Виды активных методов и форм обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды активных методов и форм обучения



Учебная дисциплина изучается студентами на IV курсе и предполагает проведение лекций и семинарских занятий. Всего на изучение дисциплины отводится 100 часов, из них лекций 30 часов, семинарских занятий 20 часов. На самостоятельную работу выделяется 50 часов.

Формы: лекционные занятия, лабораторные занятия, текущая самостоятельная работа.

 

Методы: студенческие доклады и сообщения по темам, анализ обязательной и дополнительной литературы, составление таблиц и схем, выполнение рефлексивных заданий, моделирование педагогических ситуаций, составление рекомендаций для педагогов и родителей.

 

Межпредметные связи

Педагогическая психология как наука сама по себе является междисциплинарной наукой, синтезирующей научные знания в области общей, возрастной, социальной психологии, общей педагогики, дидактики и теории воспитания. А также в ходе изучения курса «Педагогическая психология» студенты актуализируют знания по философии (антропологии), медицине, общекультурному блоку.

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Наименование разделов и тем КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ЛЕКЦИИ ПРАКТИЧЕСКИЕ. ЗАНЯТИЯ САМОСТ. РАБОТА ВСЕГО ЧАСОВ ПО ТЕМЕ
         
Раздел I. Общие вопросы педагогической психологии. Тема 1.1. Предмет и задачи педагогической психологии. Тема 1.2. Методы исследованияпедагогической психологии Тема 1.3. Основные категории педагогической психологии                                      
Итого по разделу        
Раздел II. Ребенок как субъект педагогического процесса. Тема 2.1. Понятие субъекта педагогического процесса. Тема 2.2. Дошкольник как субъект обучения и воспитания. Тема 2.3. Школьник и студент как субъекты обучения и воспитания.                                      
Раздел III. Педагог как субъект педагогического процесса. Тема 3.1. Психология учителя и воспитателя. Структура педагогических способностей. Тема 3.2. Специфика педагогической деятельности на разных ступенях образовательной системы. Тема 3.3. Психологический портрет воспитателя, учителя, преподавателя.                                  
Раздел IV. Психология обучения. Тема 4.1. Традиция и инновация в обучающем процессе Тема 4.2. Навыки учебной деятельности Тема 4.3. Методы обучения Тема4.4.Структурно-динамическая модель развития ответственности учащегося                                      
Раздел V. Психология воспитания. Тема.5.1. Основы современных воспитательных стратегий Тема 5.2. Цели и средства воспитания                                        
Итого по курсу        

Содержание отдельных разделов и тем по следующей форме

Учебный курс педагогической психологии интегрирует уже полученные студентами знания по общей, возрастной и социальной психологии, по различным разделам педагогики, а также при помощи новых знаний поднимает уровень профессионального мышления студентов.

В курсе педагогической психологии раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной психологии, рассматриваются основные механизмы и психологические закономерности обучения и воспитания, анализируются возрастные особенности педагогического процесса.

Раздел I. Общие вопросы педагогической психологии

Тема 1.1. Предмет и задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Проблемы педагогической психологии. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

Тема 1.2. Методы педагогической психологии. Источники информации как основания методов педагогической психологии. Эмпирические методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестирование. Экспериментальные методы: естественный, формирующий эксперименты. Теоретические методы.

Тема 1.3. Основные категории педагогической психологии. Развитие, формирование, научение, изменение, развивающая деятельность, идентификация, экстериоризация, персонализация, взаимодействие, субъективная позиция, педагогический диалог.

Раздел II. Ребенок как субъект педагогического процесса

Тема 2.1. Понятие субъекта педагогического процесса. Активность, мотивированность, самосознание, направленность и др. характеристики субъектной позиции ребенка. Необходимость формирования субъектной позиции для обучения и воспитания. Различные научные концепции субъектности.

Тема 2.2. Дошкольник как субъект обучения и воспитания. Возрастные особенности дошкольника. Сензитивные периоды развития. Познавательные интересы в дошкольном возрасте. Пластичность психики. Возрастные достоинства и ограничения в процессе обучения и воспитания.

Тема 2.3. Школьник и студент как субъекты обучения и воспитания. Возрастные особенности и закономерности развития интеллектуальной и личностной сферы. Особенности мотивации. Способы и формы активности. Логика изменения личности в педагогическом процессе.

Раздел III. Педагог как субъект педагогического процесса

Тема 3.1. Психология учителя и воспитателя. Структура педагогических способностей: общие и специальные педагогические способности. Требования к личностным и профессиональным качествам педагога. Показатели профпригодности и профнепригодности педагога. Профессиональная деформация личности. Самовоспитание педагогических способностей.

Тема 3.2. Специфика педагогической деятельности на разных ступенях образовательной системы. Качества, необходимые педагогу для работы с дошкольниками. Требования, которые предъявляются учителям начальных, средних и старших классов. Специфика работы со студентами, требования к личности преподавателя.

Тема 3.3. Психологический портрет воспитателя, учителя, преподавателя. Комплекс знаний, умений, ценностей, личностных качеств, необходимых для осуществления процесса воспитания. Комплекс знаний, умений. Ценностей, специальных способностей, необходимых для реализации обучения. Общие и специфические черты обучения и воспитания.

Раздел IV. Психология обучения

Тема 4.1. Традиция и инновация в обучающем процессе. Понятия научение, обучение, учение, учебная деятельность. Теории Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина.

Тема 4.2. Навыки учебной деятельности. Мотивация: внешняя, внутренняя. Специфика процессов учения.

Тема 4.3. Методы обучения. Лекция, чтение, дискуссии, практические занятия и др. Проблемное обучение.

Тема 4.4. Структурно-динамическая модель развития ответственности учащегося. Характеристика мотивации, действия, контроля.

Раздел V. Психология воспитания

Тема 5.1. Основы современных воспитательных стратегий. Психологические основы воспитания. Психоаналитическая традиция. Бихевиоральные подходы. Гештальтпсихология. Теория диадического взаимодействия. Гуманистическая психология. Деятельностный подход.

Тема 5.2. Цели и средства воспитания. Убеждение, внушение, заражение, формирование когнитивных установок. Эффект Пигмалиона.

 

2.3. Содержание и организация самостоятельной работы

На самостоятельную работу выделяется 50 часов. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является развитие навыков работы с учебной и научной литературой, практическими материалами, необходимыми специалистам по детской психологии и педагогике; развитие способностей к самостоятельному анализу и структурированию информации.

В течение семестра студенты самостоятельно должны выполнить следующие задания и представить их к проверке:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.007 с.)