ГЛАВА 11. ОБОРУДОВАНИЕ ХЛЕБОХРАНИЛИЩ И ЭКСПЕДИЦИЙ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА 11. ОБОРУДОВАНИЕ ХЛЕБОХРАНИЛИЩ И ЭКСПЕДИЦИЙ



Хлеб является наиболее массовым штучным продовольственным грузом при наименьшем сроке реализации, требует жестких санитар­ных режимов, слабо выдерживает механические воздействия, осо­бенно в первые часы после выпечки.

По сравнению с уровнем механизации основного хлебопекарно­го производства, механизация внутризаводских транспоршо-склад-ских операций с готовой продукцией значительно отстает, едва достигая 10-15%.

На большинстве предприятий транспортирование готовых изде­лий в хлебохранилищах и экспедициях осуществляется на лотковых или полочных вагонетках с ручной укладкой продукции в лотки и перегрузкой их в специализированные фургоны автомашины. В этом случае хлебохранилище и экспедиция являются общими для всех технологических линий. На ряде хлебозаводов используются механи­зированные системы хранения хлеба, которые включают операции по укладке готовых изделий в лотки, загрузке лотков в контейнеры, транспортированию их в хлебохранилище и после остывания изде­лий в экспедицию для отправки контейнеров в торговую сеть.

При комплексной механизации процессов в хлебохранилищах и экспедициях оборудование этого участка является продолжением по­точной линии основного производства.

Комплексная механизация работ в хлебохранилищах и экспедициях

Стопочно-пакетная схема (рис, 191) имеет два варианта, в основе которых лежит формирование 15 лотков с продукцией в стопку.

Порожние лотки, выгруженные вручную из автохлебовозов, сис­темой транспортеров 1 подаются в моечное устройство 2. После мой­ки лотки специальным механизмом 3 устанавливаются на ребро и в таком положении транспортером 4 подаются в сушильную камеру 5. Высушенные лотки транспортером 6 направляются к циркуляцион­ным столам 7. Сюда же системой транспортеров 8 от печей подаются хлебобулочные изделия. Укладка хлеба в лотки производится вруч­ную или специальным механизмом.

Штабелировщик 10 формирует вертикальную стопку 9 из лот­ков, поступающую на цепной напольный конвейер 11. На каждом конвейере устанавливаются стопки с хлебобулочными изделиями различных сортов, которые затем подъемными тележками либо отво­зят на рампу экспедиции, либо укладывают на рольганг или транс­портеры для погрузки в автохлебовозы.

Эта схема перспективна для предприятий с широким ассортимен­том выпускаемой продукции.


Рис. 191. Стопочно-пакетная схема механизации работ

Разновидностью этой схемы является вариант, основанный на формировании на плоском поддоне пакета из 28 лотков с продукци­ей (по 4 стопки из 7 лотков). Перемещение пакетов в хлебохранили­ще и штабелирование в два яруса осуществляются электропогрузчи­ком, Загрузка хлеба в автомашины производится электропогрузчи­ком одновременно по две стопки.

В большинстве схем механизации используются лотковые и без­лотковые контейнеры. Последние обеспечивают бесперекладочную транспортировку хлебобулочных изделий, а также их продажу не­посредственно из контейнера. Таким образом, они заменяют исполь­зуемые при транспортировке готовых изделий лотки, вагонетки и стеллажи на хлебозаводах, передвижные этажерки, стеллажи и тор­говые прилавки в магазинах. Загрузка продукции на полки контей­неров осуществляется с помощью специальных механизмов.

Для перемещения контейнеров применяются погрузчики, под­весные и напольные конвейеры.

Значительное повышение степени механизации достигается в схе­ме контейнерной доставки хлебопекарной продукции с использовани­ем специализированного автотранспорта с грузоподъемным бортом.

Работа по этой схеме проходит следующим образом. Выпеченные изделия из печей направляются ленточными транспортерами к сорти­ровочному столу, где просматриваются и укладываются вручную в контейнеры, которые перемещаются в хлебохранилище.



В соответствии с заявкой-заказом контейнеры выкатываются на погрузочную платформу, устанавливаются водителем на опущенный борт автомашины, поднимаются и закатываются в фургон, после чего закрывается борт, являющийся одновременно и дверью. По при­бытии в торговую точку водитель выгружает контейнеры в подсоб­ное помещение или в торговый зал магазина, забирает порожние контейнеры и доставляет их на хлебозавод. Реализация продукции производится в магазине из контейнеров. После санитарной обработ­ки контейнеров и лотков цикл повторяется. Для перевозки контей­неров применяются автомобили на шасси ГАЗ-52 с грузоподъемным бортом, работающим от электрического привода, включающегося от приборов, установленных у мест погрузки и выгрузки контейнеров.

Схема комплексной механизации погрузо-разгрузочных и транспор-тно-складских работ в хлебохранилищах и экспедициях(рис. 192) эко­номически обоснована для внедрения на хлебозаводах большой мощ-

Рис. 192. Схема комплексной механизации работ в экспедициях хлебозаводов большой мощности

i


ности и предназначена для механизации всех операций - от выхода хлеба их печи, укладки его в тару до загрузки ее в автохлебовоз. В состав комплекта входят: агрегаты 1,4,5 для укладки хлеба в лотки и лотков в контейнеры, траверсная тележка 2, конвейер 3, поворот­ный круг 6, агрегат для ручной укладки в лотки мелкоштучных изделий 7, циркуляционный стол 8. Контейнеры с пустыми лотками

9, специальный подъемник для листов с мелкоштучными изделиями

10, механизмы подъема и выгрузки хлеба у печей 11, 12, 13, уст­
ройство для центрирования и стыковки автохлебовозов 14, 15, двух­
створчатые ворота 16, участок для доукомплектования 17, рельсо­
вый путь 18, комплектующая тележка 19, загрузочные конвейеры
20, автохлебовозы 21, накопитель контейнеров 22, агрегат для сани­
тарной обработки лотков 23, накопитель загруженных контейнеров
24, раздаточная тележка 25.

Из печей хлеб с помощью выгрузочных механизмов по ленточ­ным транспортерам направляется в хлебоукладочные агрегаты, один из которых предназначен для ручной укладки в лотки мелкоштуч­ных изделий. Перед подачей в агрегаты хлеб проходит механизмы , ориентирования.

Контейнеры перемещаются по напольным накопителям 22. Пер­пендикулярно осям накопителей по рельсовым путям перемещаются траверсные тележки 2, служащие для передачи контейнеров на лю­бой из накопителей.

Автомашина 21, прибывшая на завод, сначала стыкуется с лини­ей приема контейнеров с пустыми лотками 22, выгружает контейне­ры, которые направляются в агрегат 23 санитарной обработки лотков. Далее, автомашина стыкуется с линией загрузки готовых к отправке контейнеров. Контейнеры, прошедшие санитарную обработку, тра­версной тележкой 2 подаются по заданной программе к хлебоукла-дочным агрегатам 1,4, 5,7. Затем загруженные контейнеры отхлебо-укладочных агрегатов траверсной тележкой передаются на конвейе­ры для хранения хлеба — накопители 24, Каждый сорт (вид) хлеба хранится на соответствующем конвейере-накопителе до отправки в торговую сеть. Комплектование отгрузочных партий контейнеров про­изводится в автоматическом цикле. Согласно заказам, оператор зада­ет комплектующей тележке 19 программу.

Доукомплектование контейнера лотками осуществляется на учас­тке 17, состоящем из кольцевого конвейера-комплектовщика, меха­низма перегрузки лотков, рельсового пути 18 и пульта. Поворачивая конвейер вокруг оси, можно подвести любой накопитель к месту погрузки в комплектовщик.

Скомплектованные контейнеры забираются комплектующей те­лежкой и передаются на указанный в программе загрузочный кон­вейер 20. Все загрузочные конвейеры рассчитаны на хранение двух комплектов — восьми контейнеров. После стыковки автомашины с


У1ШНШШШ1Ш

загрузочным конвейером включается механизм, который загружает весь комплект из четырех контейнеров в кузов.

Учет готовой продукции осуществляется счетным устройством. В кузов автомашины вмещаются четыре контейнера, а в каждый кон­тейнер — 32 стандартных лотка.

Сравнительная оценка различных способов механизации хлебо­хранилищ и экспедиций показывает, что контейнерная доставка с использованием автомобилей с грузоподъемным бортом позволяет исключить тяжелый физический труд, механизировать процессы транспортирования без значительных капитальных затрат, сократить сроки простоев автохлебовозов под разгрузкой и погрузкой в ре­зультате одновременной обработки контейнеров. Кроме того, ликви­дируются лотки при использовании безлотковой системы доставки хлебобулочных изделий в торговую сеть, а также перегрузочные опе­рации по перекладке изделий вследствие снижения потребности в автотранспорте и повышения его грузоподъемности.

Оборудование для транспортирования и сортировки продукции

В зависимости от конструкции печей, размещения цехов и обору­дования в производственном здании хлебозавода, выпеченные изде­лия передаются в хлебохранилище с помощью различных транспорт­ных устройств. По принципу действия их можно разделить на грави­тационные, фрикционные, инерционные и механические.

В гравитационных устройствах (склизах, роликовых транспорте­рах) перемещение изделий происходит под действием сил тяжести. Фрикционные устройства (ленточные конвейеры) перемещают из­делие за счет сил трения, возникающих между транспортирующей поверхностью и перемещаемым грузом. Инерционные устройства ис­пользуют для перемещения силу инерции изделий, находящихся на колеблющейся транспортирующей поверхности. В механических уст­ройствах перемещение изделий происходит принудительно, под дей­ствием упоров или захватов, связанных с приводом устройства,

На предприятиях малой мощности для транспортирования хлеб­ных изделий в хлебохранилище используют вагонетки, контейнеры и. тележки с подъемной платформой.

Для сортировки и отбраковки хлебных изделий перед укладкой их в лотки на хлебопекарных предприятиях применяются циркуля­ционные столы: круглый и с гибким пластинчатым конвейером.

Круглый стол (рис. 193, а) имеет крышку 1 конусной формы диаметром 2000 мм с небольшим бортом. Крышка выполнена из ли­стовой стали и установлена на вертикальной стойке 2. В стойку вмон­тирован червячный редуктор 3. Вал червячного колеса редуктора од­новременно служит осью вращения крышки стола Крышка вращает­ся с частотой 4 об/мин от электродвигателя 4.


' б

Рис. 193. Циркуляционные столы:

а - круглый; б - с цепным конвейером

Готовые изделия поступают на стол с ленточного транспортера или склиза и равномерно распределяются на всей его поверхности, соскальзывая при вращении до упора в борт.

Стол с цепным конвейером (рис. 193, б) представляет собой гори­зонтальный транспортер, состоящий из двух горизонтально располо­женных цепных блоков 2, пластинчато-роликовой цепи 3, к звеньям которой прикреплены планки 4. Станина 1 имеет невысокий борт. При движении конвейера планки концами скользят по бортам ста­нины стола, выполненным из уголковой стали.

Для перевозки и хранения хлебобулочных изделий применяются лотки трех- или четьгрехбортовые с решетчатым днищем (ржаные, ржано-пшеничные, пшеничные формовые и подовые сорта). Четы-рехбортовые лотки со сплошным дном используются для транспор-


Рис. 194. Контейнер

тирования батонов, булочек, сдобы. Размеры лотков: 740 х 620 мм и 720 х 450 мм. Лотки изготавливаются из дерева хвойных и листвен­ных пород. Для перевозки мучных кондитерских изделий применя­ются лотки четырехбортовые со сплошным дном, покрытые бакели­товым лаком или металлические.

Контейнер(рис. 194) предназначен для транспортирования и вре­менного хранения хлеба, находящегося в лотках. Он состоит из каркаса, имеющего верхнюю 1 и нижнюю 4 рамы, вертикальных стоек 2 и четырех колес 5. Кронштейны для крепления колес к нижней раме свободно вращаются вокруг вертикальной оси. На этой раме установлено два копира для центрования и фиксации контей­нера на тележке.

Вертикальные стойки 2 попарно связаны между собой уголками 3, которые служат полками для установки на них лотков.

Большое распространение получили контейнеры с 18 наклонен­ными внутрь трехбортовьши лотками, которые перспективны для механизированной укладки хлебобулочных изделий. Они предназна­чены для транспортирования готовой продукции с хлебозаводов в торговую точку. Контейнер состоит из металлического каркаса, установленного на четырехколесной тележке.

Оборудование для транспортирования готовых изделий в экспе­дицию применяется то же, что и в хлебохранилище: лотковые и полочные вагонетки, тележки с подъемной платформой и контейне­ры разной конструкции.

Штабелировщнкилотков бывают стационарного и передвижно­го типов.


Рис. 195. Штабелировщик лотков

а — стационарный; б - передвижной

Стационарный штабелировщик (рис. 195, а) состоит из непод­вижной станины 5. В ее верхней части установлены привод 1 и цеп­ной транспортер 3, соединенный с приводом и электромагнитным тормозом. Цепной транспортер прикреплен к двум площадкам 2. Каж­дая площадка передвигается по вертикальным направляющим на четырех роликах. Набор штабеля 4 происходит поочередно то на одной, то на другой площадке, после чего днище нижнего лотка нажимает на конечный выключатель 6 и включает электродвига­тель транспортера - дорожки 7.

Передвижной штабелировщик (рис. 11.5, б) перемешается при заполнении штабеля. На раме I смонтированы площадка обслужива­ния 2, привод 3. После набора штабеля 4, штабелировщик передвига­ется по напольным путям.

Напольные транспортеры представляют собой замкнутую цепь с толкателями и захватами для контейнеров.

Напольный транспортер может выполнять функцию накопителя загрузочных контейнеров. При этом его протяженность зависит от производительности завода, размеров хлебохранилища и максималь­ного запаса хлеба в хранилище.

Счетные устройства для хлебных изделий. Для укладки в тару опре­деленного количества мелкоштучных изделий (булочек массой 50 г) используется автомат, оборудованный полупроводниковыми датчика­ми, приемной воронкой, двумя цепными транспортерами с ковшами.


После выхода из печи булочки подаются в приемные воронки автомата. По двум вертикальным цепным транспортерам с ковшами булочки поступают в два наклонных желоба, где установлены два фотодатчика. Полученные световые сигналы преобразуются в элект­рические, поступающие в полупроводниковые датчики счетчика. Последние, после получения цифры отсчета, подают сигналы на элек­тромагнитные задвижки для переключения направления движения булочек, которые загружаются в другой лоток.

Для учета количества готовой продукции в механизированных хлебохранилищах, каждый хлебоукладочный агрегат снабжен счет­чиком, на котором фиксируется путем подачи импульсов число за­полненных контейнеров.

Хлебоj кладочные агрегаты

Хлебоукладочный агрегат (рис. 196) предназначен для укладки хлеба в лотки и установки последних в контейнер.



Конструкция агрегата состоит из двух цепных полочных подъем­ников (элеваторов) - приемного 3 и подающего 1, между которыми устанавливается контейнер 4 с порожними лотками, механизма 2


для укладки хлеба в лотки, механизма 11 для горизонтального пере­мещения загруженных лотков на полки контейнера и выталкивания из него порожних лотков и устройства 5 для досылки пустых лотков на полки приемного подъемника.

Агрегат можно располагать на двух этажах здания или на одном этаже с площадкой. Механизмы для укладки хлеба в лотки и переме­щения их в подающий подъемник находятся на втором этаже или на площадке, а приемный и подающий подъемники с механизмами для горизонтального перемещения лотков в контейнер и досылки пустых лотков на полки подающего подъемника, а также устройство 6 для установки и центровки контейнера между подъемниками — на пер­вом этаже.

Механизм для горизонтального перемещения загруженных лот­ков на полки контейнера состоит из вертикальной каретки, опорные ролики которой двигаются по направляющим 10. Каретка тягой с пружиной соединена с кулисным механизмом 9, совершающим ка-чательное движение от привода 8. Механизм горизонтального пере­мещения лотков связан с механизмом досылки лотков тягой 7.

Механизм досылки лотков предназначен для добавочного переме­щения лотков на полки приемного подъемника с целью образования зазора между ними и лотками, остающимися на контейнере. Это необходимо для последующего вертикального передвижения лотков, находящихся на подъемнике. Механизм представляет собой сдвоен­ные штанги с рычагами по числу перемещаемых лотков, на концах которых расположены захваты с пружинами. Штанга шарнирно со­единена с двуплечим рычагом, связанным тягой с механизмом горизонтального перемещения лотков на контейнере.

Механизм укладки формового хлеба (рис. 197, а) состоит из транс­портера 1, неподвижного спуска 2, питателя 3, упора 4 с датчиком, боковых 5 и задней 6 стенок и пары створок 7, образующих прямоу­гольник с размерами, соответствующими внутренним размерам стан­дартного лотка.

Предварительно ориентированные буханки хлеба транспортером подаются на спуск до упора с датчиком. Датчик подает электросиг­нал для включения питателя, совершающего возвратно-поступатель­ное движение. Питатель попарно вталкивает буханки на закрытые створки. После того как питатель сделает заданное число ходов, створки расходятся, и буханки подаются в лоток. Для уменьшения высоты падения лоток предварительно несколько поднимается. После загруз­ки лоток опускается и перемещается в подающий подъемник.

Механизм укладки батонов отличается тем, что боковые стенки выполнены подвижными (рис. 197, б). Длина батонов значительно больше длины формового хлеба, а размеры их колеблются в больших пределах (до 40 мм по длине и 20 мм по ширине). Это не позволяет располагать батоны в лотке параллельными рядами. Наиболее плот-


Рис. 197. Схемы укладки:

а — формового хлеба; б - батонов

мая укладка с сохранением целости наружной корки достигается при расположении батонов «елочкой».

Предварительно ориентированные батоны 1 транспортером по неподвижному склизу подаются к питателю, толкатель 4 которого имеет вогнутый профиль.

Боковые стенки механизма укладки раздвинуты на величину, до­статочную для свободного прохода двух батонов наибольшей длины. Толкатель, передвигая батоны на закрытые створки 2, одновремен­но поворачивает их на небольшой угол. Когда на створках 2 накопит­ся пять пар батонов, боковые стенки 3 сходятся, одновременно по­ворачивая батоны, и устанавливают их в елочку. После этого створки открываются, и батоны укладываются в лоток. Затем он опускается и механизмом перемещения передвигается на снижатель, а на его мес­то устанавливается пустой лоток.

Хлебоукладочный агрегат для укладки подового хлеба в безлотко­вые контейнеры (рис. 198) представляет собой функционально свя­занные механизмы: питатель 1, распределительный конвейер 2 и накопитель 7. Питатель выполнен в виде ленточного конвейера с механизмом 16 для отсчета буханок хлеба и установленного над ним


Рис. 198. Агрегат для укладки подового хлеба в безлотковые контейнеры

цепного пересадчика 17. Все механизмы питателя смонтированы на общей раме 14. В зависимости от схемы подачи хлеба от печи и распо­ложения устройств в хлебохранилище ленточный конвейер 15 пита­теля может иметь правое или левое исполнение.

Распределительный конвейер 2 состоит из наклонного и горизон­тального участков, связанных цепной передачей и имеющих общий привод, Распределительный конвейер перемещается в вертикальной плоскости механизмом подъема 3, смонтированным на накопителе 7. Нижняя часть наклонного участка конвейера при помощи катков 13 свободно перемещается по направляющим, установленным на раме питателя 14, На горизонтальном участке конвейера предусмотрен ме­ханизм отсчета рядов хлеба 4.

Накопитель 7 состоит из 8 полок с приводными 5 и неприводны­ми 18 роликами и снабжен механизмом для заталкивания хлеба 8. Механизм имеет толкатели 9 (в соответствии с количеством полок) и перемещается на тележке 11 по направляющим.

Все механизмы смонтированы на сварном каркасе 12,

Устройство для укладки хлеба в контейнеры работает следующим образом. Подовый хлеб от печи поступает на ленточный конвейер 15, скорость ленты которого должна быть выше скорости ленты подаю-


шего конвейера. Этим достигается поштучное транспортирование хлеба к механизму отсчета 16. После подачи требуемого числа буханок, например трех, пересадчик 17 пересаживает сформированный ряд с ленты конвейера питателя 1 на ленту наклонного участка распреде­лительного конвейера 2. Ряд буханок хлеба направляется на горизон­тальный участок конвейера к механизму отсчета рядов 4, а затем передается на приводные ролики 5 накопителя, которыми проталки­вается на неприводные ролики 18. При накоплении требуемого числа рядов (например, трех) распределительный конвейер 2 перемещает­ся на шаг, равный расстоянию между полками 6. Цикл загрузки повторяется до заполнения всех полок накопителя.

Механизм заталкивания 8 при накоплении хлеба в накопителе находится в промежуточном положении по отношению к краям по­лок. Как только накопитель заполнится хлебом, механизм заталкива­ния 8 перемещается в зону действия приводных роликов 5 и, ревер­сируя, толкателями 9 одновременно перемешает со всех полок на­копленный хлеб на полки контейнера 10. При этом накопление хлеба на полках накопителя не прекращается. Заполненный контейнер от­катывают, и на его место устанавливают порожний. Цикл повторяет­ся. Приводы устройства работают в автоматическом режиме по задан­ной программе.

Оборудование для охлаждения и замораживания продукции

Охлаждение хлебных изделий выполняется на завершающем эта­пе производства и вызывается необходимостью повышения их транс­портабельности, а в отдельных случаях для обеспечения нормальных условии при резке и упаковке. Хлеб слабо выдерживает механичес­кие воздействия, особенно в первые часы после выпечки. В настоя­щее время получили распространение три способа охлаждения хле­бобулочных изделий: естественный, кондиционированным возду­хом и вакуумный.

Естественное охлаждение — наиболее дешевый способ, однако он отличается длительностью (90—150 мин) и требует значительных производственных площадей.

При охлаждении имеет место потеря массы изделий от усыхания. Происходящие при хранении хлеба и хлебобулочных изделий массо-обменные и коллоидные процессы вызывают снижение их качествен­ных показателей (черствение).

При использовании кондиционированного воздуха продолжитель­ность охлаждения сокращается. Подача воздуха от кондиционеров про­исходит по рециркуляционной схеме — горячий воздух, отбираемый в верхней зоне охлаждения, увлажняется и охлаждается в кондиционе­ре, а затем возвращается в охладитель. Так как горячий хлеб теряет влагу более интенсивно, чем охлажденный, то воздух, подаваемый в


охладитель, протекает вначале через зону наиболее охлажденного хле­ба или подается двумя параллельными потоками в зону с горячим хлебом и в зону с хлебом пониженной температуры. При этом улуч­шается интенсивность охлаждения и уменьшается усушка хлеба.

Оптимальными параметрами воздушной среды для охлаждения хлебобулочных изделий являются температура 15—18 аС, относительная влажность 90—95 %.

Самым экономичным способом сохранения свежести хлеба явля­ется устройство кондиционируемых камер для вагонеток с хлебом. Закрытое кондиционируемое помещение предназначается для сохра­нения потребительских свойств хлебобулочных изделий, снижения усушки, а также для создания нормального ритма поступления про­дукции в торговую сеть.

Вакуумное охлаждение основано на резком снижении температу­ры кипения воды при соответствующем разрежении. Продолжитель­ность охлаждения при этом сокращается до 10-15 мин. Особенно высок темп охлаждения горячего хлеба в начальный период вакуу-мирования, после же достижения температуры мякиша 30 'С он умень­шается. При этом способе в 1,5-2 раза увеличивается усушка.

Преобладающее распространение для охлаждения хлеба и хлебо­булочных изделий получили конвейерные охладители, оснащенные системами кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции. В этих конструкциях для перемещения хлеба используются люльки, закрепленные на цепном конвейере или транспортирующие органы в виде гибкого стержневого конвейера.

Одним из эффективных способов сохранения свежести и качества изделий на продолжительное время является их замораживание. Для замораживания и хранения изделий на хлебозаводах оборудуются холодильные камеры, куда изделия, уложенные в лотки, доставля­ются на вагонетках. Замораживание и хранение изделий производят­ся при температуре от -18 до -23 "С. При этой температуре полностью сохраняется свежесть хлеба. Размораживание (дефростация) хлебных изделий производится в хлебопекарных печах или в хлебохранилище при обычной температуре окружающей среды. Замораживание хлеб­ных изделий связано со значительными капитальными затратами и характеризуется существенной энергоемкостью.

Машины для фасовки и упаковки

Упаковка хлебобулочных изделий способствует удлинению срока хранения и снижает потери из-за усушки и переработки черствых изделий, что создает условия для экономии хлебных ресурсов. Кроме того, становится реальным переход хлебопекарных предприятий на двухсменную работу с постоянным выходным днем, и улучшаются санитарно-гигиенические условия хранения и транспортирования продукции. В хлебопекарной промышленности в качестве упаковоч-


ного материала используют, как правило, парафинированную бума­гу или полимерные пленки.

При упаковке изделий в термоусадочную пленку (полиэтилен низкой плотности) пакеты отводящими транспортерами упаковоч­ной машины подаются в термокамеру. Сюда, в пространство над транспортерной лентой, вентилятором через калорифер нагнетается воздух, нагретый до 120—200 (в зависимости от толщины и каче­ства термоусадочной пленки). Под действием горячего воздуха плен­ка сокращается примерно на 40 % и плотно облегает изделие.

Упаковочная машина для формового хлебапредназначена для за­ворачивания изделий в парафинированную бумагу или полиэтиле­новую пленку с последующей сваркой торцовых ипродольных швов. Хлеб укладывается на питающий транспортер вручную. Транспортер, перемещаясь периодически, толкателями 16 проталкивает буханку хлеба 17 (рис. 199) на подъемную платформу 1 (поз. 1).

На пути движения буханки с подъемной платформы свободно свисает конец оберточного материала 18. Изделие, заталкиваемое на платформу, попадает на фронтальную планку и отодвигает ее назад. При этом изделие захватывает поступающую с рулона ленту обер­точного материала и прижимает ее к планке (поз. II), благодаря чему исключается проскальзывание оберточного материала.

Рис. 199.Технологическая схема работы упаковочной машиныдля формового хлеба


В момент захода изделия на подъемную платформу, свободный конец оберточного материала наталкивается на кромку платформы и подгибается под изделие. При выталкивании изделия на платформу,


боковые шины 2 образуют первые фальцы с его торцов. После пол­ного заталкивания изделия на платформу, боковые шины под дей­ствием кулачкового механизма сжимаются и прижимают подогну­тую обертку. Под действием кулачка платформа с боковыми шина­ми, вращаясь относительно неподвижной оси, поднимает изделие на уровень разгрузочного транспортера. При движении платформы вверх, концы обертки, встречая на своем пути кромки боковых неподвиж­ных шин 3, подгибаются, образуя вторые фальцы (поз. Ш).

Оберточный материал 13, поступающий из рулона вдоль направ­ляющего стола, огибает валик протягивания обертки, который нахо­дится в верхнем положении. Изделие, перемещаясь вверх, натягивает на себя оберточный материал в нужном количестве; при этом подаю­щие валики разматывают рулон. При натягивании изделием оберточ­ного материала или движении вниз валика протягивания обертки, валик 12 оттягивания обертки смещается влево, освобождая упор рычага прижимного валика 10. Под действием пружины прижимной валик опускается на разматывающий валик 11. Валики, непрерывно вращаясь, разматывают рулон с оберточным материалом. , Как только платформа с изделием поднимется в верхнее положе­ние, а валик протягивания обертки опустится в нижнее положение, на направляющий стол опускается прижим 15; прижим 14 неподви­жен. Натягивание оберточного материала прекращается. Валик оття­гивания обертки под действием пружины возвращается вправо до упора. При этом, своим упором нажимает на конец рычага валика прижима, отводя его от разматывающего валика примерно на 1 мм. Разматывание рулона прекращается.

В момент подхода платформы к верхнему положению периодичес­ки вращающийся валик 5 натяжения обертки под действием кулачка перемещается до соприкосновения с резиновым роликом 4 платфор­мы, зажимая при этом обертку. В момент касания валик 5 начинает вращаться. После натягивания оберточного материала, производится отрезание раскроя зубчатым ножом 6 (поз. IV).

Последующее перемещение изделия осуществляется разгрузочны­ми толкателями в направлении, противоположном первоначальному. Свободный конец обертки, наталкиваясь на кромку нижней направ­ляющей, подгибается, образуя под изделием шов внахлестку. Пере­дние по ходу боковые края обертки при движении изделия, натал­киваясь на кромки неподвижных боковых шин 7, подгибаются, об­разуя третьи фальцы. Нижние боковые каналы, попадая в фигурные вырезы боковых шин 7, подгибаются, образуя четвертый фальц.

Завернутое изделие толкателями перемещается в зону сварки (поз. V). Здесь происходит нагрев швов оберточного материала с одновре­менным обжимом изделия подвижными нагревателями 8 и 9. Затем толкатели проталкивают завернутое изделие со сваренными (сплав­ленными) швами на разгрузочный транспортер. Транспортер переме­щает завернутую буханку (поз. VI) на приемный стол.


Рис. 200. Комплект фасовочного оборудования для сушек и овсяного печенья

Для фасовки сушек и овсяного печенья в полиэтиленовую плен­ку используется комплект фасовочного оборудования (рис. 200), вклю­чающий в себя дозатор 1, ковшовый питатель 2, пакетоформующее устройство 3 и отводящий транспортер 4.

Операции дозирования продукта, формования упаковочной еди­ницы и отвода упаковочных единиц происходит последовательно. Продукт в трубу рукавообразователя подается с помощью ковшово­го питателя. В нижней части пакетоформующей установки располо­жен транспортер для отвода готовых упаковочных единиц в виде пакетов подушечного типа с одним продольным и двумя попереч­ными швами.

Полиэтиленовая пленка роликами механизма протягивания с по­стоянной скоростью сматывается с рулона, через направляющие ро­лики поступает к устройству маркирующему и далее к рукавообразо-вателю, с помощью которого свертывается в рукав. Наложенные внах­лестку края пленки свариваются в продольном направлении нагретым воздухом сварочной головкой.

Продукт загружается в бункер элеватора, из которого поступает на вибротранспортер дозатора, С помощью счетно-распределительных устройств образованные дозы продукта подаются в ковши ковшово­го питателя и далее через воронку в сформованный из полиэтилено­вой пленки рукав, на нижнем конце которого образован попереч­ный шов. Рукав из полиэтиленовой пленки роликами протягиваю­щего механизма подается к клещам, которые, попеременно двигаясь вниз, сваривают нижний и верхний поперечные швы и отделяют сформованные упаковочные единицы друг от друга. Транспортеры отводят упаковочные единицы из зоны фасовки.


Автомат для упаковки суха­рей в пакеты из полиэтилено­вой пленки (рис. 201) состоит из питающего элеватора I с на­копительным бункером 5, до­затора 4, приемного ковша 2, питателя 6, устройства 7 для продольной сварки рукава из полиэтиленовой пленки, нагре­вателей 8 для образования по­перечного шва сваркой, транс­портера 9, держателя рулона 3,

Рис. 201. Схема работы автомата для фасовки сухарей

Принцип действия автома­та заключается в следующем. Подлежащие фасовке сухари загружаются в бункер 5, отку­да ковшами 2 элеватора 1 по­даются в дозатор 4, который формирует дозы заданной ве-

' личины. Отмеренная порция поступает через трубу в сваренный, полиэтиленовый рукав. Далее клещеобразные прижимы с нагревате­лями 8 поочередно прижимают рукав, образуя на нем поперечные швы, непрерывно протягивают его и отделяют наполненные сухаря­ми пакеты. Последние укладываются на ленточный транспортер 9 и поступают для упаковки в ящики..



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.021 с.)