Тема 1. История в системе социально-гуманитарных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. История в системе социально-гуманитарных



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б.1.Б.1. ИСТОРИЯ

 

Направление подготовки

Экономика

Профили «Финансы и кредит»

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

Уровень высшего образования

 

БАКАЛАВРИАТ

 

 

 

Мурманск 2015


 

 

Рабочая программа дисциплины «История» для студентов направления подготовки 38.03.01. «Экономика» – Мурманск: СЗФ МГЭИ, 2015.- 22с.

 

Рабочая программа дисциплины «История» рассмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в 2015-2016 учебном году на заседании кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, протокол № 01 от «30» августа 2015 г.

 

 

© СЗФ МГЭИ, 2015

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы ………………………………………………………………………..    
  Место дисциплины в структуре образовательной программы ………………  
  Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся ………………………………………………………….  
  Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости …………    
  Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине …………………………………………..………  
  Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. Критерии оценки результатов обучения по дисциплине при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ………………….  
  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………  
  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины ………………..………  
  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины ……..  
  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем …………………………………………………………………………….  
  Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине …………………………………...  
  Лист дополнений (изменений) рабочей программы дисциплины…………...  

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПРОЕКТИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Цель изучения дисциплины – формирование у студентов исторического сознания, развитие интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.

 

1.2 Основные задачи дисциплины:

мировоззренческие: способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем; содействовать формированию и дальнейшему развитию у студентов историко-философского мироощущения и мировоззрения;

методологические: познакомить студентов с методами исторического познания и их классификацией; ориентировать студентов на развитие навыков исторического анализа социокультурных, хозяйственных и политико-правовых процессов в российской и мировой истории;

теоретические: развивать историческое мышление студентов, формировать у студентов базовые исторические понятия об общих закономерностях истории для правильного объяснения сущности человека в его прошлом и настоящем;

практические: развивать у студентов умение логично формулировать и излагать мысли, аргументированно отстаивать собственное видение проблемы, избегать идеологических стереотипов, догм и упрощенных схем исторического прошлого нашей страны, соблюдать критическую дистанцию в оценке общенаучных и исторических вопросов; способствовать овладению приемами ведения диалога, дискуссии, используя многообразные взгляды и концепции.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: история в системе социально-гуманитарных наук, теоретико-методологические основы исторической науки, древнейшие цивилизации, становление государственности, русские земли в XIII–XV веках и европейское средневековье, Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации, Россия и мир.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: древнейшие человеческие цивилизации, особенности становления государственности в России и мире, русские земли в XIII–XV веках и европейское средневековье, Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации, Россия и мир в XVIII–XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот, Россия и мир в ХХ и в XXI веках, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

1.3 Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса выпускники направления подготовки 38.03.01.62 «Экономика», должны:

знать основы гуманитарных, социальных, экономических дисциплин, отечественную историю; движущие силы, многовариантность и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе и политической организации общества; нравственные обязанности человека; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии; нравственные обязанности человека;

уметь использовать полученные общие знания в профессиональной деятельности, профессиональной рекламе и коммуникации, межличностном общении; самостоятельно анализировать социально-политическую, эко­номическую и научную литературу; применять соответствующую терминологию;

владеть навыками критики, самокритики и работы в коллективе.

Процесс изучения дисциплины «История» направлен на формирование у студентов направления подготовки 38.03.01.62 «Экономика» следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

- владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1),

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6),

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет(ПК-9).

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Курс «История» является дисциплиной базовой части первого цикла учебного плана и преподается студентам по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика» в 1-м семестре в объеме 4-х зачетных единиц, 144 часов.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, приобретенных в рамках курсов «Философия», «Логика», «Политология», «Социология», предусмотренных учебным планом СЗФ МГЭИ.

Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1 зачётной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Общая трудоемкость дисциплины по направлению подготовки «Экономика» составляет 4 зачетные единицы (144 часов). Одна зачетная единица равна 36 часам.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов Семестр
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы под контролем преподавателя    
Вид промежуточной аттестации: экзамен    
Общая трудоемкость, час. Зачетные единицы    
   

Заочная форма обучения

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции    
Практические занятия (ПЗ), в том числе зачет    
Семинары (С)    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работы)    
Расчетно-графические работы    
Рефераты    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации: экзамен    
Общая трудоемкость, часы, зачетные единицы    
   

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (МОДУЛЯМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, А ТАКЖЕ ФОРМ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ

4.1 Структура дисциплины (распределение учебного времени по семестрам, темам и видам учебных занятий)

а) для студентов очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  История в системе социально-гуманитарных наук. Теоретико-методологические основы исторической науки           ОК-1,3,6
  Древнейшие человеческие цивилизации. Особенности становления государственности в России и мире       2*       ОК-1,3,6   ПК-9
  Русские земли в XIII–XV веках и европейское средневековье          
  Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации          
  Россия и мир в XVIII–XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот       4*  
  Россия и мир в ХХ веке       4*  
  Россия и мир в XXI веке          
  Экзамен            
  Итого       18/10*    

б) для студентов заочной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  История в системе социально-гуманитарных наук. Теоретико-методологические основы исторической науки           ОК-1,3,6
  Древнейшие человеческие цивилизации. Особенности становления государственности в России и мире               ОК-1,3,6   ПК-9
  Русские земли в XIII–XV веках и европейское средневековье          
  Россия в XVI–XVII веках в контексте развития европейской цивилизации          
  Россия и мир в XVIII–XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот          
  Россия и мир в ХХ веке          
  Россия и мир в XXI веке          
  Экзамен            
  Итого            

4.2 Содержание дисциплины

Исторической науки

 

Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки. Роль теории в познании прошлого. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Основные направления современной исторической науки. Основные этапы развития исторической науки в новое время: от собирания нравоучительных примеров к осмыслению истории как процесса развития человечества. Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории.

Исследователь и исторический источник. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. Источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической информации.

 

В России и мире

 

Зарождение человеческого общества и специфика цивилизаций древности. Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. Территория России в системе Древнего мира. Древнейшие культуры Северной Евразии (неолит и бронзовый век). Страна ариев. Киммерийцы и скифы. Древние империи Центральной Азии.

Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое Переселение народов в III–VI веках. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

Падение Римской империи. Смена форм государственности. Варварские королевства. Государство франков*. Меровинги и Каролинги.

Традиционные формы социальной организации европейских народов в догосударственный период.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Социально-эко­но­ми­ческие и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв.

Восточные славяне в древности (VIII–XIII вв.). Причины появления княжеской власти и ее функции. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства. Генезис древнерусской государствен­ности и роль норманнского влияния. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя». Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя.

Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси.

Эволюция древнерусской государственности в XI–XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

Соседи Древней Руси в IX–XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

И европейское средневековье

 

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.

Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Образование монгольской державы. Социальная струк­тура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи*. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада. Александр Невский*. Образование Великого княжества Литовского и Русского. Польша и Литва. Кревская уния. Литва как второй центр объединения русских земель.

Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества. Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.

Московское государство в ХV в.: характер власти, порядок управления, социальная организация. Формирование национально-государственной идеологии. Появление государственной символики.

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: источники по отечественной истории (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные), государство франков, Улус Джучи, Александр Невский, Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси, реформы Александра II, декабристы, Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия, экономическая программа большевиков, решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма, значение XX и XXII съездов КПСС, МАГАТЭ, цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР, Россия в начале XXI века.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач. Работу можно выполнять по литературным источникам и материалам, публикуемым в интернете, а также используя личные наблюдения. Также самостоятельная работа включает подготовку и анализ материалов по темам пропущенных занятий.

№ п/п Вид учебно-методического обеспечения Кол-во
  Рабочая тетрадь  
  Темы контрольных работ  
  Тестовые задания  
  Вопросы для самоконтроля знаний  
  Темы для самостоятельного изучения  
  Темы докладов, сообщений  
  Практические задания, в том числе:  
7.1 Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов  
7.2. Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий  

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на практических занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных работ.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы (эссе) по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей студента.

При применении современных образовательных технологий следует опираться на знания и опыт студентов, приобретенные ими как в системе среднего и высшего образования, так и в процессе жизнедеятельности.

Подготовка выступлений, научных сообщений и творческих работ способствует формированию навыков научно-профессиональной деятельности.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем. Формой итогового контроля знаний студентов является экзамен. Один семестровый экзамен выражается 1 зачетной единицей (36 часов): 3 дня подготовки (27 часов) и 1 день на экзамен (9 часов).

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в СЗФ МГЭИ.

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе текущей аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для текущей аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе промежуточной аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по направлению подготовки 38.03.01.62 «Экономика».

ФОСы по дисциплине «История» хранятся на кафедре в соответствующей папке.


Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену

1. История как наука и её место в системе гуманитарного знания.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Зарождение человеческого общества и специфика цивилизаций древности.

4. Восточные славяне и окружающие их народы в древности.

5. Предпосылки и основные этапы образования Древнерусского государства.

6. Социально-экономический и политический строй Древнерусского государства.

7. Внешняя политика Новгородско-Киевской Руси в IХ–ХII вв.

8. Основные причины и последствия феодальной раздробленности Руси.

9. Русские княжества в период феодальной раздробленности Руси.

10. Борьба народов Руси против немецко-шведской агрессии в XIII в.

11. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия: проблемы, суждения, гипотезы.

12. Характерные черты развития стран Запада и Востока в XV–XVII вв.

13. Основные этапы образования Московского централизованного государства и их характеристика.

14. Социально-экономический и политический строй Российского централизованного государства в XV–XVI вв.

15. Реформы Ивана Грозного и их последствия.

16. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия.

17. Основные этапы утверждения крепостного права в России.

18. Социально-политический кризис конца ХVI – начала XVII в. Смутное время и его последствия.

19. Польско-шведская интервенция и борьба русского народа за независимость в начале XVII в.

20. Основные тенденции развития российского государства во второй половине XVII в.

21. Государственные реформы Петра I, их цивилизационные особенности и последствия.

22. Борьба России за выход к Балтийскому морю. Северная война.

23. Эпоха дворцовых переворотов XVIII века.

24. «Бунташный век»: особенности социального протеста посадского и крестьянского населения в России.

25. Российская империя во второй половине XVIII в. Екатерина II.

26. Международное положение и внешняя политика Российской империи в период «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

27. Основные факторы и явления мирового развития в XIX в.

28. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в. Кризис крепостничества.

29. Реформаторская деятельность М. Сперанского.

30. Отечественная война 1812 г. и ее историческое значение.

31. Движение декабристов и его историческое значение.

32. Общественные движения в русском обществе в 30–50-е гг. XIX в.

33. Крестьянская реформа 1861 г. и её значение.

34. Земская реформа 1864 г. и её значение.

35. Судебная реформа 1864 г. и её значение.

36. Особенности складывания капиталистического (индустриального) общества в России в пореформенный период.

37. Контрреформы Александра III в 80-90-е гг. XIX в.

38. Революционное движение в России во второй половине XIX в.

39. Духовная жизнь и культура России в XIX в.

40. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

41. Российская империя в контексте мирового развития на рубеже XIX – начала ХХ века.

42. Революция 1905-1907 гг. в России: причины, ход, результаты.

43. Реформы П.А.Столыпина и их значение.

44. Участие России в Первой мировой войне (1914–1918).

45. Февральская революция 1917 г. в России: причины, события, последствия.

46. Октябрьская революция 1917 г.и ее место в истории.

47. Политические и социально-экономические преобразования советской власти в 1917–1920 гг.

48. Гражданская война в России (1917–1922): причины, события, последствия.

49. Национально-государственное строительство после Гражданской войны. Образование СССР.

50. Новая экономическая политика (НЭП) советского государства, ее сущность и итоги.

51. Страны Западной Европы, Азии и Америки в 20–30-е гг. ХХ в.

52. Форсированная модернизация советского общества в конце 20-х – 30-е гг. ХХ в.

53. Политическое развитие СССР в 20–30-е гг. Формирование культа личности Сталина.

54. Внешняя политика Советского Союза в 20–30-е годы.

55. Причины, характер и итоги Второй мировой войны.

56. Причины, характер и итоги Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

57. Основные периоды Великой Отечественной войны и их характеристика.

58. Основные факторы и явления мирового развития после окончания Второй мировой войны.

59. Послевоенный мир. Противостояние двух мировых систем (1945–1965 гг.).

60. Развитие Советского государства в 1945–1953 гг.

61. Научно-техническая революция, формирование постиндустриального общества в ведущих странах мира

62. Реформы Н. С. Хрущева: предпосылки, сущность, противоречия.

63. Советское общество в 70-е – первой половине 80-х гг.

64. Основные направления внешней политики СССР в 70–80-е годы.

65. Реформы М. С. Горбачева: этапы, содержание, последствия.

66. Распад СССР и его последствия.

67. Геополитические и общественные изменения в мире после исчезновения СССР.

68. Внешняя политика России в постсоветское время. Новые геополитические реальности.

69. Политический кризис 1993 года и его последствия.

70. Социально-экономическое и политическое развитие России в 90-е годы ХХ столетия.

71. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале ХХI столетия.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

А). Основная литература:

1. Кириллов В.В. История России: учеб. пос. для бакалавров.– М.: Юрайт, 2013.-663с.- гриф

2. История России: учебник для бакалавров / под ред. Д.О. Чуракова, С.А. Саркисяна.- М.: Юрайт, 2014.- 336с.- гриф

Б). Дополнительная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учеб. пос. для бакалавров.– М.: Юрайт, 2013.-655с.-гриф 2. Некрасова М.Б. Отечественная история: учеб. пос.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2010.- 378с.- гриф

3. История для бакалавров: учебник / П.С. Самыгин и др.- Ростов-на-Дону: Феникс,2011.- 573с.- гриф

4. Нестеренко Е.И. История России: учебно- практ. пос. – М.: Вуз. учебник: ИНФРА-М, 2010.- 296с.- гриф

5. Дворниченко А.Ю. История России: учебник.- 2-еизд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2010.- 480с.

6. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 528 с.

7. Кириллов В.В. История России: учеб. пос. для бакалавров.– М.: Юрайт, 2013.-663с.- гриф.

8. Новейшая история России.1914-2011: учеб. пос. для бакалавров / под ред. М.В. Ходякова.- 6-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт, 2015.- 541с.- гриф

9. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / под ред. А.Н. Сахарова.- М.: Проспект,2012.- 544с.

10. Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник для бакалавров.- М.: ИНФРА-М, 2013.- 639с.- гриф

11. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России: учеб. пос.- М.: Проспект, 2004.- 592с.- гриф

12. Ключевский В.О. Полное собрание сочинений.- 1 эл. опт. диск. 13. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2012.- 528 с.

14. Фортунатов В.В. История: учеб. пос. для бакалавров.- СПб.: Питер, 2014.-464с.- гриф

 

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Институт дистанционного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН) – http://www.ido.edu.ru/history/

2. Президентская библиотека – http:// www.prlib.ru

3. Сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование» – http://humanities.edu.ru/

4. Сайт «Электронная библиотека по истории» – http://history.ru/

5. Сайт «Русский гуманитарный интернет-универси­тет» – http://www.i-u.ru/

6. Слово. Православный образовательный портал – http://www.portal-slovo.ru

7. Электронная библиотека сайта Института философии РАН – www. history.ru

8. Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика – http://ihtik.lib.ru


 

 

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования профессиональных навыков обучающихся. Процент таких занятий из общего числа аудиторных занятий составляет 50% от общего количества аудиторных занятий.

Основными видами учебной работы являются лекционные, практические занятия, коллоквиумы. Групповое обсуждение и индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач, в т.ч. посредством телекоммуникационных технологий. Метод проектов, обсуждение конкретных ситуаций. Групповые дискуссии, разбор конкрет­ных профессиональных задач, заслушивание докладов, дискуссии, анализ случаев (кейс-метод). Просмотр и анализ учебных фильмов. Имитационные игры (ролевые, деловые), тренинги.

Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с литературными источниками, их анализ, подготовку выступлений и обсуждение на семинарских заня­тиях, составление портфолио (подборка материалов из разных источников, содержащих анализ и изложение собственного взгляда на проблему) по выбранной из программы курса теме. Портфолио, как правило, используется для самостоятельной работы студентов по темам пропущенных занятий. Написание рефератов.

Успешное овладение содержанием данной дисциплины предполагает выполнение обучаемыми ряда рекомендаций: 1) использовать аналитические знания, приобретенные в ходе предыдущего периода обучения, мировоззренческую культуру, а также на жизненный опыт; 2) уметь слушать и конспектировать лекции, так как лектор имеет возможность познакомить обучаемых с новейшими данными науки, с теми знаниями, которые еще не нашли отражения в учебниках и пособиях. К тому же на лекции учитывается психологический настрой обучаемых и уровень их подготовки; 3) систематически посещать практические занятия; отчитываться перед преподавателем за пропущенные занятия; 4) добросовестно готовиться ко всем видам практических занятий, приобретая в ходе занятий необходимые навыки и умения аргументированного обоснования своей точки зрения по наиболее важным социальным явлениям; 5) следует внимательно изучить материалы, характеризующие учебную дисциплину и определяющие целевую установку; 6) необходимо иметь подборку литературы, достаточную для изучения настоящей дисциплины; 7) основное содержание той или иной проблемы следует уяснить, самостоятельно изучая учебную литературу; 8) при работе с учебной литературой постоянно уточнять сущность и содержание понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям; 9) не ограничиваться только теоретическим, умозрительным характером рассмотрения явлений и процессов. Тесно связывать их с практикой социального развития, уметь использовать их в качестве инструментария для непосредственного анализа реальных социальных и профессиональных проблем; 10) прилагать собственные интеллектуальные усилия, а не только нагружать память, механически заучивая те или иные термины и теоретические определения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.124 с.)