Тема 1. Введение в экономику ( 2 часа ).



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в экономику ( 2 часа ).



ЭКОНОМИКА

Методические указания к проведению практических занятий для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС)

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

 

Балаково 2012

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности для апробации в учебном процессе, протокол №1 от 02.09.2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Поэтому знание экономики выступает основой воспитания современного экономического мышления.

В процессе изучения курса «Экономика» студенты должны:

- получить навыки анализа экономических процессов и явлений на уровне микро- и макроэкономики;

- уметь связывать изучаемые теоретические вопросы с практикой хозяйствования в России;

- разбираться в механизме действия экономических законов рынка и предпринимательства;

- рассчитывать обобщающие показатели работы фирм (издержки, прибыль, доход, производительность и т.п.);

- иметь представление о тенденциях и законах развития мирохозяйственных связей.

Данная методическая разработка представляет программу практических занятий, предназначенную для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС).

Методические указания предусматривают работу в аудитории и домашнюю подготовку к ней, поэтому включают:

1) вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре;

2) тематику рефератов и докладов по проблемам и актуальным вопроса;

3) вопросы для самопроверки, которые студент должен использовать при самостоятельной работе над темой.

Список литературы, приводимый в каждой теме, представлен учебниками, учебными пособиями и наиболее важными монографиями российских и зарубежных авторов.

При подготовке к каждому занятию студенты должны использовать научные статьи из журналов «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Экономист», «ЭКО», «Человек и труд» и т.п.

Возможно также использование ресурсов Интернет — статистических материалов, аналитических обзоров, электронных учебников.

Формы контроля:

- промежуточный контроль (письменные и устные коллоквиумы, тестирование, реферат);

- итоговый контроль (письменный экзамен).

При разработке заданий использована модульно-рейтинговая система «Ритм».

Отчетность по каждому модулю осуществляется в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатывается преподавателем.

Методические указания разработаны в соответствия с Государственным образовательным стандартом для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 - социальная работа, 230201.65 - информационные системы и технологии, 220201.65 - управление и информатика в технических системах, 270102.65 - промышленное и гражданское строительство, 190205.65 - Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудования, 151001.65 - технология машиностроения, 140211.65 - электроснабжение.

Таблица 1

Программа курса экономика для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС).

№   м о д у л я №   н е д е л и №   т е м ы         Наименование тем и модулей   Тем 17 СРС = 60 часов 9 тем по 4 часа = 36 часа 8 тем по 3 часа = 24 часа Часы
в с е г о   л е к ц и и п р а к т и к а С Р С    
Модуль 1. Введение в экономику. Основы теории рынка.
Введение в экономику.
Экономическая система общества. Собственность как основа экономической системы.
Проблема экономического выбора: потребности, блага и ресурсы.
Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение.
Эластичность спроса и предложения.
Поведение потребителей в рыночной экономике.
Модуль 2. Фирма в рыночной экономике. Рынки факторов производства.
Фирма в рыночной экономике. Издержки производства.
Теория конкуренции и антимонопольное регулирование.
Производство и спрос на ресурсы.
Рынки факторов производства.
Модуль 3.Закономерность функционирования национальной экономики
Цели и результаты развития национальной экономики Экономическое благосостояние общества.
Теория макроэкономического равновесия.
Теория экономического роста.
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
Модуль 4.Денежные и финансовые механизмы рыночной экономики
Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика
Бюджетно-налоговая политика.
Мировая экономика.
Итого:

 

Модуль 1. Введение в экономику.

Основы теории рынка

Лекций – 12 часов, семинарских занятий – 12 часов,

самостоятельная работа студентов – 21 часов.

ЭКОНОМИКА

Методические указания к проведению практических занятий для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС)

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Балаковского института техники,

технологии и управления

 

Балаково 2012

 

Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности для апробации в учебном процессе, протокол №1 от 02.09.2012 г.

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономика является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Поэтому знание экономики выступает основой воспитания современного экономического мышления.

В процессе изучения курса «Экономика» студенты должны:

- получить навыки анализа экономических процессов и явлений на уровне микро- и макроэкономики;

- уметь связывать изучаемые теоретические вопросы с практикой хозяйствования в России;

- разбираться в механизме действия экономических законов рынка и предпринимательства;

- рассчитывать обобщающие показатели работы фирм (издержки, прибыль, доход, производительность и т.п.);

- иметь представление о тенденциях и законах развития мирохозяйственных связей.

Данная методическая разработка представляет программу практических занятий, предназначенную для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС).

Методические указания предусматривают работу в аудитории и домашнюю подготовку к ней, поэтому включают:

1) вопросы, которые будут обсуждаться на семинаре;

2) тематику рефератов и докладов по проблемам и актуальным вопроса;

3) вопросы для самопроверки, которые студент должен использовать при самостоятельной работе над темой.

Список литературы, приводимый в каждой теме, представлен учебниками, учебными пособиями и наиболее важными монографиями российских и зарубежных авторов.

При подготовке к каждому занятию студенты должны использовать научные статьи из журналов «Вопросы экономики», «Деньги и кредит», «Российский экономический журнал», «Мировая экономика и международные отношения», «Общество и экономика», «Экономист», «ЭКО», «Человек и труд» и т.п.

Возможно также использование ресурсов Интернет — статистических материалов, аналитических обзоров, электронных учебников.

Формы контроля:

- промежуточный контроль (письменные и устные коллоквиумы, тестирование, реферат);

- итоговый контроль (письменный экзамен).

При разработке заданий использована модульно-рейтинговая система «Ритм».

Отчетность по каждому модулю осуществляется в форме проведения коллоквиумов, задания по которым разрабатывается преподавателем.

Методические указания разработаны в соответствия с Государственным образовательным стандартом для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 - социальная работа, 230201.65 - информационные системы и технологии, 220201.65 - управление и информатика в технических системах, 270102.65 - промышленное и гражданское строительство, 190205.65 - Подъёмно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудования, 151001.65 - технология машиностроения, 140211.65 - электроснабжение.

Таблица 1

Программа курса экономика для студентов дневной формы обучения специальностей: 040101.65 (СЦР), 230201.65 (ИСТ), 220201.65 (УИТ), 270102.65 (ПГС), 190205.65 (ПСМ), 140211.65 (ЭПП), 151001.65 (ТМС).

№   м о д у л я №   н е д е л и №   т е м ы         Наименование тем и модулей   Тем 17 СРС = 60 часов 9 тем по 4 часа = 36 часа 8 тем по 3 часа = 24 часа Часы
в с е г о   л е к ц и и п р а к т и к а С Р С    
Модуль 1. Введение в экономику. Основы теории рынка.
Введение в экономику.
Экономическая система общества. Собственность как основа экономической системы.
Проблема экономического выбора: потребности, блага и ресурсы.
Анализ индивидуальных рынков: спрос и предложение.
Эластичность спроса и предложения.
Поведение потребителей в рыночной экономике.
Модуль 2. Фирма в рыночной экономике. Рынки факторов производства.
Фирма в рыночной экономике. Издержки производства.
Теория конкуренции и антимонопольное регулирование.
Производство и спрос на ресурсы.
Рынки факторов производства.
Модуль 3.Закономерность функционирования национальной экономики
Цели и результаты развития национальной экономики Экономическое благосостояние общества.
Теория макроэкономического равновесия.
Теория экономического роста.
Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
Модуль 4.Денежные и финансовые механизмы рыночной экономики
Деньги, банковское дело и кредитно-денежная политика
Бюджетно-налоговая политика.
Мировая экономика.
Итого:

 

Модуль 1. Введение в экономику.

Основы теории рынка

Лекций – 12 часов, семинарских занятий – 12 часов,

самостоятельная работа студентов – 21 часов.

Тема 1. Введение в экономику ( 2 часа ).

Вопросы для обсуждения:

1. Экономика как наука.

2. Этапы развития экономической теории.

3. Методы исследования экономических процессов.

4. Экономические законы, принципы, гипотезы, теоремы, теории, концепции и модели.

Темы рефератов и докладов:

1. Экономические проблемы глазами ученых античности.

2. Эволюция взглядов представителей различных экономических школ на предмет экономической науки: меркантилизм, физиократы, классичес-кая политическая экономия, марксистская политическая экономия, маржинализм, неоклассическое направление, институциональная экономическая теория, кейнсианство, монетаризм.

3. Эволюция экономической мысли в России.

Вопросы для самопроверки:

1. Когда и где началось зарождение экономики как науки? Что она изучает? Что является объектом и предметом ее исследования?

2. Решением каких задач занимается экономическая теория и какие функции она выполняет?

3. Объясните, чем отличается общая экономическая теория от других экономических наук?

4. Какие проблемы, стоящие перед экономической теорией, лучше исследовать на микроуровне, а какие - на макроуровне?

5. Чем отличается позитивная экономическая теория от нормативной?

6. Назовите основные экономические проблемы, которые анализировали ученые античности.

7. Почему основные экономические идеи в 1 тысячелетии н.э. зафиксированы, в основном, в религиозной литературе?

8. Перечислите те экономические проблемы, которые нашли отражение в Библии, Коране. По каким хозяйственным принципам учат жить и действовать священные книги?

9. Сколько этапов прошла экономическая наука в процессе своего развития? Перечислите их.

10. Назовите период развития, представителей и основную идею мерканти-лизма. Какой вклад в развитие экономической теории внес каждый из них. Как их взгляды связаны с историей развития капитализма?

11. Назовите период развития, представителей и основную идею учения физиократов. Какой вклад в развитие экономической теории внес каждый из них.

12. Назовите период развития, представителей и основную идею классической политической экономии. Какой вклад в развитие экономической теории внес каждый из них.

13. Почему концепции А. Смита и Д. Рикардо получили название «классическая политическая экономия»?

14. Изложите основополагающие идеи теории трудовой стоимости А.Смита. Что нового внес в нее Д. Рикардо?

15. Назовите период развития, представителей и основную идею марксизма. Какие теоретические открытия сделаны К. Марксом?

16. Почему еще при жизни К. Маркса его идеи стали вызывать в Европе раздражение у демократической общественности?

17. Назовите период развития, представителей и основную идею маржина-лизма. Назовите основные отличия методологии маржинализма от методологии классической школы.

18. В чем суть теории предельной полезности? Кто сформулировал ее основные положения?

19. Назовите период развития, представителей и основную идею неоклас-сической школы. Почему несколько школ современной экономической мысли объединены в неоклассическое направление? Что общего во взглядах их представителей?

20. Назовите период развития, представителей и основную идею кейнсианства. В чем причины превращения кейнсианства в домини-рующее течение западной экономической теории (1940-е – 1970-х гг.)?

21. В чем специфика неолиберальных теорий? Какому направлению эконо-мической мысли они ближе: неоклассическому или кейнсианскому?

22. Почему монетаризм относится к неоклассическому направлению экономической мысли? В чем суть взглядов М. Фридмена на роль государства в регулировании экономики?

23. Назовите наиболее известных представителей институционалистского направления. Какие течения существуют внутри институционализма?

24. Какими основными особенностями характеризуется развитие российской экономической мысли в XIX - начале XX века?

25. Какие проблемы исследовались российскими экономистами?

26. Назовите имена ученых-экономистов, которые внесли значительный вклад в развитие экономической теории.

27. Какие методы применяются при исследовании экономических процессов? Есть ли отличие от методов применяемых естественными науками?

28. Чем отличаются экономические законы от экономических принципов, гипотеза от теоремы, теории, концепции?

29. Какие допущения используются в экономической теории?

30. Какое значение имеет экономическая теория для развития общества?

Литература: [2], [3], [4], [5], [7], [10], [11], [12], [13], [15], [16], [17].



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.015 с.)