Подведите итоги и сделайте краткое обобщениерезультатов, к которым Вы пришли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подведите итоги и сделайте краткое обобщениерезультатов, к которым Вы пришли.



3 Упомяните еще раз свою цель/задачу. Если по-зволяет тема, то обратитесь к собравшимся с эмо-циональным призывом.Текст докладаи вспомогательныекарточкиБудем откровенны, публика всегда преклоняется пе-ред теми ораторами, которые говорят без шпаргалок.≪Нет, это просто невероятно! И как им только удаетсяговорить так долго и ни разу не отклониться от те-мы?≫ Не расстраивайтесь. Во-первых, такие людивстречаются крайне редко. Во-вторых, люди пришлипросто послушать доклад, а не восхищаться их потря-сающей памятью. И в-третьих: даже профессионалывсегда работают с листочками или же карточками, нопри этом они владеют еще одним искусством: читатьсвои записи так, чтобы никто этого не заметил.У заучивания наизусть есть своинедостаткиВозможно, что у Вас честолюбивые планы и Вы хотитевыучить текст доклада наизусть. Тогда Вам следует по-думать о недостатках такого подхода. Приступайтек заучиванию наизусть лишь тогда, когда ни один изнижеприведенных пунктов не заставит Вас задуматься.

• Речь, выученная наизусть, может показаться Ва-шим слушателям сухой и натянутой. А в худшемслучае Вы будете монотонно произносить пред-ложение за предложением. При этом Вам придет-ся постоянно думать о содержании второго пред-ложения.

• При заучивании наизусть некоторые слова могутоказаться для Вас ловушкой. Например, когда мыхотим обратиться к некоторой теме, мы выстраи-ваем себе системы ключевых слов. Забудь гово-рящий хоть одно из них — он ни за что не сможетвоспроизвести следующее предложение. Многиеораторы начинают при этом нервничать и сожале-ют, что не выписали себе на отдельном листе клю-чевые слова, такой список помог бы им продол-жить.

• Для того чтобы зазубрить доклад, необходимомного времени. Есть ли у Вас это время, или жеВы настолько устаете на работе, что с гораздобольшим желанием потратили бы его на отдых?Чтобы выучить что-либо наизусть, необходимосконцентрироваться и запастись терпением!

• Сможете ли Вы учить текст наизусть дома, не бу-дут ли Вас там отвлекать? Если, допустим, Вашамаленькая дочка радостно прибежит к Вам, чтобыпохвастаться нарисованной ею картиной, запре-тите ли Вы ей входить к Вам в кабинет?

• Существует только две части Вашего выступле-ния, которые хорошо бы было выучить наизусть:вступление и заключение. То, как Вы начнете своюречь, сильно повлияет на то, с каким вниманиембудут Вас слушать собравшиеся в течение всеговыступления. К заключению тоже надо отнестисьс большим уважением, поскольку это как раз тачасть Вашего доклада, которая еще раз закрепляетпроизведенное впечатление. Если же Вы совершитекакую-либо ошибку в середине Вашего выступле-

ния, то публика легко простит Вам ее. •Зачем нужны листочки или карточки?Гораздо более разумным решением будет иметь присебе во время выступления текст Вашего доклада илиже вспомогательные карточки. Однако это вовсе незначит, что Вы должны постоянно смотреть в них. На-оборот, написанное слово просто помогает Вам чув-ствовать себя во время выступления более увереннои свободно. Прежде чем мы займемся изучением со-ставления карточек и листов в отдельности, необхо-димо подчеркнуть их основные преимущества.

• Чем объемнее Ваша презентация или доклад, темполезнее будет иметь при себе письменную ≪под-держку≫. Тот, кто работает и в выходные, не всег-да может сосредоточиться с равной силой. В та-ком случае вспомогательные материалы будутвесьма полезны.

• Письменный материал рекомендуется использо-вать также в тех случаях, когда Вам необходиморазъяснить какой-либо рисунок или диаграмму.Нельзя также ≪плавать≫ и там, где речь идет о ци-фрах и фактах. Таблица, которую неправильнопрочли или же объяснили с запинками, кажетсяслушателям недостоверной. И вместо того чтобыподтвердить на примере данной таблицы сказан-ное Вами ранее, Вы добьетесь совершенно проти-воположного эффекта: публика решит, что цифрыэти —неточные или даже, хуже того, неверныеи что Вы просто пытаетесь обмануть слушателейтакими манипуляциями.

•Заметки напоминают Вам не только о том, что Выдолжны сказать, но и о тех важных действиях,о которых Вы должны помнить в течение всего Ва-шего выступления. Например, они могут Вам под-сказать, что как раз сейчас, во время представле-ния новой продукции, Вам нужно срочно раздатьвсем слушателям рекламные экземпляры или жечто необходимо погасить свет в зале, посколькучерез несколько секунд Вы приступите к показуслайдов. Эти маленькие пометки способствуютплавному течению Вашей речи. Они помогают из-бегать неловких пауз. Слушатель наверняка поду-мает: ≪Великолепно! Все идет как по маслу! Этонастоящий профессионал!≫.Как должен выглядеть текст Вашейречи?Как же все-таки выглядит правильно составленныйтекст речи? Вот несколько советов, которые Вам при-годятся.

• Пишите только на листах формата А4. Оставьтесправа поля около трех сантиметров. Слевадолжен располагаться Ваш текст, а справа —технические и другие вещи, о которых Вам нужнопомнить в ходе выступления (≪режиссерские по-метки≫).Пример текста с пометками

• Такие пометки особенно необходимы в том слу-чае, когда не Вы отвечаете за технику и реквизи-ты: поэтому передайте Ваш текст с пометками от-ветственному лицу, и тогда он будет знать, когда,например, нужно показать новый слайд, а когдазапустить на экран фильм.

• В качестве таких пометок Вы можете также ис-пользовать хореографические или голосовыезнаки, например брать паузу или же просто де-лать несколько шагов по направлению к публикеи т.п. Однако подобные сигналы не должны при-вести к тому, что язык Вашего тела будет выгля-деть ≪заученным≫ (см. ≪Оттачивание мастерствас помощью упражнений≫).

• Пишите достаточно крупно. Подумайте о том, что,скорее всего, текст с Вашей речью будет лежатьна кафедре. Для того чтобы прочитать что-либо,Вам можно будет лишь слегка наклонить голову.Слишком мелкий шрифт заставит Вас склонитьсянад столом / кафедрой всем корпусом. Во-пер-вых, это будет не очень элегантно выглядеть, а во-вторых, Вы прервете контакт глаз с Вашей публи-кой. Выберите нужный шрифт, и тогда у Вас не бу-дет проблем.

• Напечатайте текст с двойным интервалом междустрочками. Здесь та же самая ситуация, чтои с размером шрифта: все должно настолько ясночитаться, насколько это возможно. Между абза-цами интервал должен быть еще больше. Пустьнаписанное занимает лишь три четверти листа,в противном же случае Вам придется слишкомнизко опускать голову при чтении.

• Не разрывайте предложений и мыслей. Это зна-чит, что если Вы начали развивать какую-то мысльна одной из страниц, то должны закончить ее натой же самой странице. Точно так же поступайтеи с предложениями: не разбивайте свои высказы-вания, не переносите их на другую страницу, пото-му что иначе это приводит к ужасным паузам, воз-никающим при перелистывании текста.

• Подчеркивайте слова, которые Вы хотите выде-лить. Текст Вашей речи не просто листочек с бу-квами. Это нотная запись Вашего сольного вы-ступления. Подчеркните пунктиром те места,в которых бы Вы хотели сделать паузу. Однакознайте меру, не злоупотребляйте пометкамии подчеркиванием, иначе Вам потом будет слож-но разобраться в своих записях.

• Пронумеруйте свой текст. Благодаря этому ужеВы не станете паниковать, если вдруг по дорогек сцене листы с текстом выпадут из Ваших рук.

• Не скрепляйте листы сбоку и не вставляйте ихв скоросшиватель, потому как листы тогда будутстянуты посередине. В противном случае Вам при-дется вручную в течение всего доклада постоянноразделять страницы, чтобы их можно было про-честь. И из-за этого Вы не сможете жести-кулировать. Кроме того, Ваша вечная борьба соскоросшивателем станет причиной постоянногошелеста. Будет гораздо лучше, если Вы вообщене будете скреплять страницы. Тогда прочитан-ные страницы можно будет просто откладыватьв сторону, не перелистывая их.Как работать с текстом речи?Тот, кто работает с такими текстами, склонен посто-янно считывать с них. Если же выступающий к тому жестрадает боязнью сцены, то он начинает хвататься засвои листочки, как не умеющий плавать за спасатель-ный круг. Однако Вам нечего бояться: Ваш текст ни-куда не убежит, и Вы не пропадете. Просто спокойнозаглядывайте в него и читайте. При этом Вы должныобратить внимание на следующий момент: читать на-до так, чтобы это было абсолютно не заметно. Как жеэто сделать?

• Тщательно отрепетируйте свое выступление.Громко прочитайте свой доклад несколько раз.Чем больше времени Вы посвятите подготовке,тем лучше Вы ознакомитесь с содержанием текс-та и тем свободнее Вы будете чувствовать себя по-том при выступлении. Это позволит Вам знать, чтоследует за тем или иным предложением или раз-делом, и выступить с большим достоинством.

• Учитесь у телевизионных дикторов. Они всегдачитают, но при этом зрителя никогда не покидаетощущение, что с ним просто разговаривают. Весьсекрет заключается в том, что они только ≪начи-нают≫ читать предложение, запоминая его конец,и, таким образом, проговаривают оставшуюсячасть, смотря в глаза зрителям или же в телекаме-ру. Кроме того, при смене темы они делают болеедолгие паузы, во время которых смотрят в камеру(например, при произнесении фразы ≪А теперьо погоде≫). Попробуйте использовать эти приемыпри чтении своего доклада.

•Обычно текст кладут на кафедру. Если же таковойне имеется, то это, конечно, не очень приятно.В этом случае Вам очень поможет первый совет:чем лучше Вы знаете текст, тем легче Вам будетвыступать и просто свободно держать его в руке.Не рекомендуется также слишком часто загляды-вать в текст, так как для этого Вам придется по-стоянно поднимать руку, и это будет слишком за-метно.Карточки гораздопредпочтительней текстаЕсли Вы не хотите учить текст своего доклада наиз-усть, то карточки, несомненно, будут самым вернымрешением. Вы держите в руке маленькие карточки,о которых вспоминаете лишь тогда, когда подходитек самым важным моментам Вашего выступления.И поэтому Ваши руки всегда остаются свободнымидля выразительных жестов. Такой знаменитый ора-тор, как Йорг Пилава, —настоящий знаток в этой об-ласти —говорил: ≪Вы можете легко и свободно гово-рить, но при этом, как только речь заходит о фактах,датах и цифрах, Вы смело можете довериться клю-чевому слову и быстро бросить взгляд в нужную кар-точку≫.Как составить карточки?Ключевые словаПо правилам карточки содержат в себе только клю-чевые слова или же иногда пару предложений.Но только не записывайте на них весь свой докладцеликом, иначе Вам придется выступать с огромнымчемоданом карточек. Искусство заключается в том,чтобы составить правильный и четкий ≪словесныйкаркас≫, на основе которого Вы потом сможете за-ново выстроить доклад. Вот несколько советов потому, как правильно составить такие карточки.Составляем карточки с помощьюправильного членения текста

1 Просмотрите свой план со всеми его подпунктамиеще раз. Запишите на карточках основные вопро-сы и слова. Сложите их в стопку и отложите в сто-рону.

2 Громко прочтите свой доклад. Не ≪застреваете≫ли Вы где-нибудь? В каких местах текста Вам мог-ла бы понадобиться еще одна карточка? Там, гдеВы рассказываете анекдот? А может, там, где Выобъясняете таблицу? Составьте такую карточкуи добавьте ее к остальным.Составляем карточки с помощью текстаВашего доклада



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.012 с.)