Понятие и функции профсоюзов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции профсоюзов



Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку (общероссийские объединения профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения в соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности. Первичная профсоюзная организация действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом.

Деятельность профсоюзов независима (т. е. неподотчетна и неподконтрольна) от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений, политических партий и других общественных объединений. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность, т. е. регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах).

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта федерации по заявлению генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций. Функции профсоюзов – это направления их деятельности.

Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция – защитная. Защитная функция профсоюзов заключается в осуществлении деятельности по предупреждению нарушений и восстановлению нарушенных прав и законных интересов работников в сфере труда, а также по привлечению к ответственности их нарушителей.

Вторая функция профсоюзов – представительская. Функция представительства работников прямо закреплена в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединяет эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Основные права профсоюзов

Для эффективного осуществления функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий:

– в нормотворчестве;

– правоприменении;

– контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Основные права и обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона о профсоюзах, в соответствии с которой профсоюзы имеют право:

– вносить предложения и высказывать свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников;

– участвовать в разработке государственных программ занятости; они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника – члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона о профсоюзах);

– вести коллективные переговоры и заключать от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществлять контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;

– участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия;

– участвовать в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13–15 Закона о профсоюзах);

– получать бесплатно и беспрепятственно от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам;

– осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде и создавать для этой цели собственные инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;

3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

7) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;

11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

12) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

13) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы через уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

Профсоюзы могут осуществлять защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Полномочия профсоюзов носят различный характер:

– одни полномочия носят рекомендательный характер, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов заключается в обязательном учете мнения профсоюзов о содержании проекта НПА (соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно);

– другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами;

– третьи полномочия имеют самостоятельный характер, когда профсоюзы принимают решения о проведении забастовок.

Гарантии прав профсоюзов

Закон о профсоюзах и ТК РФ установили систему гарантий прав профсоюзов, т. е. систему условий, необходимых для обеспечения реализации полномочий профсоюзов.

В систему таких юридических гарантий входят следующие гарантии.

1. Имущественные гарантии деятельности профсоюзов заключаются в признании, неприкосновенности и защите права собственности профсоюзов. В законодательстве указанные гарантии сформулированы в основном как права профсоюзов: право собственности на имущество и денежные средства, необходимые для выполнения уставных задач; право владения и пользования имуществом, переданным профсоюзам в хозяйственное ведение (управление); право юридического лица.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, оздоровительные учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, различные иные организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Финансовый контроль за средствами профсоюзов со стороны органов исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается, а имущество профсоюзов может быть отчуждено только по решению суда.

2. Личные гарантии деятельности профсоюзов заключаются в специальной охране права на труд работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов.

Работники, входящие в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, а также руководители выборных профсоюзных коллегиальных органов организации могут быть уволены по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ только с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

В случае необходимости участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (ст. 375 ТК РФ). При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации предприятия ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

3. Обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа заключается в том, что работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.

Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором (ст. 377 ТК РФ).

При этом хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляется организацией, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.

4. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов призвана осуществлять прокуратура, поскольку на нее возложены функции государственного надзора за законностью. Общественный контроль за соблюдением прав профсоюзов осуществляют сами профсоюзы (их органы) и находящаяся в их ведении правовая инспекция труда.

5. Юридическая ответственность, т. е. предусмотренная законом обязанность нести наказание за нарушение прав профсоюзов, также является важным условием обеспечения прав профсоюзов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.210.237.223 (0.03 с.)