ТОП 10:

I. Военное положение (Статья 1).



Под военным положением пони­мается особый правовой режим, вво­димый на территории Российской Фе­дерации или в отдельных ее местностях Президентом Россий­ской Федерации в соответствии с Конституцией в случае агрессии про­тив Российской Федерации или непо­средственной угрозы агрессии.

Цель введения военного поло­жения – создание условий для отражения или предотвращения аг­рессии против Российской Федера­ции.

Период действия военного по­ложенияначинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются Указом Президента РФ о введении военного положения, и за­канчивается датой и временем отме­ны (прекращения действия) военного положения.

В период действия военного по­ложения

· в соответствии с настоящим Зако­ном могут огра­ничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее – граждане), деятельность организа­ций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц в той мере, в какой это необ­ходимо для обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства.

· мо­гут возлагаться дополнительные обя­занности на граждан, организации и их должностных лиц.

· в соответствии с федеральными зако­нами и иными нормативными правовы­ми актами РФ, а также в соответствии с общепризнан­ными принципами и нормами между­народного права и международными договорами Российской Федерации применяются для отражения или предотвращения аг­рессии против Российской Федерации Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, выполняю­щие задачи в области обороны.

· в соответствии с федеральны­ми законами и иными нормативными правовыми актами РФ на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях объяв­ляется, если не была объявлена ранее, общая или частичная мобилиза­ция.

 

II. Правовая основа военного положения (Статья 2).

Правовой основой военного положения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федераль­ный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Рос­сийской Федерации, а также общепри­знанные принципы и нормы междуна­родного права и международные дого­воры Российской Федерации в данной области.

III. Основания для введения военного положения (Статья 3).

1. В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции РФ основанием для введения военно­го положения на территории Россий­ской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации илинепосред­ственнаяугроза агрессии.

2. Агрессией против Российской Феде­рации, в соот­ветствии с общепризнанными принци­пами и нормами международного пра­ва, признается применение воору­женной силы иностранным государст­вом (группой государств) против суве­ренитета, политической независимости и территориальной целостности Рос­сийской Федерации или какое-либо иное воздействие, несовместимое с Уста­вом ООН.

3. Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государст­вом (группой государств) войны Рос­сийской Федерации, в соответствии с общепризнанны­ми принципами и нормами междуна­родного права, признаются:

· вторжение или нападение воору­женных сил иностранного государства (группы государств) на территорию Российской Федерации, любая военная оккупация территории Российской Фе­дерации, являющаяся результатом та­кого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории Россий­ской Федерации или ее части с приме­нением вооруженной силы;

· бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории Рос­сийской Федерации или применение любого оружия иностранным государ­ством (группой государств) против Российской Федерации;

· блокада портов или берегов Рос­сийской Федерации вооруженными си­лами иностранного государства (груп­пы государств);

· нападение вооруженных сил ино­странного государства (группы госу­дарств) на Вооруженные Силы Россий­ской Федерации или другие войска не­зависимо от места их дислокации;

· действия иностранного государ­ства (группы государств), позволяю­щего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Фе­дерации;

· засылка иностранным государ­ством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или на­емников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы про­тив Российской Федерации, равно­сильные указанным в настоящем пун­кте актам агрессии.

4. Актами агрессии против Россий­ской Федерации могут признаваться также другие акты применения воору­женной силы иностранным государст­вом (группой государств) против суве­ренитета, политической независимости и территориальной целостности Рос­сийской Федерации или какие-либо иные действия, несовместимые с Уставом ООН, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

5. Непо­средственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут призна­ваться действия иностранного государ­ства (группы государств), совершен­ные в нарушение Устава ООН, общепри­знанных принципов и норм междуна­родного права и непосредственно ука­зывающие на подготовку к соверше­нию акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление вой­ны Российской Федерации.

 

IV. Введение военного поло­жения (Статья 4).

1. Военное положение на террито­рии Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится ука­зом Президента РФ. Президент РФ незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федера­ции Федерального Собрания РФ (далее – Совет Феде­рации) и Государственной Думе Феде­рального Собрания РФ (далее – Государственная Ду­ма).

2. В указе Президента РФ о введении военного поло­жения должны быть определены:

· обстоятельства, послужившие ос­нованием длявведения военного поло­жения;

· дата и времяначала действия военного положения;

· границы территории, на которой вводится военное положение.

3. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния подлежит незамедлительному об­народованию по каналам радио и теле­видения, а также незамедлительному официальному опубликованию.

4. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния незамедлительно передается на ут­верждение Совета Федерации.

5. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных усло­виях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос мо­жет быть рассмотрен позднее указанного срока.

6. Решение об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.

7. Указ Президента РФ о введении военного положе­ния, не утвержденный Советом Феде­рации, прекращает действие со следу­ющего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее от­дельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

I. Отмена (прекращение действия) военного положения (Статья 21).

1. Военное положение, введенное на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соот­ветствии с настоящим Законом, отменяется указом Президента РФ после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его вве­дения, о чем население Российской Фе­дерации или соответствующих ее от­дельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

2. В случае, указанном в пункте 7 статьи 4 настоящего Закона, военное по­ложение прекращает свое действие.

3. С момента отмены (прекращения действия) военного положения нормативные правовые акты, принятые для обеспечения режима военного положе­ния, утрачивают свою силу или отменя­ются органами, их издавшими.

4. С момента отмены (прекращения действия) военного положения федеральные органы исполнительной вла­сти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы военного управления в поряд­ке, установленном Президентом РФ, прекращают осу­ществление полномочий в области обеспечения режима военного поло­жения.

 

II. Уведомление и информи­рование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении во­енного положения и его отмене (пре­кращении его действия). (Статья 22).

1. В случае введения военного поло­жения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обяза­тельств РФ прини­мает меры по уведомлению Генераль­ного секретаря ООН (а через него государств-участников ООН) и информированию Ге­нерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международ­ным договорам, связанном с ограниче­нием прав и свобод граждан.

2. Президент РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (а через него го­сударств-участников ООН) и информирова­нию Генерального секретаря Совета Ев­ропы о дате, с которой Российская Федерация прекращает указанное в пунк­те 1 настоящей статьи отступление в связи с отменой (прекращением дейст­вия) военного положения.

 

21. III. Меры, применяемые на территории, на которой введено воен­ное положение (Статья 7).

1. На территории, на которой введе­но военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ применяются ме­ры по организации производства про­дукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил РФ, других войск, во­инских формирований и органов, спе­циальных формирований, создавае­мых на военное время далее – специ­альные формирования), и для нужд на­селения.

2. На основании указов Президента РФ на территории, на которой введено военное положе­ние, применяются следующие меры:

1. усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важ­ных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функ­ционирование транспорта, коммуника­ций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повы­шенную опасность для жизни и здоро­вья людей и для окружающей природ­ной среды;

2. введение особого режима рабо­ты объектов, обеспечивающих функци­онирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышен­ную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;

3. эвакуация объектов хозяйствен­ного, социального и культурного назна­чения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обяза­тельным предоставлением таким жите­лям стационарных или временных жи­лых помещений;

4. введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на кото­рой введено военное положение, и вы­езда с нее, а также ограничение свобо­ды передвижения по ней;

5. приостановление деятельности политических партий, других общест­венных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятель­ность, подрывающую в условиях воен­ного положения оборону и безопас­ность Российской Федерации:

6. привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению ра­бот для нужд обороны, ликвидации по­следствий применения противником оружия, восстановлению поврежден­ных (разрушенных) объектов экономи­ки, систем жизнеобеспечения и воен­ных объектов, а также к участию борь­бе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

7. изъятие в соответствии с феде­ральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организа­ций и граждан с последующей выпла­той государством стоимости изъятого имущества;

8. запрещение или ограничение вы­бора места пребывания либо места жи­тельства;

9. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и де­монстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

10. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

11. ограничение движения транс­портных средств и осуществление их досмотра;

12. запрещение нахождения граж­дан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам ис­полнительной власти субъектов РФ и органам военно­го управления права при необходимо­сти осуществлять проверку докумен­тов, удостоверяющих личность граж­дан, личный досмотр, досмотр их ве­щей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным феде­ральным законом, – задержание гра­ждан и транспортных средств (при этом срок задержания граждан не мо­жет превышать 30 суток);

13. запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, введение особого режи­ма оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотиче­ские и иные сильнодействующие веще­ства, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными за­конами и иными нормативными право­выми актами РФ, у граждан производится изъятие ору­жия, боеприпасов, взрывчатых и ядо­витых веществ, а у организаций – изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми вещества­ми боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

14. введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функцио­нирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вы­числительных центров и автоматизиро­ванных систем, средств массовой ин­формации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций ин­дивидуального пользования;

15. введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообще­ниями, передаваемыми с помощью те­лекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговора­ми, создание органов цензуры, непо­средственно занимающихся указанны­ми вопросами;

16. интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международ­ного права граждан иностранного госу­дарства, воюющего с Российской Фе­дерацией;

17. запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

18. введение в органах государст­венной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, на­правленных на усиление режима сек­ретности;

19. прекращение деятельности в РФ иностранных и международных организаций, в отно­шении которых правоохранительными органами получены достоверные све­дения о том, что указанные организа­ции осуществляют деятельность, на­правленную на подрыв обороны и безо­пасности Российской Федерации.

3. Меры, предусмотренные подпун­ктом 16 пункта 2 настоящей статьи, мо­гут применяться в период действия во­енного положения только в случае аг­рессии против Российской Федерации.

4. На территории, на которой введе­но военное положение, референдумы и выборы в органы государственной вла­сти и органы местного самоуправления не проводятся.

5.Федеральные законы и иные нор­мативные правовые акты РФ, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.202.172 (0.009 с.)