Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов



ЭКОНОМИКА ТРУДА

Программа курса

 

Направление подготовки 080100.62 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятий и предпринимательская деятельность

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

 

 

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 331(075.8)

ББК 65.24я7

Э40

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности (протокол № 2 от 08 сентября 2011 г.)

Составители: канд. экон. наук, доц. каф. ЭПиПД Л.Н.Шелофаст

канд. экон. наук, ст. преп. каф. ЭПиПД О.Б. Ергодоева

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. А.Ф. Шуплецов

09 сентября 2011 г.

Декан ФЭПиУБ д-р экон. наук, проф. Т.В. Огородникова

15 сентября 2011 г.

 

 

Экономика труда: программа курса для студентов направления 080100.62 Экономика / сост. Л.Н. Шелофаст, О.Б. Ергодоева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 31 с.

 

Программа курса составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 080100.62 Экономика, профиль «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность», утвержденного 21 декабря 2009 г.

 

Содержит компетентностную карту, структуру и содержание дисциплины, образцы тестовых и контрольных заданий текущего и итогового контроля знаний, методические указания по организации самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Предназначена для студентов очной формы обучения.

 

©Издательство БГУЭП, 2011


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Экономики труда» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области управления человеческими ресурсами, рационального использования трудового потенциала, формирования и регулирования социально – трудовых отношений с учетом реальных процессов, происходящих в рыночных условиях хозяйствования и международных стандартов качества трудовой жизни.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла Б3. Б12. Экономики труда является основной дисциплиной, которая предназначена для подготовки студентов к профессиональной деятельности. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Социология и Право.

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: Микроэкономика, Математический анализ, Информационные технологии.

Изучение дисциплины Экономики труда дополняет последующее освоение дисциплин: Экономика фирмы, Менеджмент.

Освоение дисциплины позволит подготовиться к дисциплине Планирование и бюджетирование деятельности компаний.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 (частично) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 (частично) способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ОК-5 (частично) умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 (частично) способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-7 (частично) готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-8 (частично) способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ОК-9 (частично) способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-11 (частично) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ПК-1 (частично) способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-2   способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-4 (частично) способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
ПК-5   способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-9 (частично) способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-10 (частично) способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-12 (частично) способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-13   способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ПК-2, ПК-5, ПК-13.

 

Уровневое описание признаков компетенции ПК-2:

Примерная тематика рефератов, эссе, докладов

1) Роль труда в развитии человека и общества.

2) Методы управления экономикой в целом и общественным трудом.

3) Трудовой потенциал общества.

4) Человеческий капитал: понятие, классификация, методы оценки.

5) Инвестиции в человеческий капитал и оценка их эффективности.

6) Формирование кадрового потенциала предприятия.

7) Экономическая природа производительности труда, показатели и методы измерения.

8) Заработная плата в рыночной экономике и ее организация.

9) Экономическая природа социальной политики.

10) Уровень и качество жизни: элементы, их определяющие

 

Примерные темы курсовых работ, критерии оценивания

Примерный перечень тем курсовых работ

1. Ресурсы для трудовой деятельности и их воспроизводство;

2. Трудовой потенциал предприятия, его формирование и использование;

3. Качество трудовой жизни в оценке социально трудовых отношений;

4. Занятость населения как элемент социально-экономической политики;

5. Рынок труда как механизм регулирования занятости и безработицы;

6. Сегментация российского (регионального) рынка труда и пути решения проблем безработицы;

7. Регулирование трудовой миграции в России;

8. Развитие инфраструктуры рынка труда в России;

9. Государственная служба занятости и эффек5тивногсть ее работы на российском рынке труда;

10. Проблемы совершенствования российской политики занятости;

11. Производительность труда и пути ее повышения на предприятии;

12. Система социальных гарантий в сфере труда;

13. Формирование новой модели социального страхования работников России;

14. Зарубежный опыт регулирования социально-трудовых отношений.

15. Организация труда и проблемы ее совершенствования;

16. Самоорганизация и особенности ее проявления на современных предприятиях;

17. Разделение и кооперация труда как основа организации работы фирмы в современных условиях;

18. Совмещение профессий на предприятии:

19. Коллективная форма организации труда на предприятии и проблема их применения;

20. Планирование и оценка работы бригад;

21. Коллективный подряд на предприятии: анализ состояния и перспективы развития;

22. Совершенствование организации рабочих мест;

23. Организация обслуживания рабочих мест и ее рационализация;

24. Централизация работ по обслуживанию производства и перспективы ее применения;

25. Условия труда и пути их совершенствования;

26. Условия труда и методы их оценки;

27. Режимы труда и отдыха и их рационализация;

28. Гибкое рабочее время на предприятии;

29. Управление рабочим временем на предприятии;

30. Аттестация рабочих мест и ее совершенствование;

31. Методы изучения трудовых процессов и затрат рабочего времени;

32. Методы изучения затрат рабочего времени в системе выявления резервов роста производительности труда;

33. Хронометраж как метод изучения операции и рационализация приемов труда;

34. Измерение и нормирование труда в рыночной экономике;

35. Нормирование труда: содержание и анализ состояния;

36. Нормы труда и их роль в формировании издержек предприятия;

37. Нормирование работ по обслуживанию производства;

38. Организация управленческого труда;

39. Подготовка и повышение квалификации кадров: анализ состояния и пути совершенствования;

40. Подготовка кадров на предприятии и пути ее совершенствования;

41. Кадровая политика на предприятии;

42. Подготовка управленческих кадров и ее особенности;

43. Подготовка кадров за рубежом и адаптация этого опыта к российским условиям;

44. Функции и принципы организации заработной платы в рыночных условиях хозяйствования;

45. Заработная плата и занятость населения;

46. Политика доходов и заработной платы на предприятии;

47. Заработная плата и уровень жизни населения;

48. Организация заработной платы на предприятии и ее совершенствование;

49. Тарифная система как основа организации заработной платы;

50. Тарифные системы оплаты труда з рубежом;

51. Внутрипроизводственные тарифные системы и особенности их разработки;

52. Механизм социального партнерства и особенности его реализации в современных условиях;

53. Оплата труда руководителей и проблемы ее организации;

54. Оплата труда в производственных бригадах;

55. Оценка трудового вклада работников в системах оплаты труда;

56. Бестарифные системы оплаты труда и практика их применения;

57. Труд и заработная плата на предприятиях малого бизнеса;

58. Оплата труда работников бюджетной сферы и ее совершенствование;

59. Особенности оплаты труда на крупных предприятиях;

60. Оплата труда на предприятиях различных организационно-правовых форм и ее особенности;

61. Стимулирование персонала: практические и методические подходы;

62. Мотивация труда: процессный поход;

63. Особенности трудовой мотивации в переходной экономике;

64. Разработка стратегии мотивации труда на предприятии;

65. Управление мотивацией труда на предприятии;

66. Премирование на предприятии: организация и совершенствование;

67. Управление трудовым поведением на предприятии;

68. Оценка уровня организации труда на предприятии;

69. Экономическая эффективность совершенствования оплаты труда на предприятии;

70. Социально-экономическая эффективность совершенствования организации труда на предприятии

 

6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – чтение конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. В начале лекции проводится устный или письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции;

- в подготовке к практическим занятиям по основным и дополнительным источникам литературы;

- в выполнении домашних заданий;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным пособиям;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине;

- в подготовке рефератов

Промежуточный контроль

(по результатам семестра)

Промежуточный контроль проводится в виде экзамена (по всему курсу, включая темы, изученные самостоятельно) в 1.2-1.3 триместре первого курса. Максимальный балл за устный ответ или тест на зачете составляет до 40 баллов.

Для студентов дневной формы обучения экзамен проводится в письменной форме в виде тестирования, либо в виде ответов на 2 теоретических вопроса и решения задачи (экзаменационный билет). При этом ответ на каждый теоретический вопрос оценивается до 10 баллов и решение задачи – до 20 баллов.

Образцы тестов, заданий

1.Какая из приведенных мер не относится к пассивным мерам регулирования занятости населения:

а) выплаты пособий по безработице;

б) регистрация безработных;

в) разработка программ занятости.

2.Перечислите функции норм труда.

3. Найдите среди перечисленного рынки труда, классифицируемые по демографическим признакам:

а) рынок труда женщин;

б) местный рынок труда;

в) рынок труда учителей;

г) рынок труда молодежи.

4. Сдельная форма труда оплаты не целесообразна при:

а) высоких требованиях к качеству работ;

б) необходимости стимулирования увеличения выпуска продукции;

в) возможности точного измерения количества произведенной продукции.

5. При аккордной оплате труда заработок устанавливается:

а) на весь объем продукции;

б) за отработанное время;

в) за единицу произведенной продукции.

6. Что определяется по данной формуле: Тпз+Топ+Тобсл+Тотл+Тособ.техн:

а) норма штучного времени;

б) норма времени;

в) норма времени на партию;

г) время работы обслуживания рабочего места.

7. Какие категории тяжести наиболее благоприятные:

а) I – II;

б) IV – V;

в) II – III;

г) III – IV.

8. Что из перечисленного включено в перечень санитапрно-гигиенических факторов ошибочно:

а) микроклимат;

б) шум, вибрация;

в) освещение;

г) цветовое оформление интерьера;

д) состояние воздушной среды.

9. Снижение нервно-психологичских нагрузок можно обеспечить:

а) чередование нагрузок различной сложности и интенсивности;

б) чередование умственного и физического труда;

в) установление научно-обоснованных норм обслуживания;

г) все названные.

10. Какие методы относятся к методам измерения производительности труда:

а) трудовой;

б) организационный;

в) стоимостной;

г) натуральный;

д) производственный.

11. Обратным показателем выработки является показатель:

а) трудоемкость;

б) фондоотдача;

в) производительность труда;

г) материалоотдача.

12. Что эффективнее с точки зрения снижения утомляемости и обеспечения высокой работоспособности в течение рабочего дня:

а) применение внутрисменных регламентированных перерывов;

б) увеличение длительности обеденного перерыва;

в) перерывы, осуществляемые рабочими по мере возникновения у них чувства усталости.

13. Какая категория не включается в состав экономически активного населения по классификации МОТ:

а) занятые;

б) безработные;

в) учащиеся дневной формы;

г) работающие пенсионеры.

14. Какой вид безработицы связан с изменением места работы человека:

а) фрикционная;

б) структурная;

в) циклическая.

15. Как влияет процесс углубления разделения труда на его производительность:

а) всегда повышает производительность труда;

б) повышает производительность труда до определенного предела;

в) оказывает отрицательное воздействие, понижая производительность труда.

16. К какой разновидности разделения труда относится деление рабочих на основные и вспомогательные:

а) технологическому разделению;

б) функциональному разделению;

в) квалификационному разделению.

17. Тарифная ставка - это:

а) фиксированный размер денежной оплаты за единицу времени;

б) вознаграждение за работу, выполненную в экстремальных условиях;

в) вознаграждение, связанное с распределением части прибыли предприятия;

г) размер оплаты за единицу выполненной работы (одного изделия).

18. Основное условие для перехода на многостаночное обслуживание:

а) наличие свободного машинно-автоматического времени;

б) квалификация работника;

в) территориальная близость обслуживаемых машин.

ЭКОНОМИКА ТРУДА

 

Программа курса для студентов направления 080100 Экономика

Профиль подготовки « Экономика предприятий и предпринимательская деятельность»

 

Составители: Шелофаст Лина Николаевна

Ергодоева Оксана Бакасовна

 

ИД № 06318 от 26.11.01.

Подписано в печать 09.09.11. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,8. Тираж 100 экз. Заказ

 

Издательство Байкальского государственного университета
экономики и права.

664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.

Отпечатано в ИПО БГУЭП.

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Программа курса

 

Направление подготовки 080100.62 Экономика

Профиль подготовки Экономика предприятий и предпринимательская деятельность

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Форма обучения очная

 

 

 

Иркутск

Издательство БГУЭП

УДК 331(075.8)

ББК 65.24я7

Э40

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

 

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности (протокол № 2 от 08 сентября 2011 г.)

Составители: канд. экон. наук, доц. каф. ЭПиПД Л.Н.Шелофаст

канд. экон. наук, ст. преп. каф. ЭПиПД О.Б. Ергодоева

 

 

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой д-р экон. наук, проф. А.Ф. Шуплецов

09 сентября 2011 г.

Декан ФЭПиУБ д-р экон. наук, проф. Т.В. Огородникова

15 сентября 2011 г.

 

 

Экономика труда: программа курса для студентов направления 080100.62 Экономика / сост. Л.Н. Шелофаст, О.Б. Ергодоева. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. – 31 с.

 

Программа курса составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 080100.62 Экономика, профиль «Экономика предприятий и предпринимательская деятельность», утвержденного 21 декабря 2009 г.

 

Содержит компетентностную карту, структуру и содержание дисциплины, образцы тестовых и контрольных заданий текущего и итогового контроля знаний, методические указания по организации самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.

 

Предназначена для студентов очной формы обучения.

 

©Издательство БГУЭП, 2011


1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Экономики труда» является приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области управления человеческими ресурсами, рационального использования трудового потенциала, формирования и регулирования социально – трудовых отношений с учетом реальных процессов, происходящих в рыночных условиях хозяйствования и международных стандартов качества трудовой жизни.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к базовой (общеобразовательной) части профессионального цикла Б3. Б12. Экономики труда является основной дисциплиной, которая предназначена для подготовки студентов к профессиональной деятельности. Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ (Б.1), прежде всего Социология и Право.

Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: Микроэкономика, Математический анализ, Информационные технологии.

Изучение дисциплины Экономики труда дополняет последующее освоение дисциплин: Экономика фирмы, Менеджмент.

Освоение дисциплины позволит подготовиться к дисциплине Планирование и бюджетирование деятельности компаний.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций

Компетентностная карта дисциплины

Код компетенции Компетенция
ОК-1 (частично) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
ОК-4 (частично) способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем
ОК-5 (частично) умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
ОК-6 (частично) способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
ОК-7 (частично) готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе
ОК-8 (частично) способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность
ОК-9 (частично) способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
ОК-11 (частично) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
ПК-1 (частично) способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-2   способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-4 (частично) способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
ПК-5   способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-9 (частично) способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет
ПК-10 (частично) способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-12 (частично) способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
ПК-13   способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ПК-2, ПК-5, ПК-13.

 

Уровневое описание признаков компетенции ПК-2:

Способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

Уровень освоения Признаки проявления
Продвинутый (91 – 100 баллов) Имеет отличные предметные знания. Готов проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социальных показателей. Способен самостоятельно рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Базовый (71 – 90 баллов) Имеет хорошие предметные знания. Может на основе предлагаемых типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
Минимальный (41 – 70 баллов) Имеет представление об экономических и социально-экономических показателях, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов. Может пересказать учебный материал.

 

Уровневое описание признаков компетенции ПК-5:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.037 с.)