Слюсарева Людмила Анатолиевна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слюсарева Людмила Анатолиевна



Кирьян Иван Степанович

Яндола Кристина Александровна

Ответственный за выпуск Гриньова В.Н.

 

Харьков, ХНЕУ, 2012


 

Утверждено на заседании кафедры менеджмента.

Протокол № 4 от 23.11.2011 г.

 

Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине “Менеджмент” для студентов направления подготовки 6.030601 “Менеджмент” дневной формы обучения / С.К. Потемкин, Л. А. Слюсарева, И.С. Кирьян, К.А. Яндола – Харьков: Вид. ХНЭУ, 2012. - 24 с. (укр. языком)

 

Приведена тематика курсовых работ, изложено короткое содержание тем. Сформулирована задачи расчетной части курсовой работы и представлены методические рекомендации относительно ее выполнения.

Рекомендовано для студентов направления подготовки 6.030601 “Менеджмент”.

 


Введение

 

Курсовая работа завершает изучение учебной дисциплины “Менеджмент”. Это самостоятельно выполненная работа, которая содержит исследование по конкретной теме и имеет прикладной характер.

Целью курсовой работы есть закрепления теоретического материала относительно принципов, функций, методов формирования, функционирование и развития системы управления организацией, а также применение на практике полученных знаний в сфере разработки, обоснование и принятие управленческих решений с учетом системного, комплексного и ситуационного подходов.

При решении практической части студенты с помощью расчетов и аналитических выводов предлагают и обосновываются стратегическое управленческое решение относительно планирования производственной программы предприятия.

В процессе решения задачи студенты приобретают следующие компетенции: выбор критериев при принятые управленческих решений; разработка альтернатив реализации стратегии развития предприятия; оценка эффективности принятия управленческого решения.

 


Выполнение курсовой работы, ее оформление и защита

 

Курсовая работа состоит из титульного листу оформленной задачи на курсовую работу, содержания, вступления, текста основных разделов, выводов, списка использованной литературы, приложений (формы документов, схем, рисунков, справочных таблиц и др.). Оформление работы должны отвечать требованиям оформления научных и печатных работ.

Титульный лист должен иметь такие структурные элементы: название университета; название кафедры; название учебной дисциплины; тема курсовой работы (совпадает с темой теоретической части); фамилия, инициалы студента, курс, специальность, номер зачетной книжки; ведомости о руководителе курсовой работы (научная степень, ученое звание, фамилия и инициалы).

В разделе «Вступление» обосновывается актуальность темы, формулируется цель и задачи работы, место и значения проблемы менеджмента, которая разрабатывается.

В основных разделах работы должны быть приведенные все необходимые обоснования вопросов курсовой работы, расчеты, объяснения, схемы, таблицы.

Основные разделы состоят из теоретической и практической (расчетной) части. Теоретическая часть содержит в себе освещение одной из проблем менеджмента согласно приведенным темам. Теоретическая часть должна состоять из нескольких подразделов (трех или четырех), объем которых не меньше 5 страниц.

Выбор темы студент осуществляет самостоятельно. Практическая часть выполняется за вариантами согласно номеру по списку академической группы.

При освещении теоретического материала студент должен обязательно делать ссылку на автора и источник (указанного в списке литературы), откуда заимствованы материалы или отдельные результаты.

Практическая часть предусматривает проведение расчетов относительно разработки альтернатив и принятие управленческого решения, связанного с выбором стратегии развития предприятия с целью максимизации прибыли. Практическая часть должна содержать все необходимые расчеты и выводы, которые сопровождаются объяснениями и обоснованиями.

В разделе «Выводы» должны содержаться четкие выводы о важности разработок теоретических вопросов менеджмента в работе, их влияние на эффективность деятельности организации, а также выводы и рекомендации относительно расчетной части.

Каждый раздел должен начинаться из новой страницы.

Работа выполняется государственным языком.

Общий объем курсовой работы 40-50 страниц печатного текста (без учета титульного листу, приложений и списка литературы).

Ориентировочное количество страниц в разделах такая: вступление - 1-2 страницы; теоретический раздел - 15-20 страницы; расчетный раздел - 23-26 страниц; выводы - 1-2 страницы.

Курсовая работа должна быть написана студентом четко и грамотно на листах формата А4. Текст работы должен быть набран за такими требованиями: шрифт Times New Roman, кегль – 14, поля со всех сторон – 15 мм, междустрочный интервал – 1,5. Между заголовком раздела и текстом необходимо выдержать интервал - 2 строки.

Рисунки, таблицы, схемы, алгоритмы должны быть пронумерованы и иметь название и подписи под рисунками. Формулы приводятся с раскрытием всех их составляющих. Номер формулы проставляется по правую сторону от нее в круглых скобках согласно сквозной нумерации.

Список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке. Для книжек указывается фамилия автора, название книги, издательство, год издания и количество страниц. Для журнальных статей - фамилия автора, название статьи, название журнала, его номер, год издания, номер страницы, на которой напечатана статья. Список использованной литературы должен содержать не меньше 15 источников. Курсовая работа выполняется на базе изучения отечественной и иностранной литературы со специальности: учебников, учебных пособий, монографий, периодических научных изданий, законодательных и нормативных актов, специальной литературы и т.п.

Защита курсовой работы осуществляется комиссией, назначенной кафедрой, с участием руководителя работы. Во время защиты студент сжато излагает суть работы и отвечает на вопрос членов комиссии. Согласно задаче плана, курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Консультации проводятся руководителем проекта согласно расписания занятий. Один раз в две недели руководитель проводит оценку выполнения курсовой работы с отметкой в графике.


Тематика курсовых работ

 

При освещении темы курсовой работы необходимо сжато, но наиболее полно раскрыть избранный вопрос. При изложении избранной темы предлагается разработать и обосновываются вопрос согласно приведенным ниже аннотациям. Студент может строго придерживаться аннотации, а может внести дополнительные вопросы, которые по его мнению являются актуальными и целесообразными при изучении той или другой темы.

1. Система менеджмента предприятия: производственная структура предприятий и его подразделов; делегирование полномочий и ответственности; планирование на предприятии; мотивация работы персонала на предприятии; организация контроля на предприятии.

2. Организационная структура предприятия: концепция принятия организационных положений в системе управления организациями разных видов и типов; линейные и штабные полномочия менеджеров высшего, среднего и низового звена; типы административного аппарата управления; эффективная организация распределения полномочий между линейными и штабными руководителями аппарата управления; принципы департаментализации в организациях; типы организационных структур управления (характеристика, преимущества, недостатки); методика выбора эффективной оргструктуры для условий Украины.

3. Система анализа и оценка уровня менеджмента предприятия: значение, цель и задачи анализа и оценки уровня менеджмента; методы анализа уровня менеджменту и их характеристика, области использования; система показателей анализа уровня менеджменту; методика оценки уровня менеджменту; методика оценки организации управления предприятием.

4. Принятие решений в процессе управления предприятием: характеристика, цель и задачи управленческих решений в обеспечении эффективной деятельности; классификация управленческих решений; процесс принятия управленческих решений (требования, условия, свойства, этапы, факторы); методы обоснования управленческих решений, их характеристика и области использования; эффективное управленческое решение и способы его формулирования; методы оценки и выбора альтернативных решений; процесс реализации управленческого решения.

5. Стратегическое планирование на предприятии: роль, значение, цель и характеристика стратегического планирования; методы стратегического планирования; стратегия предприятия (состав, влияние на достижение цели); процесс разработки стратегии; стратегические цели и альтернативы предприятия в условиях Украины; эффективность стратегии; процесс реализации стратегии.

6. Планирование и прогнозирование на предприятии: миссия предприятия; цели предприятия, их классификация и требования к целям; противоречие целей; система тактического планирования; планирование производственной программы; оперативное планирование; регулирование производства.

7. Организация основного производства на предприятии: основное производство, значение и характеристика, роль в обеспечении достижения главной задачи; процесс управления основным производством; состав, стадии, этапы процесса управления основным производством; организация основного производства; методы расчетов продолжительности производственного цикла и резервов его сокращение.

8. Мотивация деятельности персонала предприятия: мотивация, характеристика, типы, виды и роль в обеспечении успеха; анализ теорий мотивации и их сравнение, области и условия использования; виды нужд и вознаграждения; типы поведения работающих; формы влияния мотивации на поведение людей и результаты их работы; методы удовлетворения нужд высших уровней.

9. Организация контроля на предприятии: система контроля, задача и значение в обеспечении прибыльной деятельности; виды стандартов и критериев, методы их разработки; модель процесса контроля и методы его оценки; поведение и действия менеджера по результатам контроля; эффективность контроля.

10. Система организационно-распорядительных методов управления на предприятии: система методов управления и место в ней организационно-распорядительных методов; организационно-распорядительные методы управления, характеристика, задача и значение в обеспеченности слаженной деятельности; состав правовых нормативов, норм и действий в организационно-распорядительных методах; содержание и назначение регламентирования и нормирование; типы организационного влияния и их характеристика, назначение, условия использования; основные направления организационного влияния и действия на руководящую и управляемую системы управления; нормы и нормативы управления; посаду положение руководителей и специалистов; виды инструкций и инструктирование подчиненных; действия менеджеров в условиях организационно-распорядительных методов управления.

11. Система экономических методов управления на предприятии: система методов управления и место в ней экономических методов управления; принципы использования; модель экономических методов управления; состав основных экономических рычагов; коммерческий (хозяйственный) расчет, характеристика, состав, основные положения, нормативы и нормы, условия использования; результаты, эффективность; заработная плата, виды, формы, системы, условия использования, результаты влияния, эффективность; ценообразование, методы, характеристика, формы влияния; кредитование, виды, условия использования, результаты, эффективность;

12. Система социально-психологических методов управления на предприятии: система методов управления и место в ней социально-психологических методов; объекты управления социально-психологическими процессами; функции управления социально-психологическими процессами; методы управления социально-психологическими процессами; эффективность социально-психологических методов управления.

13. Система реинжиниринга предприятия: реинжиниринг, характеристика, цель, объекты; бизнес-процессы, их виды и характеристика; влияние реинжиниринга на организацию (предприятие); проект реинжиниринга, состав, характеристика; методы разработки реинжиниринга; результаты и последствия реинжиниринга; эффективность реинжиниринга.

14. Система комплексной оценки работы менеджеров: черты личности менеджера; требования, качества, умение и навыки менеджера; формы власти и стиля руководства; критерии оценки эффективной деятельности менеджера; методы оценки руководителей; формы влияния менеджеров на деятельность организации (предприятия); организация работы менеджера.

15. Система информационных и коммуникационных процессов предприятия: концепция автоматизации процессов управления; информационная система, состав, структура, задача, виды и характеристика; информационные технологии, их виды и характеристики; модели информационных и коммуникационных процессов на предприятии; экономическая эффективность информационной системы.

16. Система оценки экономической эффективности менеджмента предприятия: эффективность управления и ее роль в обеспечении деятельности производства (предприятия); методы оценки экономической эффективности производства и управление; система показателей экономической эффективности; методика расчета общих и частичных показателей роста экономической эффективности производства и управление; факторы и направления повышения эффективности; комплексная система управления эффективностью производства.

17. Внешняя среда в предпринимательской деятельности: роль внешней среды в работе предприятия; факторы отдаленного влияния внешней среды; конкурентная среда предприятия; условия оперативного влияния внешней среды.

18. Социальная ответственность в менеджменте: роль бизнеса в обществе; деловая этика; социальная ответственность организаций.

19. Лидерство в менеджменте: теории лидерства; типология лидеров; стили руководства и их классификация; факторы формирования стилей руководства; критерии оценки стиля менеджера.

20. Организационные отношения в системе менеджмента: организация и ее функции; разделение труда; роль координации в организационном процессе.

21. Внутренняя среда предприятия: цели предприятия; задача; технологическая подсистема; организационная подсистема; кадры предприятия.

22. Формирование коллектива предприятия: коллектив как социальная группа; принципы формирования коллектива; этапы развития коллектива; признаки коллектива; формальные и неформальные коллективы; роль менеджера в формировании коллектива; корпоративная культура: ценности, традиции коллектива.

23. Социальное развитие коллектива предприятия: сущность и значения социального развития коллектива; разработка и реализация плана социального развития коллектива; основные направления социального развития коллектива; функции и полномочие трудовых коллективов.

24. Кадровая политика на предприятии: понятие кадровой политики организации; основные структурные составляющие кадровой политики; стратегия управления персоналом; содержание кадровой политики на разных этапах жизненного цикла организации; влияние стиля руководства на кадровую политику.

25. Кадровое планирование на предприятии: понятие о кадровом планировании; цель и задачи планирования персонала; стратегическое планирование человеческих ресурсов; планирование численности персонала; прогнозирование качественной и количественной потребности в персонале.

26. Организация набора и отбора кадров на предприятии: набор кадров; определение вакантных мест; требования к претендентам; модель сотрудника и модель должности; привлечение персонала; модели и методы отбора работников; отбор персонала и его этапы.

27. Оценивание и аттестация персонала на предприятии: необходимость оценивания персонала в организации; виды оценки персонала; критерии и методы оценки персонала; оценивание качества работы разных категорий персонала; организация проведения аттестации персонала.

28. Основные виды работы менеджера: документирование в управлении; составление и оформление документов; организация делопроизводства; организация и проводки совещаний и собрания.

29. Распределение и кооперация управленческой работы: основные виды развития и кооперации работы; технологический, функциональный и профессионально-квалификационное разделение труда; проектирование распределения и кооперации работы.

30. Управленческая работа и ее особенности: управленческая работа как составляющая управленческой деятельности; виды и классификация управленческой деятельности; задача менеджера в управлении деятельностью предприятия или подразделения; руководство социальной деятельностью.

31. Организация как система: системность как общее свойство организаций; строение системы предприятия; классификация систем; свойства системы.

32. Организация как социум: социальная организация и социальная общность; человек как элемент социальной организации; виды социальных организаций; механизм регулирования в социальных системах.

 


Практическая задача

«Разработка стратегического плана выпуска изделий»

Предприятие изготавливает три вида продукции: А, Б, В. Объем производства продукции в базовом году в натуральном выражении, ее цена и себестоимость приведены в табл. 1.

На предприятии разрабатывают стратегию на следующий период (три года). Для этого были проведены маркетинговые исследования рынка сбыта каждого изделия. Исследование показали, что на все изделия будет спрос, но для каждого изделия его изменения разные. Исследователи рынка составили прогноз для каждого изделия, но они не могут утверждать, что прогноз подтвердится на сто процентов.

В зависимости от обстоятельств могут быть некоторые изменения в спросе. Поэтому исследователи представили основные прогнозные показатели, которые приведены в табл. 2.

В реальной жизни могут быть какие-то промежуточные варианты изменения спроса, но если определенные базовые варианты и установлены меры по каждому варианту, возможно быстро корректировать свои действия по управлению предприятием.

Маркетологи, которые исследовали рынок составили прогноз на следующий плановый год, а также на следующие за ним два года. Прогнозные данные являются средними для каждого периода. Задача менеджера заключается в том, чтобы найти такой вариант выпуска изделий, в котором в сумме прибыль была бы наибольшая за все три года. При этом в течение всех трех лет цена неизменная, а себестоимость изменяется только, если это специально оговорено в условиях задачи.

 


 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.034 с.)