Боэций аниций манлий торкват северин 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боэций аниций манлий торкват северин



(ок. 480—524)

римский ученый, философ, политический деятель.

По праву рождения принадлежал к высшей римской знати (роды Анициев и Манлиев). Получил блестящее образование в школах Афин, Александрии, Рима. С 510 г. консул, распорядитель финансов остготского королевства Теодориха, захватившего Апеннинский полуостров. Около 522 г. — глава правительства. В 523–524 гг. в результате дворцовых интриг был отстранен от власти, обвинен в государственной измене, деятельности в пользу Восточной Римской империи и после нескольких месяцев заточения казнен. Впоследствии был назван «последним римлянином». Боэций в 20 лет был автором цикла трактатов по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, популяризатор и систематизатор античного знания. В Средние века его называли «латинский Аристотель». Он философски обосновал систему образования, создал учебники по арифметике, музыке, геометрии, астрономии, риторике, по которым студенты Европы учились даже в XVIII в., и потому справедливо считается также «отцом» и «учителем» европейского Средневековья. В заточении написал ставшее знаменитым «Утешение философией», в котором обосновал жизненное значение философского знания.

 

БРУНО ДЖОРДАНО ФИЛИППО

(1548–1600)

итальянский философ и поэт. Родился в семье дворянина. В юности — монах доминиканского монастыря. Высказал сомнение по поводу некоторых католических догматов. Преследуемый инквизицией, он покинул Италию; побывал в разных европейских государствах, где опубликовал многие свои диалоги, напи санные по-латыни в основном в форме фило-

софских поэм. По возвращении в Италию (1592) был схвачен инквизицией, провел несколько лет в заточении и как еретик, не пожелавший отречься от своих взглядов, сожжен на костре.

Главные проблемы философских диалогов Дж. Бруно — бесконечность мира, его динамическое единство и вечность. Праосновой всего, по мнению Дж. Бруно, выступает Единое, материя, которая является как бы неразвернутой причиной всего существующего. Согласно Дж. Бруно, материя имеет всеобщую одушевленность. Вся природа полна бессознательным творчеством, и человеческое творчество — лишь уподобление ей. Исходя из гениальных открытий Н. Коперника (1473–1543), Дж. Бруно развивал идеи новой космологии, доказывая бесконечность природы и существование бесконечного множества миров во Вселенной. Человек обязан познавать Вселенную и в соответствии с этим реализовывать самого себя. По отношению к религии он вы-

ступал бескомпромиссно.

 

БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1871–1944)

русский философ и богослов.

Родился в семье священника, учился в семинарии, которую оставил из-за неприятия «принудительного благочестия». Юрист по образованию. Всерьез увлекся марксизмом, писал по проблемам политической экономии. Член социал-демократической партии, легальный марксист. В 1904 г. пережил глубокое разочарование в марксизме, пройдя обратный путь «от марксизма к идеализму». Становится видным вождем той части русской интеллигенции, которая искала пути религиозно-философского обновления. В 1918 г. принял священство, а в 1922 г. в числе некоторых других представителей русской культуры и науки был выслан зарубеж. Вся его дальнейшая жизнь связана с преподаванием в православном Богословском институте в Париже. В своих трудах С. Н. Булгаков затронул множество философских, религиозных, социально-политических проблем и предложил свое оригинальное решение их. В статьях, опубликованных в программных сборниках «Вехи» и «Из глубины», в работе «Карл Маркс как религиозный тип» он выступил против универсальности теории К. Маркса, в которой, как он полагал, отсутствует «проблема и забота о личности». С. Н. Булгаков утверждал, что личное и общественное переустройство может опираться только на абсолютные нравственные принципы. Он считал социализм К. Маркса проявлением «человекобожия», видел в воинствующем атеизме средство упразднения индивидуальности и превращения человеческого общества в «муравейник или пчелиный улей». С. Н. Булгаков предупреждал, что попытка заменить божество человеком и возвеличить человека в качестве человекобога может привести к его перерождению в человекозверя. Раскрытию идеи «Софии Божественной и Софии тварной» посвящена работа «Философия хозяйства», в которой он попытался дать религиозное обоснование взаимоотношения человека и мира

как деятельности, раскрыть «софийность» человеческого творчества в знании, хозяйстве, культуре и искусстве.

 

БЭКОН РОДЖЕР

(ок. 1214–1292)

английский ученый и естествоиспытатель. Член ордена францисканцев.

Изучал основы всех существовавших тогда научных дисциплин, знал многие языки, вел обширные исследования, на которые тратил все свое состояние. Р. Бэкон — автор многих научных и технических идей, высказал ряд гениальных для того времени научных догадок (о телескопе, летательных аппаратах, открытии пороха и т. п.). Физические эксперименты Р. Бэкона вызывали подозрение церкви и ордена. Ему было запрещено описывать созданные им изобретения и передавать их другим лицам. За нарушение запрета был наказан десятилетним изгнанием во Францию. Мышление Р. Бэкона уже не было типично средневековым: он не признавал непререкаемых авторитетов, отстаивал собственную точку зрения, критиковал всех и вся. Церковная иерархия, естественно, не могла с этим примириться, и он был заключен в монастырскую тюрьму, где содержался почти до самой смерти.

Труды Р. Бэкона были осуждены. Однако это не помешало со-

временникам еще при жизни ученого присвоить ему титул «удивительный доктор». Р. Бэкон был одним из первых серьезных критиков средневековой схоластики, которую он обвинял в незнании языков и языческой культуры, в отсутствии математических представлений (их он считал основой всех наук), в слепой опоре на догматические положения и авторитеты, минуя опыт и наблюдение. В сферу исследовательских интересов Р. Бэкона входили теория человеческого мышления, проблемы научного и теоретического познания, методология экспериментальной науки и философия морали. Сам он превыше всего ставил эксперимент, опирающийся не только на логические аргументы, но и на опыт. Именно опыт Р. Бэкон считал главным источником познания не только чувственных, но и сверхчувственных явлений. Опыт, по Р. Бэкону, может быть внешним, раскрывающим тайны природы, и внутренним, имеющим мистический, интуитивный характер озарения.

 

БЭКОН ФРЕНСИС

(1561–1626)

английский философ, активно разрабатывавший методологию опытной науки. Современник У. Шекспира.

Сын лорда-хранителя королевской печати, Ф. Бэкон прожил богатую событиями жизнь: был на дипломатической службе, вел юридическую практику, с увлечением занимался политической деятельностью в парламенте. Он был довольно известным для своего времени писателем, прославившимся своим первым произведением «Опыты, или Наставления нравственные и политические», написанным в форме эссе. При короле Якове I Шотландском Ф. Бэкон хорошую придворную карьеру, став лорд-канцлером Англии и получив титул барона Веруламского (отсюда второе имя Ф. Бэкона — Веруламец). Однако на этом поприще его скоро постигла катастрофа: он был обвинен парламентом в интригах и коррупции, предстал перед судом и был осужден. Благодаря вмешательству короля приговор был отменен, но политическая карьера Ф. Бэкона на этом закончилась, и он целиком посвятил себя философской и литературной деятельности. Наиболее значительные его произведения — «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон», утопия «Новая Атлантида».

«Естественная» философия Ф. Бэкона есть наука о реальном мире, основанная на наблюдении внешней природы и духовной жизни человека. Сформулировав лозунг «Знание — это сила», философ сыграл огромную роль в утверждении практического применения научных данных, в раскрытии важного значения науки в общественной жизни.Основная проблематика философской концепции Ф. Бэкона связана с темами науки, знания и познания. Ему принадлежит честь формирования нового метода познания, резко отличающегося от прежнего традиционного схоластического рассуждения. Философ призывал исходить прежде всего из чувственно воспринимаемого мира в том виде, в каком с ним сталкивается думающий человек. В свою очередь, само чувственное познание должно быть включено в контекст опыта и эксперимента. Основным методом «новой логики» Ф. Бэкона, существенно отличавшейся от традиционной своей целью, способом доказательства, началом исследования, стала индукция. Ф. Бэкон создал одну из первых в истории философии типологий человеческих заблуждений («идолов»), разделив их на четыре вида: «идолы» рода, пещеры, рынка и театра. Цель «естественной» философии Ф. Бэкона — показать путь освобождения от всех этих предрассудков и заблуждений.

 

ВОЛЬТЕР

(наст. имя Франсуа Мари Аруэ)

(1694–1778)

французский философ, писатель и публицист. Происходил из семьи состоятельного нотариуса.

Рано обнаружил поэтический талант, вошел в плеяду великих драматургов мира. Сapказм, присущий вольтеровской публицистике, его знаменитый смех, который «бил и жег, как молния», с его антирелигиозными взглядами существенно усложняли его жизнь. По воле судьбы он то становится придворным историографом Людовика XV, то вынужден бежать за границу, скрываясь от ареста. Пережил и заключение в Бастилии. Лишенный права появляться в Париже, последние двадцать лет своей жизни провел в уединении в собственном имении вблизи швейцарской границы. Официальные власти боялись его даже мертвого: полиция запретила печатать известия о смерти Ф. Вольтера, и похоронить его на провинциальном кладбище удалось только в обход церковных властей. В годы Великой французской революции прах «короля философов» был с почестями перенесен в Пантеон. Ф. Вольтер является видным мыслителем французского Просвещения. Считая философию не только логически строгой системой мысли, но прежде всего орудием борьбы против неразумного, отжившего устройства общества, Ф. Вольтер особенно много сделал для развенчания феодальных порядков, социального деспотизма и насилия, а также засилья религии в духовной жизни людей. Историю Ф. Вольтер считал творением людей, а не Бога, церковь же называл врагом науки и просвещения. В философии Ф. Вольтера большую роль играли проблема человеческой активности, вопросы общественной природы человека, егосвободы и свободы воли. В «Философских письмах», «Философском словаре» он, как и другие французские материалисты, близок к признанию вечности и несотворенности материи. Созданный им особый критический стиль философствования под именем «вольтерьянство» стал влиятельнейшим идейным течением.

 

 

ГЕГЕЛЬ ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ

(1770–1831)

немецкий философ, представитель немецкой классической философии.

Родился в Штутгарте, в семье высокопоставленного чиновника государственной службы. В 1793 г. кончил протестантское теологическое училище в Тюбингене. Великую французскую революцию отметил посадкой дерева свободы. В 1801–1806 гг. работал в Йене, затем директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. профессор философии в университете Гейдельберга, а с 1818 г. — Берлина. Философия Г. Гегеля была властвую щей интеллектуальной силой тогдашней Германии. Сложилась многочисленная группа последователей Г. Гегеля, которая вплоть до 40-х гг. определяла развитие немецкой философии. Г. Гегель — автор концепции «абсолютного идеализма», согласно которой основой всего существующего выступает «мировой дух», а все природные и социальные формы рассматриваются как его проявления. Уже в труде «Феноменология духа» (1807) духовная культура предстает как закономерное выявление идеальной творческой мощи сущего. Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах, объективный дух в виде искусства, науки, нравственности, религии осуществляет процесс самопознания. Развитие отдельного человека в целом воспроизводит ту же схему. Логическая основа концепции Г. Гегеля развернута в «Науке логики» (1812). Здесь «дух» в виде абсолютной идеи раскрывает свое содержание в системе категорий, начиная от самых общих и наименее содержательных («бытие», «небытие», «качество», «количество»,«мера»), постепенно переходя ко все более конкретным. Во второй части «Энциклопедии философских наук» «дух» оказывается в плену у природы и осуществляет свою закономерность через механические, химические и биологические взаимодействия. Наконец, на третьем этапе «дух» проявляется в человеке и через человека сначала в виде слова и речи, затем в форме орудий труда и продуктов цивилизации (семья, государство, право). Своего полного развития и завершения он достигает в облике Абсолюта (искусство, религия, философия). Центральное место в философии Г. Гегеля занимает категория противоречия — единства взаимоисключающих и одновременно взаимополагающих противоположностей. Их «борьба» и «единство» — основная движущая сила всякого развития. Логика такого «внутренне парадоксального» развития и составляет суть его диалектики. История есть «развитие духа во времени», «процесс духа в сознании свободы», а цель истории — «свобода гражданина в гражданском обществе». «Свобода является сама в себе целью, которая реализуется и является единственной целью духа». История проходит три этапа: древние восточные народы полагали, что свободен один-единственный человек, греки и римляне объявили свободной «определенную» группу людей, и лишь германские народы осознали, что свободны все. Исто-рия имеет свою логику, суть которой составляет «воля мирового духа». Особую роль в осуществлении «воли мирового духа» играют исторические деятели и герои, страсти и деяния которых ведут к свершениям эпохального значения.

Важное место в философской системе Г. Гегеля занимает философия права, в которой он выясняет «сверхличные» закономерности, надстраивающийся над отдельными людьми и определяющие их волю и поступки.

 

ГЕЛЬВЕЦИЙ КЛОД АДРИАН

(1715–1771)

французский философ

Родился в семье придворного врача. Отец готовил сына к финансовой деятельности, приобретя для него по протекции королевы, своей пациентки, должность генерального откупщика. Какое-то время К. Гельвеций тщетно пытался привнести в налоговую деятельность справедливое содержание, но очень скоро отказался от этой должн ости и полностью ушел в философию. Его первая книга «Об уме» не только вызвала всеобщий интерес, но и принесла серьезные неприятности автору: парижский парламент приговорил книгу к сожжению, папа Климент XIV осудил ее в специальном послании. И только связи отца при дворе и публичное отречение К. Гельвеция от своего произведения спасли его от ареста и суда. Вторую работу «О человеке» он так и не опубликовал, опасаясь преследований. Как и другие французские материалисты, К. Гельвеций полностью поддерживал материалистическую концепцию природы. Однако его главный интерес связан с исследованием этических и социальных проблем, с попыткой «объяснить все возможные явления нравственности» и «вычислить» вероятность счастья людей. По природе человек есть доброе общественное существо, которому ради собственного блага полезно быть таковым всегда. Это естественная норма природы, отход от которой делает каждого человека и общество в целом несчастными. В интеллектуальном отношении между людьми при рождении нет никаких различий, они все равны. Расхождение в уровне умственного развития является результатом неизбежного различия в воспитании. Влияние природной и особенно общественной, политической среды всемогуще. От ее воздействия зависит, какие именно и как разовьются людские страсти и интересы. Поэтому, считал К. Гельвеций, единственным способом создания совершенного общества и воспитания нравственного гражданина является изменение существующих законов и форм государственного управления в соответствии с требованиями разума.

 

ГЕРАКЛИТ ИЗ ЭФЕСА

(ок. 544 — ок. 483 гг. до н. э.)

древнегреческий философ.

Принадлежал к аристократическому роду, был басилевсом, но отошел от политической жизни. Выступал как критик и оратор. Зная предшествующую философию, подчеркивал, что не был ничьим слушателем и что «сам себя исследовал и сам от себя научился». От главного сочинения Гераклита (которое последствии назвали «О природе», или «Музы») сохранилось около 150 разрозненных фрагментов, что крайне затрудняет реконструкцию его учения. Сочинение Гераклита — руководство к мудрости, которая заключается не в том, чтобы много знать, ибо «многознание уму не научает», а в том, чтобы владеть «знанием единого». Мудрость передается через закон всеобщего — логос. Логос вечен и отражает истинное положение вещей, но (хотя он причастен всему) смертные его не воспринимают, предпочитая «многоученость». Понимание всеобщего означает также понимание его внутренней диалектической противоречивости. Окружающее постигает душа, и, чтобы правильно это делать, она должна быть сухой, влажность душе вредна. Воспаряя над землею, душа вступает в связь с единым и становится бесконечной. «Пределов души ты не отыщешь, хотя бы ты весь путь прошел — столь обширен ее логос». Мир не создан ни богами, ни людьми, «он есть вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий». Все управляется судьбой или необходимостью (Нике). С некоторой долей достоверности Гераклиту приписывают известный афоризм «Все течет, все изменяется» (вследствие чего, например, «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут»).

 

ГЕРДЕР ИОГАНН ГОТФРИД

(1744–1803)

немецкий философ-просветитель.

С начала 70-х гг. XVIII в.один из наиболее влиятельных мыслителей Германии. Четко и ясно сформулировал идею органического развития мира: от неживой природы — к живой, аот нее — к обществу в его истории. Знаменит преимущественно своим фундаментальным трудом «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791), в котором философия впервые получила статус специальной научной дисциплины, призванной ответить на вопрос: «Существуют ли неизменные законы развития человеческого общества, и если да, то каковы они?» И. Гердер высказал предположение о самозарождении жизни и эволюции живых существ. Однако человек, считал философ, сотворен Богом. И. Гердер рассматривал также законы общественного развития, которые он считал естественными (подобными законам природы). Он отстаивал истинность следующих тезисов:

1) высшая цель общественного развития — «гуманность», к которой человечество поступательно движется от менее совершенных состояний общественной жизни;

2) общество — органическая система индивидов, вне которой человек ничего собой не представляет;

3) связь, соединяющая людей в органическое единство общественной жизни,— это культура, важнейшие элементы которой составляют язык, наука, ремесло, искусство, семья, религия, государство.

Затем, применяя сформулированные им законы общественного развития, И. Гердер рассматривал историю человечества (до XIV в.). Он высказывал симпатию к славянству, за что заслужил благодарность идеологов славянского возрождения XIX в.

 

ГЕРЦЕН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

(1812–1870)

Русский философ, писатель и публицист.

Окончил физико-математическое отделение Московского университета; его сочинение о системе Н. Коперника при окончании университета не было удостоено золотой медали, поскольку в нем было «слишком много философии». Философией А. И. Герцен увлекался с отрочества. При выходе из университета был арестован вместе с близким другом Н. П. Огаревым «за политическую неблагонадежность», выслан в провинцию, где около десяти лет был обязан работать в правительственном учреждении. По выходе в отставку усиленно занимался литературной работой, а в 1847 г. навсегда эмигрировал из России. Умер и похоронен в Париже. Колоссальное влияние на русскую общественную мысль оказали издававшиеся им за рубежом журналы «Полярная звезда» и «Колокол». Чисто философские работы А. И. Герцена —«Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы». Через все творчество А. И. Герцена проходит страстное, мужественное искание истины, на которое в заграничный период его жизни легла печать глубокого разочарования. Имея естественно-научное образование, А. И. Герцен высоко ценил связь между философией и естественными науками, уделял большое внимание проблеме единства бытия и мышления, поискам метода познания, наиболее точно отражающего действительность и основанного на единстве «опыта» и «умозрения». Он отрицательно относился к религии, идее Бога и личного бессмертия. Признавая эгоизм и общественность «непременными стихиями» человеческой жизни, А. И. Герцен отстаивал высоту «самодержавной независимости» человека и утверждал, что «подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее есть продолжение человеческих жертвоприношений». Мучительно перенося поражение революции 1848 г., Герцен пережил тяжелую духовную драму. Его взгляды обратились к России с ее деревенской общиной и артелью, с которой он связывал свои надежды на достижение социального идеала.

 

ГОББС ТОМАС

(1588–1679)

английский философ.

Окончил Оксфордский университет. В период гражданской войны в Англии находился в эмиграции во Франции (1640–1651). Значительным вкладом в мировую философию является социальное учение Т. Гоббса, в котором исходным понятием было «естественное право», то есть право человека защищать любыми средствами свою жизнь и благосостояние, поскольку «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей». Согласно Т. Гоббсу, господство «естественного права» с наибольшей силой проявляется в естественном состоянии человеческого общества, когда в нем еще нет ни государственности, ни морали. Такое состояние общества представляет собой непрерывную «войну каждого с каждым» и является неустойчивым, грозя человечеству самоистреблением. Возникает необходимость перехода к стабильному гражданскому, государственному состоянию общества. Этот

переход осуществляется путем общественного договора: все члены общества безоговорочно уступают свои права главе государства, взамен чего он гарантирует им безопасность. Чувственные качества философ трактовал не как свойства вещей, а как способы их восприятия людьми. Согласно Т. Гоббсу, «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах ощущения». Общие понятия существуют только в мышлении.

 

 

ГОЛЬБАХ ПОЛЬ АНРИ

(1723—1789)

французский философ,

уроженец Германии. Изучал химию в Лейденском университете. Был близким другом и соратником Д. Дидро в издании знаменитой «Энциклопедии», для которой написал около 400 статей по естественно-научным и техническим проблемам. Обладатель значительного состояния, П. Гольбах щедро субсидировал издательскую деятельность просветителей. За непримиримость к религии П. Гольбаха называли «личным врагом Бога». Ни одно из прижизненно опубликованных сочинений философа не вышло под его именем и не печаталось во Франции, а лишь за ее пределами, анонимно, под различными псевдонимами. Главный труд его жизни «Система природы» был приговорен парижским парламентом к сожжению. Он рассматривал природу как «колоссальное соединение всего существующего». Она всецело материальна и является «своей собственной причиной». Пытаясь проникнуть в тайны природы, мы находим лишь различную по свойствам движущуюся материю. Настаивая на жесткой природной, материальной обусловленности всех процессов и явлений, в том числе морального и духовного мира, он пришел к выводу, что ничего случайного в мире нет, а все совершается по необходимости. И человек как часть природы тоже включен в этот мир фатального, вечного, незыблемого, установленного в природе порядка. В области социальной философии П. Гольбах, как и все просветители, верил в разум как единственное средство достижения человеческого счастья. Возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассудков, в первую очередь религиозных, победа просвещения и воспитания над невежеством — вот средства достижения идеального общественного состояния. В своей критике религии П. Гольбах особенно подчеркивал ее связь с тиранической властью: мир деспотизма таит в себе семя революции.

 

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(1822–1885)

русский естествоиспытатель, культуролог, автор памятника русской общественной мысли XIX в. «Россия и Европа». Выходец из дворянской семьи, окончил Царскосельский лицей, учился на естественном факультете Петербургского университета, защитил кандидатскую диссертацию по математике. Был арестован по делу кружка М. В. Петрашевского, сослан в Вологду, где стал чиновником департамента сельского хозяйства. Писал статьи по вопросам

биологии, статистики, политэкономии. Философско-историческая концепция Н. Я. Данилевского, известная как «теория культурно-исторических типов», исходит из того, что не существует единого человечества, единой линии прогресса. «Естественная система» в исторической науке опирается у Н. Я. Данилевского на представление, согласно которому культурно-исторический процесс складывается из развития локальных цивилизаций, или культурно исторических типов (их всего ученый насчитывал тринадцать: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, арабский, германо-романский, перуанский, мексиканский, славянский). Любая из этих культур рождается, живет и умирает. Жизненный цикл составляет 1500 лет. Первый период развития этнографический, он длится 1000 лет. В данный период вырабатывается устойчивый психический склад, который предопределяет направление культурного творчества и развитие духовных сфер культуры. Второй период (длительностью в 400 лет) характеризуется формированием государственности. Третий — творческий, или цивилизационный, период, когда культура начинает «плодоносить», то есть вырабатывает оригинальные формы наук, искусств, философий, религий, государственно-правового устройства. Этот период относительно короток и продолжается всего 50–100 лет. Истощив свои творческие силы, культура умирает либо естественной смертью, либо под ударами извне, наносимыми враждебными государствами.

 

ДЕКАРТ РЕНЕ

(латинизированное имя Картезий) (1596–1650)

французский философ и математик. Родился в дворянской семье. Восьми лет был отправлен в иезуитскую школу, где устаревшим схоластическим курсам предпочитал изучение математики. Во время службы в армии начал создавать свою «новую философию» и разрабатывать ставшее знаменитым «Рассуждение о методе». Однако философская слава оказалась неспокойной: с трудом избежав нескольких арестов, изведав изгнание и сожжение своих книг, Р. Декарт прожил скитальческую жизнь, 39 раз вынужден был менять место жительства. Преследования продолжались даже в образцовой Голландии, где Р. Декарт провел два своих самых плодотворных десятилетия. За год до смерти он принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм, где умер, не выдержав сурового северного климата. Как иноверец Р. Декарт был похоронен на кладбище для некрещеных младенцев. Р. Декарт создал аналитическую геометрию, развил учение о преломлении света, внес много нового в механическую физику, психологию, занимался запрещенным анатомированием трупов. Его труды, в том числе знаменитые «Правила для руководства ума», были внесены римским папой

в список запрещенных книг, а блистательный «корольсолнце» Людовик XIV запретил ему преподавание картезианства на всей территории Французского королевства. Так отечество отблагодарило того, кто открыл новую эпоху в философии. В философии Р. Декарт выступил с призывом пересмотра всей прошлой традиции. Вместо опыта и наблюдений он обратился к исследованию разума и самосознания. Его главное требование — соблюдать при этом принцип очевидности, непосредственной достоверности изучаемого для изучающего. Тем самым он отказался следовать традиционным формам передачи знания: авторитету, примеру, обычаю. Более того, в начале всякого процесса познания он поставил сомнение.

В поисках исходного философского положения, наиболее очевидногои достоверного, которое могло бы стать снованием философской системы, Р. Декарт сформулировал свой наменитый принцип «Мыслю, следовательно, существую»: можно усомниться во всем, но то, что я, сомневающийся, мыслю и существую, очевидно. При разработке своего метода познания Р. Декарт основывался на понимании мира как машины, совокупности различных агрегатов. По аналогии с механикой он выстроил и саму логику познания как пути от простейших начал к складыванию сложного механизма знания. Основой и идеальным образцом метода Р. Декарта является математика с ее принципами порядка и измерения.

 

ДЕМОКРИТ ИЗ АБДЕР

(ок. 460 — ок. 371 гг. до н. э.)

крупнейший древнегреческий ученый-энциклопедист, философ. Ему принадлежало около 70 работ, включавших все области современного ему знания.Однако большая часть сочинений Демокрита была утрачена в первые века новой эры, и до нас дошло лишь около 300 подлинных цитат. Его философия оказала сильное влияние на развитие европейской философской и естественно-научной мысли. Демокрит построил первую целостную философскую систему, включавшую учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику. Демокрит разграничил в познании чувственную и рассудочную стороны. Чувственное познание он объяснял истечением атомов из воспринимаемых объектов (атомы достигают человеческих органов чувств). Эта сторона познания неполна и недостоверна, так как истинная природа вещей (атомы) может быть постигнута только с по-

мощью мышления, рассудка.

Демокрит придерживался идеи множественности миров и их неоднородности: в иных нет ни Луны, ни Солнца, в иных подобные светила многочисленны; миры находятся на различной стадии развития — одни только возникают в виде атомарных вихрей, другие уже пребывают в расцвете, третьи гибнут, сталкиваясь друг с другом. Философ отграничил живое от неживого, введя представление об одушевленности. Душа атомарна по своему строению, ее атомы имеют сферическую форму и огненную природу. Человеческая душа отличается тем, что ее атомы чередуются с атомами тела.

Демокрит проводил аналогию между человеческим организмом и космосом, а применительно к человеку он впервые употребил слово «микрокосм». Человеческая душа, утверждал мыслитель, смертна, хотя образующие ее атомы вечны: тело умирает, а атомы души рассеиваются в пространстве.

 

ДЕРРИДА ЖАК

(1930—2004)

французский философ и теоретик культуры, представитель постструктурализма, один из наиболее авторитетных теоретиков постмодернизма. Как философ испытал влияние феноменологии, экзистенциализма, герменевтики и психоанализа. Основной философский тезис Ж. Дерриды: «Мир есть текст». Центральное место в философии и методологии Ж. Дерриды занимает понятие деконструкции (впервые введенное в книге «О грамматологии») — особого анализа, представляющего с обой не просто разбор текста на элементы, но также его последующий новый монтаж, учитывающий критику. Деконструктивистский метод связан со структурализмом и психоанализом, но в нем решающую роль играет анализ письменных текстов. Свой метод деконструкции Ж. Деррида применил не только к исследованию культурных феноменов (реклама, кино), но и к истории европейской философии. Деррида читал лекции во многих американских и европейских университетах, участвовал в сотнях конгрессов, конференций, симпозиумов, коллоквиумов в Европе и за ее пределами, был избран членом

нескольких академий. Ж. Деррида — автор более 50 книг. Его постструктуралистские идеи стали одним из основных концептуальных источников постмодернистской эстетики.

 

ДИДРО ДЕНИ

(1713–1784)

французский философ, писатель

и теоретик искусства. Сын зажиточного ремесленника, он решительно отказался от карьеры священника и от любой другой «буржуазной» профессии. Невзирая на отсутствие всякой материальной

поддержки со стороны отца, Д. Дидро предпочел ттворческую работу и свободную от ханжеских регламентаций жизнь. Признанный лидер философского кружка просветителей, он был вдохновителем и организатором издания тридцатипятитомной «Энциклопедии». Д. Дидро пережил и драматические ситуации: публичное сожжение его трактата «Философские мысли», заключение в одиночную камеру Венсенского замка. По приглашению Екатерины II Д. Дидро, уже знаменитый философ, посетил Россию, где давал русской императрице смелые до дерзости советы государственного переустройства.

Самый глубокий и тонкий мыслитель из всех французских мат

риалистов, Д. Дидро остро чувствовал неисчерпаемость процесса познания. Всю свою жизнь находился в процессе постоянных поисков. Основные философские идеи Д. Дидро связаны с раскрытием материалистической картины мира. Особенно ярко он разработал идею самодвижения материи. Вся природа — это единый деятельный мир, в котором все находится в непрерывной взаимосвязи и неустанном изменении. Мышление не является свойством всей материи. Он разрабатывал рационально критические оценки христианского вероучения, а также оставил ряд ярких трактатов по философии искусства, расценивая искусство как

мощный инструмент гражданского, нравственного воспитания. Как все французские просветители, Д. Дидро настаивал на изначально доброй природе человека и верил, что с помощью разума люди безо всякого насилия и принуждения могут идти путем добра.

 

ДОБРОЛЮБОВ

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(1836–1861)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.078 с.)