Правоохранительные органы в период НЭПа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительные органы в период НЭПа



 

Органы юстиции. В 1922 г. сначала в РСФСР, а затем в Белоруссии, на Украине, в Закавказье начинается создание органов прокуратуры, функции которой ранее выполняли различные органы, главным образом наркоматы юстиции республик.

На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных и местных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела против должностных и частных лиц, осуществляла надзор за производством дознания и предварительного следствия, поддерживала обвинения в суде, опротестовывала приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, вела надзор за местами заключения.

Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должности являлся народный комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернских прокуроров, подчиняющихся только ему. В уезды посылались помощники губернского прокурора.

Органы государственной безопасности. За годы Гражданской войны компетенция ВЧК сильно расширилась, далеко выйдя за пределы охраны госбезопасности. Вопрос о реорганизации ВЧК был поставлен IX Всероссийским съездом Советов в декабре 1921 г. и в 1922 г. ВЧК была упразднена, однако вместо нее в составе НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление, которое приняло на себя функции охраны госбезопасности, при этом было освобождено от пресечения общеуголовных преступлений.

С образованием СССР было создано Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК Союза ССР. ОГПУ руководило соответствующими органами в союзных республиках, выведенными в 1923 г. из структуры НКВД. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного Суда СССР.

Органы милиции. По Положению о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР 1922 г. на милицию было возложено поддержание порядка и спокойствия в стране, обеспечение проведения в жизнь законов Советского государства, охрана учреждений, предприятий. В 1925—1926 гг. милиции вменили в обязанность оказание содействия органам государственного управления в охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам. Милиция считалась вспомогательным органом государства, функции милиции со временем все больше расширялись, на нее возлагались обязанности, не свойственные этому органу. При этом штаты милиции систематически сокращали, урезали и расходы на ее содержание.

Кроме общей, была создана ведомственная милиция для охраны государственных предприятий и учреждений, обеспечения общественного порядка и производства дознания на территории, занимаемой этими учреждениями. Ведомственная милиция разделялась на специальные виды в зависимости от характера охраняемых объектов и содержалась на средства обслуживаемых предприятий и учреждений.

 

 

Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.

 

Образование СССР. Основными предпосылками образования СССР являлись угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики, а также развитие федеративных отношений между независимыми советскими республиками.

В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило «Основные пункты Конституции СССР», на базе которых были разработаны проекты Декларации и Договоры об образовании Союза ССР.

В декабре 1922 г. состоялись съезды Советов Закавказья, Украины, Белоруссии. На них были приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, которым было признано своевременное объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик.

30 декабря 1922 г. открылся I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик.

Декларация провозглашала образование СССР и определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. Устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение Договора могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось.

Конституция СССР. Принята ЦИК Союза 6 июля 1923 г., ратифицирована съездами Советов республик, окончательно утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924 г.

Конституция СССР, по существу, заменила собой Союзный договор, окончательно закрепив идеи федерации союзных республик. В СССР сочетался суверенитет Союза с суверенными правами его членов.

Конституция определяла компетенцию Союза: общее управление народным хозяйством и его важнейшими отраслями, регулирование межреспубликанских отношений, организацию и руководство вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, представительство в международных отношениях. К ведению Союза также относились: установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками.

Большое внимание уделялось гарантиям прав членов Союза. Так, права союзного государства были перечислены исчерпывающе, права же членов Союза ничем не ограничивались, за исключением сфер, переданных союзному государству. Закреплялось также право свободного выхода из Союза.

 

 

44. Национально-государственное | устройство СССР в 1920—1940 гг.

 

Советский Союз был образован четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР Однако вскоре число его членов увеличивалось, что явилось результатом национально-государственного размежевания автономий внутри страны и увеличения территории СССР за счет внешних приобретений. | В основу образования новых республик был положеннационально-территориальный принцип, при этом многие народы впервые получили возможность создания национальных государственных образований.

В 1924—1925 гг. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии были созданы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В мае 1925 г. III Всесоюзный съезд Советов принял новые республики в состав СССР в качестве равноправныхчленов.

В октябре 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял решение о преобразовании из автономной в союзную республику. В 1931 г. VI съезд Советов СССР подтвердил вхождение Таджикской ССР в состав Союза. В июне 1936 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) был поставлен вопрос об упразднении ЗСФСР В феврале-марте1937 г. были приняты новые конституции Грузии, Армении и Азербайджана, этими республиками былоюридически принято решение о ликвидации Закавказской Федерации. В составе Союза вместо ЗСФСР появились Грузинская ССР, Азербайджанская ССР и Армянская ССР.

5 декабря 1936 г. с принятием Конституции СССР Казахская АССР была преобразована в союзную республику. В марте 1937 г. съезд Советов Киргизии принял новую Конституции республики, по которой Киргизская ССР становилась членом Союза.

Весной 1940 г. после подписания мирного договора с Финляндией, территориальных приобретений СССР, а также в силу политических причин из Карельской АССР была образована Карело-Финская ССР. Летом 1940 г. после возвращения СССР территории Бессарабии, оккупированной с 1918 г. Румынией, была образована Молдавская ССР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР удовлетворил ходатайства Литвы, Латвии и Эстонии о вхождении в состав СССР. Общее число союзных республик достигло 16 (Карело-Финская ССР была упразднена в 1956 г.).

В данный период под влиянием тенденций централизации произошло изменение статуса союзных республик. Управление промышленностью и сельским хозяйством все больше переходило в руки Союза.

Дальнейшее развитие получает советская автономия, увеличивается число АССР, что связано с повышением общего уровня национальной государственности в стране. Образуются автономные области (Хакасская, Еврейская). Возникает также новая форма автономии – национальные округа, которые стали наиболее характерной формой автономии для народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Благодаря последовательному проведению национальной политики государству удалось относительно быстро добиться успехов в развитии малых народностей этих регионов, что позволило создать национально-государственные образования данных народов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.008 с.)