Тест «коммуникабельны ли вы. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тест «коммуникабельны ли вы. »



Приложения

1. Тест «Коммуникабельны ли вы?»

2. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

3. Тест «Каков ваш уровень невербального общения?»

4. Опросник «Ваши коммуникативные и организаторские
склонности»

5. Тест «Ваш стиль делового общения»

6. Тест «Умеете ли вы вести диалог?»

7. Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение?»

8. Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли?»

9. Правила проведения пресс-конференций.

10. Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?»

11. Тест «Насколько вы конфликтны?»

12. Опросник Томаса–Килменна «Ваш стиль поведения
в конфликте»

13. Тест «Куда вы идете: к стрессу или от него?»

14. Тест «Справляетесь ли вы со стрессом?»

15. Методы выхода из стресса

16. Опросник для определения уровня самооценки

17. Тест «Организованный ли вы человек?»

18. Тест «Какой вы психолог?»

19. Требования к творческому руководителю


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?»

В разделе 1.1. рассматривается социальная сущность общения. Определить, насколько человек коммуникабелен, позволяет данный тест.

Предлагается ответить «да», «иногда» или «нет» на следующие вопросы:

1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Вас не тяготит ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу, пока станет совсем невмоготу?

3. Вызывает ли у вас неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании или собрании?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы усилия, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратиться к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час и т.д.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане, либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, театральной кассе). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в рассмотрении конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Ключ к тесту

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» - в 1 балл; «нет» - в 0 баллов. Общее число баллов суммируется, и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

От 30 до 32 баллов – вы явно не коммуникабельны, и в этом ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.

От 25 до 29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

Вы знаете эту особенность своего характера, и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

От 19 до 24 баллов – вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверено. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много критики, без всякого на то основания.

Эти недостатки исправимы.

От 9 до 13 баллов – вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры), любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите.

Чего вам не достает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

От 4 до 8 баллов – вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца.

По этой причине руководитель и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно, вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами.

Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте и о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

Конечно же, нельзя абсолютизировать результаты теста, однако они все же могут навести на размышления. Если руководитель считает необходимым проводить самоанализ, хотя бы на основе вопросников подобного типа, то это уже само по себе говорит об искреннем желании понять и устранить затруднения, связанные с налаживанием контактов с окружающими.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Ключ к опроснику

Начислите себе баллы следующим образом. Если вы ответили положительно («да») на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый из них.

От 1 до 3 баллов – трудно сказать: то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительно-назойливы, что вас стараются избегать. Но факт остается фактом: общаться с вами не всегда приятно, а порой даже тяжело.

Вам бы следовало над этим задуматься.

От 4 до 8 баллов – вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник. Вы можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но не требуете от окружающих в такие минуты особого внимания к вашей персоне.

От 9 до 11 баллов – вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно.

Возникает только один вопрос: не приходится ли вам иногда играть, как на сцене?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест «КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ?»

В разделе 1.2 рассматривается структура социального общения. Предлагаемый тест позволяет оценить степень владения невербальными компонентами общения.

Предлагается ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я говорю слишком тихо.

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым человеком вызывает у меня тревогу.

5. Я часто бываю скован в движениях.

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислоняться или на что-либо не облокотиться.

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения партнера, сосредоточиваясь на его речи.

8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения несколькими хорошо знакомыми мне людьми.

9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

10. Мне трудно скрывать внезапно возникшие эмоции.

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.

Ключ к тесту

Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили, и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность. Этой же цели служит и теоретический материал главы 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Опросник «ВАШИ КОММУНИКАТИВНЫЕ
И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ»

В разделе 1.6 рассматривается сущность и виды делового общения. Эффективность общения складывается из природных способностей и приобретенных умений. Предлагается выполнить тест, позволяющий определить уровень индивидуальных коммуникативно-организаторских способностей.

Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы нам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. Итак, ответьте «да» или «нет».

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вы включаетесь в новую и малознакомую для вас компанию?

12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли вам удается установить контакт с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравиться ли вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?

28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?

30. Интересно ли вам и принимаете ли вы по своей инициативе участие в общественной работе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами, а немедленно уступаете?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

Ключ к тесту

Для того чтобы подсчитать свой результат по шкале «коммуникативные склонности», воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» на 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37-й вопросы за каждый ответ «нет» на 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39-й вопросы. Коэффициент коммуникативности (Кк) определяется отношением количества «сырых» баллов по данной шкале к числу вопросов (20). Величина коэффициента от 0,10 до 0,45 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,46 до 0,55 – №2; от 0,56 до 0,65 – № 3; от 0,66 до 0,75 – № 4; от 0,76 до 1,00 – № 5.

Для того, чтобы подсчитать свой результат по шкале «организаторские склонности», воспользуйтесь следующим «ключом»: поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38-й вопросы и за каждый ответ «нет» на 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40-й вопросы. Коэффициент организаторских склонностей (Ко) определяется путем выяснения количества «сырых» баллов по данной шкале к числу вопросов (20). Величина коэффициента от 0, 20 до 0,55 соответствует шкальной оценке № 1; от 0,56 до 0,65 – № 2; от 0, 66 до 0,70 – № 3; от 0,71 до 0,80 – № 4; от 0,81 до 1,00 – № 5.

Характеристика испытуемых по шкальной оценке.

№ 1. Характеризуется низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей (далее – КОС).

№ 2. КОС присущи, но на уровне ниже среднего. Такие люди не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление ими инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

№ 3. Характерен средний уровень проявления КОС. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Такие люди нуждаются в дальнейшей серьезной и планомерной работе по формированию и развитию КОС.

№ 4. Относятся к группе с высоким уровнем проявления КОС. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

№ 5. Обладают высоким уровнем проявления КОС. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. Они инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято окружающими, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия. Они настойчивы в деятельности, которая их привлекает, сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ключ к тесту

С помощью приведенного ниже «ключа» подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сумма баллов по каждому из стилей не может быть более 20), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким стилям – значит они присущи вам в равной степени.

Стиль1: 1, 8, 9, 13, 17, 24, 26, 31, 33, 40, 41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79;

Стиль 2: 2, 7, 10, 14, 18, 23, 25, 30, 34, 37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75, 78;

Стиль 3: 3, 6, 11, 15, 19, 22, 27, 29, 35, 38, 43, 46, 49, 56, 59, 64, 67, 71, 76, 80;

Стиль 4: 4, 5, 12, 16, 20, 21, 28, 32, 36, 39, 44, 45, 52, 54, 60, 61, 68, 72, 73, 77.

Стиль 1 – основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно обсуждение: результатов, конкретных вопросов, поведения, продуктивности, эффективности, продвижения вперед, ответственности, подтверждений, опыта, препятствий, достижений, изменений, решений.

Эти люди: – прагматичны;

– прямолинейны;

– часто взволнованы;

– решительны;

– быстры (переключаются с одного на другое);

– энергичны, порой составляет проблему для партнера.

Стиль 2 – основное внимание уделяется процессу (ориентация на процесс). Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, проверки, апробирования, анализа, наблюдений, доказательств, деталей.

Эти люди: – ориентированы на систематичность, последовательность, причинно-следственные связи;

– честны;

– многословны;

– мало эмоциональны;

– тщательны;

– методичны.

Стиль 3 – основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам(ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: людей в целом, человеческих нужд, человеческих мотивов, работы в команде, проблем общения, чувств, «духа работы в команде», понимания, саморазвития, восприимчивости, осознанности, сотрудничества, убеждений, ценностей, ожиданий, отношений.

Эти люди: – спонтанные;

– сопереживающие;

– «теплые»;

– психологически ориентированные;

– эмоциональные;

– восприимчивые;

– чувствительные.

Стиль 4 – основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам людей и т.п. (ориентация на людей). для людей этого стиля характерно обсуждение: концепций, нововведений, творческого подхода, возможностей, вероятностей, больших планов, различных вопросов, что происходит нового в данной области, взаимозависимости, новых путей, новых методов, улучшений, проблем, потенциала, альтернатив.

Эти люди: – с хорошим воображением;

– харизматичны;

– порой их сложно понимать;

– эгоцентричны;

– мало реалистичны;

– творчески настроены;

– полны идей;

– оказывают стимулирующее влияние на других.

Как лучше строить деловое общение, если:

1. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1:

– сконцентрируйтесь на результатах (сразу предложите проект решения);

– сформулируйте ваши предложения (не надо много альтернатив);

– будьте по возможности кратки;

– подчеркните практическую направленность ваших предложений;

- используйте визуальные средства (графики, схемы, таблицы).

2. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 2:

– будьте точны (опирайтесь на факты);

– используйте логический порядок: предыстория, состояние, развитие;

– разбейте ваши рекомендации на составные части;

– предлагая, укажите положительные и отрицательные вальтернативы;

– не торопите вашего партнера;

– упорядочите ваши предложения (1, 2, 3…).

3. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 3:

– предварите деловые отношения небольшой беседой (не начинайте сразу разговор о деле);

– подчеркните связь между вашими предложениями и нуждами и проблемами людей;

– покажите как то, что вы предлагаете, работало в прошлом;

– укажите, что вас поддерживают (или поддержали бы) все уважаемые люди;

– при деловой переписке используйте неформальный стиль.

4. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 4:

– отведите достаточное время для обсуждений;

– не раздражайтесь, если ваш партнер, вместо того чтобы обсуждать существо проблемы, «ходит вокруг да около»;

– в своем вступительном слове постарайтесь обозначить данную проблему в более широком концептуальном контексте;

– подчеркните уникальность вашей идеи или темы;

– в письменном обращении в самом начале постарайтесь выделить ключевые понятия, которые лежат в основе ваших идей и предложений. Начинайте с общих положений, а затем переходите к частностям.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ключ к тесту

Запишите по очку за каждый следующий ответ:

1 – Нет. 2 – Нет. 3 – Нет. 4 – Нет. 5 – Да. 6 – Нет. 7 – Нет. 8 – Да. 9 – Нет. 10 – Да. 11 – Да. 12 – Да. 13 – Да. 14 – Нет. 15 – Нет. 16 – Нет. 17 – Нет. 18 – Да.

Суммируйте набранные очки и посмотрите результат:

От 0 до 6 очков: вы не рождены для диалогов и переговоров. Попробуйте еще раз прочитать вопросы теста и подумайте, как вам надо бы поступить в том или ином случае, чтобы приобрести хотя бы некоторые черты дипломата. Возможно, поможет.

От 7 до 12 очков: вы конечно же, умеете вести переговоры, умеете обосновывать свою точку зрения и защищать ее. Правда, иногда срываетесь, причем в самый неподходящий момент. Но, скорее всего, у вас хватит здравого смысла вовремя остановиться. Некоторое совершенствование искусства диалога вам не повредит.

От 13 до 18: о, вы ловки и искусны в переговорах – ведете их изящно, со знанием дела, настойчиво. Одним словом – дипломат! Но вот обратите внимание: ваша сдержанность, немногословие и уклончивость в высказывании нелицеприятных оценок могут стать вашей чертой характера и проявляться совсем не к месту. Поэтому окружающие могут считать, что вы не способны быть искренним и открытым. Не злоупотребляйте своими дипломатическими способностями, особенно среди близких и друзей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ключ к опроснику

Ответ «нет, так не бывает» оценивается в 1 балл;

«нет, обычно так не бывает» – в 2 балла;

«затрудняюсь ответить» – в 3 балла;

«да, обычно так бывает» – в 4 балла;

«да, так бывает всегда» – в 5 баллов.

Суммируйте баллы, поставленные вами против утверждений 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37 и 40, и обозначьте сумму через А (она в интервале от 20 до 100 баллов).

Для получения суммы В подсчитайте количество баллов по утверждениям 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38 и 39 (эта величина также должна находится в интервале от 20 до 100).

Результаты теста показывают, является ли ваше поведение на совещаниях (переговорах) дипломатичным или авторитарным.

Если сумма А не менее чем на 10 баллов превышает сумму В, то вы – хороший дипломат.

Если же сумма В как минимум на 10 баллов больше суммы А, то вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно.

Если же обе суммы (А и В) различаются менее, чем 10 баллами, то ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе. Она может быть как положительной, так и отрицательной – в зависимости от обстоятельств.

Допустим, стиль вашего поведения определен с помощью этого теста однозначно. В таком случае дипломатичный стиль означает, что у вас есть стремление учесть мнение других сотрудников и партнеров. При этом неизбежны компромиссы, зато участники встречи или совещания убеждаются, что есть и их вклад в принятие решения, что их сотрудничество вам, как руководителю, небезразлично.

Некоторые участники встречи (совещания) стремятся «протащить» свои проекты, действуют напористо. Партнерам по встрече редко выпадает возможность высказаться. Носители такого активно-агрессивного поведения ограничивают возможности других участников общения.

Если так ведет себя руководитель, то его поведение называется авторитарным. Онуверенно держит бразды правления, подает множество предложений, сообщает новую информацию, формулирует свое мнение категорично, не допускает возражений, не добивается всеобщего согласия, не ищет поддержки, необходимой для его реализации.

Выбор способа поведения зависит от поставленных целей, а также от конкретной ситуации, в которой вы будете проводить то или иное совещание или беседу, переговоры. Дипломатия в общении уместна в следующих случаях:

– достаточно времени, чтобы обсудить все доводы;

– решение будет успешно реализовано только тогда, когда его признают все участники обсуждения;

– участники совещания (переговоров) понимают проблему и знают варианты ее разрешения;

– возникли большие разногласия, и необходимо переубедить несогласных в правильности принимаемого решения.

Авторитарное поведение допустимо, если по каким-либо причинам нельзя обратиться к помощи партнеров ни при творческом обсуждении, рассмотрении данного вопроса, ни при последующем его решении. Это бывает в том случае, если необходимо как можно быстрее принять решение.

Психологи, работающие в крупных фирмах и на предприятиях, утверждают, что оба стиля поведения – дипломатичный и авторитарный – могут приводить к успеху. Однако авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать и дальше. В противном случае, в дальнейшем вам не поможет никакая дипломатия.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Ключ к тесту

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.

От 12 до 16 баллов – отличный результат;

от 10 до 12 баллов – средний результат;

меньше 9 баллов – плохой результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Приложения

1. Тест «Коммуникабельны ли вы?»

2. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

3. Тест «Каков ваш уровень невербального общения?»

4. Опросник «Ваши коммуникативные и организаторские
склонности»

5. Тест «Ваш стиль делового общения»

6. Тест «Умеете ли вы вести диалог?»

7. Тест «Умеете ли вы вести деловое обсуждение?»

8. Тест «Умеете ли вы излагать свои мысли?»

9. Правила проведения пресс-конференций.

10. Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам?»

11. Тест «Насколько вы конфликтны?»

12. Опросник Томаса–Килменна «Ваш стиль поведения
в конфликте»

13. Тест «Куда вы идете: к стрессу или от него?»

14. Тест «Справляетесь ли вы со стрессом?»

15. Методы выхода из стресса

16. Опросник для определения уровня самооценки

17. Тест «Организованный ли вы человек?»

18. Тест «Какой вы психолог?»

19. Требования к творческому руководителю


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «КОММУНИКАБЕЛЬНЫ ЛИ ВЫ?»

В разделе 1.1. рассматривается социальная сущность общения. Определить, насколько человек коммуникабелен, позволяет данный тест.

Предлагается ответить «да», «иногда» или «нет» на следующие вопросы:

1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Вас не тяготит ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу, пока станет совсем невмоготу?

3. Вызывает ли у вас неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на какую-либо тему на совещании или собрании?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы усилия, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратиться к вам с просьбой (показать дорогу, сказать, который час и т.д.)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 30 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане, либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, театральной кассе). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в рассмотрении конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-то в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Ключ к тесту

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «иногда» - в 1 балл; «нет» - в 0 баллов. Общее число баллов суммируется, и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

От 30 до 32 баллов – вы явно не коммуникабельны, и в этом ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

Старайтесь стать общительнее, контактнее, контролируйте себя.

От 25 до 29 баллов – вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

Вы знаете эту особенность своего характера, и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

От 19 до 24 баллов – вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверено. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много критики, без всякого на то основания.

Эти недостатки исправимы.

От 9 до 13 баллов – вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры), любите высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите.

Чего вам не достает – так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

От 4 до 8 баллов – вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете успешно довести его до конца.

По этой причине руководитель и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее – ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно, вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Серьезная работа не для вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с вами.

Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте и о своем здоровье – такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

Конечно же, нельзя абсолютизировать результаты теста, однако они все же могут навести на размышления. Если руководитель считает необходимым проводить самоанализ, хотя бы на основе вопросников подобного типа, то это уже само по себе говорит об искреннем желании понять и устранить затруднения, связанные с налаживанием контактов с окружающими.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.68 (0.153 с.)