Перечислите и охарактеризуйте методы исследования в психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислите и охарактеризуйте методы исследования в психологии



Перечислите и охарактеризуйте методы исследования в психологии

Метод - это путь познания, это способ, посредством которо­го познается предмет науки.

Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

3 группы методов в психологии.

I. Объективные методы – наблюдения, эксперименты(Эксперимент - изучение психических явлений, условия про­явления и развития которых создаются, строго учитываются и при необходимости воссоздаются. Это метод, когда исследова­тель сам вызывает явление, которое будет изучаться. Экспери­мент является единственным способом для установления при- чинно-следственных отношений.), тестирование, анализ продуктов деятельности, математическое моделирование и статический анализ.

*самый доступный – наблюдение;

*эксперимент – чисто психологический;

*формирующий – чисто педагогический метод;

*тестирование – для разного возраста, пола, соц. групп и т.д.;

*анализ продуктов деятельности (контент – анализ, по почерку, анализ личности, анализ рисунков, диктофон, моделирование).

II. Метод описания и понимания психологии чел-ка:

1)интроспекция – самонаблюдение (рефлексия своих внутренних переживаний, психических переживаний, психических состояний, мыслей, образов, желаний);

2)самоотчет – словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдения, описание человеком самого себя;

3) эмпатическое слушание (способность к сочувствию).

Метод идентификации – это также отождествление с человеком, с помощью мысленных операций.

III. Методы психологической практики направлены на работу с людьми с психическими отклонениями либо ориентированы на ряд средств коммуникативной профессией либо различных возрастов (психотерапия, психокоррекция).

 

 

Охарактеризуйте связь психологии с другими отраслями знаний

Являясь самостоятельной наукой, психология тесно связана с другими науками: с философией, педагогикой, социологией, медициной, физиологией, техническими науками и др.

Философия является методологической основой психологии.

Естественные науки: биология, физиология и другие естес­твенные науки предоставляют материал о строении и функци­онировании центральной нервной системы человека, о связи между психическими явлениями и деятельностью ЦНС.

Социология помогает понять, каким образом человек при­обретает психические свойства социально-ориентировочного поведения. Человек - биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется его психика. Поэтому специфика общества, в котором живет человек, определяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социального взаимо­действия с другими людьми.

Педагогика помогает в решении задач обучения и воспита­ния, формирования личности человека.

Технические науки предоставляют материал о путях опти­мизации условий деятельности человека в условиях техничес­кого прогресса, о подборе технических средств для исследова­ния психики.

Медицинские науки помогают в изучении патологии психи­ческого развития людей и нахождении путей для психокоррек­ции и психотерапии.

Взаимодействие истории и психологии (использование исторического метода, суть его для понимания природы любого психического явление необходимо проследить его развитие)

Раскройте понятие сознания

Сознание - высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку, это общественно-исторический продукт развития психики, позволяющий не только отражать мир, но и преобразовывать его.

Функции сознания:

Отражательная, заключается в познании - обобщенном отражении мира.

Порождающая (творчески-креативная).

Регулятивно-оценочная (формирование отношения к миру, к людям, регулирование поведения, деятельности).

Рефлексивная - готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя.

Сознание характеризуется: активностью, направленностью на предмет, способностью к рефлексии, самонаблюдению, мотива­ционно-ценностным характером, различной степенью ясности.

Состояния сознания: сон, бодрствование, медитация, гип­ноз, патологические состояния сознания, вызванные с помо­щью наркотиков, алкоголя и других химических веществ, воз­действующих на головной мозг.

Свойства сознания

1) идеаторность (способность осваивать объект без физического воздействия в результате работы с сформулированным образом)

2) институциональность (направленность сознания на какой-либо предмет)

3) объём памяти (количество объектов, которые человек чётко может отображать одновременно 7+\-

4) коммуникабельность (способность транслировать то что осознаёт человек другим людям)

5) идеаторность (способность сознания отображать образы, свободно перемещаться по векторам пространства и времени)

6) креативность (мир всё время изменяется).

Сознание имеет сложную структуру.

Наиболее древний пласт сознания − чувственно-аффективный уровень (ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение))

Следующий уровень – ценностно-волевой. Воля – способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции – ценностно-окрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания – абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Структура самосознания:

1) самопознание (нацеленность человека на познание своих физических и душевных качеств и возможностей)

2) самоотношение (выражается в виде непосредственный эмоциональные реакции и самооценки)

3) саморегуляция (регулирование личностью своего поведения на основе отношения к себе)

Бессознательное - это совокупность психических процес­сов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во вли­янии которых человек не отдает себе отчета; это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. К таким явлениям относятся:

-ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при на­писании слов;

-непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, событий и др., что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями;

-сновидения, грезы, мечты;

-движения, автоматизировавшиеся благодаря повторению;

-побуждения к деятельности, в которых отсутствует осоз­нание цели;

-некоторые патологические явления, возникающие в пси­хике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

 

Виды мышления

По содержанию мышления:

Наглядно-действенное мышление. Непосредственно вклю­чено в практические действия. Особенность данного вида мыш­ления заключается в том, что с его помощью нельзя решить пос­тавленную задачу без участия практических действий. Напри­мер, маленький ребенок учится анализу и синтезу через то, что разбирает и собирает игрушки.

Наглядно-образное мышление. Оно позволяет познавать реальный мир без участия практических действий. Образное мышление «схватывает» наглядную ситуацию, нередко ин­туитивно, то есть без развернутого анализа и рассуждения.

Абстрактно-логическое мышление. Это мышление поня­тиями. Используя этот вид мышления, человек может анализи­ровать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая их. Для понятийного мышления характерно использование всех мыслительных операций. Оно позволяет обнаружить логичес­кие противоречия, переносный смысл.

По характеру решаемых задач:

Практическое мышление, направленное на решение за­дач, возникающих в ходе практической деятельности.

Теоретическое мышление, направленное на решение те­оретических задач, которые лишь опосредованно связаны с практикой.

По степени новизны и оригинальности:

Репродуктивное (шаблонное) мышление, воспроизводя­щее мышление, связанное с использованием шаблонов, стерео­типов, проверенных путей решения задачи.

Продуктивное (творческое) мышление, в котором решает­ся проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.

По степени присутствия интуиции:

Вероятностное мышление. Это мышление, опирающееся на знания, прошлый опыт и связанное со степенью ожидания каких-то событий.

Интуитивное мышление. Базируется на эффекте неосоз­нанных путей получения знания. Природа этого мышления за­ключена в личном творческом опыте человека, его общей, пси­хологической и профессиональной культуре.

Эвристическое мышление. Это мышление сводится не столько к каким-то формальным правилам и понятиям, сколько обеспечивается мотивационными и эмоциональными процес­сами личности, чувством вдохновения.

Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

Проблема будущего в духовной культуре человечества. Разнообразие форм, путей и методов постижения будущего. Вненаучное и научное предвидение. Прогностическая информация как средство манипуляции массовым сознанием людей.

Перечислите и охарактеризуйте методы исследования в психологии

Метод - это путь познания, это способ, посредством которо­го познается предмет науки.

Методы психологии - совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

3 группы методов в психологии.

I. Объективные методы – наблюдения, эксперименты(Эксперимент - изучение психических явлений, условия про­явления и развития которых создаются, строго учитываются и при необходимости воссоздаются. Это метод, когда исследова­тель сам вызывает явление, которое будет изучаться. Экспери­мент является единственным способом для установления при- чинно-следственных отношений.), тестирование, анализ продуктов деятельности, математическое моделирование и статический анализ.

*самый доступный – наблюдение;

*эксперимент – чисто психологический;

*формирующий – чисто педагогический метод;

*тестирование – для разного возраста, пола, соц. групп и т.д.;

*анализ продуктов деятельности (контент – анализ, по почерку, анализ личности, анализ рисунков, диктофон, моделирование).

II. Метод описания и понимания психологии чел-ка:

1)интроспекция – самонаблюдение (рефлексия своих внутренних переживаний, психических переживаний, психических состояний, мыслей, образов, желаний);

2)самоотчет – словесный или письменный отчет о результатах самонаблюдения, описание человеком самого себя;

3) эмпатическое слушание (способность к сочувствию).

Метод идентификации – это также отождествление с человеком, с помощью мысленных операций.

III. Методы психологической практики направлены на работу с людьми с психическими отклонениями либо ориентированы на ряд средств коммуникативной профессией либо различных возрастов (психотерапия, психокоррекция).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.021 с.)