д' и кругооборота торгового капитала Д-Т-Д' движение ссудного капитала сводится к формуле Д-Д'.

4. Ссудный капитал имеет специфическую форму отчуждения. Отчуждение обычных товаров осуществляется в форме купли-продажи; отчуждение же капитала как товара происходит в форме ссуды. При купле-продаже товар переходит от продавца к покупателю и одновременно эквивалентная товару сумма денег переходит от покупателя к продавцу. Ссуда отличается от купли-продажи односторонним перемещением стоимости: капитал сначала переходит только от кредитора к заемщику, возврат же его с процентами происходит лишь по истечении определенного времени.

5. Ссудный капитал – самая паразитическая форма капитала, наиболее резко выражающая антагонизм между капиталом и трудом. Ссудный капиталист не только сам не участвует в процессе материального производства, но даже и не ведет никакого предприятия. Ссудные капиталисты, или рантье, - это чистейшие паразиты, люди, профессией которых является праздность.

6. Ссудный капитал – наиболее фетишистская форма капитала. В промышленном капитале фетишизм выражается в том, что способность порождать прибыль представляется присущей всему капиталу, функционирующему в производстве, в частности самим средствам производства. Но здесь, по крайней мере, речь идет о вещах, участвующих в процессе производства. Фетишистский же характер ссудного капитала состоит в том, что способность давать прирост (процент) представляется присущей деньгам как таковым, т.е. вещи, не принимающей участия в процессе производства. Движение ссудного капитала создает видимость, что деньги обладают чудесной способностью к самовозрастанию совершенно независимо как от процесса производства, так и от процесса товарного обращения: деньги порождают деньги.

Креди́т (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) или кредитные отношения — общественные отношения, возникающие междусубъектами экономических отношений по поводу движения стоимости[1]. Кредитные отношения могут выражаться в разных формах кредита (коммерческий кредит, банковский кредит и др.), займе, лизинге, факторинге и т. д.

Другие определения кредита[1]:

· взаимоотношения между кредитором и заёмщиком;

· возвратное движение стоимости;

· движение платежных средств на началах возвратности;

· движение ссуженной стоимости;

· движение ссудного капитала;

· размещение и использование ресурсов на началах возвратности;

· предоставление настоящих денег взамен будущих денег и др.

Согласно определению Милля кредит «есть разрешение одному лицу пользоваться капиталом другого лица»

Формы кредита

1. Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Часто оформляется векселем. Цель такого кредита – ускорить реализацию товаров и получение прибыли.

2. Банковский кредит – кредит, предоставляемый банками и др. кредитными организациями заемщикам в виде денежных ссуд. Сфера его использования шире, чем коммерческого.

3. Потребительский кредит – кредит, предоставляемый физическим лицам. Выступает в форме потребительского коммерческого кредита (продажа товаров в рассрочку) и потребительского банковского кредита (ссуды на потребительские нужды).

4. Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступает государство.

5. Международный кредит – движение ссудного капитала м/у странами.

3. Гарантированный кредит - это кредит предоставляемый под обеспечение, проще говоря под залог.
4. Краткосрочный кредит - это кредит предоставляемый, как правило, сроком до 1 года.
5. Долгосрочный кредит - кредит предоставляемый сроком более 1 года.

 

Билет № 21.

1.Виды и группы налогов. Основные налоги.

Налоги бывают прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. В этом случае носитель и плательщик налога совпадают. К прямым налогам относятся: подоходный налог с граждан, единый социальный налог с граждан, налог на прибыль предприятий, налог на социальное страхование, и на фонд зарплаты, и рабочую силу, налоги на собственность, налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок в цене товарами услуг. При этом носитель и плательщик налога не совпадает. К таки налогам относятся: НДС, акцизы, налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая — на косвенные.

Основные налоги.

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика. Высшие ставки подоходного налога в развитых странах колеблются от 30 до 70%. Самый высокий уровень подоходного налога — в Швеции. В России минимальная ставка этого налога составляет 12%, максимальную предполагается повысить до 45%.

 

В последние десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога в мире. Тем не менее в развитых странах физические лица расходуют весьма существенную часть своего дохода на выплату этого налога. Подоходный налог с физических лиц в этих странах, в отличие от России, является главной составляющей бюджетных доходов.

 

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

 

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах — до 35%.

 

Налогообложение той части прибыли, которая подлежит распределению между акционерами (пайщиками) в виде дивидендов, в разных странах осуществляется по-разному. Полученные дивиденды подпадают под действие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом: вначале корпоративным налогом как часть прибыли, а затем подоходным налогом с физических лиц как распределяемая прибыль, которая превращается с точки зрения налогообложения в доход акционеров.

В результате возникает так называемое двойное налогообложение. Оно имеет место и в других случаях.

 

В зависимости от подхода к двойному налогообложению распределяемой прибыли национальные системы взимания налога на прибыль предприятий можно сгруппировать следующим образом:

 

• классическая система, при которой распределяемая часть прибыли облагается вначале налогом на прибыль предприятий, а затем личным подоходным налогом (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, США, Швеция, Швейцария, а также Россия);

 

• система снижения налогообложения на уровне компании, при которой распределяемая прибыль либо облагается по более низкой ставке корпоративного налога (Австрия, Германия, Япония), либо частично освобождается от налогообложения (Испания, Финляндия);

 

• система снижения налогообложения на уровне акционеров, при которой либо акционеры частично освобождаются от уплаты подоходного налога на получаемые ими дивиденды независимо от того, удержан или не удержан корпоративный налог с распределяемой прибыли (Австрия, Дания, Канада, Япония); либо налог, уплаченный компанией с распределяемой прибыли, частично засчитывается при налогообложении акционеров (Великобритания, Ирландия, Франция);

 

• система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы (Греция, Норвегия) или акционеров (Австралия, Италия, Финляндия).

 

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

 

 

4. Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

 

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.

 

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога

2.Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Известия», по физиологическим пьете «Нескафе». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Спикере» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Колгейт» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Спикерс» или «Колгейт», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать(или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому: сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания (в качестве примеров можно назвать сеть ресторанов, станций технического обслуживания, сферу банковских услуг, в производящих отраслях — это производства одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров).

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства олигополии

· Доминирование на рынке небольшого количества продавцов- олигополистов

· Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

· Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

· Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора

· Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

· Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

· В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

 

Билет № 22

1. Средства государственного регулирования экономики

В условиях развитой рыночной экономики государство для реализации отмеченных выше и других целей использует целый набор средств как экономического, так и неэкономического характера. К ним относятся следующие инструменты (термины «средство» и «инструмент» в экономической теории и практике равнозначны и далее используются как синонимы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.045 с.)