Букашечный город. Площадь. Солнечный летний день. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Букашечный город. Площадь. Солнечный летний день.



Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Обоснование выбора темы.. 5

Обзор основных задач. 6

Заключение. 7

Приложение 1. Сюжет. 8

Приложение 2. Сценарий. 10

Приложение 3. Режиссёрский сценарий. 12

Приложение 4. Листы персонажей. 18

Приложение 5. Раскадровка. 20

 


Введение

Целью дипломного проекта является исследование способов стилизации и анимации насекомых. Для того, чтобы провести такое исследование, необходимо изучить мультипликационные фильмы, в которых действующими лицами являются насекомые, и применить полученные знания на практике в ходе работы над иллюстрацией к дипломному проекту – собственному мультфильму, для того, чтобы выяснить, какие из способов стилизации и анимации помогают наиболее эффективно решать поставленные режиссерские задачи.

В качестве практической части дипломной работы будет создан анимационный фильм «Букашечный город». Основой данного фильма является песня Николая Носова на музыку Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик». Сюжет фильма моделирует один из вариантов раскрытия темы песни «В траве сидел кузнечик» в контексте этических, психологических и социальных проблем человеческого общества. В качестве одной из идей фильма выступает предложение взглянуть на привычные простые слова песни под необычным углом и проиллюстрировать, что проблемы общества являются всепроникающими и могут находить выражение даже в совершенно безобидных литературных произведениях.

Сюжет будет развиваться в фантастическом городе, в котором живут антропоморфные букашки (отсюда название мультфильма – «Букашечный город»). Главный персонаж фильма – Кузнечик. В экспозиции происходит ознакомление зрителя со средой, в которой будет разворачиваться действие, и с некоторыми персонажами, в том числе с Кузнечиком. Кузнечик представляется наивным, добрым и бескорыстным, но плохо приспособленным к прагматичным и достаточно жестким условиям городского социума. В ходе развития действия появится второй ключевой персонаж – Стрекоза, к которой Кузнечик испытывает нежные романтические чувства. Кузнечик попытается ухаживать за Стрекозой, но будет отвергнут в пользу более перспективного по меркам мещанства Майского Жука. После чего мирная жизнь букашечного города будет нарушена вторжением исполинской (в масштабах крошечных насекомых) чудовищной Лягушки. Лягушка выступает не разумным персонажем, а скорей стихийной силой, которой букашки ничего не могут противопоставить, и потому появление земноводного повергает их в панику. Один Кузнечик в силу своей наивности и патологического дружелюбия, пусть и неосознанно, но спасет других букашек, привлекая внимание Лягушки вежливым приветствием. Лягушка съест «кузнеца», наестся и потеряет интерес к другим букашкам. Те, придя в себя, испытают последовательную реакцию от облегчения до благодарности к Кузнечику через чувство вины за свое малодушие. Это будет выражаться в их действиях: после того, как пройдет оцепенение, они двинутся дальше по своим делам, стыдливо отводя взгляды друг от друга, но затем компенсируют чувство вины возведением памятника Кузнечику. В финале фильма будет сделан акцент на реакции Стрекозы на гибель Кузнечика.

Сюжет был выбран с учетом необходимости применить к персонажам-насекомым значительную степень стилизации. В результате было решено работать в технике перекладки, потому что несмотря на стилизацию персонажи будут достаточно детально проработаны графически; кроме того, особенности конструкции насекомых (жесткий внешний скелет и отсутствие гибкости в составляющих частях) располагают к использованию именно такой техники. Работать я буду в программе Toon Boom Animate Pro: она располагает всеми необходимыми средствами для решения поставленных задач.

Перед тем, как приступить к реализации практической части, необходимо, как было упомянуто выше, изучить существующие примеры анимирования насекомых.

Впервые насекомые появились в кукольных мультипликационных фильмах режиссера Владислава Старевича, работавшего на студии кинопромышленника Александра Ханжонкова. Наиболее интересующая меня работа Старевича – фильм «Стрекоза и муравей», вышедший в 1913 году. Дело в том, что в этом фильме на самом деле участвуют не муравей и стрекоза, а муравей и кузнечик.

Кроме фильмов Владислава Старевича, существует масса примеров изображения насекомых в мультипликации: например, «Боевой кузнечик» (режиссер Алексей Папшин, 1977 г., Саратовтелефильм), «Первая скрипка» (режиссер Дмитрий Бабиченко, 1958 г., Союзмультфильм), «Путешествие муравья» (режиссер Эдуард Назаров, 1983 г., Союзмультфильм), «Одуванчик - толстые щеки» (режиссер Алла Грачева, 1971 г., Киевнаучфильм), мультсериал «Приключения пчёлки Майи» (режиссеры Хироси Сайто, Мицуо Каминаси, Сэйдзи Эндо, 1975-1976 гг., Nippon Animation), «Дюймовочка» (режиссер Леонид Амальрик, 1964 г., Союзмультфильм), «Веселая карусель N 23. Стрекоза» (режиссер Алексей Шелманов, 1991 г., Союзмультфильм), «Весенняя муха» (режиссеры Харди Вольмер, Рихо Унт, 1986 г., Таллиннфильм), «Гусеницы» (режиссер Елена Бухарина, 2009 г., Студия М.И.Р.), «Приключения кузнечика Кузи» (режиссер Инесса Ковалевская, 1990 г., Союзмультфильм), «Муравьишка-хвастунишка» (режиссер Владимир Полковников, 1961 г.), «Стрекоза и муравей» (режиссер Николай Федоров, 1961 г., Союзмультфильм), «Светлячок и росинка» (режиссер Юрий Бутырин, 1978 г., Беларусьфильм), «Сверчок и пила» (режиссер Зденек Миллер), «Жила-была муха» (режиссер Алена Оятьева, 2008 г., Киновидеостудия "Анимос"), «Жила-была последняя мушка» (режиссер Владимир Петкевич, 2009 г., Беларусьфильм), «Жила-была пчелка» (режиссер Алексей Папшин, 1978 г., Саратовтелефильм), «Жу-жу-жу» (режиссер Лев Мильчин, 1966 г., Союзмультфильм), «Жук – кривая горка» (режиссер Анатолий Резников, 1973 г., Экран), «Зеленый кузнечик» (режиссер Раса Страутмане, 1972 г., Союзмультфильм), «Комар» (режиссер Андрей Золотухин, 2003 г.), «Мотылек» (режиссер Борис Тузанович, 1991 г., Союзтелефильм), «Муравейка» (режиссер Татьяна Мусалямова, 2008 г.), «Муравьиное счастье» (режиссер Алексей Миронов, 2002 г., школа-студия «ШАР»), «Би Муви: Медовый заговор» (режиссеры: Саймон Смит, Стив Хикнер, 2007 г., Paramount Pictures, Dreamworks Animation), «Муравец Антц» (режиссеры Эрик Дарнелл, Тим Джонсон, 1998 г., DreamWorks SKG), «Приключения Флика» (режиссер Джон Лассетер, 1998 г., Pixar Animation Studios), мультсериал «Букашки» (режиссеры Хелен Жиро, Томас Забо, 2006 г., Futurikon).

В ходе подготовки к реализации практической части дипломной работы должны быть определены основные задачи проекта и выполнены все подготовительные работы для создания мультипликационного фильма: листы персонажей, компоновочные планы, киносценарий и режиссерский сценарий, раскадровка. Предварительно планируется отрисовывать части моделей персонажей в программе Adobe Photoshop CS3, затем импортировать их в виде изображений в Toon Boom Animate Pro, где из них будут собираться марионетки. Фоновые рисунки также предполагается создавать в Adobe Photoshop CS3. Дальнейшая работа над анимацией будет производиться в Toon Boom Animate Pro. Обработка саундтрека к фильму будет производиться в программе Adobe Audition 3.0. Указанные программы были выбраны как предоставляющие наиболее полный спектр технических возможностей для реализации поставленных задач.


Обоснование выбора темы

Тема дипломной работы сформулирована как «Исследование способов стилизации и анимации насекомых». Данная тема очень актуальна: персонажи-насекомые часто используются в мультипликации, антропоморфные же насекомые являются прекрасным средством для иносказательного изображения поведения людей благодаря разнообразию видов и форм, каждая из которых позволяет наглядно и понятно выразить особенности человеческих характеров.

Мультфильм, являющийся практической составляющей дипломной работы, также затрагивает острые и интересные проблемы. Одна из идей заключается в огромной свободе для фантазии человека, способной вписать даже самые простые детские стихи в актуальный социальный контекст. Проблем, которые поднимает фильм, несколько. Во-первых, трагическая обреченность абсолютно наивного, беззлобного и бескорыстного человека, которого никто и никогда не может понять до конца. Во-вторых, проблема эгоизма, трусости, лицемерия и мелочности, иногда охватывающих многих обывателей. В-третьих, несчастная любовь славного, но «бесперспективного» человека. В-четвертых, мимолетность и хрупкость человеческой жизни, беззащитность ее перед лицом стихии, олицетворяемой хтонической Лягушкой.

Таким образом, возникает необходимость наделить персонажей всеми необходимыми антропоморфными чертами для выражения данных идей, и при этом сохранить узнаваемость насекомых-прототипов персонажей, чтобы сохранить связь с литературным источником. Именно эти задачи и стоят перед выбранной темой исследования.

 


Обзор основных задач

В ходе работы над выбранной темой должен быть решен ряд задач. Основная цель работы – исследование способов стилизации и анимации насекомых – предполагает поэтапное изучение предмета исследования и последовательную реализацию практической части как иллюстрации к исследовательской работе.

Для создания стилизации необходимо ознакомиться с анатомией реально существующих насекомых, изучить их строение и выделить основные внешние особенности, характерные для разных видов.

Далее нужно изучить существующие анимацонные работы, выполненные в разных техниках, в которых присутствуют насекомые, и выявить общие закономерности в стилизации насекомых и типажах героев фильмов. Различные стилистические решения конструктивных особенностей разных видов насекомых с целью подчеркивания черт характеров персонажей помогут выявить наиболее эффектные способы стилизацию

После этого можно приступать к работе над практической частью.

Сначала нужно создать предварительные листы персонажей, на основе которых будет рисоваться раскадровка. В первую очередь происходит разработка типажей с учетом характерных особенностей персонажей и ролей, которые они играют в фильме. Например, в рамках фильма «Букашечный город» типаж главного героя – «неудачливый мечтатель», наивный, немного неуклюжий, и не владеющий в полной мере привычными социальными навыками. Для того, чтобы подчеркнуть все эти качества, типаж главного героя был наделен долговязым тонким силуэтом, ему были сохранены повернутые назад коленки (эта деталь одновременно поддерживает связь с реальными кузнечиками и усиливает нелепость внешнего облика персонажа), также на Кузнечика был надет фрак (так же, как и коленки, фрак ассоциируется с деталью облика настоящих кузнечиков, и подчеркивает особенность характера персонажа – романтичность и некоторую старомодность). После определения силуэта типажа происходит уточнение деталей, присущих именно этому персонажу. На лице Кузнечика часто присутствует застенчивая улыбка. У него большие, немного грустные, часто удивленные, глаза. Одет он во фрак, нелепые полосатые брюки и рубашку. На голове Кузнечика – «усы», положение которых меняется в зависимости от эмоционального состояния персонажа.

Затем создается режиссерская экспликация и пишется литературный сценарий.

Одним из важнейших этапов подготовки к созданию мультипликационного фильма является разработка режиссерского сценария. В процессе выполнения этой задачи происходит уточнение особенностей стилизации персонажей, которое связано с нюансами изображения их действий в фильме.

В ходе работы над фильмом будут решаться исследовательские проблемы. В частности, вопрос поиска компромисса между сохранением черт реальных насекомых и антропоморфизацией персонажей с целью наиболее эффективного решения задач, стоящих перед персонажами.

Также необходимо изучить особенности движения персонажей, принадлежащих к различным семействам насекомых. Например, персонаж Кузнечик передвигается на нижних (задних) конечностях, как человек, однако его особенностью является то, что колени его ног повернуты назад, как у реальных кузнечиков. Персонаж Стрекоза в силу конструктивных особенностей своего прототипа (лапки стрекоз находятся ближе к голове, и если привести ее в вертикальное положение, ни одна из пар лапок не дотянется до земли) вообще передвигается исключительно по воздуху за счет мелких, но частых движений крыльями. Как видно из приведенных примеров, способ анимации движений персонажа напрямую зависит от того, каким образом была создана его стилизация.


Заключение

В результате проделанной работы определены основные задачи, стоящие перед исследовательской работой, и возможные способы их решения.

Был выбран сюжет фильма, иллюстрирующего исследовательскую часть работы, написаны экспликация, киносценарий и режиссерский сценарий. В соответствии с задачами, поставленными выбранным сюжетом, был определен путь, по которому будет происходить разработка стилизаций персонажей.

Также были нарисованы предварительные листы персонажей. На основе режиссерского сценария создана раскадровка.

Кроме того, был подобран и изучен материал для исследования, которым в данном случае является подборка мультфильмов о насекомых. В ходе изучения этого материала была окончательно определена техника работы (перекладка) и программное обеспечение, в котором будет производиться работа над практической частью.

 

 


Приложение 1. Сюжет

Текст песни Н. Носова на музыку В. Шаинского:

 

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик зелененький он был.

Представьте себе, представьте себе,

Совсем как огуречик.

Представьте себе, представьте себе,

Зелененький он был.

Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку,

Не трогал и козявку, и с мухами дружил.

Представьте себе, представьте себе,

Не трогал и козявку.

Представьте себе, представьте себе,

И с мухами дружил.

Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка,

Прожорливое брюшко, и съела кузнеца.

Представьте себе, представьте себе,

Прожорливое брюшко.

Представьте себе, представьте себе,

И съела кузнеца.

Не думал не гадал он, не думал не гадал он,

Никак не ожидал он такого вот конца.

Представьте себе, представьте себе,

Никак не ожидал он

Представьте себе, представьте себе,

Такого вот конца.

 

Место действия – город, в котором живут всевозможные Букашки. В этом фильме используется традиционный басенный прием олицетворения: показываются человеческие качества и свойства посредством образов животных.

Для того, чтобы увидеть человеческие действия и мотивации у насекомых, необходимо создать соответствующую среду. Именно поэтому Букашки будут жить в городе, хоть и своеобразном – скрытом в высокой траве, масштаб травы – эквивалентен очень высоким деревьям, например, секвойям. Город не должен быть современным мегаполисом, в котором все друг другу настолько безразличны, что трагедия, произошедшая с Кузнечиком, просто останется незамеченной. Не должен он быть и мрачным средневековым полисом, где всем есть дело до всех, но дело какое-то злобное и нездоровое. Будет изображен небольшой городок, камерный, провинциальный. Обстановка будет напоминать книжную Европу девятнадцатого века: мощеная площадь, окруженная небольшим количеством лавок с торговцами, узкие улочки, соответствующие костюмы. Поведение Букашек – вежливое, сдержанное.

Все действие разворачивается на одном и том же месте, в один и тот же день, линейно. Оно начинается с экспозиции, в которой мы знакомимся с обстановкой: видим площадь и действующие лица – очередь перед прилавком, Кузнечика. Далее, в завязке, происходит более подробное знакомство с характером главного героя – Кузнечика – через его действия по отношению к другим Букашкам (момент, когда он уступает Личинке место в очереди, чтобы той досталось последнее лакомство, иллюстрирует его доброту и стремление помогать окружающим). После этого действие органично концентрируется вокруг Кузнечика. Он видит Стрекозу у фонтана и решает подарить цветок ей, но, поскольку купить лакомство с цветками у него не получилось, прыгает за ним на стебель валерианы лекарственной, чтобы сорвать цветок самостоятельно. Но Стрекоза ждет солидного, почтенного Майского Жука, и соглашается прогуляться с Кузнечиком разве что от безысходности. Что в результате и становится понятно из того, что при появлении Майского Жука Стрекоза сразу же оставляет Кузнечика и возвращается к своему кавалеру.

И в этот момент происходит нечто, сопоставимое по масштабам для Букашечного города со стихийным бедствием: появляется Лягушка. Лягушка является угрозой практически для любого жителя городка, и, когда Букашки видят ее, то понимают, что в опасности каждая из них. Наступает кульминация: Кузнечик, громко здороваясь с Лягушкой, своим бесхитростным и наивным поведением невольно спасает их всех, переключая на себя внимание чудовища. Каждый горожанин понимает, что Кузнечик – самый безобидный и добродушный житель города, и всем его жаль, но никто не хочет вмешиваться и рисковать, даже Жуки, которых Лягушки не едят. После гибели Кузнечика каждый ощущает укол совести и чувство вины. Букашки стыдятся смотреть друг другу в глаза. Это находит выход в установлении памятника Кузнечику.

Для финала были смоделированы два варианта. В одном из них Стрекоза, та самая, которой Кузнечик подарил цветок, откупается от своего чувства вины и печальных воспоминаний возложением цветка на памятник, и, усыпив совесть, легкомысленно возвращается к Майскому Жуку. Несмотря на кажущуюся жизнерадостность, это был бы очень грустный финал, он бы подчеркнул несправедливость, с которой мир обошелся с Кузнечиком: даже Стрекоза, к которой Кузнечик питал наиболее сильные чувства, быстро забыла про трагедию и предпочла тому, чтобы извлечь из происшествия урок для себя, устроение своей обычной мещанской букашечной жизни. Поэтому был написан второй вариант финала. В нем Стрекоза остается рядом с памятником с цветком в лапке, осмысливая свою жизнь благодаря произошедшей трагедии. Мы оставляем Стрекозу в полной прострации и расстройстве чувств, но, как ни парадоксально, этот финал на самом деле является намного более жизнеутверждающим: по крайней мере одна Букашка, возможно, встанет на путь осознанности и не свяжет себя лицемерными и эгоистичными принципами Букашечного города.


Приложение 2. Сценарий

Когда подходит очередь КУЗНЕЧИКА, он уже собирается протянуть ЖУКУ монету и забрать последний рожок, но тут он слышит за спиной вздох, оборачивается и видит расстроенную ЛИЧИНКУ, которой не хватило рожков.

КУЗНЕЧИК неторопливо разворачивается, чтобы уйти от торговца, оглядывает площадь и видит сидящую на бортике фонтана СТРЕКОЗУ. Порывается пойти к ней, делает взмах верхней лапкой, напоминающий протягивание цветка, но понимает, что ничего не купил и подарить СТРЕКОЗЕ нечего.

Он попадает прямо на стебель этого растения и оказывается рядом с цветами. Срывает один из цветков, оборачивается на площадь. КУЗНЕЧИК спускается чуть ниже соцветия и присаживается на лист растения, чтобы было удобнее наблюдать.

КУЗНЕЧИК застенчиво смотрит на СТРЕКОЗУ и протягивает ей цветок. СТРЕКОЗА сначала продолжает смотреть на часы, но потом замечает КУЗНЕЧИКА, недоуменно смотрит на него; рассеянно улыбается и берет цветок, затем в последний раз смотрит на часы, решительно взмахивает головой, и, опираясь на лапку КУЗНЕЧИКА, спрыгивает с фонтана.

КУЗНЕЧИК держится немного позади, что-то сбивчиво рассказывает, размахивая лапками; забегает вперед, чтобы показать СТРЕКОЗЕ, как он жонглирует каплями росы, но тут видит за спиной СТРЕКОЗЫ нечто такое, из-за чего сразу же поникает и опускает взгляд.

СТРЕКОЗА испуганно взмахивает крыльями и начинает пятиться к фонтану, потом оборачивается к КУЗНЕЧИКУ, что-то говорит ему на ходу, затем отворачивается и быстро идет к МАЙСКОМУ ЖУКУ, придавая себе ускорение крыльями.

БУКАШКИ, видя это, медленно отходят от КУЗНЕЧИКА, с ужасом косясь на него, но избегая прямого взгляда. Вокруг КУЗНЕЧИКА образуется пустота, он недоуменно оглядывается по сторонам, и в этот момент ЛЯГУШКА хватает его языком и тащит в пасть.

ЛЯГУШКА проглатывает КУЗНЕЧИКА, медленно моргает; после того, как она открывает глаза, взгляд ее больше не жадный и хищный, а мутный и безразличный. ЛЯГУШКА медленно и тяжело разворачивается, отталкивается задними лапами и прыгает, скрываясь из виду.

Площадь снова освещается солнцем. БУКАШКИ несмело поднимают головы. На секунду возникает тишина. Некоторые БУКАШКИ проходят рядом с тем местом, где только что стоял КУЗНЕЧИК. Все БУКАШКИ избегают смотреть друг на друга и стыдливо опускают глаза, когда их пути пересекаются.

Потом двое БУКАШЕК принимаются что-то сооружать из этих материалов, а остальные образуют вокруг них плотное кольцо и наблюдают. Больше они не стыдятся друг друга, а, наоборот, что-то громко обсуждают, одобрительно кивают и активно жестикулируют.

Или

Постепенно БУКАШКИ расходятся, и у статуи остается только СТРЕКОЗА. Она все еще держит в руках цветок, который ей подарил КУЗНЕЧИК. Стрекоза смотрит на памятник, по ее щеке медленно стекает слеза. Майский Жук жужжит ей что-то издалека; она оборачивается на него рассеянно, как в начале смотрела на Кузнечика, отрицательно качает головой, присаживается на бортик фонтана и остается, погруженная в размышления.

КОНЕЦ
Приложение 3. Режиссёрский сценарий

 

 

 

 

Приложение 4. Листы персонажей

 

Приложение 5. Раскадровка

 


Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Обоснование выбора темы.. 5

Обзор основных задач. 6

Заключение. 7

Приложение 1. Сюжет. 8

Приложение 2. Сценарий. 10

Приложение 3. Режиссёрский сценарий. 12

Приложение 4. Листы персонажей. 18

Приложение 5. Раскадровка. 20

 


Введение

Целью дипломного проекта является исследование способов стилизации и анимации насекомых. Для того, чтобы провести такое исследование, необходимо изучить мультипликационные фильмы, в которых действующими лицами являются насекомые, и применить полученные знания на практике в ходе работы над иллюстрацией к дипломному проекту – собственному мультфильму, для того, чтобы выяснить, какие из способов стилизации и анимации помогают наиболее эффективно решать поставленные режиссерские задачи.

В качестве практической части дипломной работы будет создан анимационный фильм «Букашечный город». Основой данного фильма является песня Николая Носова на музыку Владимира Шаинского «В траве сидел кузнечик». Сюжет фильма моделирует один из вариантов раскрытия темы песни «В траве сидел кузнечик» в контексте этических, психологических и социальных проблем человеческого общества. В качестве одной из идей фильма выступает предложение взглянуть на привычные простые слова песни под необычным углом и проиллюстрировать, что проблемы общества являются всепроникающими и могут находить выражение даже в совершенно безобидных литературных произведениях.

Сюжет будет развиваться в фантастическом городе, в котором живут антропоморфные букашки (отсюда название мультфильма – «Букашечный город»). Главный персонаж фильма – Кузнечик. В экспозиции происходит ознакомление зрителя со средой, в которой будет разворачиваться действие, и с некоторыми персонажами, в том числе с Кузнечиком. Кузнечик представляется наивным, добрым и бескорыстным, но плохо приспособленным к прагматичным и достаточно жестким условиям городского социума. В ходе развития действия появится второй ключевой персонаж – Стрекоза, к которой Кузнечик испытывает нежные романтические чувства. Кузнечик попытается ухаживать за Стрекозой, но будет отвергнут в пользу более перспективного по меркам мещанства Майского Жука. После чего мирная жизнь букашечного города будет нарушена вторжением исполинской (в масштабах крошечных насекомых) чудовищной Лягушки. Лягушка выступает не разумным персонажем, а скорей стихийной силой, которой букашки ничего не могут противопоставить, и потому появление земноводного повергает их в панику. Один Кузнечик в силу своей наивности и патологического дружелюбия, пусть и неосознанно, но спасет других букашек, привлекая внимание Лягушки вежливым приветствием. Лягушка съест «кузнеца», наестся и потеряет интерес к другим букашкам. Те, придя в себя, испытают последовательную реакцию от облегчения до благодарности к Кузнечику через чувство вины за свое малодушие. Это будет выражаться в их действиях: после того, как пройдет оцепенение, они двинутся дальше по своим делам, стыдливо отводя взгляды друг от друга, но затем компенсируют чувство вины возведением памятника Кузнечику. В финале фильма будет сделан акцент на реакции Стрекозы на гибель Кузнечика.

Сюжет был выбран с учетом необходимости применить к персонажам-насекомым значительную степень стилизации. В результате было решено работать в технике перекладки, потому что несмотря на стилизацию персонажи будут достаточно детально проработаны графически; кроме того, особенности конструкции насекомых (жесткий внешний скелет и отсутствие гибкости в составляющих частях) располагают к использованию именно такой техники. Работать я буду в программе Toon Boom Animate Pro: она располагает всеми необходимыми средствами для решения поставленных задач.

Перед тем, как приступить к реализации практической части, необходимо, как было упомянуто выше, изучить существующие примеры анимирования насекомых.

Впервые насекомые появились в кукольных мультипликационных фильмах режиссера Владислава Старевича, работавшего на студии кинопромышленника Александра Ханжонкова. Наиболее интересующая меня работа Старевича – фильм «Стрекоза и муравей», вышедший в 1913 году. Дело в том, что в этом фильме на самом деле участвуют не муравей и стрекоза, а муравей и кузнечик.

Кроме фильмов Владислава Старевича, существует масса примеров изображения насекомых в мультипликации: например, «Боевой кузнечик» (режиссер Алексей Папшин, 1977 г., Саратовтелефильм), «Первая скрипка» (режиссер Дмитрий Бабиченко, 1958 г., Союзмультфильм), «Путешествие муравья» (режиссер Эдуард Назаров, 1983 г., Союзмультфильм), «Одуванчик - толстые щеки» (режиссер Алла Грачева, 1971 г., Киевнаучфильм), мультсериал «Приключения пчёлки Майи» (режиссеры Хироси Сайто, Мицуо Каминаси, Сэйдзи Эндо, 1975-1976 гг., Nippon Animation), «Дюймовочка» (режиссер Леонид Амальрик, 1964 г., Союзмультфильм), «Веселая карусель N 23. Стрекоза» (режиссер Алексей Шелманов, 1991 г., Союзмультфильм), «Весенняя муха» (режиссеры Харди Вольмер, Рихо Унт, 1986 г., Таллиннфильм), «Гусеницы» (режиссер Елена Бухарина, 2009 г., Студия М.И.Р.), «Приключения кузнечика Кузи» (режиссер Инесса Ковалевская, 1990 г., Союзмультфильм), «Муравьишка-хвастунишка» (режиссер Владимир Полковников, 1961 г.), «Стрекоза и муравей» (режиссер Николай Федоров, 1961 г., Союзмультфильм), «Светлячок и росинка» (режиссер Юрий Бутырин, 1978 г., Беларусьфильм), «Сверчок и пила» (режиссер Зденек Миллер), «Жила-была муха» (режиссер Алена Оятьева, 2008 г., Киновидеостудия "Анимос"), «Жила-была последняя мушка» (режиссер Владимир Петкевич, 2009 г., Беларусьфильм), «Жила-была пчелка» (режиссер Алексей Папшин, 1978 г., Саратовтелефильм), «Жу-жу-жу» (режиссер Лев Мильчин, 1966 г., Союзмультфильм), «Жук – кривая горка» (режиссер Анатолий Резников, 1973 г., Экран), «Зеленый кузнечик» (режиссер Раса Страутмане, 1972 г., Союзмультфильм), «Комар» (режиссер Андрей Золотухин, 2003 г.), «Мотылек» (режиссер Борис Тузанович, 1991 г., Союзтелефильм), «Муравейка» (режиссер Татьяна Мусалямова, 2008 г.), «Муравьиное счастье» (режиссер Алексей Миронов, 2002 г., школа-студия «ШАР»), «Би Муви: Медовый заговор» (режиссеры: Саймон Смит, Стив Хикнер, 2007 г., Paramount Pictures, Dreamworks Animation), «Муравец Антц» (режиссеры Эрик Дарнелл, Тим Джонсон, 1998 г., DreamWorks SKG), «Приключения Флика» (режиссер Джон Лассетер, 1998 г., Pixar Animation Studios), мультсериал «Букашки» (режиссеры Хелен Жиро, Томас Забо, 2006 г., Futurikon).

В ходе подготовки к реализации практической части дипломной работы должны быть определены основные задачи проекта и выполнены все подготовительные работы для создания мультипликационного фильма: листы персонажей, компоновочные планы, киносценарий и режиссерский сценарий, раскадровка. Предварительно планируется отрисовывать части моделей персонажей в программе Adobe Photoshop CS3, затем импортировать их в виде изображений в Toon Boom Animate Pro, где из них будут собираться марионетки. Фоновые рисунки также предполагается создавать в Adobe Photoshop CS3. Дальнейшая работа над анимацией будет производиться в Toon Boom Animate Pro. Обработка саундтрека к фильму будет производиться в программе Adobe Audition 3.0. Указанные программы были выбраны как предоставляющие наиболее полный спектр технических возможностей для реализации поставленных задач.


Обоснование выбора темы

Тема дипломной работы сформулирована как «Исследование способов стилизации и анимации насекомых». Данная тема очень актуальна: персонажи-насекомые часто используются в мультипликации, антропоморфные же насекомые являются прекрасным средством для иносказательного изображения поведения людей благодаря разнообразию видов и форм, каждая из которых позволяет наглядно и понятно выразить особенности человеческих характеров.

Мультфильм, являющийся практической составляющей дипломной работы, также затрагивает острые и интересные проблемы. Одна из идей заключается в огромной свободе для фантазии человека, способной вписать даже самые простые детские стихи в актуальный социальный контекст. Проблем, которые поднимает фильм, несколько. Во-первых, трагическая обреченность абсолютно наивного, беззлобного и бескорыстного человека, которого никто и никогда не может понять до конца. Во-вторых, проблема эгоизма, трусости, лицемерия и мелочности, иногда охватывающих многих обывателей. В-третьих, несчастная любовь славного, но «бесперспективного» человека. В-четвертых, мимолетность и хрупкость человеческой жизни, беззащитность ее перед лицом стихии, олицетворяемой хтонической Лягушкой.

Таким образом, возникает необходимость наделить персонажей всеми необходимыми антропоморфными чертами для выражения данных идей, и при этом сохранить узнаваемость насекомых-прототипов персонажей, чтобы сохранить связь с литературным источником. Именно эти задачи и стоят перед выбранной темой исследования.

 


Обзор основных задач

В ходе работы над выбранной темой должен быть решен ряд задач. Основная цель работы – исследование способов стилизации и анимации насекомых – предполагает поэтапное изучение предмета исследования и последовательную реализацию практической части как иллюстрации к исследовательской работе.

Для создания стилизации необходимо ознакомиться с анатомией реально существующих насекомых, изучить их строение и выделить основные внешние особенности, характерные для разных видов.

Далее нужно изучить существующие анимацонные работы, выполненные в разных техниках, в которых присутствуют насекомые, и выявить общие закономерности в стилизации насекомых и типажах героев фильмов. Различные стилистические решения конструктивных особенностей разных видов насекомых с целью подчеркивания черт характеров персонажей помогут выявить наиболее эффектные способы стилизацию

После этого можно приступать к работе над практической частью.

Сначала нужно создать предварительные листы персонажей, на основе которых будет рисоваться раскадровка. В первую очередь происходит разработка типажей с учетом характерных особенностей персонажей и ролей, которые они играют в фильме. Например, в рамках фильма «Букашечный город» типаж главного героя – «неудачливый мечтатель», наивный, немного неуклюжий, и не владеющий в полной мере привычными социальными навыками. Для того, чтобы подчеркнуть все эти качества, типаж главного героя был наделен долговязым тонким силуэтом, ему были сохранены повернутые назад коленки (эта деталь одновременно поддерживает связь с реальными кузнечиками и усиливает нелепость внешнего облика персонажа), также на Кузнечика был надет фрак (так же, как и коленки, фрак ассоциируется с деталью облика настоящих кузнечиков, и подчеркивает особенность характера персонажа – романтичность и некоторую старомодность). После определения силуэта типажа происходит уточнение деталей, присущих именно этому персонажу. На лице Кузнечика часто присутствует застенчивая улыбка. У него большие, немного грустные, часто удивленные, глаза. Одет он во фрак, нелепые полосатые брюки и рубашку. На голове Кузнечика – «усы», положение которых меняется в зависимости от эмоционального состояния персонажа.

Затем создается режиссерская экспликация и пишется литературный сценарий.

Одним из важнейших этапов подготовки к созданию мультипликационного фильма является разработка режиссерского сценария. В процессе выполнения этой задачи происходит уточнение особенностей стилизации персонажей, которое связано с нюансами изображения их действий в фильме.

В ходе работы над фильмом будут решаться исследовательские проблемы. В частности, вопрос поиска компромисса между сохранением черт реальных насекомых и антропоморфизацией персонажей с целью наиболее эффективного решения задач, стоящих перед персонажами.

Также необходимо изучить особенности движения персонажей, принадлежащих к различным семействам насекомых. Например, персонаж Кузнечик передвигается на нижних (задних) конечностях, как человек, однако его особенностью является то, что колени его ног повернуты назад, как у реальных кузнечиков. Персонаж Стрекоза в силу конструктивных особенностей своего прототипа (лапки стрекоз находятся ближе к голове, и если привести ее в вертикальное положение, ни одна из пар лапок не дотянется до земли) вообще передвигается исключительно по воздуху за счет мелких, но частых движений крыльями. Как видно из приведенных примеров, способ анимации движений персонажа напрямую зависит от того, каким образом была создана его стилизация.


Заключение

В результате проделанной работы определены основные задачи, стоящие перед исследовательской работой, и возможные способы их решения.

Был выбран сюжет фильма, иллюстрирующего исследовательскую часть работы, написаны экспликация, киносценарий и режиссерский сценарий. В соответствии с задачами, поставленными выбранным сюжетом, был определен путь, по которому будет происходить разработка стилизаций персонажей.

Также были нарисованы предварительные листы персонажей. На основе режиссерского сценария создана раскадровка.

Кроме того, был подобран и изучен материал для исследования, которым в данном случае является подборка мультфильмов о насекомых. В ходе изучения этого материала была окончательно определена техника работы (перекладка) и программное обеспечение, в котором будет производиться работа над практической частью.

 

 


Приложение 1. Сюжет

Текст песни Н. Носова на музыку В. Шаинского:

 

В траве сидел кузнечик, в траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик зелененький он был.

Представьте себе, представьте себе,

Совсем как огуречик.

Представьте себе, представьте себе,

Зелененький он был.

Он ел одну лишь травку, он ел одну лишь травку,

Не трогал и козявку, и с мухами дружил.

Представьте себе, представьте себе,

Не трогал и козявку.

Представьте себе, представьте себе,

И с мухами дружил.

Но вот пришла лягушка, но вот пришла лягушка,

Прожорливое брюшко, и съела кузнеца.

Представьте себе, представьте себе,

Прожорливое брюшко.

Представьте себе, представьте себе,

И съела кузнеца.

Не думал не гадал он, не думал не гадал он,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.122 с.)