Управленческое знание как вид социального знания. Структура управленческого знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческое знание как вид социального знания. Структура управленческого знания



Управленческое знание как вид социального знания. Структура управленческого знания

Управленческое знание, используемое в рефлексивных (функционирующих на основе знания) системах, – это социальное знание, имеющее специфику по сравнению с естественнонаучным не только в отношении сфер исследования, но и модальности. Структура знания не зависит от исследуемого объекта, что сами компоненты этой структуры, характеризуемые как эмпирическое и теоретическое, обладают одинаковыми свойствами, т.е. структура естественнонаучного знания рассматривается как универсальная.

Мы исходим из того, что социальное и естественнонаучное знание обладают как общими, так и специфическими чертами. Сказанное относится и к управленческому знанию.

Общие черты: -в одинаковости состава социального и естественнонаучного теоретического знания. Всякое предметное теоретическое знание по содержанию делится на следующие виды: номологическое и структурное. Содержанием номологического знания являются онтологические законы, то есть различные количественные константы, которые могут быть присущи связям, процессам, свойствам. Содержание структурного знания – многообразные виды связей и отношений. Сказанное не означает, что законы, связи существуют обособленно, речь идет лишь о том, что эти явления не тождественны.

- Второй общей чертой выступает наличие разных способов получения знания, и, соответственно, разных его видов: эмпирического и теоретического. Эмпирическое знание возникает в процессе взаимодействия человека с объектом, оно является непосредственным. Теоретическое знание создается на основе непосредственного, но не сводится к нему. Оно представляет собой реконструкцию того, что не может быть, в силу различных оснований, доступно чувственному восприятию, описывает умопостигаемые аспекты.

-Третья общая черта заключается в наличии оценочного знания, в котором выражается отношение субъекта к объекту. Такое знание существует во всех сферах, тем не менее оценки играют различную роль в социальном и естественнонаучном знании.

Cпецифические черты социального знания.

Социальное знание является предписывающим, в то время как естественнонаучное – описывающим. Предписывающее знание – это знание должного. Оно характеризуется фиксацией того, что должен делать человек в тех или иных условиях, если он стремится к решению проблем. Описывающее же знание фиксирует то, что происходит помимо человека, не требует его участия в качестве причины или условия, предполагает субъекта лишь как наблюдателя событий. Напротив, предписывающее знание предполагает субъекта и как причину событий, и как их наблюдателя. Следует отметить, что эти функции не обязательно совпадают в одном лице: одни люди могут действовать, другие – наблюдать и размышлять над этими действиями, однако это не исключает двоякой роли субъекта. Различие описывающего и предписывающего знания является фундаментальным,

 

Половина вопроса

руководство и лидерство их соотношение (лидерство в свете современных управленческих идей-не нашла)

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений в управлении. Значительная группа руководителей во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Руководство Лидерство
1. Осуществляется регуляция официальных отношений группы как некоторой социальной организации 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды 2. Является элементом макросреды (так же, как сама малая группа)
3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов социальной структуры 3. Возникает стихийно
4. Явление более стабильное 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы
5. Более определенная система различных санкций 5. Менее определенная система различных санкций
6. Процесс принятия решений значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно связанных с данной группой 6. Решения принимают непосредственно по групповой деятельности
7. Сфера действий руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе 7. Сфера деятельности лидера — в основном малая группа

 

· Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

· Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

27. стратегические планы: состав и содержание

Стратегическое планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

Стратегическое планирование есть результат расчета плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации», «под стратегическим планированием в РФ понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности. Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития РФ и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных приоритетов, включая приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путем разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов (планов) устойчивого развития РФ с учетом задач обеспечения национальной безопасности»

Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансов доходов и расходов производителей и конечных потребителей – государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Сущность стратегического планирования экономических и политических процессов определяется стратегией государства, под которой понимается направленность изменения баланса сил социальных слоев на определённом этапе исторического развития.

 

Регламент

(от фр. reglement – правило) – англ. regulations /time-limit; нем. Reglament. 1. Совокупность правил, определяющих порядок деятельности госуд. органа, учреждения, организации. 2. Порядок ведения заседаний, конференций, съездов. 3. Название нек-рых актов международных конгрессов и конференций.

Регламентация - Установление правил, регламентирующих какую-л. деятельность.

Регулирование – использование способов и методов управления в процессе организации системы управления здравоохранением и её функционирования. Это установление общеобязательных требований и процедур для объектов – учреждений здравоохранения (государственные социальные стандарты, требования к процедуре лицензирования, государственной аттестации и т. д.) с целью обеспечения порядка управления в области здравоохранения, безопасности, равенства участников здравоохранительных отношений, основ демократической конкуренции, прав и свобод граждан. Регулирование применяется при нарушениях в системе установленных связей между субъектом и объектом. Регулирование может быть различным, оно зависит от специфики управляемого объекта (городская, районная, областная больницы; больница восстановительного лечения; кардиологический диспансер; центральная районная поликлиника; центр восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; станции переливания крови и центры крови; центр планирования семьи и репродукции; санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия; и мн. др.).

 

2 9.стимулирование как функция управления. Методы стимулирования работников. Стимулирование – процесс побуждения (принуждения) к тем или иным действиям, основанный на использовании внешних по отношению к субъекту и не зависящих от него факторов.

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Методом стимулирования деятельности персонала выступают определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками

Методы стимулирования деятельности персонала, это:

 «Экономические методы управления, обусловленные экономическими стимулами. Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.

 Организационно-административные методы, основанные на директивных указаниях. Эти методы базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность принуждения. Они охватывают организационное планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль.

 Социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. С помощью этих методов воздействуют преимущественно на сознание работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы людей и осуществляют социальное стимулирование трудовой деятельности.

 

Вопрос №6

Вопрос №11

Сталкиваясь с проблемами этического выбора, менеджеры, как правило, основываются на нормативной точке зрения, т. е. определенных нормах и ценностях, в соответствии с которыми и принимаются решения. В нормативной этике выделяют несколько подходов к описанию систем ценностей и соответственно принятию этически сложных решений, которые могут быть применены в практике менеджмента: утилитаристский подход, индивидуалистический подход, морально-правовой подход и концепция справедливости.

Утилитаристский подход

Основные принципы разработанного в XIX в. философами Иеремией Бентамом и Джоном Стюартом Миллем утилитаристского подхода гласят, соответствующее нормам морали поведение приносит наибольшую пользу наибольшему числу людей. Принимающий решение индивид должен рассмотреть воздействие каждого его варианта на все заинтересованные стороны и прибрать тот, который приносит удовлетворение наибольшему числу людей. По сути, речь идет о поиске оптимального решения задачи. Поскольку полные расчеты могут оказаться довольно сложными, допускается упрощение условий. Например, при расчете затрат и результатов в денежном выражении может использоваться простой экономический критерий. Кроме того, при принятии решения правомерно рассматривать положение только непосредственно затрагиваемых им сторон. Утилитарная этика оправдывает также введение в компании запретов на употребление алкогольных напитков и курение на рабочем месте, а в некоторых случаях и по окончании работы, так как такое поведение негативно воздействует на коллектив организации. Аналогично многие компании объясняют мониторинг использования Интернета необходимостью поддерживать здоровую и производительную атмосферу. Если сотрудники просматривают порнографические сайты, участвуют в расистских форумах или целый день «ходят» по виртуальным магазинам или биржам, в конечном итоге страдает организация.

Тот, кто применяет утилитарный подход, оценивает влияние конкретных действий на людей, которые непосредственно вовлечены в этот процесс, при этом пытаясь производить наибольшие блага для наибольшего количества людей. Утилитарный подход фокусирует внимание на самих действиях, а не на мотивах, стоящих за этими действиями. Потенциально позитивные результаты действий взвешиваются против потенциально негативных результатов. Если первые перевешивают последние, менеджер, руководствующийся утилитарным подходом, скорее всего приступит к рассматриваемым действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрицательно, признается неизбежным и приемлемым. Например, Совет по качеству окружающей среды проводит анализ «затраты - эффект», когда устанавливает мотивы загрязнения воздуха согласно Постановлению «О чистом воздушном бассейне».

Вопрос №12

Парадигмой (от лат. paradeigma — пример, образец) принято считать ключевую идею, лежащую в основе построения научной концепции. Парадигма управления — это одновременно сама теория управления со своими понятиями, а также схема постановки проблем и их решения, господствующая в науке управления.

Новые подходы к управлению фирмами и организациями пе­реносят акцент управленческих воздействий на инновационные процессы, коммуникации, маркетинг, менеджмент знаний. Современная парадигма управления основывается на разно­образных элементах управленческого воздействия. Она исполь­зует не только такие традиционные элементы, как власть, авто­ритет, персональная зависимость, экономическое принуждение, мотивация, но и такие относительно новые элементы, как твор­ческое участие персонала, образование команд, приверженность, инновационность, управление знаниями. Современная парадиг­ма управления все в меньшей степени опирается на тейлоризм, она характеризуется не простой исполнительностью каждого ра­ботника, а его инициативой. Дру­гими словами, каждый участвует в деятельности организации, активно мобилизуя свой интеллект, формулируя предложения по Улучшению методов работы, повышению качества услуг, разви­тию организации или фирмы.

Власть – это возможность влиять на поведение других. Необходимость власти в управлении заключается в том, что в дополнении к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он зависит от людей, как в пределах своей цепи команд, так и вне ее. Руководителю власть позволяет направлять действия подчиненных в русло интересов организации, побуждать их более эффективно работать и предотвращать возникающие конфликты. Понятие власти может относиться к индивиду, группе и организации.

Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

  • Власть – это потенциал, имеющийся у пользователя;
  • Между тем, кто использует власть и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;
  • Тот, к кому применяют власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть – это управленческая категория, определяющая взаимозависимость между участниками организационного процесса. Чем больше один человек или группа людей зависит от других, тем больше власть у последних.

По направленности власть может быть позитивной (созидающей), но и негативной, означающей способность препятствовать чему-либо. Объем необходимой власти зависит от целей и характера деятельности объекта управления.

Власть должна осуществляться, а не использоваться. Если подчиненный работает по правилам, то у руководителя нет необходимости применять имеющуюся власть. Злоупотребление властью проявляется в манипулировании людьми и результатом их деятельности: заключении ложных соглашений, уклонении от ответственности, решении вопросов силой давления, организации интриг и т.д., что в свою очередь дестабилизирует организацию. Такая дестабилизация оказывается тем больше, чем выше концентрация власти в одних руках.

ты на вопросы по менеджменту:

Управленческое знание как вид социального знания. Структура управленческого знания

Управленческое знание, используемое в рефлексивных (функционирующих на основе знания) системах, – это социальное знание, имеющее специфику по сравнению с естественнонаучным не только в отношении сфер исследования, но и модальности. Структура знания не зависит от исследуемого объекта, что сами компоненты этой структуры, характеризуемые как эмпирическое и теоретическое, обладают одинаковыми свойствами, т.е. структура естественнонаучного знания рассматривается как универсальная.

Мы исходим из того, что социальное и естественнонаучное знание обладают как общими, так и специфическими чертами. Сказанное относится и к управленческому знанию.

Общие черты: -в одинаковости состава социального и естественнонаучного теоретического знания. Всякое предметное теоретическое знание по содержанию делится на следующие виды: номологическое и структурное. Содержанием номологического знания являются онтологические законы, то есть различные количественные константы, которые могут быть присущи связям, процессам, свойствам. Содержание структурного знания – многообразные виды связей и отношений. Сказанное не означает, что законы, связи существуют обособленно, речь идет лишь о том, что эти явления не тождественны.

- Второй общей чертой выступает наличие разных способов получения знания, и, соответственно, разных его видов: эмпирического и теоретического. Эмпирическое знание возникает в процессе взаимодействия человека с объектом, оно является непосредственным. Теоретическое знание создается на основе непосредственного, но не сводится к нему. Оно представляет собой реконструкцию того, что не может быть, в силу различных оснований, доступно чувственному восприятию, описывает умопостигаемые аспекты.

-Третья общая черта заключается в наличии оценочного знания, в котором выражается отношение субъекта к объекту. Такое знание существует во всех сферах, тем не менее оценки играют различную роль в социальном и естественнонаучном знании.

Cпецифические черты социального знания.

Социальное знание является предписывающим, в то время как естественнонаучное – описывающим. Предписывающее знание – это знание должного. Оно характеризуется фиксацией того, что должен делать человек в тех или иных условиях, если он стремится к решению проблем. Описывающее же знание фиксирует то, что происходит помимо человека, не требует его участия в качестве причины или условия, предполагает субъекта лишь как наблюдателя событий. Напротив, предписывающее знание предполагает субъекта и как причину событий, и как их наблюдателя. Следует отметить, что эти функции не обязательно совпадают в одном лице: одни люди могут действовать, другие – наблюдать и размышлять над этими действиями, однако это не исключает двоякой роли субъекта. Различие описывающего и предписывающего знания является фундаментальным,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.186.149 (0.03 с.)