Уплата налога у источника дохода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уплата налога у источника дохода



 

В отличие от уплаты налога по декларации, где моменту уплаты налога предшествует момент получения дохода, при уплате налога у источника дохода последовательность взимания налога меняется. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией предприятия или предпринимателем, производящим выплату. Для налогоплательщика этот способ уплаты налога представляется как автоматическое удержание, безналичный способ. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми налогами, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

 

Кадастровый способ уплаты налога

 

Кадастр – это реестр, который устанавливает перечень типичных объектов (земель, доходов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и определяет среднюю доходность объекта обложения.

В основу построения кадастра может быть положена какая-либо характеристика соответствующего объекта. Например, при построении земельного кадастра — вид земли (пашня, пастбища, леса и др.). Такой кадастр называется парцеллярным.

Другой вариант — когда за основу классификации берется какое-либо юридическое основание, например собственность лица на определенное имущество. Такой кадастр называется реальным. Так, реальный земельный кадастр отражает доходность земли, принадлежащей налогоплательщику, в целом, а не отдельных ее частей.

Другое деление кадастров на виды приводится в зависимость от объектов налогообложения. Выделяют домовый, земельный, промысловый и другие кадастры.

При взимании подушного (равного) налога роль кадастра выполняет список населения определенной территории.

В связи с изменением физического состояния имущества и его стоимости производится периодическое уточнение (актуализация) кадастра.

Особенность уплаты налога кадастровым способом состоит в тем что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков его предполагаемой доходности, момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода. Поэтому для уплаты таких налогов устанавливаются фиксированные сроки их взноса.

 

Классификация налогов. Налоговая система. Налоговая политика

Классификация налогов

Классификация налогов — это группировка налогов по различ­ным признакам. В научной литературе для классификации налогов используется специальный термин — таксономия. Многообразие клас­сификаций, группировок и признаков, положенных в основу различ­ными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов.

Созданные в различных странах налоговые системы включают раз­личные виды налогов, которые группируют по разным признакам.

Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:

Классификация налогов имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение, поскольку позволяет характеризовать налоговую систему в целом, проводитьнеобходимый анализ, составлять отчетность.

В первую очередь следовало бы остановиться на делении налогов в зависимости от того, какой уровень власти устанавливает важнейшие элементы налога и вводит его в действие. По этому признаку налоги подразделяются на государственные и местные.

Исходя из государственного устройства различаются унитарные (единые) и федеративные государства с соответствующими уровнями власти.

В унитарных государствах, состоящих из центральных государственных органов власти и органов власти местного самоуправления, существуют государственные налоги, устанавливаемые и вводимые в действие органами государственного управления, и местные налоги, важнейшие элементы которых устанавливаются и вводятся в действие местными властями.

В федеративных государствах, в том числе в Российской Федерации, государственные налоги подразделяются на федеральные и региональные (налоги субъектов Федерации).

Федеральные налоги устанавливаются федеральным налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Перечень региональных налогов устанавливается, как правило, федеральным законодательством, но эти налоги вводятся в действие региональными законами (законами субъектов Федерации, земель и т.д.) и являются обязательными к уплате на соответствующей территории. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти регионов определяют, как правило, налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок, сроки уплаты налогов, а также некоторые другие элементы налога. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

В связи с происходящими процессами глобализации появилась и такая разновидность налогов, как межгосударственные налоги. В частности, в Европейском сообществе действует единый налог на импортную (из третьих стран) продукцию сельскохозяйственного производства, средства которого поступают в бюджет этого сообщества. Вполне вероятно появление отдельных видов межгосударственных налогов в рамках СНГ и Союзного государства России и Беларуси, в частности, для финансирования совместных межгосударственных программ и других целей.

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество какюридических, так и физических лиц и ряд других. В данном случае основанием для обложения служат владение и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в процессе движения доходов или оборота товаров, работ и услуг. Эти налоги включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Таким образом, косвенные налоги непосредственно связаны с той деятельностью, которой занимается налогоплательщик. Владелец товара (работы или услуги) при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству, поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги). Примерами косвенного налогообложения могут служить НДС, акцизы и таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также и достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступление в казну напрямую не связано с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

Тем самым косвенное налогообложение обеспечивает устойчивость доходной базы государства, особенно в условиях высоких темпов инфляции. Кроме того, косвенные налоги являются менее болезненными для налогоплательщика и как бы незаметны для него. Вместе с тем государство использует и прямые налоги. Прямые налоги непосредственно связаны с характеристикой налогоплательщика и взимаются соответственно в зависимости от уровня его дохода или стоимости принадлежащей ему собственности (имущества). Они применяются государством для того, чтобы под налоговое воздействие попалокак можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. При прямом налогообложении усиливается зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности. Сочетание в налоговой системе прямых и косвенных налогов создает достаточную устойчивость налоговых поступлений.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно констатировать важнейшее отличие прямых налогов от косвенных. Прямые налоги зависят и соответственно могут корректироваться исходя из индивидуальной характеристики налогоплательщика, косвенные же налоги такой зависимости не имеют, поскольку этими налогами облагаются обороты по купле-продаже, и ни уровень дохода, ни стоимость имеющегося у налогоплательщика имущества не влияют на размер налогового платежа.

Соотношение прямых и косвенных налогов в различных странах зависит от уровня их экономического развития. В налоговых системах высокоразвитых стран преобладающее значение имеют прямые налоги. В странах же с неустойчивой экономикой доминирующее положение занимают косвенные налоги.

По объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные (имущественные), ресурсные (рентные), личные, вмененные и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда. Реальными (имущественными) налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество и некоторые другие.

С реальными налогами тесно связаны ресурсные платежи, взимание которых определяется разработкой, использованием и добычей природных ресурсов. Указанные налоги нередко называются также рентными, поскольку их введение и уплата, как правило, связаны с образованием и получением ренты. К этой группе налогов относятся, например, налог на добычу полезных ископаемых, земельный налог и некоторые другие.

В отличие же от реальных налогов при взимании личных налогов учитываются финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с доходов физических и юридических лиц двумя способами: «у источника» и «по декларации», примером личного налогообложения могут служить налог на прибыль корпораций, НДФЛ.

Отличительной особенностью налогов, включенных в группу вменененных, является то, что объектом обложения здесь выступает доход, определяемый государством, который не зависит от фактических финансовых показателей деятельности и определяется потенциальными возможностями налогоплательщика, связанными с владением и распоряжением имеющегося у него имущества. Поэтому данный вид налогов можно назвать одной из разновидностью реальных налогов. Формой такого налога, например, может служить ЕНВД.

Косвенные налоги в свою очередь подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины.

Акцизы бывают индивидуальные и универсальные.

Индивидуальные акцизы представляют собой обложение отдельных видов товаров, сырья, готовой продукции. Универсальными акцизами облагаются, как правило, обороты организаций (объемы реализации, продаж и т.д.). Ярким примером универсального акциза является НДС, который применяется в мировой налоговой системе с конца 60-х - начала 70-х гг. XX в., в Российской Федерации - с 1992 г. Индивидуальные акцизы могут устанавливаться также и по группам товаров.

Государственная фискальная монополия представляет собой полную или частичную монополию государства на доходы от производства и продажи отдельных видов товаров, к которым, как правило, относятся спиртные напитки, соль, табачные изделия. В налоговой практике государственная фискальная монополия используется не всеми странами; отсутствует она и в российской налоговой системе.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием ввоза или вывоза.

На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.

По способу обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости от способов взимания на-
логового оклада: «у источника», «по декларации» и «по кадастру».

Исчисление и изъятие налога «у источника» обычно осуществляется органом, который выплачивает доход. Этим способом взимается, например, налог на доходы физических лиц. В данном случае налог удерживается фактически одновременно с выплатой дохода, что исключает возможность уклонения от его уплаты. Сумма изъятого налога переводится сборщиком - налоговым агентом сразу в бюджет. Этот способ нередко сопровождается подачей декларации в налоговые органы.

В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные.

Особой категорией налогов являются так называемые специальные налоговые режимы.

Классификация налогов по субъекту уплаты носит в определенной степени условный характер, поскольку наряду с группировкой налогов, уплачиваемых как юридическими, так и физическими лицами, имеется группа налогов, взимаемых одновременно с физических и юридических лиц. Таковыми, в частности, являются налоги на землю. Важное практическое значение для формирования бюджетной системы государства имеет группировка налогов по принадлежности к звеньям бюджетной системы. В данном случае они подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Законодательно закреплены за бюджетами соответствующего уровня, например местные налоги, которые на постоянной основе закреплены за местными бюджетами.

Регулирующие налоги - налоги, доходы от поступления которых распределяются между уровнями бюджетной системы по нормативам, установленным на год или на долговременной основе.

В российской налоговой системе это практически все федеральные и региональные налоги.

По источникам обложения, как видно из названия, налоги делятся в зависимости от того, за счет какого источника они уплачиваются.

Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как она характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношение налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.

 

Налоговая система

Существенные условия налогообложения, применяющиеся в государствах различных формаций характеризуют установленную в стране налоговую систему.

Налоговая система представляет собой систему экономико-пра­вовых отношений между государством и хозяйствующими субъек­тами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путем отчуждения части дохода соб­ственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном

Налоговая система создается в целях обеспечения государства фи­нансовыми ресурсами, необходимыми ему для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, за­тратами на проведение социальной политики в стране и т.п.

Налоговая система - это единство составляю­щих ее элементов (налогов, сборов, пошлин и других обязатель­ных платежей), которые находятся во взаимосвязи, т.е. практи­ческое применение каждого из этих элементов не должно нарушать или дублировать действия других элементов. Конк­ретные налоги, сборы и их взаимосвязь в рамках единой налоговой системы представляют суть налоговых отношений, сло­жившихся в данном обществе.

В настоящее время в научной литературе преобладает мне­ние о том, что налоговая система - это система действий, свя­занных с обязательным изъятием части ВВП в пользу государ­ства и муниципалитетов. Ограниченность этого подхода состо­ит в отходе от той закономерности, что налоговые отношения представляют собой одну из подсистем экономических отноше­ний. Между тем политико-экономический подход требует ана­лиза именно этого аспекта проблемы, что имеет не только тео­ретическое, но и практическое значение, связывая налоговые отношения с экономическими интересами общества.

Приоритетность составляющей налогов в налоговой системе показывает Пансков: «Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, упла­ты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налого­вого контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение на­логового законодательства».

Налоговая система может быть рассмотрена как система от­ношений между государством и плательщиками налогов, прояв­ляющаяся через их действия, которые соотносятся как объек­тивное (уплата налога) и субъективное (установление налога). Это обусловливает особую значимость функций налогов, бази­рующихся на налоговых отношениях, и реализуемых в данной системе действий.

К системообразующим условиям (факторам) относятся: соб­ственная налоговая доктрина и налоговая политика государства; законодательная база для строительства налоговой системы; ме­ханизм установления и ввода в действие налогов и сборов; виды налогов; порядок распределения налогов по уровням бюджет­ной системы; система налоговых органов; формы и методы на­логового контроля и т.д.

Мировая практика организации налоговых систем показы­вает, что существуют следующие варианты их построения:

- разграничение налоговых источников по бюджетным уров­ням;

- система долевого участия бюджетных звеньев в использо­вании налогов;

- система равных прав налогообложения. Классификационные признаки позволяют дать общую харак­теристику налоговой системы, действующей в данной стране.

Более подробно налоговую систему можно охарактеризовать на основе анализа экономических, правовых, социальных, по­литических факторов.

К экономическим факторам, характеризующим налоговую си­стему, можно отнести следующие показатели: полная ставка на­логообложения (ставка совокупного налога); налоговая нагрузка; соотношение между прямыми и косвенными налогами; соотно­шение между налогами и объемами внутренней и внешней тор­говли.

Полная ставка налогообложения (ПСН) — показатель, разра­ботанный Международным центром сравнительных исследова­ний проблем налогообложения; предназначен для измерения на­логовой нагрузки. Рассчитывается. ПСН как отношение общей суммы налоговых платежей к величине добавленной стоимости, полученной обществом в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг.

 

Налоговая система РФ. По своей общей структуре, принципам построения и перечню налого­вых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действую­щим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходи­мо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и мес­тных налогов.

Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональ­ных и два местных налогов.

Кроме того, НК РФ предусмотрена возмож­ность применения специальных налоговых режимов, при которых уста­навливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным ос­вобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

Это единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в дей­ствие законами субъектов Федерации и являются обязательными к упла­те на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в дей­ствие региональные налоги, представительные (законодательные) ор­ганы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные эле­менты региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципаль­ных образований.

Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты.

Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами.

Во-первых, низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения Российской Федерации и вызванной этим недостаточной на­логовой базой.

Во-вторых, в структуре населения страны высокий удельный вес за­нимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

В-третьих, существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого от­сутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия лич­ных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.048 с.)